Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система двух взаимно перпендикулярных плоскостейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обратимость чертежа, как об этом говорилось ранее, т. е. однозначное определение положения точки в пространстве по ее проекциям, может быть обеспечена проецированием на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций. 1. Пространство делится на четверти двумя взаимно-перпендикулярными плоскостями. 2. Для получения изображения объекта на плоскости выбирается ортогональное (прямоугольное) проецирование. 3. Для преобразования изображений, полученных на взаимно перпендикулярных плоскостях, изображение на одну плоскость, следует считать неподвижным (плоскость p 2), а плоскость p 1 – вращающейся вокруг оси до совмещения с плоскостью p 2. Рассмотрим две взаимно перпендикулярные плоскости проекций (рис. 2.1). Плоскость p 1, расположенную горизонтально, называют горизонтальной плоскостью проекций, вертикальную плоскость p 2 – фронтальной плоскостью проекций. Х – линия пересечения плоскостей проекций, которую называют осью проекций. Ось проекций делит каждую плоскость на две полуплоскости: p 1 – положительную и отрицательную, p 2 – положительную и отрицательную. Плоскости делят окружающее пространство на четыре четверти – I, II, III, IV (рис. 2.1 и 2.2).
§ 2. Точка в системе двух плоскостей проекций p 1 и p 2 Построение проекций точки (и любого геометрического образа) в системе двух взаимно перпендикулярных плоскостей проекций осуществляется ортогональным проецированием на каждую плоскость. Рассмотрим построение проекций некоторой точки А, расположенной в первой четверти системы p1/p2 (рис. 2.3). Проведя из А перпендикуляры (проецирующие лучи из бесконечно удаленных центров S1 и S2) к плоскостям проекций p1 и p2, получаем проекции точки А: горизонтальную проекцию А1, и фронтальную проекцию А2. Если спроецировать отрезки лучей АА1 из центра S2 и АА2 из центра S1 , то получаем две взаимно перпендикулярные прямые А2Ах и А1Ах, соответственно. Эти прямые принято называть линиями связи проекций. Таким образом, точка А в пространстве характеризуется двумя проекциями А2 и А1 на плоскости p 1/p 2 и двумя линиями связи А2Ах и А1Ах (рис. 2.4).
Проверим, верна ли обратная задача. Если даны проекции А1, А2 некоторой точки А, то определяют ли они положение точки в пространстве (рис. 2.4).
Решение: 1. Проведем из точки А1 перпендикуляр к плоскости p 1 (рис. 2.5). 2. Проведем из точки А2 перпендикуляр к плоскости p 2 (рис. 2.6). 3. Фигура АА1АхА2 имеет:
Следовательно, точка А есть точка, принадлежащая двум пересекающимся перпендикулярам, лежащим в одной плоскости, и она единственная. Таким образом, доказано, что две проекции определяют положение точки в пространстве. § 3. Образование комплексного чертежа (эпюра) Для удобства пользования полученными изображениями от пространственной системы плоскостей перейдем к плоскостной. Для этого: 1. Применим способ вращения плоскости p1 вокруг оси Х до совмещения с плоскостью p2 (рис. 2.7) 2. Совмещаем плоскости p1 и p2 в одну плоскость чертежа (рис. 2.8)
Проекции А1 и А2 располагаются на одной линии связи перпендикулярной оси Х. Эта линия называется линией проекционной связи (рис. 2.9). Рис. 2.9 Так как плоскость проекций считается бесконечной в пространстве, то границы плоскости p1, p2 можно не изображать (рис. 2.10). Рис. 2.10 В результате совмещения плоскостей p1 и p2 получается комплексный чертеж или эпюр (от франц. epure чертеж), т.е. чертеж в системе p1 и p2 или в системе двух плоскостей проекций. Заменив наглядное изображение эпюром, мы утратили пространственную картину расположения плоскостей проекций и точки. Но эпюр обеспечивает точность и удобоизмеряемость изображений при значительной простоте построений. Чтобы представить по эпюру пространственную картину, требуется работа воображения: например, по рис. 2.11 надо представить картину, изображенную на рис. 2.12. При наличии на комплексном чертеже оси проекций по проекциям А1 и А2 можно установить положение точки А относительно p1 и p2 (см. рис. 2.5 и 2.6). Сравнивая рис. 2.11 и 2.12 нетрудно установить, что отрезок А2 АХ – расстояние от точки А до плоскости p1, а отрезок А1АХ – расстояние от точки А до p2. Расположение А2 выше оси проекций означает, что точка А расположена над плоскостью p1. Если А1 на эпюре расположена ниже оси проекций, то точка А находится перед плоскостью p2. Таким образом, горизонтальная проекция геометрического образа определяет его положение относительно фронтальной плоскости проекций p2, а фронтальная проекция геометрического образа – относительно горизонтальной плоскости проекций p1.
§ 4. Характеристика положения точки в системе p 1 и p 2 Точка, заданная в пространстве, может иметь различные положения относительно плоскостей проекций (рис. 2.13). Рис. 2.13 Рассмотрим возможные варианты расположения точки в пространстве первой четверти: 1. Точка расположена в пространстве I четверти на любом расстоянии от оси Х и плоскостей p 1p 2, например точки А, В (такие точки называются точками общего положения) (рис. 2.14 и рис. 2.15).
2. Точка С принадлежит плоскости p2, точка D – плоскости p1 (рис. 2.16 и рис. 2.17)
3. Точка K принадлежит одновременно и плоскости p1 и p2, то есть принадлежит оси Х (рис. 2.18): Рис. 2.18 На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: 1. Если точка расположена в пространстве I четверти, то ее проекция А2 расположена выше оси Х, а А1 – ниже оси Х; А2А1 – лежат на одном перпендикуляре (линии связи) к оси Х (рис. 2.14). 2. Если точка принадлежит плоскости p2, то ее проекция С2 С (совпадает с самой точкой С) а проекция С1 Х (принадлежит оси Х) и совпадает с СХ: С1 СХ. 3. Если точка принадлежит плоскости p1, то ее проекция D1 на эту плоскость совпадает с самой точкой D D1, а проекция D2 принадлежит оси Х и совпадает с DХ: D2 DХ. 4. Если точка принадлежит оси Х, то все ее проекции совпадают и принадлежат оси Х: К К1 К2 КХ. Задание: 1. Дать характеристику положения точек в пространстве I четверти (рис. 2.19). Рис. 2.19 2. Построить наглядное изображение и комплексный чертеж точки по описанию: а) точка С расположена в I четверти, и равноудалена от плоскостей p1 и p2. б) точка М принадлежит плоскости p2. в) точка К расположена в первой четверти, и ее расстояние до p1 в два раза больше, чем до плоскости p2. г) точка L принадлежит оси Х. 3. Построить комплексный чертеж точки по описанию: а) точка Р расположена в I четверти, и ее расстояние от плоскости p2 больше, чем от плоскости p1. б) точка А расположена в I четверти и ее расстояние до плоскости p1 в 3 раза больше, чем до плоскости p2. в) точка B расположена в I четверти, и ее расстояние до плоскости p1=0. 4. Сравнить положение точек относительно плоскостей проекций p1 и p2 и между собой. Сравнение ведется по характеристикам или признакам. Для точек эти характеристики есть расстояние до плоскостей p1; p2 (рис. 2.20). Рис. 2.20 Применение вышеизложенной теории при построении изображений точки может быть осуществлено различными способами:
Умение переводить информацию с одного способа на другой способствует развитию пространственного мышления, т.е. с вербального в наглядное (объемное), а затем в плоскостное, и наоборот. Рассмотрим это на примерах (табл. 2.1 и табл. 2.2). Таблица 2.1 Пример изображения точек
Таблица 2.2
Пример изображения точек, принадлежащих плоскостям p 1 и p 2
Задача № 1. Построить комплексный чертеж точки А, если: 1. точка расположена во II четверти и равноудалена от плоскостей p1 и p2. 2. точка расположена в III четверти, и ее расстояние до плоскости p1 в два раза больше, чем до плоскости p2. 3. точка расположена в IV четверти, и ее расстояние до плоскости p1 больше, чем до плоскости p2. Задача № 2. Определить, в каких четвертях расположены точки (рис. 2.21). Рис. 2.21 Задача № 3. 1. Построить наглядное изображение точек в четвертях: а) А – общего положения в III четверти; б) В – общего положения в IV четверти; в) С – во второй четверти, если ее расстояние от p1 равно 0; г) D – в I четверти, если ее расстояние от p2 равно 0. Задача № 4. Построить комплексный чертеж точек А, В, С, D (см. задачу 3).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.012 с.) |