Подготовка брюк к перекрою. Снятие мерок для построения чертежа клиньевой юбки. Построение чертежа клиньевой юбки. Применение рельефов и отделочных строчек для маскировки потёртых мест. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки юбки на ткань. Раскрой. Подготовка деталей кроя к смётыванию. Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки. Обработка юбки после примерки. Соединение клиньев. Обработка застёжки в боковом шве юбки тесьмой-молнией. Обработка пояса. Соединение пояса с верхним срезом юбки. Обработка нижнего среза юбки. Обработка петли и пришивание пуговицы.
К концу обучения в 9 классе учащиеся должны знать:
- особенности обработки изделий из синтетических тканей;
- новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии;
- основные механизмы универсальной и специальных швейных машин;
- основы трудового законодательства;
- организацию труда и производства на швейной фабрике;
- технологию пошива одежды, применяемую в массовом производстве;
- технологию вязания спицами.
Учащиеся должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
- находить и устранять допущенные дефекты;
- планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности;
- изготавливать трикотажные изделия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс (306 часов)
Домоводство – 62 часа.
|
№ п/п
| Подразделы и темы
| Количество часов
|
| Я и моя будущая семья
Девушка – будущая жена, мать.
|
|
| Закон о семье и браке.
|
|
| Когда создаётся семья.
|
|
| Сиротство – что это такое?
|
|
| Экономное ведение домашнего хозяйства.
|
|
| Семья и бизнес.
|
|
| Основы экономии и бережливости в семье.
|
|
| Планирование семьи
Ответственность родителей.
|
|
| Ждём ребёнка.
|
|
| Беременность. Роды.
|
|
| Появление новорожденного в доме.
|
|
| Уход за новорожденным.
|
|
| Развитие ребёнка первого года жизни.
|
|
| Если ребёнка иметь рано.
|
|
| Дела хозяйки дома
Здоровье и экономное питание.
|
|
| Интерьер кухни. Размещение оборудования кухни.
|
|
| Благоустройство кухни. Санитарное состояние кухни.
|
|
| Уютный быт.
|
|
| Уход за одеждой из текстильных волокон. Стирка и ВТО изделий.
|
|
| Штопка одежды. Ремонт детской одежды с использованием аппликации.
|
|
| Аппликация.
|
|
| Варианты аппликации.
|
|
| Технология выполнения простейших швов.
|
|
| Виды ручных швов. Технология выполнения.
|
|
| Петельный шов.
Контурная вышивка.
|
|
| Обработка края салфетки.
|
|
| Практические работы для девочек. Вязание крючком.
Краткие сведения из истории старинного рукоделия.
Изделия, связанные крючком, в современной моде.
|
|
| Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка к работе.
|
|
| Условные обозначения, применяемые при вязании крючком.
|
|
| Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Расчёт количества петель.
|
|
| Набор петель крючком. Воздушная петля.
|
|
| Технология выполнения петель: столбик без накида, столбик с одним и двумя накидами.
|
|
| Пико. Ажурные узоры.
|
|
| Вязание салфетки.
|
|
Швейное дело – 244 часа.
|
| Особенности обработки изделий из синтетических тканей
Синтетические волокна. Их производство и свойства.
|
|
| Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей.
|
|
| Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани.
|
|
| Особенности ВТО синтетической ткани.
|
|
| Уход за изделиями из синтетических тканей.
|
|
| Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бёдер
Платье отрезное и цельнокроеное.
|
|
| Ткани, используемые для пошива платья отрезного по линии талии или бедер.
|
|
| Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья.
|
|
| Раскрой платья, отрезного по линии талии.
|
|
| Подготовка платья к примерке.
|
|
| Обработка вытачек, складок, фасонных линий.
|
|
| Обработка плечевых швов.
|
|
| Обработка боковых швов.
|
|
| Обработка воротника. Соединение воротника с горловиной.
|
|
| Соединение лифа с юбкой.
|
|
| Обработка рукавов.
|
|
| Соединение рукава с проймой.
|
|
| Обработка низа изделия.
|
|
| Окончательная отделка и утюжка изделия.
|
|
| ВТО изделий на швейной фабрике
Оборудование отделочного цеха.
|
|
| Организация рабочего места при ВТО изделия.
|
|
| Трудовое законодательство
Кодекс законов о труде.
|
|
| Трудовой договор.
|
|
| Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину
Готовая выкройка.
|
|
| Изготовление выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа.
|
|
| Выбор фасона изделия с учётом его сложности.
|
|
| Перевод выкройки из журнала мод.
|
|
| Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды
Выбор фасона изделия. Перевод выкройки.
|
|
| Подбор ткани, ниток, фурнитуры и отделки.
|
|
| Раскрой изделия.
|
|
| Обработка горловины косой бейкой.
|
|
| Обработка плечевых швов.
|
|
| Обработка пройм косыми бейками.
|
|
| Обработка боковых швов.
|
|
| Обработка петли на полочке для ленты.
|
|
| Настрочить кулиску для атласной ленты.
|
|
| Обработка низа изделия.
|
|
| Окончательная отделка и утюжка туники.
|
|
| Оборудование швейного цеха
Универсальная швейная машина.
|
|
| Приспособления к универсальной швейной машине.
|
|
| Заправка нитей в машину.
|
|
| Регулятор строчки.
|
|
| Специальные швейные машины.
|
|
| Заправка верхней и нижней нитей в специальной швейной машине (оверлок).
|
|
| Швейные машины автоматы и полуавтоматы.
|
|
| Организация труда и производства на швейной фабрике
Основные этапы изготовления одежды.
|
|
| Цеха на швейной фабрике.
|
|
| Норма времени и норма выработки.
|
|
| Бригадная форма организации труда.
|
|
| Оплата труда швеи-мотористки.
|
|
| Правила безопасной работы на швейной фабрике
Законодательство по охране труда.
|
|
| Безопасность труда на швейной фабрике.
|
|
| Электробезопасность.
|
|
| Безопасность труда в швейном цехе.
|
|
| Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.
|
|
| Технология пошива простейших изделий, выпускаемых швейной фабрикой
Ассортимент простейших изделий фабрики.
|
|
| Ткань для пошива постельного и детского белья.
|
|
| Основные детали изделий, названия срезов.
|
|
| Виды швов, используемых при пошиве изделий.
|
|
| Последовательность обработки изделий.
|
|
| Пошив простыни.
|
|
| Наволочка с клапаном.
|
|
| Пошив наволочки с клапаном.
|
|
| Пододеяльник.
|
|
| Раскрой полуторного или двуспального пододеяльника.
|
|
| Обработка выреза в пододеяльнике.
|
|
| Соединение полотнищ пододеяльника.
|
|
| Окончательная отделка пододеяльника.
|
|
| Технические условия на готовые изделия.
|
|
| Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.
|
|
| Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве
Работа подготовительного и раскройного цехов.
|
|
| Изготовление лекал.
|
|
| Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике.
|
|
| Раскрой платья по лекалам. Пошив платья по производственной технологии (без предварительного смётывания)
Раскрой платья по лекалам.
|
|
| Заготовка переда платья.
|
|
| Соединение плечевых срезов.
|
|
| Обработка горловины платья подкройной обтачкой.
|
|
| Втачать рукава в пройму.
|
|
| Соединение боковых срезов.
|
|
| Обработка низа изделия и рукавов.
|
|
| Утюжка изделия.
|
|
| Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии
Новые ткани из натуральных волокон.
|
|
| Ткани с пропиткой, с применением металлизированных нитей.
|
|
| Нетканые материалы.
|
|
| Использование новых тканей для изготовления одежды.
|
|
| Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды
Ассортимент поясных изделий на фабрике.
|
|
| Ткани для изготовления поясных изделий.
|
|
| Лекала для раскроя поясных изделий.
|
|
| Стачивание вытачек и боковых срезов.
|
|
| Производственный способ обработки застёжек в поясном изделии.
|
|
| Новейшая технология обработки пояса.
|
|
| Современный способ обработки низа поясного изделия.
|
|
| Обработка окантовочным швом среза мелкой детали
Обработка окантовочным швом среза мелкой детали.
|
|
| Дефекты при выполнении окантовочного шва.
|
|
| Вязание на спицах
Материалы и инструменты для вязания на спицах.
|
|
| Вязание на двух спицах.
|
|
| Вязание узоров. Долевая вязка.
|
|
| Убавление и прибавление петель.
|
|
| Орнамент в вязаных изделиях.
|
|
| Цвет в художественном оформлении вязаных изделий.
|
|
| Вязание двухцветных изделий.
|
|
| Вязание орнамента.
|
|
| Круговое вязание на пяти спицах.
|
|
| Вязание варежки.
|
|
| Вязание большого пальца.
|
|
| Выполнение спуска варежки.
|
|
| Вязание парной варежки.
|
|
| Вязание носка или подследника.
|
|
| Вывязывание пятки.
|
|
| Выполнение цельновязаных головных уборов.
|
|
| Вязание цельновязаного чепчика по принципу пятки.
|
|
| Мастерская переделок. Замена воротника и манжет в мужской сорочке
Выпарывание воротника и манжет в мужской сорочке.
|
|
| Втачивание воротника и притачивание манжет.
|
|
| Сарафан из старого пальто большого размера
Выбор модели сарафана, изготовление выкройки.
|
|
| Подготовка ткани и раскрой сарафана.
|
|
| Подготовка деталей кроя к обработке. Составление плана последовательности обработки сарафана.
|
|
| Подготовка изделия к первой примерке.
|
|
| Проведение первой примерки.
|
|
| Обработка изделия после первой примерки. Выполнить задние и передние рельефные швы.
|
|
| Обработка плечевых швов.
|
|
| Обработка боковых швов.
|
|
| Обработка горловины.
|
|
| Обработка пройм.
|
|
| Вторая примерка и обработка изделия после неё.
|
|
| Обработка нижнего среза изделия. Виды съёмной отделки.
|
|
| Окончательная отделка и утюжка сарафана.
|
|
| Клиньевая юбка из старых брюк
Подготовка брюк к перекрою.
|
|
| Снятие мерок для построения чертежа клиньевой юбки.
|
|
| Построение чертежа клиньевой юбки.
|
|
| Применение рельефов и отделочных строчек для маскировки потёртых мест.
|
|
| Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки юбки на ткань. Раскрой.
|
|
| Подготовка деталей кроя к смётыванию. Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки.
|
|
| Обработка юбки после примерки. Соединение клиньев.
|
|
| Обработка застёжки в боковом шве юбки тесьмой-молнией.
|
|
| Обработка пояса. Соединение пояса с верхним срезом юбки.
|
|
| Обработка нижнего среза юбки. Обработка петли и пришивание пуговицы.
|
|
Список литературы для учителя:
1. Бунина О.Ф., Нечипорук З.С., Сайко С.К. Домоводство. Киев, 2000.
2. Барылкина Л.П., С.Е. Соколова. Технология. Конспекты уроков 5-9 классы изд-во «5 за знания», 2006 г. Москва.
3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-пресс, 1999.
4. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1996. N6.
5. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1999.
6. Дурасов Г.П. Изобразительные мотивы русской народной вышивки [Текст] / Г.П. Дурасов. – М.: изд-во «Феникс», 1993. – 312 с.
7. Егорова Р.И. Монастырная В.П. Учись шить. М.: Просвещение, 2001.
8. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А. Модное платье. Санкт-Петербург: Из-во «Лениздат», 1999.
9. Иванова М.В. Активизация учащихся на уроках технологии [Текст] / М.В. Иванова // Школа и производство. – 2006. - № 4. – С. 62-24.
10. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 5 кл. (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010.
11. Кройка и шитьё. Под ред. Хацкевич Ю.Г. М. АСТ, 2002.
12. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебных заведений [Текст] / Г.И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
13. Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. 1993. N5.
14. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 2000.
15. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
16. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.
17. Муравьёв Е.М. Общие основы методики преподавания технологии. [Текст] / Е.М. Муравьёв, В.Д. Симоненко. – Брянск.: - 2000. – 195 с.
18. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки); изд-во «5 за знания», 2010 г. Москва
19. Рукоделие. Популярная энциклопедия. Под ред. Андреевой И.А. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002
20. Симоненко В.Д. «Технология» Учебник для 5-9 класса общеобразовательных учреждений/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М.: Просвещение, 2003 год.
21. Федосов С. Г. Трудовое обучение в 9 классе вспомогательной школы с учетом технологии базового предприятия. //Дефектология. 1997. N4.
22. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. 6-9 класс. М.: Просвещение, 2001.
23. Чижик Т.Б. Рукоделие от безделья [Схемы] / Т.Б. Чижик, М.В. Чижик. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. – 315 с.
24. Шинкоренко В. А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда. // Дефектология. 2002. N2.
Список литературы для обучающихся:
1. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 9 кл. (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010.
2. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. 9 кл. (Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010.
РАССМОТРЕНО
| СОГЛАСОВАНО
| УТВЕРЖДАЮ
|
на заседании ШМО
| Зам. директора по УВР
| Директор МБОУ «СОШ №1»
|
протокол от ___________ 201____№_____
| ____________________С.А. Кручина
«______»_______________________2012 г.
| __________________Г.А.Полынцева
«______»_______________________2012 г.
|
Календарно-тематическое планирование
уроков по технологии
предмет
Класс: 9(СК VIII вид)
Учитель: Рубцова А.В.
Количество часов: 306
в неделю :____9_____ часов
Плановых контрольных работ __
Планирование составлено на основе:
Адаптированной программы специальных коррекционных классов VIII вида МБОУ «СОШ № 1» по технологии (девочки) для 5-9 классов. Автор программы А.В. Рубцова,, 2009 год. Решение ГЭС; протокол № 4 от 09.04.2009. Рецензия кафедры коррекционно-развивающего обучения ИПКРО; протокол № 3 от 05.03.2009.
Календарно-тематическое планирование составлено для учащихся 5-9 специальных (коррекционных) классов VIII вида. На основании изменений в учебном плане на 2012-2013 учебный год в специальных (коррекционных) классах увеличено количество недельных часов по предмету технология: 5 класс – 5 часов в неделю; 6 класс – 5 часов в неделю; 7 класс- 7 часов в неделю; 8 класс – 9 часов в неделю; 9 класс – 9 часов в неделю.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Адаптированной программой специальных коррекционных классов VIII вида МБОУ «СОШ № 1» по технологии (девочки) для 5-9 классов.
Данная программа разработана в полном соответствии с проектом федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ, разработана на основе программ «Домоводство» под ред. И.М. Бгажноковой, 2003 г. М. «Просвещение» и «Швейное дело», разработка института коррекционной педагогики Российской Академии образования под ред. В.В. Воронковой, 2001 г. М. «Владос», для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Цель данной программы: научить учащихся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и обслуживанием членов семьи и подготовить их к самостоятельной жизни и деятельности в области надомного труда, ремесленной мастерской или в условиях швейного производства. Знания и умения прописаны в программе после каждого раздела для каждой параллели. Так же в программе прописаны теоретические знания и практические работы на каждый подраздел. Программа состоит из: пояснительной записки, содержания, тематического планирования и списка литературы. В программе предусмотрено 2 раздела: «Домоводство» и «Швейное дело».
Введение в программу раздела «Домоводство» позволяет комплексно решать основные задачи коррекции (выравнивания) личностного развития умственно отсталого подростка, практически подготавливает его к самостоятельной жизни.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Класс
| Количество часов в неделю согласно учебному плану школы
|
Реквизиты программы
|
УМК
обучающихся
| УМК
учителя
|
Федерадьный
компонент
Федеральный компонент
| Региональный
компонент
| Школьный компонент
|
|
|
|
| Адаптированная программа специальных коррекционных классов VIII вида МБОУ «СОШ № 1» по технологии (девочки) для 5-9 классов. Автор программы А.В. Рубцова,, 2009 год. Решение ГЭС; протокол № 4 от 09.04.2009. Рецензия кафедры коррекционно-развивающего обучения ИПКРО; протокол № 3 от 05.03.2009.
| 1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Технология. Швейное дело» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида _ М.: Просвещение, 2010 год.
| 1.Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Технология. Швейное дело. 9 класс» Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида _ М.: Просвещение, 2010 год.
2. Е.Н. Перова Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки); изд-во «5 за знания», 2009 г. Москва.
3. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. Технология. Конспекты уроков 5-9 классы
изд-во «5 за знания», 2010 г. Москва.
|
Тематическое планирование
Класс