Понятие и значение коллективного договора в системе локального регулирования. Классификация условий коллективного договора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение коллективного договора в системе локального регулирования. Классификация условий коллективного договора.



Понятие коллективного договора. Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и за­ключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ).

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в филиале, представительстве и иных обособленных структурных подразделениях.

Роль и значение коллективного договора в регулировании тру­да неоднократно менялись в зависимости от изменений экономи­ческой и социальной жизни общества. Становление и развитие рынка в современной России и новых по своему характеру обще­ственных связей в кооперации труда обусловили очередное изме­нение содержания и сущности коллективного договора. Он стано­вится основной разновидностью социально-партнерского регули­рования трудовых отношений непосредственно в организациях.

Современный коллективный договор все более явственно приоб­ретает черты локального правового нормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативные положения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими в его содержании. Будучи одной из форм реализации правотворчества, эти положения нацелены на организацию авто­номной системы определения условий труда, действующей в рамках данной организации независимо от вида собственности, ведомствен­ной принадлежности и численности работников.

В условиях рыночных экономических отношений правовая сущность коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее автономии (управленческой суверенности) организации в сфере труда, осуществляемой ее главой (работодате­лем-собственником, предпринимателем) и на участии профсоюзов или иного представителя профессиональных и социальных интере­сов наемных работников в урегулировании трудовых, социаль­но-экономических и профессиональных отношений между работо­дателем и работниками.

При этом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное соглашение, посредством которого достигается сочета­ние указанных двух идей, не может рассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибо преследует другие цели и имеет другую, более обширную социальную сферу действия. Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства для ее сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет свое действие не только на его непосредственных участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.

Идея рассмотрения коллективного договора в качестве согла­шения в пользу третьих лиц, позаимствованная из частного пра­ва, также не решает существа вопроса, ибо такое понимание иг­норирует социально-партнерскую направленность этого договора, предполагающего удовлетворение взаимных, а не посторонних интересов. Требует большой осмотрительности и объяснение юридической природы коллективного договора при помощи по­нятий и категорий публичного права, ибо профсоюз и иной ор­ган, заключающий договор от имени работников, не располагает авторитетом публичной власти по отношению к тем, кому он ад­ресован. Не обладает такой властью и работодатель (собственник, предприниматель) по отношению к коллективу работников. Его полномочия касаются распоряжения имуществом предприятия, но не трудовым коллективом. Таким образом, есть все основания признать этот договор договором особого рода1.

Будучи разновидностью социально-партнерского регулирова­ния социально-трудовых отношений на уровне организации, вы­ражает интересы двух социальных групп: наемных работников и работодателей. Такая разновидность партнерства поэтому получила наименование бипартизма. Другие разновидности социаль­но-партнерского регулирования имеют место на более высоком уровне и, как правило, на трехсторонней основе (трипартизма). Содержащиеся в законодательстве нормы о коллективном до­говоре вместе с нормами о соглашениях составляют субинститут трудового права, который входит составной частью в институт со­циального партнерства. Субинститут коллективного договора и со­глашений состоит из норм ТК РФ, других законов, подзаконных актов (в том числе отраслевых), а также норм, самостоятельно принятых сторонами социального партнерства. Как нормативный акт коллективный договор занимает свое место в иерархии источников трудового права. Условия, нормы коллективного договора обязательны для организации, где он за­ключен. Однако если условия и нормы коллективного договора ухудшают положение работников по сравнению с действующим законодательством, они признаются недействительными. Запре­щается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухуд­шающие положение работников по сравнению с законодательст­вом, коллективными договорами и соглашениями.

Современная концепция коллективного договора, таким обра­зом, исходит из необходимости широкого развития партнерской формы регулирования социально-трудовых отношений, установ­ленной на допускаемой государством внезаконодательной основе (т. е. без участия законодателя). Но такое регулирование, однако, возможно лишь постольку, поскольку оно не идет вразрез с инте­ресами государства и общества, работников и работодателей.

Стороны коллективного договора. Порядок его разработки, за­ключения и изменения. Сторонами коллективного договора выступа­ют: стороны социального партнерства —работники в лице их представителей, работодатель, представляемый руководителем ор­ганизации или другим полномочным в соответствии с уставом организации (иным локальным актом) лицом.

При заключении коллективного договора в филиале, предста­вительстве, ином обособленном структурном подразделении орга­низации представителем работодателя является руководитель со­ответствующего подразделения, уполномоченный на это руково­дителем организации.

Порядок разработки проекта коллективного договора и его за­ключения определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 42 ТК РФ).

В соответствии с ТК РФ разработку проекта коллективного договора ведет комиссия, состоящая из наделенных необходимы­ми полномочиями представителей сторон (см. ст. 35).

Комиссия, как свидетельствует практика, готовит первона­чальный вариант коллективного договора, направляет его на об­суждение в подразделения организации, анализирует предложения и замечания к нему, дорабатывает проект и выносит его на рас­смотрение общего собрания (конференции) работников.

Результатом рассмотрения проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников может быть:

его принятие (одобрение, утверждение);

его отклонение;

внесение в его текст изменений и дополнений, высказанных при обсуждении на собрании (конференции), и принятие (одоб­рение, утверждение) с внесенными поправками;

его принятие (одобрение, утверждение) в определенной собра­нием (конференцией) части с выделением положений, не нашед­ших поддержки на собрании (конференции) или не принятых ра­ботодателем, для последующих переговоров между сторонами.

Содержание и структура коллективного договора. Под содержа­нием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации.

Статья 41 ТК РФ предусматривает, что содержание и структу­ра коллективного договора определяются сторонами. В той же статье даны рекомендации сторонам коллективного договора по кругу вопросов, которые могут решаться в коллективном догово­ре, и определено основное его содержание.

В коллективный договор могут включаться взаимные обяза­тельства работников и работодателей по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных кол­лективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставле­ния дополнительных отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации органи­зации, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обуче­нием;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;

ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих усло­вий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преиму­щества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Более льготные трудовые и социально-экономические условия,по сравнению с нормами и положениями, установленными законодатель­ством и соглашениями, касаются продолжительности дополнительных оплачиваемых отпусков и отпусков без сохранения заработанной пла­ты; надбавок к пенсиям, досрочного ухода на пенсию и производимых при этом выплатах за счет работодателя; компенсации транспортных расходов; бесплатного или частично оплачиваемого питания работни­ков на производстве; иных дополнительных льгот и компенсаций. По­мимо названных к числу наиболее часто встречающихся положений коллективного договора относятся нормы, устанавливающие перечень работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность для них дополнительных отпусков; порядок выдачи заработной платы; выдачу нарядов на сделанные работы до начала работы; выплату меж­разрядной разницы рабочим, выполняющим работы, тарифицирован­ные ниже присвоенных им разрядов; порядок выплаты внеплановых авансов; распределение жилой площади, выделение земельных участ­ков для дачно-кооперативного строительства и т. п.

С правовой точки зрения положения, включаемые в коллек­тивный договор, подразделяются на:

обязательственные (обязательства сторон);

информационные (информирующие работников, руководителей подразделений, других должностных лиц организации об основ­ных нормах трудового законодательства);

нормативные (содержащие нормы, регулирующие трудовые от­ношения в организации, устанавливающие коллективные условия труда ее работников).

Нормативные положения должны обязательно включаться в коллективный договор, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении в нем этих положений.

Нормативные условия (положения) коллективного договора — ло­кальные нормы права, установленные сторонами в пределах их ком­петенции, которые распространяются на работников данной орга­низации либо ее структурной единицы. Нормативные положения призваны решать 3 группы правовых вопросов: а) когда законода­тельство прямо предусмотрело колдоговорный порядок их реше­ния; б) когда существует явный пробел в законодательстве, но его решение колдоговорным путем не противоречит общим принципам права и законодательства; в) когда общие положения законо­дательства уточняются (конкретизируются) применительно к осо­бенностям данной организации (структурного подразделения).

С переходом экономики России на рыночные отношения чис­ло нормативных положений коллективных договоров резко воз­растает. И это естественно, ибо акцент правового регулирования социально-трудовых отношений в ходе проводимых реформ пере­мещается с централизованного (государственного) на локальное (колдоговорное) регулирование. Если государственное регулирова­ние сосредоточено главным образом на установлении общих обя­зательных гарантий для работников (минимальная оплата труда, продолжительность отпуска; максимальная продолжительность ра­бочей недели, норма сверхурочных работ и т. п.), то колдоговор­ное регулирование охватывает более широкий круг конкретных вопросов, связанных со спецификой труда и профессиональных отношений в организации и ее структурных подразделениях.

По юридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах, — это нормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства (законодателя), предос­тавившего сторонам права по локальному правотворчеству.

Воспроизведенные из ТК, иных актов трудового законодательст­ва нормы (информационные положения) в сущности также являются нормативными положениями и своим источником имеют те акты, из которых они перенесены в коллективный договор. Они действу­ют как нормы именно этих актов, а не в силу их включения в кол­лективный договор. Соглашение сторон имеет место не по их со­держанию (оно не может быть в таком порядке изменено), а только по вопросу о том, какие нормы трудового законодательства целесо­образно включать в коллективный договор. Чтобы не перегружать коллективный договор, в него отбираются общие нормы по вопро­сам регулирования труда, социально-экономических и профессио­нальных отношений, актуальные для работников данной организа­ции, ее подразделений.

В отличие от нормативных условий (положений) коллективно­го договора его обязательственные условия не предполагают нали­чия правил поведения общего характера, рассчитанных на неод­нократное применение. Они всегда конкретны и касаются взаим­ных обязательств сторон, исполнение которых погашает сами обязательства.

Изменения и дополнения коллективного договора производят­ся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения. Это оз­начает, что должны быть проведены переговоры сторон, их пред­ставителей в созданной для этого комиссии, обсуждение и приня­тие изменений и дополнений по правилам, принятым сторонами для заключения коллективного договора (см. ст. 42 и 44 ТК РФ).

Срок и сфера действия коллективного договора. Срок действия коллективного договора установлен ТК РФ и не может быть более 3 лет. Начальный момент действия договора связывается с подпи­санием его сторонами либо с днем, установленным в самом кол­лективном договоре. По истечении указанного срока действие коллективного договора может быть продлено не более чем на 3 года.

На практике нередко возникают вопросы, сохраняется ли дей­ствие договора в случаях реорганизации и ликвидации организа­ции, смены собственника имущества организации, расторжения трудового договора с руководителем организации.

ТК РФ отвечает на эти и другие вопросы (см. ст. 43).

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изме­нения наименования организации, расторжения трудового догово­ра с руководителем организации.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев со дня пе­рехода права собственности.

При реорганизации и смене формы собственности организа­ции любая из сторон имеет право направить другой стороне предложение о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до 3 лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраня­ет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Действие коллективного договора распространяется на всех работ­ников данной организации, ее филиала, представительства, иного обо­собленного структурного подразделения, т. е. на всех тех, кто состоит с данным работодателем в трудовых отношениях независимо о того, является ли работник членом профсоюза, подписавшего коллектив­ный договор, или не является, относится ли он к штатным или вне­штатным работникам, совместителям, надомникам и т. д.

Соглашения. Соглашениеправовой акт, устанавливающий об­щие принципы регулирования социально-трудовых отношений и свя­занных с ними экономических отношений, заключаемый между полно­мочными представителями работников и работодателей на федераль­ном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Как и коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений.

Виды соглашений определяются в зависимости от сферы регу­лирования социально-трудовых отношений. Ими являются: гене­ральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территори­альное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регули­рования социально-трудовых отношений на уровне субъектов РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие ус­ловия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам от­расли (отраслей). Оно заключается на федеральном, региональ­ном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия тру­да, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соот­ветствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдель­ным направлениям регулирований социально-трудовых отноше­ний и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Необходимо отметить, что практика заключения соглашений в регионах свидетельствует о более широком и более конкретном их содержании по сравнению с тем, что предусмотрено ТК РФ. Они, как правило, предусматривают не только общие принципы, но и общие условия регулирования социально-трудовых отноше­ний работающих на территории региона, дополнительные гарантии и льготы для них (для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ за счет средств этого бюджета).

Содержание и структура любого соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свобод­ны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в со­глашение (ст. 46 ТК РФ). При этом ТК РФ (ст. 45) дает сторо­нам краткие рекомендации по содержанию соглашений.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сто­рон по следующим вопросам:

оплата труда;

условия и охрана труда;

режим труда и отдыха;

развитие социального партнерства;

иные вопросы, определенные сторонами.

Необходимо обратить внимание на то, что сторонами соглаше­ний выступают полномочные представители сторон социального партнерства, а не сами социальные партнеры. Тогда как сторона­ми коллективного договора являются стороны социального парт­нерства — работники и работодатели.

Соглашения по договоренности сторон могут быть двух-и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения чаще заключаются между двумя сторонами — представителями работни­ков и работодателей отрасли (отраслей). Генеральное, региональ­ное, территориальное соглашения заключаются на трехсторонней основе между представителями работников, работодателей и госу­дарственных или муниципальных органов.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключения пре­дусмотрен ТК РФ (ст. 47). Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров, которые ведут стороны в ко­миссии по регулированию социально-трудовых отношений. Поря­док и сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией.

Соглашения подписывают представители сторон. Подписание полномочными представителями сторон означает его заключение.

Изменения и дополнения соглашения должны производиться, ТК РФ в том же порядке.

ТК РФ устанавливает правила, имеющие весьма существен­ное значение не только для практики финансирования расходов, предусматриваемых соглашениями, но и для формирования бюд­жетов соответствующего уровня:

1) заключение и изменение соглашений, требующих бюджет­ного финансирования, по общему правилу, осуществляется сторо­нами до подготовки проекта соответствующего бюджета на фи­нансовый год, относящийся к сроку действия соглашения;

2) генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федераль­ного бюджета, должны заключаться, по общему правилу, до вне­сения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерально­го Собрания Российской Федерации;

3) региональные и территориальные соглашения должны за­ключаться, по общему правилу, до внесения проектов соответст­вующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Очевидно, что этот порядок следует соблюдать при заключе­нии региональных и территориальных отраслевых (межотрасле­вых) соглашений.

Срок и сфера действия соглашений также определены ТК РФ.

Срок действия соглашения в пределах 3 лет определяют его стороны. Они же вправе продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.

Действие соглашения распространяется:

на работников и работодателей, уполномочивших своих пред­ставителей на проведение коллективных переговоров, разработку и заключение соглашений от их имени;

на органы государственной власти и органы местного само­управления в пределах взятых на себя обязательств.

Действие соглашения распространяется также на работников | и работодателей, присоединившихся к нему после его заключения.

Распространение действия соглашения на работодателей зависит |от их членства в объединении работодателей, заключившем это {соглашение. Действие соглашения распространяется на всех работодателей, являющихся членами такого объединения, поскольку объединение заключает его от имени своих членов. Однако пре­кращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, преду­смотренные этим соглашением (см. ст. 48 ТК РФ).

Другой вариант распространения на работодателя действия со­глашения состоит в следующем.

Когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду (Минтруд РФ) имеет право предложить работодателям, не участво­вавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня офи­циального опубликования предложения о присоединении к согла­шению не представили в названный федеральный орган письмен­ный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей и, естественно, на лиц, работающих у них по трудовому договору, со дня офици­ального опубликования этого предложения (см. ст. 48 ТК РФ).

Таким образом, ТК РФ предусматривает 2 правовых основания распространения действия соглашения на работодателей (и, следова­тельно, на лиц, работающих у них по трудовому договору): во-пер­вых, членство в объединении работодателей, заключившем согла­шение, и, во-вторых, присоединение к соглашению по инициативе федерального органа исполнительной власти по труду.

Законодательством ряда субъектов РФ предусмотрена возмож­ность распространения действия региональных соглашений на ра­ботодателей по инициативе органа исполнительной власти по труду соответствующего субъекта РФ с соблюдением процедуры и сроков, установленных ТК РФ.

На практике существует и третий вариант распространения действия соглашения на работодателя, не состоящего членом объе­динения, его заключившего,— добровольное присоединение к со­глашению по собственной инициативе.

Поскольку соглашения предусматривают условия труда, повы­шающие уровень, закрепленный законодательством, наиболее ши­рокая сфера их действия отвечает интересам работников.

Интересам работников отвечает также положение ТК РФ (ст. 48) о том, что в случаях, когда на работников в установлен­ном порядке одновременно распространяется действие несколь­ких соглашений, применяются наиболее благоприятные для работ­ников положения.

Регистрация коллективного договора, соглашения ТК РФ (ст. 49) предусматривает процедуру уведомительной регистрации коллек­тивного договора, соглашения, которая осуществляется в соответствующих органах исполнительной власти по труду. Обязанность направить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонами коллективный договор, соглашение возлагается на пред­ставителя работодателя (работодателей).

С уведомительной регистрацией, однако, не связывается всту­пление коллективного договора в юридическую силу. Такое зна­чение имеет не уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора, соглашения его сторонами.

При осуществлении регистрации коллективного договора ^огла­шения) соответствующий орган по труду выявляет условия, ухуд­шающие положение работников по сравнению с ТК РФ, иными нормативными правовыми акгами, и сообщает об этом представите­лям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.

Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие поло­жение работников, недействительны и не подлежат применению. Их недействительность и неправомерность применения вытекает из са­мого факта противоречия таких норм коллективного договора, согла­шения нормам трудового законодательства (см. ст. 9 ТК РФ). Они незаконны изначально, а не в связи с констатацией факта их проти­водействия трудовому законодательству регистрирующим органом.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения. Успешной реализации коллективных договоров, соглашений спо­собствует, контроль за исполнением содержащихся в них обяза­тельств и норм. Он осуществляется по двум направлениям:

на основе принципов социального партнерства;

уполномоченными государственными органами.

Принципы социального партнерства проявляются при осущест­влении контроля за выполнением коллективных договоров, согла­шений сторонами социального партнерства, их представителями.

В частности, первичным профсоюзным организациям, про­фессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям) как представителям работников предоставлено право осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений1. Такой контроль имеет общественный характер.

Государственный контроль за выполнением коллективных до­говоров, соглашений поручен соответствующим органам по труду (см. ст. 51 ТК РФ).

На практике зачастую проводятся совместные проверки выполне­ния коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют пред­ставители сторон, их заключивших, а также профсоюзов, государст­венной инспекции труда, прокуратуры. Выявление противоречий дей­ствующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие с законодательством либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему норм недействитель­ными и недействующими, либо путем внесения в коллективный до­говор, соглашение необходимых изменений в установленном порядке. Эффективный контроль невозможен без полной информации о ходе и итогах выполнения коллективного договора, соглашения. Поэтому ТК РФ предусматривает обязанность представителей сто­рон предоставлять друг другу необходимую информацию (см. ст. 51). Такая информация должна быть предоставлена при осуществлении общественного (профсоюзного) и государственного контроля, при проведении совместных проверок органами, контролирующими вы­полнение коллективных договоров, соглашений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.118 с.)