Информационное обеспечение водителей о направлении движения по улично-дорожной сети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационное обеспечение водителей о направлении движения по улично-дорожной сети



6.1. СОСТАВЛЕНИЕ ПЕРЕЧНЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Система информационного обеспечения водителей (СИО) представ­ляет собой техническую реализацию существующей или вновь разра­ботанной схемы распределения ТП по УДС. В основу СИО входят данные по притягательной и генерирующей способности тех пунктов на УДС, о которых необходимо информировать водителей ТС. Поэтому первым этапом в разработке СИО является обследование пунктов притяжения ТП. В результате выполнения первого этапа составляют перечень объектов, в информации о местоположении которых заинтере­сованы водители ТС (далее такие объекты называются информацион­ными).

На втором этапе анализируют маршруты движения ТС к информа­ционным объектам. Анализ позволяет разработать дислокацию источ­ников информации, т.е. знаковую информацию о конкретных инфор­мационных объектах. На третьем этапе анализируют весь информа­ционный массив и принимают решение о рациональной компоновке информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования.

На четвертом этапе осуществляют привязку информационно-ука­зательных знаков к пунктам их дислокации. Одновременно при помощи предписывающих и запрещающих дорожных знаков на пере­крестках реализуют схемы ОДД, обеспечивающие разработанную систему распределения ТП по УДС, т.е. направляющие ТП на оптималь­ные маршруты движения.

Перечень информационных объектов составляют на основе общего перечня объектов, притяжения ТП. В первую очередь в перечень информационных объектов включают объекты, в которых заинтере­сованы иногородние водители ТС, а затем и водители, проживающие в зонах, прилегающих к зоне проектирования СИО. Применительно к крупным и крупнейшим городам (если СИО разрабатывают для отдель­ного района города) к категории иногородних водителей можно отно­сить также и водителей, проживающих в районах не смежных с райо­ном проектирования СИО.

В качестве потенциальных информационных объектов можно рекомендовать:

для проходящего транзита - начальные, конечные и промежуточ­ные населенные пункты, указанные в титуле дороги, которая входит составной частью в данный маршрут движения или на которую выво­дит данный маршрут (для федеральных дорог); ближайшие областные (краевые) центры данной или соседней области (края) или другие пункты, расположенные на федеральной дороге, районные центры (для дорог областного, краевого и местного значения); объекты сервиса (в том числе крупнейшие станции технического обслуживания автомо­билей, гостиницы), торговые предприятия общегородского значения;

для входящего транзита - сформированные или естественные зоны посещения (городской, торговый, культурно-исторический центр, промышленная зона, исторически сложившиеся или административ­ные районы и т.д.); отдельные объекты, обеспеченные посетительским интересом; объекты проходящего транзита для вывода входящего транзита от объектов тяготения на внегородские маршруты; объекты сервиса;

для исходящего транзита - объекты проходящего транзита для вывода местного транспорта из пункта начала поездки на внегородс­кие маршруты и объекты;

для местного транзита - отдельные объекты тяготения внутри­городского значения, места стоянок, наименование городских улиц и дорог.

В перечень не следует включать объекты, не обеспеченные воз­можностью транспортного посещения (например, объекты, к которым отсутствуют подъезды МТС или нет достаточного числа мест для стоянки ТС в зоне расположения объекта).

Далее каждый объект из общего перечня объектов должен быть охарактеризован присущим ему посетительским интересом. В общем случае целесообразно методом опроса водителей-посетителей из общего перечня объектов определять притягательную способность каждого из потенциальных информационных объектов. Методика сбора сведений об информационных объектах приведена в прилож. 2.

Объект тяготения ТП подлежит включению в перечень информа­ционных объектов при одновременном выполнении следующих двух условий:

если общее число ТС, прибывающих к данному объекту, состав­ляет не менее 50 за сутки;

если число ТС, прибывших к данному объекту из районов (зон), не входящих в зону проектирования СИО, составляет не менее 75 % общего числа прибывших за сутки ТС.

Информацию об объекте тяготения необходимо устанавливать на подходе к тем перекресткам, где для дальнейшего движения к инфор­мационному объекту необходимо изменить маршрут движения, т.е. переключиться с одного маршрута на другой. Если для движения к информационному объекту водитель вынужден уходить с маршрутов общегородской маршрутной системы, то соответствующие источники информации должны быть установлены в пункте ухода, а также на тех последующих перекрестках, где водителю для достижения информа­ционного объекта необходимо выполнить поворот либо уйти с главной дороги (при условии, что она была обозначена дорожным знаком 2.1 «Главная дорога») на второстепенную.

В идеальном случае во всех необходимых местах где имеется потребность в информации водителей о направлениях движения к интересующим их объектам, должны располагаться информационно-указательные знаки с соответствующими наименованиями конкрет­ных объектов. Однако практическая реализация подобного подхода к построению крупномасштабной СИ невозможна, да и нецелесообразна по ряду причин.

Значительно упрощает и упорядочивает процедуру разработки СИО деление источников информации на четыре уровня: межрегио­нальный, зональный, магистральный и адресный. Многоуровневое построение СИО позволяет обеспечивать постоянное наличие информа­ции об объекте тяготения на всем протяжении маршрута следования к нему, в то же время исключая необходимость многократного повторе­ния наименования этого объекта на всей УДС. Предлагаемая четы­рехуровневая классификация информации имеет различные масштабы использования в зависимости от типа и размеров рассматриваемой территории. Иногда в СИО возможно отсутствие какого-либо из уров­ней.

Рекомендуется следующий порядок распределения по УДС отно­сительно информационного объекта источников информации различ­ного уровня:

1. Источники информации 4-го уровня (адресный - наименование улиц или информационных объектов) следует размещать непосред­ственно у объекта - исполнительная информация и на последнем перекрестке на маршруте движения к объекту, где происходит изме­нение маршрута - предварительная информация. Если при движении к информационному объекту маршрут не меняется или меняется на значительном расстоянии от объекта (в городских условиях - более 5 кварталов), то предварительной информацией обеспечиваются только объекты общегородского (если зоной проектирования СИО является город) или районного (если зона - район) значения. И в этом случае предварительную информацию необходимо размещать на перекрестке, где происходит изменение маршрута. Для объектов с очень мощной притягательной способностью (например, центр, центральный рынок, центральный стадион) возможно применение и повторной предвари­тельной информации. Ее можно размещать по маршруту движения к объекту с интервалом в 3-5 кварталов.

2. Источники информации 3-го уровня (магистральные) - предва­рительная информация о направлении движения к магистральной УДС - следует размещать» на местной УДС - по маршруту движения от информационного объекта к ближайшей магистральной улице обще­городского или районного значения. Источники информации целесо­образно устанавливать перед всеми перекрестками, где необходимо выполнить поворот на другую улицу или где осуществляется переклю­чение маршрута с главной дороги на второстепенную; на магистраль­ной УДС - перед всеми перекрестками, на которых имеется пересе­чение или разветвление общегородских маршрутов движения.

3. Источники информации 2-го уровня (зональные) целесообразно размещать вдоль основного общегородского маршрута движения к данной зоне и в местах примыкания к этому маршруту других марш­рутов движения по УДС.

4. Источники информации 1-го уровня (межрегиональные), инфор­мируя водителей ТС о направлениях движения к внегородским объектам (например, к другим городам), должны выводить их, начи­ная с магистральных улиц районного значения, на маршруты движе­ния к информационным объектам. Источники информации устанавли­вают на тех магистральных улицах районного значения, которые либо пересекаются (примыкают), либо проходят параллельно (в непосред­ственном соседстве) магистральной улице общегородского значения, представляющей собой прямой выход из города в направлении к информационному объекту. Общее правило установки источников информации перед перекрестками, где происходит изменение марш­рута движения, и здесь остается в силе. Возможно применение повтор­ной информации 1-го уровня для подтверждения нахождения на нужном маршруте. Повторную информацию следует размещать на крупных транспортных узлах-развязках в разных уровнях, площадях.

После разнесения источников информации всех уровней по местам их дислокации в зоне перекрестков, на которых происходят измене­ния маршрутов движения (на схеме УДС эти перекрестки следует пронумеровать), формируют информационные массивы. Они подлежат дальнейшему анализу, который целесообразно оформлять в следую­щем виде (форма 6.1).

Форма 6.1

№ перекрестка Направления движения Наименова­ние инфор­мацион­ного объекта Число пользователей информа­цией Вид ин­формационной записи Принятый перечень информационных записей
          б
                       

Направления движения, проставляемые в графе 2, рекомендуется обозначать в виде названия ближайшей по ходу движения пересека­емой улицы. Вносятся только те направления, которые оснащаются информацией. В графе 3 указывают наименования информационных объектов, движение к которым осуществляется через данный перек­ресток. В графу 4 вносят число водителей ТС, для которых необходима информация каждого вида, указанная в графе 3. Это число водителей выявляется в результате опроса посетителей информационных объек­тов об их маршрутах движения (см. прилож. 2).

В графе 5 указывают конкретный вид записи, которая будет информировать водителей ТС о направлении движения к интересую­щему его информационному объекту (указанному в графе 3) и которая должна быть помещена на информационно-указательном дорожном знаке. При этом вид записи должен определяться с учетом необходи­мого уровня информации.

В связи с тем, что использование четырех уровней информации может привести к повторам в графе 5 видов информационной записи о различных информационных объектах на одном и том же подходе к перекрестку, в графе б эти записи проставляют без учета повторов.

Возможность практической реализации данных графы 6 анализи­руется с учетом требований стандарта [5]. При невозможности разме­щения на данном подходе к перекрестку требуемого количества информации рассматривают варианты снижения информационной загрузки перекрестка. В первую очередь можно отказаться от приме­нения в этом месте повторной информации, передислоцировав ее в другой пункт маршрута. Далее следует обращаться к наименее ценной (по показаниям графы 4) предварительной информации. Отказываться от применения исполнительной информации недопустимо.

На основе данных графы 6 формируют содержательную часть информационно-указательных знаков и определяют их типы. При этом руководствуются следующими принципами:

применяемые типы информационно-указательных знаков должны соответствовать стандарту [5] и отвечать рекомендациям, изложенным в п. 6.2. Имеется в виду правильный выбор знаков из группы 5.20.1;

5.20.2; 5.21.2 для помещения на них требуемой информации с учетом допустимости совмещения на поле одного знака информации различ­ного рода;

количество информации, размещаемой на поле одного знака, не должно превышать пределов, установленных стандартом [5].

 

6.2. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ

На данной стадии разработки СИО назначают типы информацион­но-указательных дорожных знаков, их расположение в пунктах УДС и размещение информации на знаках.

При определении оптимального типа используемых дорожных знаков следует руководствоваться следующими соображениями.

Предварительные указатели 5.20.1 и 5.20.2 предназначены для заблаговременного информирования водителей о направлениях движения к информационным объектам на маршрутах всех видов транзита, а также подтверждения правильности нахождения на них. В отличие от знаков 5.20.1 указатели 5.20.2 могут применяться только на маршрутах, которые включают в себя городские дороги или их участ­ки с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях. На двух- и трехполосных участках дорог их использование оправдано в том случае, если затруднено размещение знаков 5.20.1 (высокие насыпи, глубокие выемки, эстакады, близкое расположение строений, зеленых насаждений и т.д.).

Применение знаков 5.20.2 необходимо и в случае выделения отдельных полос на проезжей части для движения по различным направлениям пересекаемого маршрута или разным маршрутам (заблаговременная информация о назначении полос). Для каждого из возможных направлений следует использовать самостоятельный знак.

Непосредственное направление водителей ТС к информационным объектам и подтверждение правильности нахождения на маршруте осуществляется указателями 5.21.2. Эти знаки в отдельных случаях могут использоваться и в качестве предварительных указателей, т.е. вместо знаков 5.20.1 или 5.20.2. Такая необходимость возникает при технических сложностях размещения крупногабаритных предвари­тельных знаков.

Знаки 5.20.1, 5.20.2 и 5.21.2, используемые на маршрутах проходя­щего, исходящего и входящего транзита, следует размещать на пере­сечениях (примыканиях) в местах въезда на маршрут, прохождения различных маршрутов (их разветвления, слияния или пересечения), отклонения направления маршрута от прямолинейного. При примене­нии указателя 5.21.2 в подсистеме адресного (местного) ориентирова­ния его целесообразно устанавливать на пересечениях (примыканиях), откуда осуществляется подъезд и непосредственный выезд к объекту.

Знаки 5.20.2 при совместном применении со знаками 5.20.1 уста­навливают между знаками 5.20.1 и пересечением. Для каждого из возможных на пересечении направлений движения следует использо­вать самостоятельный знак 5.20.2. При этом их размещают над соот­ветствующими полосами.

Для уточнения места установки указателей 5.20.1 и 5.20.2 может быть использована методика, изложенная в прилож. 3. Знаки 5.20.2 следует размещать на П- и Г-образных опорах в ряд по горизонтали, обеспечивая расстояние между соседними указателями не менее 0,5 м. Расположение знаков по вертикали нежелательно, вместо этого целесообразно воспользоваться знаком 5.21.2, установленным над проезжей частью непосредственно у пересечения. Однако на двух- и трехполосных городских дорогах, когда указатели 5.20.2 применяют вместо знаков 5.20.1, допускается их размещение по вертикали на расстоянии не менее 0,05 м друг от друга.

На пересечениях в разных уровнях знаки 5.20.2 должны устанав­ливаться перед всеми съездами. При прохождении маршрута под путепроводом эти указатели следует размещать на его пролетах. При невозможности размещения знака перед вторым съездом (например, при прохождении маршрута по путепроводу) вместо него и на первом съезде следует использовать знаки 5.21.2, разместив их непосредст­венно у съездов на Г-образных опорах.

Указатели направлении 5.21.2 следует располагать справа от проезжей части дороги непосредственно перед пересечением маршру­тов на каждом из подходов к такому пересечению. На перекрестках, где на каждом подходе имеется две или более полос движения, такая установка обязательна (рис. 6.1, а). На городских дорогах с одной полосой и при низкой интенсивности движения допускается размеще­ние на одной стойке нескольких знаков для противоположных нап­равлений или всех указателей (рис. 6.1, б и в). На многополосных городских дорогах знаки 5.21.2 с указанием направлений движения влево целесообразно продублировать слева от проезжей части или на разделительной полосе (направляющем островке). На участках, где установка знаков 5.21.2 сбоку от проезжей части затруднена, их целе­сообразно размещать над ней. В этом случае они сочетают в себе функции исполнительного и предварительного информирования,

На Т - образном пересечении эти знаки могут быть установлены напротив проезда, не имеющего продолжения, отдельно для каждого из направлений движения (рис. 6.2). На развилках дорог (маршрутов) их целесообразно располагать на Т-образной опоре, установленной за развилкой (рис. 6.3). На горизонтальных кривых знак 5.21.2 следует по возможности располагать на внешней стороне кривой, чтобы улучшить его видимость. Допускается размещение этих указателей на направля­ющих островках, если обеспечивается необходимое расстояние между краем знака и проезжей частью.

Для подтверждения правильности движения по маршруту на пересечениях сложной планировки указатели направлений допуска­ется размещать за таким пересечением (рис. 6.4).

При необходимости размещения у пересечения двух однотипных знаков, несущих разную информацию для разных направлений движе­ния (это возможно, когда необходимая информация не умещается на одном знаке и ее приходится разносить), расстояние между ними должно быть не менее 25 м. Для указателей 5.20.1 и 5.20.2 в этом случае расчетное расстояние установки определяется по последнему по ходу движения знаку.

Для ускорения процесса поиска необходимой информации на указателях направлений используется цветовой код - зеленый, синий и белый фон для всего знака, отдельных его частей или вставок на нем. На указателях, используемых для СИО в городах (знаки 5.20.1 и 5.20.2 имеют в этом случае общий белый фон), наличие вставки или части знака зеленого или синего цвета означает, что указанный на них объект находится за городом и движение к нему непосредственно за его пределами будет осуществляться по автомагистрали (зеленый фон) или автомобильной дороге (синий фон). Размещение наименования объекта на белом фоне означает его принадлежность данному насе­ленному пункту. Таким образом, водитель, имеющий своей целью посещение объектов внутри города и движущийся по маршрутам входящего транзита, будет ориентироваться на знаки или их части с белым фоном, а движущийся по маршрутам проходящего транзита к внегородским объектам - на знаки, их части или вставки с зеленым или синим фоном.

 

Рис. 6.1. Схемы расположения указателей направления на пересечениях

 

На знаках 5.20.1,5.20.2 и 5.21.2 для каждого из направлений может быть указано несколько объектов, но не более трех. Причем эти объекты могут относиться как к начинающемуся в месте установки знака маршруту или продолжающемуся, так и проходящему в ином направлении. Если маршрут, проходящий в месте установки указа­теля, впоследствии разветвляется, то информация дается и для после­дующих разветвлений.

На указателях следует давать информацию не только об объектах, которые находятся по прямому направлению, но и об объектах в боковых направлениях (рис. 6.5). Допускается указание объектов только прямого направления при необходимости подтверждения правильности прохождения маршрута в сложных дорожных условиях.

При указании направлений к дорогам, выходящим из города, может оказаться достаточным только наличие информации о внего­родском объекте (например, населенном пункте), к которому ведет такая дорога. Это особенно целесообразно для маршрутов исходящего и проходящего транзита, которые состоят из городских дорог, нося­щих разные названия, или при выводе входящего транзита на такой маршрут (рис. 6.6).

При использовании системы индексации маршрутов однократного упоминания номера маршрута в сочетании с соответствующим объек­том недостаточно для уверенного проезда по нему (особенно в усло­виях большой протяженности маршрута, частого изменения его нап­равления, насыщенности пересечениями). Для подтверждения правильности движения необхо­димо такое сочетание указывать на всех знаках 5.20.1, 5.20.2 и 5.21.2, применяемых для инфор­мирования на данном маршруте.

 

 

 

Рис. 6.4. Дублирова­ние направления дви­жения по маршруту на пересечениях сложной планировки

Рис. 6.5. Расположение указателей номера маршрута:

а — вертикальное на стойке; б — горизонтальное на тросе-растяжке

 

Рис. 6.6. Пример указания направлений к дороге, выходящей из города

 

Рис. 6.7. Указание номера маршрута при выезде на него

 

Это относится и к указателям, устанавливаемым на выездах на такой маршрут. Номера других маршрутов, которые не пересе­кают данный маршрут, на знаках 5.20.1 и 5.20.2, используемых на нем, не указывают, так как в противном случае это может быть воспринято как номер пересека­емой дороги (рис. 6.7).

На знаках 5.20.1 допускается указывать два последовательно расположенных примыкания или пересечения, если расстояние между ними не превышает 50 м. В этом случае расстояние до пересе­чения или примыкания, указы­ваемое в нижней части знака, относится к первому из них по ходу движения.

Знаки 5.21.2 должны повто­рять информацию об объектах, приводимую на знаках 5.20.1 и 5.20.2, в том числе и номера маршрутов в местах выезда на них. При указании нескольких направлений их следует давать в последовательности (сверху вниз):

прямо, налево, направо.

Если для одного направления указываются городские и внего­родские объекты и соответственно должны использоваться либо отдельные знаки 5.21.2, либо их части с разным цветом фона, то последовательность размещения фонов должна быть следующей (сверху вниз): зеленый, синий, белый. При этом последователь­ность указания направления предпочтительнее последователь­ности указания цвета.

 

Рис. 6.8. Разделение городских и внегородских объектов, на­правления к которым совпадают (фон верхней части знака — голубой, нижней - белый)

 

При необходимости нанесения информации о городских и внего­родских объектах, направление движения к которым совпадает, их название рекомендуется указывать в разных частях знака (рис. 6.8).

На знаках 5.21.2 следует наносить расстояние до объектов, нахо­дящихся в городе. В противном случае может возникнуть впечатле­ние, что объект находится рядом с пересечением или, если в качестве объекта указано название городской дороги, приводимое название носит пересекаемая улица. Отсутствие информации о расстоянии до объекта возможно лишь в местах непосредственного выезда к нему. Расстояние до внегородских объектов не указывают (такая информа­ция может быть дана сразу после выезда из города на знаках 5.27 «Указатель расстояний»).

На знаках 5.21.2 необходимо по возможности указывать все информационные объекты, находящиеся по разным направлениям движения. В случае, если такие знаки применяют для местного ориен­тирования, информация дается только для пересекающего (примыка­ющего) направления (рис. 6.9).

Наиболее приемлемым вариантом реализации СИО является сочетание текстовых указателей со знаками 5.29. Они предназначены для указания номеров маршрутов согласно принятой их индексации по городу, направления движения по этим маршрутам и подтвержде­ния правильности нахождения на них. Для применения этих знаков маршрутам проходящего и входящего транзита присваивают номера. При этом за маршрутами проходящего транзита, являющимися продол­жением или началом автомобильных дорог, которые уже обладают номерами в масштабах страны, республики, края или области, эти номера сохраняют.

В качестве подтверждающих знаки 5.29 применяют отдельно, если у водителей могут возникнуть сомнения в правильности выбора направления или в нахождении на нужном маршруте (например, при изменении ширины дороги или если ширина пересекаемой дороги больше или равна той, по которой проходит маршрут), а также при изменении направления маршрута при условии, что нет возможности использовать знаки 5.20.1,5.20.2 и 5.21.2.

 

Рис. 6.9. Информация, предназначенная для местного ориентирования

Знаки 5.29 устанавливают в тех же случаях, что и 5.20.1, 5.20.2, 5.21.2, а также на пересечениях и перегонах между ними, где возни­кает необходимость подтверждения правильности движения по маршруту. Знаки 5.29.1 устанавливают на перегонах маршрута после пересечений, на которых дислоцируются указатели направлений, а также не реже чем через 1 км при условии возникновения трудностей в ориентировании.

При отдельном от знаков 5.20.1, 5.20.2 и 5.21.2 применении знаки 5.29 размещают либо справа от проезжей части данного направления движения на стойке, либо над ней на тросах-растяжках. При этом они могут располагаться и по вертикали, и по горизонтали.

Знаки 5.26 предназначены для обозначения городских информа­ционных объектов и применяются на адресном (местном) уровне информационного обеспечения. Устанавливаются они непосредствен­но у объектов, функциональное назначение которых не распознается на подходах к ним.

Знаки сервиса 6.1-6.12 служат для предварительного и непос­редственного информирования водителей об указанных на них объек­тах, расположенных в комплексах обслуживания или в пределах города на маршрутах всех видов транзита. Их следует устанавливать при выезде на маршрут, повторно на протяжении маршрута при приб­лижении к объекту за 400-800 м до него, в местах изменения направ­ления маршрута и непосредственно у объекта, функциональное назначение которого не распознается на подходе к нему.

Непосредственно у входа автомобильной дороги на городскую территорию (желательно в местах расположения площадок отдыха или автомобильных стоянок) целесообразна установка не стандартизированных информационных схем. Они предназначены для предварительного информирования водителей о принятой в городе системе маршру­тов движения, их индексации знаками, а также, местоположении наиболее значимых информационных объектов (обычно информация зонального, т.е. 2-го уровня).

 

Рис. 6.10. Примеры информационных схем и табло

 

Информационные схемы и табло должны иметь белый фон, а надписи и обозначения соответствовать требованиям стандарта (рис. 6.10). На схемах следует по возможности указывать наименование основных городских дорог, по которым проходят маршруты. При этом схематичное изображение сети маршрутов должно быть сориентиро­вано относительно места размещения схемы.

На знаках сервиса следует указывать расстояние до объектов и дополнительную информацию, полезную для участников движения (например, время работы, наличие телефона, виды отпускаемого топлива, вид оплаты услуг и т.д.).

Разработка информационно-указательных знаков индивидуаль­ного проектирования 5.20.2, 5.21.2, 5.22-5.27 может выполняться на ПЭВМ.

 


Глава 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.052 с.)