Принципы, выражающие политику в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, выражающие политику в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости



Свобода труда. Принцип свободы труда означает прежде всего возможность свободно распоряжаться каждым трудоспособным гражданином своей способностью к труду (рабочей силой), выбирать род дея­тельности. Таким образом, этот принцип отражает сущностные свойства правовых норм, регулирующих привлечение трудоспо­собных граждан к труду в качестве наемных работников (рабочих и служащих), предпринимателей, членов кооперативов, лиц, за­нимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Помимо ст. 37 Конституции РФ, этот принцип выражен и в других нор­мативных актах трудового законодательства, закрепляющего право граждан на труд и обеспечивающего их занятость, ибо свобода труда немыслима без обеспечения занятости. В современных ус­ловиях перехода к рыночной экономике свобода труда и право на труд должны рассматриваться как объективно необходимые кате­гории, взаимно дополняющие друг друга и определяющие право­вые основы жизни и деятельности трудоспособных граждан.

Диалектическая взаимосвязь принципа свободы труда и права граждан на труд наглядно выражена в том, что государство га­рантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ: свободу выбора вида занятости, в том числе работы с раз­личными режимами труда; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости; предоставление предприятиями, учреждения­ми, организациями в соответствии с их заранее поданными заяв­ками подходящей работы выпускникам учебных заведений; бес­платное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или, по ее направле­нию, в иных учебных заведениях с выплатой стипендии; ком­пенсацию в соответствии с законодательством материальных за­трат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости; возможность заключения сроч­ных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан; правовую защиту от необоснован­ных увольнений.

Таким образом, принцип свободы труда предполагает обеспе­чение эффективной занятости, выражает и аккумулирует такие нормы трудового права, которые, во-первых, предоставляют граж­данам право на труд, во-вторых, гарантируют им реальное трудо­устройство и, в-третьих, устанавливают социальную привлекатель­ность и стимулы труда для граждан2.

Свобода труда предполагает наличие принципа свободы трудо­вого договора. Этот принцип выражает сущность большого коли­чества норм, регулирующих прием граждан на работу, их перево­ды и увольнения. Его содержание состоит в том, что судьба трудовых отношений работника с работодателем определяется трудовым договором (контрактом). Именно он явля­ется основанием возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Посредством свободного заключения трудового до­говора гражданин РФ, достигший трудоспособного возраста, вправе поступить на работу, реализовать свое право на труд. Из­менение трудовых правоотношений (в частности, перевод на дру­гую работу) возможно, как правило, только на основании догово­ра работника с работодателем. Наконец, прекращение трудовых правоотношений работника с работодателем возможно по ини­циативе каждой стороны трудового договора (с учетом оснований и условий, предусмотренных законом).

Современное содержание принципа свободы трудового догово­ра характеризуется деловым сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыска­нии эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сы­рья, энергии и т. п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и аренды, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства России. Эти договоры в от­личие от обычных трудовых договоров (контрактов) выступают не только в роли регуляторов отношений по применению труда, но и в роли организационно-правовых актов. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, способствуют развитию предприимчивости и воспитанию чувства ответственно­го за судьбу производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться также и на организационно-управлен­ческие отношения в сфере труда.

Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере тру­да.

К принудительному труду ст. 4 ТК РФ относит: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере; требование работодателем исполнения тру­довых обязанностей, если работник не обеспечен средствами кол­лективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Вместе с тем, принудительный труд не включает в себя работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую в условиях чрезвычай­ных обстоятельств, т. е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения бедствия или угрозы бедствия (пожары, на­воднения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), а так­же в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу выпол­няемую вследствие вступившего в силу приговора суда под надзо­ром государственных органов, ответственных за соблюдение зако­нодательства при соблюдении судебных приговоров.

Следует полагать, что нарушением указанного принципа явля­ется чрезмерная эксплуатация наемного труда, которую нужно рас­сматривать и как проявление принудительного труда, и как про­явление дискриминации в сфере труда. Мы полагаем, что перед наукой трудового права стоит задача определить критерии чрез­мерности эксплуатации применительно не только к конкретному работнику, но и к коллективу работников организации.

Граждане, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспек­ции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушен­ных прав, возмещении материального вреда и компенсации мо­рального вреда (ст. 3 ТК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.004 с.)