Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский алфавит. Функциональные парадигматические отношенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Парадигматика фонемографического письма основана на алфавите. Парадигматические отношения, как известно, подразделяются на внешние (между самостоятельными единицами) и внутренние (между разновидностями одной функциональной единицы). Центральным, системообразующим для алфавита является внешнее отношение между графическими и фонетическими единицами. Житейский опыт (письмо под диктовку, чтение текста вслух), казалось бы, подсказывает нам, что эти фонетические единицы – звуки. Но такому впечатлению противоречат следующие, также вполне очевидные факты. 1) Одному и тому же звуку могут соответствовать разные буквы: в а ловой – нян я – в о довоз – р э кетир – ш е стьдесят – выб ы л – ш и роко – нов у ю [ъ]; лу ч ше – о т шить – по д шить – спе ц школа [ч]. 2) Одной и той же букве могут соответствовать разные звуки: лош а дка – лош а диный – лош а дь – ч а с – ч а сы [а – ы – ъ – ׁ а – и]; т ам – о т бор – о т нять – о т сылка – о т сел – о т зыв – о т зимовать – о т шить т щетно – о т жать – о т жюри [т – д – т’ – ц – ц’ – дз – дз’ – ч – ч’ – дж – дж’]. Стремясь разрешить выявленное противоречие, наука разрабатывает типологию «звуковых значений букв». Уже построены многочисленные и разнообразные классификации [см., например, Иванова 1991, с. 65–76; Моисеев 1987, с. 83–91]. Но с позиций Московской фонологической школы неверна сама постановка вопроса [см. Панов 1989, с. 143–150]. В основе графической парадигматики русского языка лежит фонемно-буквенный принцип ФБП, устанавливающий соответствия между буквами и фонемами. Его называют обычно «фонемным» [Панов, там же] или «фонематическим» [Касаткин 2011, с. 429], но эти термины не отражают двустороннего характера отношения, а последний из них к тому же имеет другой смысл в орфографии. Необходимо чётко осознавать специфику отношений «фонема – звук» и «фонема – буква». При помощи буквы пишущий, как и говорящий при помощи звука, объективирует информацию о фонеме, делает её доступной органам чувств адресата (зрению читающего / слуху слушающего). Но на этом сходство заканчивается и начинаются принципиальные различия. Фонема реализуется звуком = звук реализует потенции, заложенные в самой фонеме, это закономерный результат внутренних, органичных для фонетической системы процессов. Закономерности реализации изменяются вместе с характером фонетических процессов в ходе естественной эволюции. Фонема обозначается буквой = буква обозначает фонему, выступая как её внешний, абсолютно условный заместитель, по своей природе не имеющий с ней ничего общего. Способ обозначения фонемы может быть изменён в любой момент времени посредством соглашения между участниками письменной коммуникации. Наконец, в состав обозначаемых объектов графической системы русского языка входят также особые сочетания фонем, силлабемы ájГñ, давно утратившие статус фонологических единиц, которым обладали в древности (см. 2.2). Надо также иметь в виду, что буквы – это не знаки, а фигуры, семантикой не обладающие. Поэтому речь должна идти не о «значениях букв», а о функциях. Состав современного русского алфавита представлен в табл. 7. Из ФБП вытекают внешние функциональные отношения между самими буквами, т. е. разбиение алфавита на функциональные классы: 33 буквы Б = 21 буква согласных фонем БС + 10 букв гласных фонем БГ + 2 вспомогательные буквы Б', фонем не обозначающие (строчные диакритики). Однако к последнему классу примыкают также 2 небуквенные единицы, выполняющие диакритические функции по совместительству: пробел (см. 2.3) и дефис (см. 1.1). Для обобщения буквенных и небуквенных функциональных единиц будем использовать термин графема ГР, построенный И.А.Бодуэном де Куртенэ по модели «фон ем а»: «Обнаруженная графема становится буквою, точно так же как и обнаруженная фонема становится звуком» [Бодуэн де Куртенэ 1912/1963, с. 214]. Итак, существуют графемы (буквы) согласных фонем ГРС, графемы (буквы) гласных фонем ГРГ и вспомогательные графемы ГР' (буквенные Б' и небуквенные
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.007 с.) |