![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский алфавит. Функциональные парадигматические отношенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Парадигматика фонемографического письма основана на алфавите. Парадигматические отношения, как известно, подразделяются на внешние (между самостоятельными единицами) и внутренние (между разновидностями одной функциональной единицы). Центральным, системообразующим для алфавита является внешнее отношение между графическими и фонетическими единицами. Житейский опыт (письмо под диктовку, чтение текста вслух), казалось бы, подсказывает нам, что эти фонетические единицы – звуки. Но такому впечатлению противоречат следующие, также вполне очевидные факты. 1) Одному и тому же звуку могут соответствовать разные буквы: в а ловой – нян я – в о довоз – р э кетир – ш е стьдесят – выб ы л – ш и роко – нов у ю [ъ]; лу ч ше – о т шить – по д шить – спе ц школа [ч]. 2) Одной и той же букве могут соответствовать разные звуки: лош а дка – лош а диный – лош а дь – ч а с – ч а сы [а – ы – ъ – ׁ а – и]; т ам – о т бор – о т нять – о т сылка – о т сел – о т зыв – о т зимовать – о т шить т щетно – о т жать – о т жюри [т – д – т’ – ц – ц’ – дз – дз’ – ч – ч’ – дж – дж’]. Стремясь разрешить выявленное противоречие, наука разрабатывает типологию «звуковых значений букв». Уже построены многочисленные и разнообразные классификации [см., например, Иванова 1991, с. 65–76; Моисеев 1987, с. 83–91]. Но с позиций Московской фонологической школы неверна сама постановка вопроса [см. Панов 1989, с. 143–150]. В основе графической парадигматики русского языка лежит фонемно-буквенный принцип ФБП, устанавливающий соответствия между буквами и фонемами. Его называют обычно «фонемным» [Панов, там же] или «фонематическим» [Касаткин 2011, с. 429], но эти термины не отражают двустороннего характера отношения, а последний из них к тому же имеет другой смысл в орфографии. Необходимо чётко осознавать специфику отношений «фонема – звук» и «фонема – буква». При помощи буквы пишущий, как и говорящий при помощи звука, объективирует информацию о фонеме, делает её доступной органам чувств адресата (зрению читающего / слуху слушающего). Но на этом сходство заканчивается и начинаются принципиальные различия. Фонема реализуется звуком = звук реализует потенции, заложенные в самой фонеме, это закономерный результат внутренних, органичных для фонетической системы процессов. Закономерности реализации изменяются вместе с характером фонетических процессов в ходе естественной эволюции.
Фонема обозначается буквой = буква обозначает фонему, выступая как её внешний, абсолютно условный заместитель, по своей природе не имеющий с ней ничего общего. Способ обозначения фонемы может быть изменён в любой момент времени посредством соглашения между участниками письменной коммуникации. Наконец, в состав обозначаемых объектов графической системы русского языка входят также особые сочетания фонем, силлабемы ájГñ, давно утратившие статус фонологических единиц, которым обладали в древности (см. 2.2). Надо также иметь в виду, что буквы – это не знаки, а фигуры, семантикой не обладающие. Поэтому речь должна идти не о «значениях букв», а о функциях. Состав современного русского алфавита представлен в табл. 7. Из ФБП вытекают внешние функциональные отношения между самими буквами, т. е. разбиение алфавита на функциональные классы: 33 буквы Б = 21 буква согласных фонем БС + 10 букв гласных фонем БГ + 2 вспомогательные буквы Б', фонем не обозначающие (строчные диакритики). Однако к последнему классу примыкают также 2 небуквенные единицы, выполняющие диакритические функции по совместительству: пробел (см. 2.3) и дефис (см. 1.1). Для обобщения буквенных и небуквенных функциональных единиц будем использовать термин графема ГР, построенный И.А.Бодуэном де Куртенэ по модели «фон ем а»: «Обнаруженная графема становится буквою, точно так же как и обнаруженная фонема становится звуком» [Бодуэн де Куртенэ 1912/1963, с. 214]. Итак, существуют графемы (буквы) согласных фонем ГРС, графемы (буквы) гласных фонем ГРГ и вспомогательные графемы ГР' (буквенные Б' и небуквенные
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.39 (0.01 с.) |