Свободные затухающие колебания. Дифференциальное уравнение свободных затухающих колебаний. Автоколебания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободные затухающие колебания. Дифференциальное уравнение свободных затухающих колебаний. Автоколебания.



 

Рассмотрим свободные затухающие колебания – коле­бания, амплитуда которых из-за потерь энергии реальной колебатель­ной системой с течением времени уменьшается. Простейшим механиз­мом уменьшения энергии колебаний является ее превращение в тепло­ту вследствие трения в механических колебательных системах, а также омических потерь и излучения электромагнитной энергии в электри­ческих колебательных системах.

Для пружинного маятника массой m, совершающего малые колеба­ния под действием упругой силы F = -kx, сила трения пропорциональ­на скорости, т.е.

,

где r – коэффициент сопротивления; знак минус ука­зывает на противоположные направления силы трения и скорости. При данных условиях закон движения маятника будет иметь вид

. (5.29)

Используя формулу и принимая, что коэффициент зату­хания

, (5.30)

получим дифференциальное уравнение свободных затухающих колебаний линейной системы

. (5.31)

где х - колеблющаяся величина, описывающая тот или иной физический процесс, - коэффициент затухания, w0 - циклическая частота свободных незатухающих колебаний той же колебательной системы, т.е. при d=0 (при отсутствии потерь энергии) называется собственной частотой колебательной системы.

Решение уравнения (5. 31) в случае малых затуханий :

, (5.32)

где (5.33)
– а мплитуда затухающих колебаний, a А0 - началь­ная амплитуда; ω0 – частота собственных колебаний; - ω – частота затухающих колебаний, r – коэффициент сопротивления Зависимость (5.32) показана на рис. 34 сплошной линией, а зависимость (5.33) -штриховыми линиями.

 

Промежуток времени в течение которого амплитуда затухающих колебаний умень­шается в е раз, называется временем релаксации.

Рис. 34

 

Затухание нарушает периодичность колебаний, поэтому затухаю­щие колебания не являются периодическими и, строго говоря, к ним неприменимо понятие, периода или частоты.

Однако, если затухание мало, то можно пользоваться понятием периода как промежутка вре­мени между двумя последующими максимумами (или минимумами) колеблющейся физической величины (рис. 34). Тогда период затухаю­щих колебаний с учетом формулы (5.31) равен

.

Если A(t) и A(t + Т) - амплитуды двух последовательных коле­баний, соответствующих моментам времени, отличающимся на период, то отношение

называется декрементом затухания, а его логарифм

, (5.34)

логарифмическим декрементом затухания; Ne - число колебаний, совершаемых за время уменьшения амплитуды в е раз. Логарифмический декремент затухания – постоянная для данной колебательной системы величина.

Для характеристики колебательной системы пользуются понятием добротности Q, которая при малых значениях логарифмического декремента равна

(5.35)

(т.к. затухание невелико , то Т принято равным Т0).

Из формулы (5.35) следует, что добротность пропорциональна чис­лу колебаний Ne, совершаемых системой за время релаксации.

Добротность пружинного маятника, согласно (5.35) и (5.30) .

Отметим, что с увеличением коэффициента затухания период затухающих колебаний растет, а при обращается в беско­нечность, т.е. движение перестает быть периодическим. В данном слу­чае колеблющаяся величина асимптотически приближается к нулю, когда . Процесс не будет колебательным. Он называется апе­риодическим.

Огромный интерес для техники представляет возможность под­держивать колебания незатухающими. Для этого необходимо воспол­нять потери энергии реальной колебательной системы. Особенно важны и широко применимы так называемые автоколебания - неза­тухающие колебания, поддерживаемые в диссипативной системе за счет постоянного внешнего источника энергии, причем свойства этих колебаний определяются самой системой.

Автоколебания принципиально отличаются от свободных незатуха­ющих колебаний, происходящих без действия сил, а также от вынуж­денных колебаний, происходящих под действием периодической силы. Автоколебательная система сама управляет внешними воздействиями, обеспечивая согласованность поступления энергии определенными пор­циями в нужный момент времени (в такт с ее колебаниями).

Примером автоколебательной системы могут служить часы. Храпо­вой механизм подталкивает маятник в такт с его колебаниями. Энер­гия, передаваемая при этом маятнику, берется либо за счет раскручи­вающейся пружины, либо за счет опускающегося груза. Колебания воздуха в духовых инструментах и органных трубах также возникают вследствие автоколебаний, поддерживаемых воздушной струей.

Автоколебательными системами являются также двигатели внут­реннего сгорания, паровые турбины, ламповый генератор и т.д.

 

Вынужденне колебания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.005 с.)