Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Графический анализ в режиме чтения
Цель графического анализа – подробное рассмотрение деятельности читающего, т. е. восстановления (символ «обозначает») фонологического замысла на базе письменного текста. Анализ складывается из следующих этапов: 1. Нормативная буквенная запись слова / сочетания слов (с постановкой ударений, начальных и конечных пробелов) фонематическая транскрипция (с постановкой ударений и соответствующих пробелам пауз), полученная путём фонологического анализа. 2. Выделенные из буквенной записи основные и вспомогательные графемы (БС, БГ, Ь, Ъ, Ø, -); их диакритические функции (уточнение или/и предупреждение ¯); ОС/НОС. Пробелы и дефисы (и соответствующие им паузы) выделяются только тогда, когда выполняют графические функции. 3. Переход от основных графем к обозначаемым объектам (áСñ, áГñ, ájГñ) на основе фонемно-буквенного принципа и (для неоднозначных соответствий) графических законов: - БС1, Б1Г (ОС) áС1ˉñ, áС1’ñ, áГñ; - БС2 (НОС, ГЗ-1) áС2ˉñ, áС2’ñ (или áС2ˉñ/áС2’ñ, если закон не действует); - Б2Г (НОС, ГЗ-2) áГñ, ájГñ (или áГñ/ájГñ, если закон не действует). Для неоднозначных соответствий, если буква не является лишней и графический закон успешно выполняется, описывается механизм его действия (на базе альтернативы обозначаемых объектов). 4. Сравнение полученных обозначаемых объектов с элементами фонематической транскрипции. Возможные результаты: 1) полное совпадение (принимается по умолчанию); 2) частичное совпадение в одном из компонентов гиперфонемы (знак ≈); 3) полное несовпадение (знак ¹). 5. Нарушения фонемно-буквенного принципа или/и графического закона (если есть). Для ОС возможны только нарушения ФБП. Для НОС наблюдаются следующие комбинации: а) ФБП выполняется – ГЗ нарушен; б) ФБП нарушен – ГЗ выполняется; в) ФБП и ГЗ нарушены. При этом, в отличие от режима письма (см. 4.5), выполнение/нарушение графического закона не анализируется только тогда, когда буква является лишней. Для каждого нарушения указывается наличие/отсутствие искажения фонации (и в последнем случае – причина неискажения). ØСЧАСТЛИ́ВЕЕØ á#ш’асл’и́в’эjа/о#ñ С (НОС) áсñ; нарушение ФБП (лишняя буква), не искажающее (áш’·ж’·ш·ж·с’·з’·с·зñ)
Ч (ОС) áч’ñ; ¹ áш’ñ, нарушение ФБП, не искажающее (áч’·ш’ñ) А (ОС) áаñ С (НОС) áсñ (а не áс’ñ, ГЗ-1) Т (НОС) áтñ; нарушение ФБП (лишняя буква), искажающее ¯Л (НОС) áл’ñ (а не áлñ, ГЗ-1) И (НОС) áиñ (а не ájиñ, ГЗ-2) ¯В (НОС) áв’ñ (а не áвñ, ГЗ-1) ¯Е (НОС) áэñ/áоñ (а не ájэñ/ájоñ, ГЗ-2) Е (НОС) ájэñ/ájоñ (а не áэñ/áоñ, ГЗ-2); ≈ ájа/оñ
ØПРИЙТИ́Ø á#пр’идт’и #ñ П (НОС) áпñ (а не áп’ñ, ГЗ-1) ¯Р (НОС) áр’ñ (а не áрñ, ГЗ-1) И (НОС) áиñ (а не ájиñ, ГЗ-2) Й (ОС) ájñ; нарушение ФБП (лишняя буква), искажающее áдñ; нарушение ФБП (недостающая буква), искажающее ¯Т (НОС) áт’ñ (а не áтñ, ГЗ-1) И (НОС) áиñ (а не ájиñ, ГЗ-2)
ØНЯ́НЧИТЬØ á#н’áн’ч’ит’#ñ ¯Н (НОС) áн’ñ (а не áнñ, ГЗ-1) Я (НОС) áаñ (а не ájаñ, ГЗ-2) Н (НОС) áнñ; ¹ áн’ñ, нарушение ГЗ-1, не искажающее (áн·н’ñ) ¯Ч (ОС) áч’ñ И (НОС) áиñ (а не ájиñ, ГЗ-2) Т (НОС) áт’ñ (а не áтñ, ГЗ-1) Ь Ø #
ØСОЖЖЁННЫЙØ á#сожжóноj#ñ С (НОС) áсñ (а не áс’ñ, ГЗ-1) О (ОС) áоñ Ж (ОС) áжñ ¯Ж (ОС) áжñ Ё (НОС) áоñ (а не ájоñ, ГЗ-2) Н (НОС) áнñ; нарушение ФБП (лишняя буква), искажающее Н (НОС) áнñ (а не áн’ñ, ГЗ-1) Ы (ОС) áиñ; ¹ áоñ, нарушение ФБП, не искажающее (орфоэпия аффиксов) Й (ОС) ájñ
ØЛЬСТЕЦЫ́Ø á#л’ст’эци́#ñ Л (НОС) áл’ñ (а не áлñ, ГЗ-1) Ь С (НОС) áсñ (а не áс’ñ, ГЗ-1) ¯Т (НОС) áт’ñ (а не áтñ, ГЗ-1) Е (НОС) áэñ/áоñ (а не ájэñ/ájоñ, ГЗ-2) Ц (ОС) áцñ Ы (ОС) áиñ
ØВØÁРМИИØ á#в#áрм’эjэ#ñ В (НОС) áвñ (а не áв’ñ, ГЗ-1) Ø # А (ОС) áаñ Р (НОС) áрñ (а не áр’ñ, ГЗ-1) ¯М (НОС) áм’ñ (а не áмñ, ГЗ-1)
И (НОС) áиñ (а не ájиñ, ГЗ-2); ¹ áэñ, нарушение ФБП, не искажающее (áа·о·э·иñ) И (НОС) áиñ/ájиñ, нарушение ГЗ-2, не искажающее (нет предупреждения); ¹ ájэñ, нарушение ФБП, не искажающее (áэ·иñ)
ØСØИНЯ́ЗАØ á#с#инjáза#ñ С (НОС) áсñ (а не áс’ñ, ГЗ-1) ¯Ø # И (НОС) áиñ (а не ájиñ, ГЗ-2) ¯Н (НОС) áн’ñ; ¹ áнñ, нарушение ГЗ-1, искажающее Я (НОС) áаñ; ¹ ájаñ, нарушение ГЗ-2, искажающее З (НОС) áзñ (а не áз’ñ, ГЗ-1) А (ОС) áаñ
ØПЮРÉØ á#п’урэ́#ñ ¯П (НОС) áп’ñ (а не áпñ, ГЗ-1) Ю (НОС) áуñ (а не ájуñ, ГЗ-2) ¯Р (НОС) áр’ñ; ¹ áрñ, нарушение ГЗ-1, искажающее Е (НОС) áэñ (а не ájэñ, ГЗ-2)
ØБУЛЬÓНØ á#булjóн#ñ Б (НОС) áбñ (а не áб’ñ, ГЗ-1) У (ОС) áуñ Л (НОС) áл’ñ; ¹ áлñ, нарушение ГЗ-1, не искажающее (áл·л’ñ) Ь О (ОС) áоñ; ¹ ájоñ, нарушение ФБП, искажающее Н (НОС) áнñ (а не áн’ñ, ГЗ-1) Ø #
ØЛЬЁШЬØ á#л’jóш/ж#ñ Л (НОС) áлñ/áл’ñ, нарушение ГЗ-1, не искажающее (нет уточнения) ¯Ь Ё (НОС) ájоñ (а не áоñ, ГЗ-2) Ш (ОС) áшñ; ≈ áш/жñ Ь – нарушение ФБП (лишняя буква), не искажающее (не уточняет Ш) Ø #
Задания 1. Сравните попарно все слова в каждой цепочке. Чем различается их буквенная запись, а чем – фонемный состав? По результатам сравнения сгруппируйте пары с однотипнымым фонемным различием. Мал – мел – мил – мыл – мял. Тёк – ток – тук – ТЭК – тюк. 2. Существует два типа обратимости слов и синтагм, дающей осмысленные языковые единицы: 1) графическая, т. е. чтение справа налево (палиндромы); 2) фонологическая, т. е. обратное расположение фонем. В одних случаях эти свойства совмещаются, в других – нет. Определите фонемный состав данных слов. Разделите их на 3 списка: 1) графическая обратимость; 2) фонологическая обратимость; 3) графическая и фонологическая обратимость. Какие слова оказались в списках (1) и (2)? Какими графическими законами или нарушениями объясняется несовместимость двух типов обратимости? Город, ель, завяз, заказ, иди, колесо, курю, лес, лип, лось, мечем, море, морей, потоп, счёт, трос, укроп, умён, часок, шёлк, яд, ясен. 3. Определите, в чём состоит неточность стихотворных палиндромов: Я – око покоя. Я – дали ладья (В.Брюсов). Зелёной одой «О» не лезь! – Нам боли бурь убил обман (В.Пальчиков). 4. Сделайте графический анализ в режиме чтения: 1) вгрызться, йод, коллектив, мягкий /-ого, пол-ёршика, растение, рассчитаешь, расчёт, фойе, юнцы; 2) бесчувственностью, майонез, о Библии, проекция, с изъезженной, спецеда, спортигры, улучшить, яснейшее/-ие.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.012 с.) |