Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проверка и оценка знаний, умений и навыковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Во вспомогательной школе учитель осуществляет постоянное наблюдение за учениками (их состоянием, настроением, отношением к работе, к товарищам, к самому учителю на уроке). Обращает внимание на желание и нежелание учеников принимать участие в обсуждении какого-то вопроса, на их умение управлять своими эмоциями в случае удач и неудач, руководствоваться требованиями дисциплины во время беседы, фронтальной работы и т. д. Учитель берет на заметку умение школьников участвовать в беседе, скорость припоминания заученного материала; время для подготовки не заученного, а самостоятельно составленного ответа; развернутость высказываний учащихся; скорость запоминания текстов, предметно-практических действий, овладения умениями; время, необходимое на полноценное усвоение учебного материала; возможность длительного сохранения усвоенных знаний; склонность каждого из учеников к той или иной деятельности; избирательное отношение учащихся к учебным предметам, изученным темам и т. д. Учитель должен знать затруднения учащихся, иначе он не сможет оказать им помощь. Помощь затрудняющемуся ребенку может исходить непосредственно от учителя, но она может быть и опосредованной, когда учитель сообщает ученику приемы, которыми тот может помочь себе сам, опираясь на дополнительное оборудование: таблицы-памятки, словарики, счетный материал и т. п. Важно иметь четкие представления о том, как долго может каждый ребенок активно трудиться на уроке, какой объем заданий ему доступен и т. д. Кроме наблюдений, учитель изучает письменные работы учеников, рисунки, поделки. Знание учащихся позволяет подбирать для них посильные задания, которые помогут ликвидировать пробелы учебного материала, будут продвигать каждого ребенка в обучении доступными ему темпами.. Зная особенности учебной работы каждого ученика, учитель может находить приемы, стимулирующие усилия ребенка. Вовремя оказанная помощь, сделанное предупреждение о возможной ошибке, похвала учителя помогают поддерживать активность школьника, воспитывают настойчивость, оказывают влияние на мотивацию учебной деятельности. Таким образом, учитель имеет возможность управлять процессом усвоения учащимися программного материала, воспитывать мотивы учения, не только обучать, но и развивать детей. Но знание возможностей учащихся, состояния усвоенных ими знаний не является конечной целью контроля. Не только учитель должен знать, чему научился школьник, чем он овладел, но и сам ребенок. Нельзя ликвидировать ошибки, недоработки ученика, если они ему неизвестны, поэтому учитель сообщает каждому школьнику, какой учебный материал он знает нетвердо, в чем ошибается, в каких случаях должен быть внимательнее. Во вспомогательной школе принято оценивать работы учеников (устные и письменные) по пятибалльной шкале. Но большее значение для школьников имеет не отметка, хотя они так же. как все дети любят получать пятерки и не любят двойки, а оценка, содержащаяся в словах учителя, которыми он сопровождает отметку. В словах, оценивающих ответ ученика, учитель выражает свое отношение. Дети реагирую на тон, которым с ними говорят, на внимание, на заботу, которые звучат в словах учителя. Школьник не обидится на плохую отметку, если она будет поставлена с огорчением, с сожалением: «Такой умный (способный...) ученик и вдруг получил плохую отметку. Ребенок может остаться даже равнодушным к пятерке, если этой отметке не порадуются учитель, члены семьи. Не у всякого школьника есть родители, не всегда, если даже они есть и общаются с ребенком, они вникают в его дела, переживают вместе с ним успехи и неудачи. Поэтому только учитель своим огорчением, своей радостью по поводу отметок ученика может воспитать у него правильное отношение к отметке, особенно, когда ученик мал, делает только первые шаги в школьной жизни. Отметкой учитель поощряет усилия учащегося, отметка, не окрашенная чувством учителя, не будет тем стимулом, на который она рассчитана, Учащиеся вспомогательной школы не всегда бывают критичны к своим ответам, выполненным работам. Очень часто они склонны к завышенной оценке своих успехов в учебе. Но это относится не ко всем детям, не ко всем видам учебной деятельности, проявляется скорее в младших классах, реже встречается в старших. На таких уроках, как труд, математика, точность выполнения задания, критерии отметок более очевидны и понятны школьникам. На других уроках (например, уроках чтения) критерии не всегда очевидны для детей, поэтому без пояснений учителя отметка может показаться ученику несправедливой. В вспомогательной школе учитель на уроке имеет возможность не один раз обратиться с вопросом, заданием к каждому школьнику. После уроков русского языка, математики учитель проверяет тетради, после уроков труда — поделки детей. Опрос учащихся, самостоятельные, домашние работы позволяют учителю контролировать запоминание учебного материала, его понимание. Регулярно учитель проводит контрольные работы по математике, контрольный диктант, списывание. Итоговые контрольные работы после изучения учебной темы, четвертные, годовые работы имеют значение не только контроля, но в большей степени и обобщения знаний учеников. Во время подготовки к контрольной работе повторяется весь материал по теме или за определенный отрезок времени. Не бывает детей _ равнодушных к контрольной работе, поэтому при подготовке к контрольной повторение проходит на эмоциональном фоне, является продуктивным. Многие дети выполняют контрольные работы менее успешно, чем обычные работы такого же или более сложного содержания. Происходит это за счет волнения, поэтому-то итоговая оценка никогда не выводится по результатам итоговой контрольной работы, а является некоторой средней отметкой, характеризующей успехи ученика за весь отчетный период. Наиболее трудной формой контроля во вспомогательной школе является устный опрос. Не всегда учитель находит приемы, позволяющие привлечь внимание учащихся к ответу товарища. При проведении опроса он должен дать такое задание классу, чтобы дети следили за отвечающим учеником, вслушивались в его слова, обдумывали свои замечания, дополнения. Иногда учитель предлагает классу задания, выполняя которые ученики не слушают отвечающего, а занимаются своей работой. Для умственно отсталых детей такая ситуация не всегда благоприятна. Они не полностью сосредотачиваются на своей работе и не учатся слушать товарища, контроли- ровать его. Умение понять работу одноклассника, сопоставить его ответ с тем, который мог бы дать сам, умение найти в чужой работе, в чужих рассуждениях ошибку может формироваться не только во время устного опроса, но и специальными приемами. Так, из учащихся (примерно с III класса) могут быть составлены пары, когда дети проверяют работу друг друга, по поручению учителя дают друг другу задания и т. д. В школе принято спрашивать того ученика, который поднимает руку. Но во вспомогательной школе бывает и гак: ученик поднимает руку, а сказать ему нечего, к ответу он не готов. Бывает и обратное: ученик руку не поднимает, а ответ знает. Поэтому учитель должен в особо трудных случаях обращаться к тем, кто поднял руку, а при повторении известного, легкого материала — к любому ребенку и, может быть, преимущественно к тому, кто руки не поднимает. Недостаток инициативы, вялость, апатичность делают ребенка пассивным. Его нужно привлечь к общей работе. Подготовка учителя к уроку Подготовка учителя к уроку (занятию) может быть разделена на два этапа — общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к отдельному уроку. Общая подготовка включает в себя работу над содержанием учебного предмета — знакомство с программой, учебными пособиями для школьников, методическими рекомендациями, расширение и уточнение знаний по самому предмету. К общей подготовке может быть отнесено и изучение состояния знаний и умений учащихся, т. е. их подготовлен нести к работе по предмету или новому курсу. Но недостаточно только установить уровень сформированности знаний и умений, необходимо также знать, за какое время, с помощью каких методов и приемов он был достигнут. Преподавание любого учебного предмета опирается на использование разнообразного оборудования. Учитель должен располагать определенными натуральными объектами, моделями, рисунками, схемами, картами, набором современных технических средств и т. д. Оборудование уроков включает в себя демонстрационные пособия, а также раздаточный материал индивидуального пользования и приспособления для сто хранения, размещения на столах учащихся. Многие демонстрационные пособия изготовляются руками учителя, учащихся, поэтому учитель не только определяет вид пособия, его содержание, способ подачи информации, но и размер пособия, его эстетический вид, удобство использования на уроке. Объем и глубина сведении, сообщаемых учащимся, определяются программой, но зависят и от подготовленности школьников и от их возможностей в усвоении знаний, При подготовке к работе над конкретной учебной темой учитель учитывает особенности состава учащихся класса, Готовясь к преподаванию учебного курса, учитель продумывает его образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи. Для начала работы по учебной теме он расчленяет ее на небольшие «порции», которые будут последовательно предъявляться школьникам. Отдельная «порция* является некоторым законченным этапом в изучении темы. Каждая программная тема входит составной частью в школьный курс учебного предмета. Существуют логические связи данной темы с пройденными, а также с теми, которые будут изучаться. В любом из учебных предметов имеются основные, главные понятия, вокруг которых формируется остальной материал. Разрабатываемая учителем очередность этапов в изучении программной темы отражается в календарном, в тематическом планах. В тематический план включаются сведения о порядке работы над темой, типах уроков (усвоение знаний и умений, обобщение и систематизация, проверка знаний и т. п.). Учитывается необходимость постоянного возвращения к пройденному. Тематический план вырабатывается учителем до начала работы над темой, поэтому в процессе его реализации возможно внесение в него изменений. Расхождение с тематическим планом не должно быть произвольным, а определяться очевидными для учителя причинами (неожиданно вскрылись пробелы в знаниях учеников, не удалось вызвать у школьников необходимой активности и т. д.). На основе этою учитель составляет план урока. Его тема определяется тематическим планом, но возможен и отход от той формулировки, которая в нем имеется. Тема урока доводится до сведения учащихся. Время ее сообщения зависит от выбранной учителем структуры урока. Тема может быть сформулирована в качестве определенного постулата, в виде проблемы, но может также являться самостоятельным выводом учащихся на основе выполнения предложенных учителем упражнений, самостоятельных наблюдений и т. п. Учитель отбирает или изготавливает пособия, которые будут необходимы на уроке, подбирает, составляет задания учащимся. В течение всей работы над темой он ведет наблюдения за ее усвоением учениками. Накануне урока он располагает сведениями о том, как овладевают школьники материалом. Результаты опроса, выполнения самостоятельных классных и домашних работ, качество изготовленных детьми поделок, общие и индивидуальные трудности и ошибки являются отправным моментов в разработке конспекта (рабочего плана) данного урока. В плане урока отражается проверка домашнего задания (если она имела место), объяснение нового материала, его закрепление, объяснение домашнего задания на следующий урок и т. д. На каждом этапе урока могут быть использованы различные методы и приемы. Учитель вносит в конспект отобранные им для данного урока методы и приемы, выбирает их оптимальное сочетание, подбирает виды работ, задания, упражнения, которые будут предложены учащимся. В конспекте урока должна быть отражена последовательность работы учителя и учащихся, т. е. ее этапы, ее содержание, индивидуальный и дифференцированный подход к школьникам, работа по предупреждению и исправлению ошибок. Учитель намечает также и вносит в план урока имена тех учащихся, которых он должен опросить на уроке. Развернутость конспекта урока зависит от опыта, мастерства учителя. После урока учителем могут быть сделаны некоторые выводы и замечания как к уроку в целом, так и к отдельным его этапам, к работе учащихся и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.205.163 (0.01 с.) |