Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути повышения эффективности использования оборотных средств.

Поиск

 

Повышение эффективности использования ОС предполагает ускорение их оборачиваемости. Пути ускорения оборачиваемости ОС – это:

1. правильное нормирование производственных запасов и соблюдение установленных

норм;

2. улучшение материально-технического обеспечения;

3. ускорение расчётов;

4. сокращение длительности производственного цикла.

Смотреть подробно: Бычков В. П. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006 (2011). – 384с. – (Высшее образование), Глава 7 Оборотные средства, п. 7.3. Показатели использования и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств; Раздорожный А. А. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): Учеб. пособие. – М.: РИОР, 2009. – 316с. – (Высшее образование), Глава 4. Оборотные средства на автомобильном транспорте, п. 4.4. Пути повышения эффективности использования оборотных средств.

 

 


6.3. Показатели эффективного использования трудовых ресурсов (персонала)

Важнейший показатель, характеризующий эффективность использования как отдельных работников, так и коллектива АТП (АТО) в целом – производительность труда (далее в тексте - ПТ). ПТ – это способность конкретного труда производить в единицу времени определённое количество продукции (оказывать определённый объём услуг).

ПТ измеряется сопоставлением результатов труда в виде объёма оказанных услуг (на уровне АТП) с затратами труда. В зависимости от прямого или обратного отношения этих величин существует два показателя: выработка и трудоёмкость.

Наиболее распространённым и универсальным показателем является выработка продукции (объём оказанных услуг) в единицу времени (1) или в расчёте на одного среднесписочного работника персонала основной деятельности (2). В случае (1) ПТ определяется следующим образом:

ПТ = Р / ЗТ (1), где:

Р – объём, оказанных услуг (в натуральных, стоимостных и трудовых единицах)

ЗТ – затраты рабочего времени (количество отработанных человеко-часов,

Человеко-дней)

В случае (2) – в знаменателе приведённой выше формулы находится среднесписочная численность персонала основной деятельности.

Примечание: при расчёте в обоих случаях числитель и знаменатель берутся за один период – день, сутки, месяц, квартал и т. д.

В зависимости от единицы измерения объёма оказанных услуг различают три метода определения ПТ: натуральный, стоимостной и трудовой.

При натуральном методе объём оказанных услуг выражается в натуральных единицах (ткм, пасскм, т, количестве перевезённых пассажиров, количестве километров пробега, авточасов работы).

При стоимостном методе объём оказанных услуг выражается в денежном выражении.

Трудовой метод может быть использован при оказании услуг по ремонту и ТО. В этом случае объём оказанных услуг измеряется в нормо-часах. В знаменатели формулы (1) в этом случае отражается среднесписочная численность ремонтных рабочих.

Обратный показатель ПТ характеризует затраты рабочего времени на единицу объёма оказанных услуг; его называют трудоёмкостью (Т).

 

Т = ЗТ / Р (2)

Чрезвычайно важным в современных условиях является рост ПТ. Он выступает как главное условие расширения производства (производственной деятельности) организации, усиления её конкурентных позиций. Учитывая это, на каждом АТП должна вестись постоянная работа, направленная на рост ПТ.

Резервы роста ПТ: реально существующие, но неиспользованные или не полностью использованные возможности её повышения. К их числу относятся совершенствование организации производства (перевозок грузов и пассажиров, ТО и ремонта подвижного состава), совершенствование технологии перевозок и ремонта, повышения квалификации кадров и др.

На рост ПТ АТП (АТО) значительное влияние оказывают внешние факторы, включая НТП, развитие сети благоустроенных дорог и др. НТП на автомобильном транспорте проявляется в совершенствовании мощности двигателей, межремонтных пробегов, проходимости автомобилей и т. д.


Для характеристики движения персонала за анализируемый период важное значение имеют показатели, характеризующие интенсивность оборота кадров за расчетный период с учётом причин поступления и особенно выбытия (увольнения) работников. Полученная в процессе анализа информация важна для планирования численности персонала и разработке конкретных мероприятий по повышению эффективности его использования. Показатели, характеризующие интенсивность оборота кадров в АТО, приведены ниже в таблице 6; там же содержаться сведения по их расчёту.

 

Таблица 6. - Показатели, характеризующие интенсивность оборота кадров

Наименование показателя Методика расчета
1. Коэффициент интенсивности оборота по приему (Кп)   Число принятых за период работников (Чп)  
Среднесписочное число работников (Чс)
2. Коэффициент оборота по выбытию (Кв)   Число выбывших за период работников (Чв)  
Среднесписочное число работников (Чс)
3. Коэффициент текучести (Кт)   Число выбывших за период работников по причинам, относимым к текучести кадров (Чвт)  
Среднесписочное число работников за тот же период (Чс)
4. Коэффициент замещения (Кз)   Число принятых работников (Чп)   Число выбывших работников (Чв)  
   
Среднесписочное число работников за тот же период (Чс)  
5. Коэффициент постоянства кадров (Кпост.)   Число работников, проработавших весь отчетный период  
Число работников на конец этого периода

 

Примечание: возможные причины выбытия работников:

  1. Причины физиологического характера – смерть, длительная болезнь, достижение пенсионного возраста невозможность по состоянию здоровья продолжать работу в данной организации.
  2. Причины прямо предусмотренные законом (обуславливают так называемый необходимый оборот рабочей силы) – призыв в армию, поступление в учебное заведение с отрывом от производства, избрание в выборные органы государственной власти и некоторые общественные организации, перевод в другие организации, переезд к месту жительства мужа или жены.
  3. Причины непосредственно законом не предусмотренные и связанные с личностью работника: увольнение по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, в связи с решением судов. Эти причины обуславливают так называемый излишний оборот или текучесть кадров.

 

В структурированном виде возможные причины выбытия работников представлены ниже, на рисунке 17.

 

 


 

Возможные причины выбытия работников

       
           
Выбытия по причинам физиологического характера (в связи со смертью, длительной болезнью, достижением пенсионного возраста, невозможностью по состоянию здоровья продолжить работу на данном предприятии) Выбытия по причинам прямо предусмотренным законом, так называемый необходимый оборот рабочей силы (призыв в армию, поступление в учебное заявление с отрывом от производства, избрание в выборные органы государственной власти и некоторые общественные организации, перевод на другие предприятия, переезд к месту жительства мужа (жены) и др.) Выбытия по причинам, непосредственно законом не предусмотренным и связанным с личностью работника: увольнение по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, в связи с решением судов (так называемый излишний оборот рабочей силы или текучесть кадров)
           

Рис. 17.

Примечание: при анализе эффективности использования персонала важное значение имеет изучение обеспеченности АТП (АТО) и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам. Необходимые сведения об этом содержаться в п. 3.4 данной темы (темы 1).
Вопрос 7. Показатели использования финансовых ресурсов автотранспортного

Предприятия (организации)

Финансовые ресурсы предприятия (организации) – это денежные средства, имеющиеся в его (её) распоряжении. Они отражают процесс образования, распределения и использования доходов организации.

Финансовые ресурсы организации обеспечивают кругооборот основных и оборотных средств, взаимоотношения с бюджетами разных уровней, налоговыми органами, внебюджетными фондами, банками и другими организациями.

Источники финансовых ресурсов и направления их использования рассматриваются в теме 6. В рамках данной темы (1) рассматриваются показатели использования финансовых ресурсов, так как они также характеризуют экономическую эффективность работы автотранспортного предприятия (организации).

Использование финансовых ресурсов организации должно строится таким образом, чтобы организация была в состояния осуществлять производственную (основную) деятельность; выполнять свои обязательства перед партнёрами по бизнесу; своевременно осуществлять платежи в бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды; возвращать в полном объёме и в установленные сроки заёмные финансовые ресурсы; осуществлять возобновление и расширение своей деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.007 с.)