Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Графические нарушения в режиме чтения
Графические нарушения в режиме чтения порождаются следующими факторами: 1) невозможность действия ГЗ-1 перед предупреждающими Ь и Ъ (см. 5.3.1); 2) невозможность действия ГЗ-2 для И после БГ и Й (см. 5.3.2); 3) конфликт с правилами и исключениями, принятыми в орфографической системе; 4) варьирование фонемного состава слова. Как видим, в большинстве случаев это те же факторы (кроме 2-го), что и в режиме письма (ср. 4.4). Так же, как при письме, здесь выделяются нарушения фонемно-буквенного принципа (абсолютно недопустимые соответствия между буквой и обозначаемым объектом) и нарушения графических законов (соответствия, возможные в других графических ситуациях). Состав первого класса нарушений в обоих режимах почти полностью совпадает. Исключением является расщеплённое, пофонемное обозначение силлабемы: ГА ЙА НА, ЙО Д, РА Й ОТДЕЛ, ЙЭ ХУ. Для читающего это не нарушение, поскольку и буква Й, и Б1Г выполняют здесь свои алфавитные функции. Во втором классе, естественно, наблюдаются более существенные различия, отражающие различия самих графических законов. Так, неправильный выбор букв для обозначения гласных фонем при чтении может препятствовать различению консонантной твёрдости – мягкости (если впереди находится БС2), но опознание самих гласных фонем (а не силлабем) ничуть не страдает: СУПЕР И ГРА áиñ, Т Е МП áэñ, ПАРАШ Ю Т áуñ, Ч Ё ЛН áоñ, ОТЦ Ы áиñ. Ещё одна существенная особенность обусловлена взаимодействием различных видов языковой деятельности (см. 5.1). Если чтение происходит вслух, возникает специфическая проблема: порождает ли графическое нарушение неверное звучание текста? В зависимости от ответа на этот вопрос все графические нарушения в режиме чтения разбиваются на 2 класса: искажающие фонацию и не искажающие фонацию. Фонация не искажается в следующих случаях: 1. Если нарушение не в состоянии повлиять на функцию буквы (отсутствует уточнение либо предупреждение): а) появление лишнего Ь безразлично для предшествующей БС1, НОЧ Ь – ТУШ Ь; б) невозможность действия ГЗ-1 или ГЗ-2 исключает влияние соседней графемы на чтение БС2 или Б2Г, и произношение целиком определяется фонетической позицией звука – сильной (О Т ЪЕЗД [а т j ׁ эст]) или слабой (О Б ЪЁМ [а б ’ j ׁ óм], БРА Т ЬЯ [брá т’ jъ], ЛИНИ И [л’ин’и(
2. Если произносимый (или не произносимый) при побуквенном чтении звук оказывается в слабой позиции, нейтрализующей возникающее отклонение в фонемном составе читаемого слова: ПЛ О ВЕЦ áаñ, [пл а в’ ׁ э́ц] á а·о ñ; НА ЛИН ИИ áэ-эñ, [нал’и́н’ ии ] á а·о·э·и·у ñ + á о·э·и ñ; В С ПЯТЬ áзñ, [ф с п’ ׁ áт’] á с·з ñ; ЛЕ СТН ИЦА áс’н’ñ, [л’ ׁ э́ с’н’ ицъ] á с·с’ ñ + á т·ø ñ; СЧ ЁТ áш’ñ, [ ш#’ׁ óт] á ш’·ж’·ш·ж·с’·з’·с·з ñ + á ш’·ч ’ñ. 3. Если произносимый при побуквенном чтении звук соответствует императивной орфоэпической норме современного русского языка: КРАСН Ы Й áоñ (орфоэпия аффиксов). Во всех остальных случаях (впрочем, довольно немногочисленных) выступают нарушения, искажающие фонацию. Нарушения присутствуют во всех блоках графической системы (см. табл. 12–13).
Примечание: Буква, обозначающая любой из компонентов гиперфонемы, соответствует ФБП и нарушением не является: УД Е РУ – УД И РАТЬ (ср. 4.4, табл. 10).
Примечание: Для одной и той же графемы возможна комбинация нарушений: НА ЛИНИ И á(j)иñ ¹ ájэñ, ФБП (не та буква) + ГЗ-2 (неразличение áиñ/ájиñ), оба не искажающие фонацию.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.005 с.) |