Данная рабочая программа для учащихся 9 (СК) класса VIII вида разработана в полном соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования Министерства образования РФ. Программа разработана на основе авторской педагогической разработки «Профессионально-трудовое обучение» специальных коррекционных классов VIII вида МБОУ «СОШ № 1» для детей с ограниченными возможностями здоровья по технологии (девочки) для 5-9 классов. Автор программы А.В. Рубцова, 2009 год. Решение ГЭС; протокол № 4 от 09.04.2009. Рецензия кафедры коррекционно-развивающего обучения ИПКРО; протокол № 3 от 05.03.2009.
Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Цель данной программы: научить учащихся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи и подготовить их к самостоятельной жизни и деятельности в области надомного труда, ремесленной мастерской или в условиях швейного производства. Знания и умения прописаны в программе после каждого раздела для каждой параллели. Так же в программе прописаны теоретические знания и практические работы на каждый подраздел. Программа состоит из: пояснительной записки, содержания, тематического планирования и списка литературы. В программе предусмотрено 2 раздела.
Новые темы в программу не вводились, а расширялись уже имеющиеся, за счёт увеличения числа обработок, увеличения времени на выполнение практических работ. Последовательность изложения тем в программе дана по мере усложнения, что позволяет учителю направлять процесс обучения не только на накопление определённых знаний и умений по специальности швея-мотористка, но и максимально возможную коррекцию недостатков развития умственно отсталых учащихся. Результатом такого обучения должно стать достижение психологической готовности выпускников к самостоятельной жизни и деятельности в области надомного труда, ремесленной мастерской или в условиях швейного производства.
В программу предмета «Профессионально-трудовое обучение» в специальных (коррекционных) классах VIII вида введён раздел «Домоводство». При изучении данного раздела ставятся задачи:
научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи;
заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Умение вести хозяйство должно складываться из знакомых, привычных детям обязанностей и дел, которые на первый взгляд просты, но, при столкновении с ними в быту, вызывают затруднения.
Некоторые темы из года в год повторяются по принципу их усложнения и дополнения новыми сведениями. Занятия по домоводству планируется проводить не как урок, а как совместное интересное дело, при этом обязательно использовать деловые игры с привлечением материалов из устного народного, прикладного и художественного творчества. Занятия (в зависимости от их содержания) должны иметь конкретные практические результаты: выглаженные или починенные вещи, посаженные овощи и др. При оценке знаний необходимо руководствоваться итогами практических умений, при этом усилия детей надо всячески поощрять.
Совершенствование общетрудовых умений и навыков происходит при изучении швейного дела. Программа «Профессионально-трудовое обучение» предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и лёгкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской лёгкой одежды.
Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися промышленной технологией пошива женской и детской одежды и скоростным приёмам труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по пошиву женской и детской лёгкой одежды, но и другой продукции.
Обучение по данной программе ведётся с опорой на те знания, которые учащиеся приобретают на уроках черчения, математики, естествознания и др. предметах. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т.д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению учащимися общеобразовательных предметов.
Введение в программу раздела «Домоводство» позволяет комплексно решать основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития умственно отсталого подростка, практически подготавливает его к самостоятельной жизни.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Домоводство – 62 часа.
Планирование семьи – 13 часов.
Ответственность родителей. Ждём ребёнка. Беременность. Роды. Появление новорожденного в доме. Уход за новорожденным. Развитие ребёнка первого года жизни. Если ребёнка иметь рано.
Дела хозяйки дома – 21 час.
Здоровье и экономное питание. Интерьер кухни. Размещение оборудования кухни. Благоустройство кухни. Санитарное состояние кухни. Уютный быт. Уход за одеждой из текстильных волокон. Стирка и ВТО изделий. Штопка одежды. Ремонт детской одежды с использованием аппликации. Аппликация. Варианты аппликации. Технология выполнения простейших швов. Виды ручных швов. Технология выполнения. Петельный шов. Контурная вышивка. Обработка края салфетки.
Швейное дело – 244 часа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс (306 часов)
Домоводство – 62 часа.
№ п/п
Подразделы и темы
Количество часов
Я и моя будущая семья
Девушка – будущая жена, мать.
Закон о семье и браке.
Когда создаётся семья.
Сиротство – что это такое?
Экономное ведение домашнего хозяйства.
Семья и бизнес.
Основы экономии и бережливости в семье.
Планирование семьи
Ответственность родителей.
Ждём ребёнка.
Беременность. Роды.
Появление новорожденного в доме.
Уход за новорожденным.
Развитие ребёнка первого года жизни.
Если ребёнка иметь рано.
Дела хозяйки дома
Здоровье и экономное питание.
Интерьер кухни. Размещение оборудования кухни.
Благоустройство кухни. Санитарное состояние кухни.
Уютный быт.
Уход за одеждой из текстильных волокон. Стирка и ВТО изделий.
Штопка одежды. Ремонт детской одежды с использованием аппликации.
Аппликация.
Варианты аппликации.
Технология выполнения простейших швов.
Виды ручных швов. Технология выполнения.
Петельный шов.
Контурная вышивка.
Обработка края салфетки.
Практические работы для девочек. Вязание крючком.
Краткие сведения из истории старинного рукоделия.
Изделия, связанные крючком, в современной моде.
Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка к работе.
Условные обозначения, применяемые при вязании крючком.
Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Расчёт количества петель.
Набор петель крючком. Воздушная петля.
Технология выполнения петель: столбик без накида, столбик с одним и двумя накидами.
Пико. Ажурные узоры.
Вязание салфетки.
Швейное дело – 244 часа.
Особенности обработки изделий из синтетических тканей
Синтетические волокна. Их производство и свойства.
Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей.
Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани.
Особенности ВТО синтетической ткани.
Уход за изделиями из синтетических тканей.
Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бёдер
Платье отрезное и цельнокроеное.
Ткани, используемые для пошива платья отрезного по линии талии или бедер.
Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья.
Раскрой платья, отрезного по линии талии.
Подготовка платья к примерке.
Обработка вытачек, складок, фасонных линий.
Обработка плечевых швов.
Обработка боковых швов.
Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной.
Соединение лифа с юбкой.
Обработка рукавов.
Соединение рукава с проймой.
Обработка низа изделия.
Окончательная отделка и утюжка изделия.
ВТО изделий на швейной фабрике
Оборудование отделочного цеха.
Организация рабочего места при ВТО изделия.
Трудовое законодательство
Кодекс законов о труде.
Трудовой договор.
Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину
Готовая выкройка.
Изготовление выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа.
Выбор фасона изделия с учётом его сложности.
Перевод выкройки из журнала мод.
Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды
Выбор фасона изделия. Перевод выкройки.
Подбор ткани, ниток, фурнитуры и отделки.
Раскрой изделия.
Обработка горловины косой бейкой.
Обработка плечевых швов.
Обработка пройм косыми бейками.
Обработка боковых швов.
Обработка петли на полочке для ленты.
Настрочить кулиску для атласной ленты.
Обработка низа изделия.
Окончательная отделка и утюжка туники.
Оборудование швейного цеха
Универсальная швейная машина.
Приспособления к универсальной швейной машине.
Заправка нитей в машину.
Регулятор строчки.
Специальные швейные машины.
Заправка верхней и нижней нитей в специальной швейной машине (оверлок).
Швейные машины автоматы и полуавтоматы.
Организация труда и производства на швейной фабрике
Основные этапы изготовления одежды.
Цеха на швейной фабрике.
Норма времени и норма выработки.
Бригадная форма организации труда.
Оплата труда швеи-мотористки.
Правила безопасной работы на швейной фабрике
Законодательство по охране труда.
Безопасность труда на швейной фабрике.
Электробезопасность.
Безопасность труда в швейном цехе.
Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.
9. Иванова М.В. Активизация учащихся на уроках технологии [Текст] / М.В. Иванова // Школа и производство. – 2006. - № 4. – С. 62-24.
10. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 5 кл. (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010.
11. Кройка и шитьё. Под ред. Хацкевич Ю.Г. М. АСТ, 2002.
12. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений [Текст] / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
13. Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. 1993. N5.
14. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 2000.
15. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
16. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.
18. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки); изд-во «5 за знания», 2010 г. Москва
19. Рукоделие. Популярная энциклопедия. Под ред. Андреевой И.А. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002
20. Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 5-9 класса общеобразовательных учреждений/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М.: Просвещение, 2003 год.
21. Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1997. N4.
22. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. 6-9 класс. М.: Просвещение, 2001.
23. Чижик Т.Б. Рукоделие от безделья [Схемы] / Т.Б. Чижик, М.В. Чижик. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. – 315 с.
24. Шинкоренко В. А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 2002. N2.
Список литературы для обучающихся:
1. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 9 кл. (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010.
2. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 9 кл. (Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010.
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО
Зам. директора по УВР
Директор МБОУ «СОШ №1»
протокол от ___________ 201____№_____
____________________С.А. Кручина
«______»_______________________2012 г.
__________________Г.А.Полынцева
«______»_______________________2012 г.
Календарно-тематическое планирование уроков по технологии предмет
Класс: 9(СК VIII вид)
Учитель: Рубцова А.В.
Количество часов: 306
в неделю :____9_____ часов
Плановых контрольных работ __
Планирование составлено на основе:
Адаптированной программы специальных коррекционных классов VIII вида МБОУ «СОШ № 1» по технологии (девочки) для 5-9 классов. Автор программы А.В. Рубцова,, 2009 год. Решение ГЭС; протокол № 4 от 09.04.2009. Рецензия кафедры коррекционно-развивающего обучения ИПКРО; протокол № 3 от 05.03.2009.
Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5-9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. На основании изменений в учебном плане на 2012-2013 учебный год в специальных (коррекционных) классах увеличено количество недельных часов по предмету технология: 5 класс – 5 часов в неделю; 6 класс – 5 часов в неделю; 7 класс- 7 часов в неделю; 8 класс – 9 часов в неделю; 9 класс – 9 часов в неделю.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Адаптированной программой специальных коррекционных классов VIII вида МБОУ «СОШ № 1» по технологии (девочки) для 5-9 классов.
Данная программа разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ, разработана на основе программ «Домоводство» под ред. И.М. Бгажноковой, 2003 г. М. «Просвещение» и «Швейное дело», разработка института коррекционной педагогики Российской Академии образования под ред. В.В. Воронковой, 2001 г. М. «Владос», для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Цель данной программы: научить учащихся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи и подготовить их к самостоятельной жизни и деятельности в области надомного труда, ремесленной мастерской или в условиях швейного производства. Знания и умения прописаны в программе после каждого раздела для каждой параллели. Так же в программе прописаны теоретические знания и практические работы на каждый подраздел. Программа состоит из: пояснительной записки, содержания, тематического планирования и списка литературы. В программе предусмотрено 2 раздела: «Домоводство» и «Швейное дело».
Введение в программу раздела «Домоводство» позволяет комплексно решать основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития умственно отсталого подростка, практически подготавливает его к самостоятельной жизни.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы
Реквизиты программы
УМК
обучающихся
УМК
учителя
Федерадьный
компонент
Федеральный компонент
Региональный
компонент
Школьный компонент
Адаптированная программа специальных коррекционных классов VIII вида МБОУ «СОШ № 1» по технологии (девочки) для 5-9 классов. Автор программы А.В. Рубцова,, 2009 год. Решение ГЭС; протокол № 4 от 09.04.2009. Рецензия кафедры коррекционно-развивающего обучения ИПКРО; протокол № 3 от 05.03.2009.
1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Технология. Швейное дело» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида _ М.: Просвещение, 2010 год.
1.Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Технология. Швейное дело. 9 класс» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида _ М.: Просвещение, 2010 год.
2. Е.Н. Перова Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки); изд-во «5 за знания», 2009 г. Москва.
3. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. Технология. Конспекты уроков 5-9 классы
изд-во «5 за знания», 2010 г. Москва.
Тематическое планирование
Класс
№
Урока
Тема
Дата
Количество часов
Форма контроля
Название практических, лабораторных, творческих работ
Д/з
Домоводство -62 часа
ученик должен иметь представление:
об основных положениях (законах) о семье и браке;
о нравственных правилах создания семьи, ее финансовом обеспечении;
о роли отца и матери в воспитании детей
знать:
главные предпосылки, необходимые для создания семьи;
основы нравственных устоев семьи;
ролевые и половые функции мужчины и женщины (отца и матери) в семье;
основные требования по уходу за одеждой из текстильных волокон;
возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров, их условные обозначения.
уметь:
подготавливать материалы к вязанию, подбирать крючок в зависимости от толщины;
рассчитывать количество петель;
выполнять петли: столбик без накида, столбик с одним и двумя накидами, пико, ажурные узоры.
Девушка – будущая жена, мать.
ответы на вопросы
конспект
Закон о семье и браке.
ответы на вопросы
конспект
Когда создаётся семья.
ответы на вопросы
конспект
Сиротство – что это такое?
ответы на вопросы
конспект
Экономное ведение домашнего хозяйства.
ответы на вопросы
конспект
Семья и бизнес.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Составить перечень товаров и услуг, которые можно производить в условиях семьи.
§ 2 стр. 10 (8 кл.)
Основы экономии и бережливости в семье.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Разработайте предложения по экономии электроэнергии в быту.
§ 4 стр. 22 (8 кл.)
Ответственность родителей.
ответы на вопросы
конспект
Ждём ребёнка.
ответы на вопросы
конспект
Беременность. Роды.
ответы на вопросы
конспект
Появление новорожденного в доме.
фронтальный устный опрос
конспект
Уход за новорожденным.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Распределение обязанностей по уходу за ребёнком.
записи в тетради
Развитие ребёнка первого года жизни.
контроль за выполнением практической работы
Ролевая игра: Чему нужно обучать малыша.
конспект
Если ребёнка иметь рано.
ответы на вопросы
конспект
Здоровье и экономное питание.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Оценить стоимость питания семьи на неделю.
§ 5 стр. 28 (8 кл.)
Интерьер кухни. Размещение оборудования кухни.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Размещение оборудования кухни.
§ 52 стр. 227
(5 кл.)
Благоустройство кухни. Санитарное состояние кухни.
ответы на вопросы
§ 54 стр. 235
(5 кл.)
Уютный быт.
ответы на вопросы
конспект
Уход за одеждой из текстильных волокон. Стирка и ВТО изделий.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Изучение символов ухода за текстильными изделиями.
стр. 92-96 (7 кл.)
Штопка одежды. Ремонт детской одежды с использованием аппликации.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Выполнение ремонта штопкой при помощи переплетения нитей.
§ 31 стр. 143
(5 кл.)
Аппликация.
ответы на вопросы
конспект
Варианты аппликации.
ответы на вопросы
конспект
Технология выполнения простейших швов.
ответы на вопросы
§ 30 стр. 137
(5 кл.)
Виды ручных швов. Технология выполнения.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: выполнение ручных стежков и строчек.
§ 5 стр. 25
(5 кл.)
Петельный шов.
Контурная вышивка.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Выполнение петельного шва на образце.
оформить образец в альбом
Обработка края салфетки.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Обработка края салфетки петельным швом.
доделать практическую работу
Краткие сведения из истории старинного рукоделия.
Изделия, связанные крючком, в современной моде.
ответы на вопросы
стр. 195 (5 кл.)
Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка к работе.
ответы на вопросы
§ 37 стр. 195
(5 кл.)
Условные обозначения, применяемые при вязании крючком.
чтение схем
конспект
Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Расчёт количества петель.
ответы на вопросы
конспект
Набор петель крючком. Воздушная петля.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Набор петель крючком. Вывязывание начальной петли, воздушной петли.
§ 38 стр. 198
(5 кл.)
Технология выполнения петель: столбик без накида, столбик с одним и двумя накидами.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Выполнение петель: столбик без накида, столбик с одним и двумя накидами.
§ 39 стр. 204
(5 кл.)
Пико. Ажурные узоры.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Ажурное вязание по кругу.
§ 40 стр. 211
(5 кл.)
Вязание салфетки.
контроль за выполнением практической работы
Пр. раб: Вязание салфетки.
закончить вязание салфетки
Швейное дело – 244 часа
ученик должен знать:
особенности обработки изделий из синтетических тканей;
новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии;
основные механизмы универсальной и специальных швейных машин;
основы трудового законодательства;
организацию труда и производства на швейной фабрике;
технологию пошива одежды, применяемую в массовом производстве;
технологию вязания спицами.
уметь:
рационально организовывать рабочее место;
находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
распределять работу при коллективной деятельности;
изготавливать трикотажные изделия.
23.10.09.
Синтетические волокна. Их производство и свойства.
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.238.6 (0.01 с.)