Учебное пособие по единобожию Всевышнего Аллаха в его именах и качествах, а также по вере в предопределение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебное пособие по единобожию Всевышнего Аллаха в его именах и качествах, а также по вере в предопределение



Учебное пособие по единобожию Всевышнего Аллаха в Его Именах и Качествах, а также по вере в предопределение

Первый урок

Второй урок

Третий урок

Четвертый урок

Путь саляфов в отношении Имен и Качеств Аллаха

Рассмотрим, каков был путь саляфов в убеждении Имен и Качеств Аллаха в трёх аспектах:

– в отношении подтверждения;

– в отношении отрицания;

– в отношении чего не пришло ни отрицания, ни подтверждения.

Отношение саляфов к тем аятам, в которых Всевышний Аллах подтверждает какие-то Свои Имена и Качества.

Сказал ибн Кайим, да смилуется над ним Аллах, описывая путь ахлю Сунны в подтверждении: «И Всевышний Аллах повел тех, кто на истине по самому лучшему пути. Они подтверждают сущность Имен и Качеств Всевышнего Аллаха и отрицают от Него подобие Своим созданиям. И поэтому это есть путь истины между двумя путями заблуждения (уподобление и отрицание). Они верят в сущности прекрасных Имен Аллаха и Его Качеств, не придавая при этом образа». [1]

На прошлом уроке мы взяли со слов Шейхуль ислама, что путем ахлю Сунны является вера в Имена и Качества Аллаха, которыми Он Сам Себя описал и которыми описал Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не искажая и не отрицая, не придавая образа и не уподобляя.

Ибн Кайим упомянул, что мы подтверждаем Имена и Качества Аллаха двумя путями:

- Через Его откровение, то есть через Коран и Сунну. Ведь послание пришло с подтверждением Имен и Качеств Аллаха. Однако это не обуславливается простым подтверждением, необходимо подробно разъяснять Качества Всевышнего таким образом, чтобы не осталось никаких сомнений, утвердилась глубокая убежденность, и появилось спокойствие в сердце в отношении Его Имен и Качеств.

- Размышления над Его созданиями. Так как каждое создание указывает на существование Создателя, Его жизнь, силу, знания, желания. Любое действие, которое совершает Всевышний, указывает на Его описания. Совершенство в Его созданиях указывает на совершенство и мудрость Аллаха, а также Его прекрасные Имена указывают на милость Создателя.[2]

Отношение саляфов к тем аятам, в которых Всевышний Аллах отрицает какие-то Свои Имена и Качества.

Путь предшественников заключается в том, что они отрицают те качества, которые отрицает Сам Всевышний Аллах от Себя, и которые отрицает Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует, при этом, имея убеждение полноты (совершенства) того описания, которое противоречит отрицаемому описанию (допустим, тогда когда мы отрицаем от Аллаха невежество, в этот же момент мы подтверждаем что он – Знающий).

Сказал Шейхуль Ислам Ибн Таймиях: «Мы должны знать, что отрицание плохого качества не будет похвалой до тех пор, пока оно не будет в себе содержать подтверждение прекрасного качества. Простое отрицание не является похвалой и полноценностью, простое отрицание является ничем, а ничто – это то, чего нет. Так как отсутствие описывается тем, чего нет или того чего не может быть, и поэтому большинство тех аятов, где Всевышний Аллах отрицает от Себя какие-то качества, содержат в себе подтверждение качеств полноты.

Как сказал Всевышний Аллах: «Им не овладевают ни дремота, ни сон» (сура «Аль-Бакара», 255 аят). Всевышний Аллах отрицает от Себя такие качества как сон или дремота, подтверждая совершенство Своей жизни (поскольку Его жизнь в отличии от нашей – не подвержена дремоте и сну).

Также Всевышний Аллах сказал: «…и не тяготит Его оберегание их», – то есть Аллах отрицает от Себя такое качество, как тяжесть или усталость, и это указывает на совершенство Его мощи[3].

Всевышний Аллах сказал: «И Твой Господь никому не причиняет несправедливости». Здесь Он отрицает от Себя качество несправедливости, подтверждая при этом другое Свое качество – справедливость. В другом аяте Аллах говорит: «И Нас не постигла усталость», – что указывает на полноту Его силы»

Пятый урок

Основа этого сомнения

Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймиях, да смилуется над ним Аллах: «Приверженцы нововведений превозносят путь современников из числа философов и тех, кто пошел по их пути, над путем предшественников, считая, что путь предшественников заключается в том, чтобы просто верить в контексты Корана и Сунны, не понимая его смысла, подобно неграмотным людям, про которых сказал Всевышний Аллах: «Среди них есть неграмотные люди, которые не знают Писания, а лишь верят пустым мечтам и делают предположения» (сура «Аль-Бакара, 78 аят). А путь тех, кто пришел после предшественников заключается в извлечении смыслов из контекстов Корана и Сунны (которые в своей основе не соответствуют смыслу слов), используя при этом различные виды искажения и удивительные умозаключения.

И это высказывание приводит к тому, что впоследствии они оставляют ислам за своими спинами, считая лживым путь саляфов и посчитав правильным путь тех, кто пришел после них. Собрав в себе две беды: первая беда – это их невежество относительно пути саляфов, на которых они налгали. И второе – это то, что они посчитали путь тех, кто пришел после предшественников, более правильным.

Причиной для этого стало то, что когда Всевышний Аллах подтверждает для Себя какие-то Атрибуты в Своей Книге, их разум не воспринимает этого, так как это противоречит тем заблудшим философским правилам, которые они взяли от своих неверующих учителей, таких как Платон, Аристотель и многих других. И поэтому они отрицают от Аллаха эти качества, но в этот же момент они не могут оставить контексты Корана и Сунны без смысла, оставшись в замешательстве между двумя вещами:

первое – уверовать в сам контекст (в слова контекста), при этом оставить его без смысла (т.е уверовать в сами слова, но не верить в смысл этих слов), и этот путь они считают путем салафов;

второе – используя свой разум, дать контексту другой смысл, (который совсем не подходит под данный контекст), испытывая при этом трудности, и вот это они называют путем халаф (тех, кто пришел после салафов).

И это результат, к которому привело их заблуждение, собравшее в себе испорченность разума и отрицание смысла контекстов. Ведь когда они отрицают качества, то они опираются при этом на свои заблуждения, которые они считают истиной, на самом деле являющимися шубухатами (сомнениями), а что касается контекстов, то они изменили их смысл.

И тогда, когда они построили свои заблуждения, опираясь на эти две лживые основы, это стало причиной того, что они посчитали невежественными первые поколения, взяв себе в убеждения то, что они были неграмотными людьми подобно праведным людям из числа простолюда, которые не познали полностью истинные знания о Всевышнем Аллахе, которые не поняли те тонкости, связанные с сущностью Аллаха, в отличии от тех, кто пришел после них» (Фатава Хамавия стр.31-32).

Опровержение этому правилу

Сказал Шейхуль Ислам: «Если человек задумается над этим правилом, то поймет, что это правило является пределом невежества и заблуждения»

Можно опровергнуть это заблуждение с двух сторон:

Первое: со стороны контекстов Корана и сунны:

1. Всевышний Аллах говорит: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Сура «ан-Ниса», 115 аят)

В этом аяте содержится сильнейшая угроза тому, кто воспротивится посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и последует не путем верующих. Ведь всем известно, что у первого поколения исламской общины был самый полный иман и поэтому первые, кто входит в описании верующих в этом аяте именно они. И поэтому любой, кто выходит против них и не идет по их пути, попадает под порицание и угрозу, которые приходят в этом аяте. А что говорить про тех, кто вообще считает их невежественными в вопросах имен и качеств?!

2. Сам Всевышний Аллах похвалил их в Своей Книге, а также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как сказал Всевышний: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» ( Сура «ат-Таубах», 100 аят)

Также слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Самыми лучшими из людей является мое поколение затем те, кто последовал за ними и затем те, кто последовал за ними» Сказал ‘Имран: «И я не знаю, сколько поколение он упомянул после своего: два или три».

Это из тех вещей, которые указывают на превосходство наших предшественников над теми, кто пришел намного позже их. Превосходство заключается как в вопросах поклонения и достоинства, так и в вопросах знаний.

3. Сообщение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что сподвижники и все те, кто идет по их пути, стоят на пути спасения и, что именно сподвижники являются преградой между исламской общиной и появлением заблуждений в ней. Как это пришло в хадисе что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Звезды хранят небеса, если уйдут звезды, то на небеса придет то, что им уготовано, а я являюсь хранителем моих сподвижников, если я уйду, то сподвижникам придет то, что им уготовано, а сподвижники являются хранителями моей общины, если они уйдут, то общину постигнет то, что ей уготовано» Сахих Муслим 4/ 1961.

Сказал Имам Ан-Навави, объясняя этот хадис: Смыслом является то, что появится много заблуждений в исламе, появятся смуты, выйдет рог шайтана, византийцы будут побеждать произойдет осквернение Медины и Мекки и тому подобное.

Второе: со стороны разума

1. Как могут быть умнее и мудрее сподвижников в понимании Имен и Качеств Аллаха те, кто пришел после них из числа философов, которые находят в своей религии много неясностей, постоянно пребывая в замешательстве, многие из которых в конце своей жизни признали свои заблуждения?!

2. Как те, кто является лучшими из людей, могут иметь меньше знаний и мудрости, а в особенности в вопросе имен и качеств Всевышнего Аллаха?!

3. И как эти философы, последователи индусов, греков, наследники огнепоклонников, многобожников, евреев и христиан могут знать больше об Аллахе, чем наследники пророков, людей Корана, обладающие иманом[4].

4. Само по себе выражение «путь салафов более безопасный, а путь тех, кто пришел после них, более знающ» является противоречивым.

5. Их слова о том, что «путь салафов более безопасен, а наш путь более знающ» является их признанием того, что они против пути салафов. И Всевышний Аллах таких людей предостерегает словами: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (Сура ат-Таубах, 100 аят).

 

Материал:

1. «Фатава альХамавия» стр. 31-34

2. Шарху Ъакийдату Тахаваиях стр. 234-238

 

 


Шестой урок

Седьмой урок

Восьмой урок

Девятый урок

Вера в Его Имена

А) Подтверждения сущности Имени Аллаха.

Сказал Шейхуль Ислам ибн Таймийях: «Ученые единогласны в том, что Аллах «Хайи» (Живой), «’Алим» (Знающий, «Кадир»(Мощный), «Самиъ»(Слышащий), «Басыр» (Всевидящий) на самом деле.»

Б) Вера в то, что Аллах превыше (или пречист) оттого, чтобы быть похожим в чем-то на Свои создания.

Как сказал Всевышний: «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий», – и в другом аяте: «Разве ты знаешь кого-то похожего на Него или равного?»

Ведь всем известно, что некоторые создания похожи друг на друга в именах, но различаются в сущности и по образу. К примеру, у человека есть рука, и у слона есть рука, но рука у человека отличается от руки слона. И также у них обоих есть сила, но сила одного отличается от силы другого, несмотря на то, что имена у обоих одинаковы.

Сказал Шейхуль ислам ибн Таймиях: «Название какой-то вещи никак не может быть полным соответствием другой вещи с тем же именем. Единственное, что может понять разум, так это общее сходство, а уже при конкретизации каждого познается разница имен создания и Создателя. И это касается всех Имен и Качеств Всевышнего Аллаха, и всё понимается при сравнении конкретизаций».

К примеру, можно привести то, что Аллах назвал себя именем «Аль-Хайи» (Живой), как сказал Всевышний Аллах: «Аллах, нет никого достойного поклонения, кроме него Живого, Сущего». Также Он назвал некоторых из Своих созданий этим именем: «Выводит «Хайи» (Живое) из мертвого и мертвое из живого». И здесь никто не скажет, что Его Имя «Аль-Хайи» в сущности такое же, как у Его созданий. Его жизнь не подобна нашей жизни или кого-то другого из Его созданий. И поэтому каждое имя будет давать определенный смысл, с учетом того, к кому оно будет приписываться.

Также Всевышний Аллах назвал себя «’Алим» (Знающий): «Аллах – Знающий, Мудрый», – и также Он сказал это в отношении Своих созданий: «И обрадовали его мальчиком «’Алим» (знающим)»

В) Вера в то, что Его Имена достигли предела совершенства в красоте и прекрасности. Как сказал Всевышний: «У Аллаха есть прекрасные Имена». Вера в Его Имена должна основываться на вере в Его прекрасные Качества, которые содержат в себе эти Имена. И в них нет никакого недостатка ни с какой стороны, в этом и заключается красота (хусна) Имен Всевышнего Аллаха.

Десятый урок

Виды «Ильхада»

Ученые говорят, что у «ильхада» четыре вида:

Одиннадцатый урок

Некоторые примеры из прекрасных Имен Аллаха, которые приводятся в Коране и Сунне, а это «аль-Хайй» «аль-Кайум» «аль-Ауаль» «аль-Ахыр» и др.

Из Имен Аллаха: «Аллах», «ар-Роб», «ар-Рахман», «ар-Рахим», «Малику йоумиддин». Все эти имен приводятся в словах Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому Милосердному, Царю в день Суда» (Сура «Аль-Фатиха», 1 аят)

Ибн Кайим подробно рассказал о тех качествах, которые исходят от этих пяти Имен.[23] Он упомянул о том, что основой всех Имен и Качеств Всевышнего Аллаха являются четыре качества, которые содержаться в этих Именах, а это: «Улюхия», «Рубубия», «Ар-Рахма», «Аль-Мульк»[24]

Ибн Кайим сказал, делая тафсир на суру «Аль-Фатиха»: «Эта сура содержит в себе определение Того, Кому мы поклоняемся, а это – Аллах, свят Он и велик. Это определение дается через три Его Имени, к которым возвращаются, и на которых держаться все Его прекрасные Имена и высокие Качества: «Аллах», «ар-Роб», «ар-Рахман»» [25]

Также он сказал: «Имена, приведенные в этой суре, являются основой всех Имен Аллаха, а это: «Аллах», «ар-Роб», «ар-Рахман». Имя Всевышнего «Аллах» содержит в себе все качества «аль-улюхия». Имя Всевышнего «Ар-Роб» содержит в себе все качества «ар-рубубии», а Его Имя «ар-Рахман» содержит в себе все качества «ихсана», «джуда», «бира» и ведь смыслы всех Имен основываются именно на этих Именах». [26]

Имя Всевышнего «Аллах»

Аллах – Он Тот, Кто достоин поклонения и Тот, которому все поклоняются. И все Имена Всевышнего возвращаются к Имени «Аллах». Это Самое великое Имя Аллаха. (Исму а’зам)

Образовано от глагола: «алаха», «йалаху», «улухатан», то есть поклоняться. Смысл этого проявляется в том, что человек, познавая величие Своего Господа и другие Его качества рубубии, полностью устремляется к Аллаху, и его сердце принадлежит только одному Аллаху, и нет в нем места для людей, и не связано оно ни с чем другим помимо Аллаха, как об этом упомянул ибн Асир.[27]

Имя Всевышнего «Аллах» образовано от Его качества «Улюхии», как об этом сказал Сибауайях, остальные языковеды также подтвердили это, сказав, что основой этого имени является «илях»[28].

Сказал ибн Кайим: «И тогда понимается, что Имя Всевышнего «Аллах» содержит в себе все Его прекрасные Имена в общем, а Его прекрасные Имена разъясняют подробно Его качество «улюхия», от которого образовано имя Всевышнего «Аллах»». [29]

Также он сказал, что все Его Имена относятся именно к Его Имени «Аллах». Например, говорится, что «ар-Рахман» и «ар-Рахим» являются Именами Аллаха, но нельзя говорить, что «Аллах» является Именем «Ар-Рахмана». Как сказал Всевышний: «У Аллаха есть прекрасные имена» [30]

Ибн Кайим разъяснил, почему Имя «Аллах» указывает на все Его прекрасные Имена и высокие Качества, с трех сторон:

1) Со стороны «Мутабаках» (соответствие) – когда слово полностью охватывает в себе смысл. Как, допустим, Имя «Аллах» указывает на Сущность Всевышнего и на Его «улюхию».

2) Со стороны «Тадамун» – когда слово указывает на какую-то часть из смысла, то есть когда указывает на какое-то определенное качество, а не на сущность.

3) Со стороны «Лузум» [31] – подобно указанию потолка на стену, как указание Его милости на Его прощение.

Двенадцатый урок

Тринадцатый урок

Четырнадцатый урок

Пятнадцатый урок

Шестнадцатый урок

Семнадцатый урок

Девятнадцатый урок

Опровержение мушаббиха

Мушаббиха – это те, кто хоть и оставили контексты в том виде, в котором они пришли, но взяли себе в убеждение, что эти качества Всевышнего подобны качествам Его созданий.

Сказал Шейх ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах: «Их путь является заблудшим со многих сторон:

1) Это является произволом в отношении контекстов, и отрицанием того истинного смысла, который они в себе содержат. Как можно представить, что Качества Аллаха подобны качествам Его созданий, ведь Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий»?

2) Здравый разум указывает на то, что существует большая разница между Создателем и Его созданиями как в сущности так, и в качествах. Как же после этого можно сказать, что контексты указывают на уподобление?!

3) Понимание этой секты противоречит пониманию предшественников, и поэтому это считается заблуждением.

Если кто-то из мушаббиха скажет: «Когда я читаю аяты про снисхождение Всевышнего Аллаха или о Его Руке, то ко мне в голову ни приходит ничего, кроме качеств Его созданий. Аллах обращается к нам только с тем, что мы можем понять, и что мы знаем».

Мы ответим им с трех сторон:

1. Тот, Кто к нам обращается – Он же Тот, Кто сказал о Себе: «Нет ничего подобного Ему»

Он запретил своим рабам приводить Ему примеры или ставить кого-то равного наряду с Ним, сказав: «И не приводите Аллаху примеров», и в другому аяте: «И не делайте Аллаху равных, ведь вы знаете». Все слова Всевышнего являются истиной, и одни Его Слова разъясняют другие.

2. Можно ему сказать: «Разве твой разум не может принять то, что у Аллаха есть Сущность, которая не подобает сущности Его созданий?» Он скажет: «Конечно». Тогда мы ему скажем: «Тогда скажи то же самое и в отношении Его качеств. Ведь Слова о Его качествах подобны Словам о Его Сущности, а тот, кто разделяет между ними, попадает в противоречие».

3. «Разве ты не видишь, что среди созданий есть те, кто одинаковы в именах (в названиях), но различаются по своей сущности и образу?!» Он скажет: «Конечно!» Тогда мы скажем ему: «Если ты принимаешь, что есть разница между Его созданиями, то почему ты не можешь принять, что есть разница между Создателем и его созданиями? Несмотря на то, что разница между Создателем и созданиями более очевидна и ближе к Его очищению от недостатков».

И более того сходство между Создателем и созданиями невозможно представить.

Опровержение му’аттилах (тем, кто отрицает)

Это те, кто истолковывает контексты Качеств Аллаха другими качествами как, например, они говорят, что под «истаауа» подразумевается «истаула» и тому подобное из заблуждений.

Сказал Шейх ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах: «Их путь является заблудшим со многих сторон:

1) В этом есть преступление в отношении контекстов, так как они придают контекстам совсем другой смысл, который никак не подходит в отношении Аллаха.

2) Это уклонение смыслов Слов Аллаха и Его посланника от его внешнего смысла. А ведь Всевышний Аллах обращается к нам на понятном ясном арабском языке, так же как и наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и поэтому является обязательным оставление Слов Аллаха и его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на том внешнем смысле, в котором они пришли.

3) Уклонение смысла слов Аллаха и Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на другой смысл является наговаривание на Аллах без знаний. Как сказал Всевышний: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (Сура «Аль-А’раф», 33 аят). И сказал: «И не говори о том, что ты не знаешь поистине слух, зрение и сердце все они будут спрошены перед Всевышним»

4) Уклонение контекстов, касающихся качеств Аллах, от их внешнего смысла противоречит тому, на чем был пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, и поэтому это является заблуждением. Ведь истиной является лишь то, на чем был пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники.

5) Можно сказать тому, кто отрицает качества Аллаха: «Каждый мусульманин знает о том, что Аллах лучше знает о Себе, чем кто-либо другой, и что Его Слова являются самыми правдивыми словами и самыми красноречивыми. И поэтому невозможно себе представить, что Тот, Кто так милостив к Своим созданиям, который хочет прямого пути для Своих рабов, скрыл от них истину о Самом Себе, оставив это их разумам, которыми они понимают только те смыслы, которые хотят.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о Своем Господе, и его слова являются самыми правдивыми и красноречивыми словами после Слов Аллаха. И также невозможно себе представить, чтобы он оставил в неведении то, что является обязательным в убеждениях касательно их Господа, позволив им говорить о Нем, опираясь на свой разум.

И поэтому является обязательным подтверждать для Аллаха то, что Он Сам для Себя подтвердил и что подтвердил Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не истолковывая и не искажая.

6) Мазхаб та’тиля приводит к заблудшим последствиям, а если эти последствия является заблуждением то, то откуда оно вышло так же является заблуждением. И из этих последствий:

1. Му’аттила уклонили внешний смысл контекстов, имея убеждение, что он приведет к уподоблению Аллаха Его созданиям, а это является куфром и ложью на Аллаха, ведь Аллах говорит: «Нет ничего подобного Ему». И поэтому является самым большим заблуждением считать, что внешний смысл контекстов ведет к уподоблению, что является куфром.

2. С их слов можно понять, что Книга Аллаха, которая объяснила каждую вещь, не пояснила того, что является обязательным для каждого мусульманина, а это познание Своего Господа, Его Имен, Качеств. И тем самым это как бы легло на разумы этих людей.

3. Также с их слов следует то, что наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники проявили упущение в преподавании и в требовании знаний об Аллахе, а также в знаниях о том, что является обязательным подтверждать по отношению к Аллаху, а что является запретным. Ведь ни от одного из сподвижников не передалось даже и буквы, которая бы поддерживала то, о чем говорят эти люди (ахлу та’тиль)

4. Также с их слов следует то, что слова Аллаха и его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не являются источником, куда нужно возвращаться в отношении Имен и Качеств Аллаха, а источником же является их растерянные противоречивые разумы. И все что помимо этого будет подвергнуто обвинением в заблуждении или истолковыванием.

5. Их слова требует отрицать от Аллаха то, что Аллах и Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил для Себя. Например, они говорят о Словах Всевышнего Аллаха: «И придет твой Господь», – то, что Он на самом деле не придет. Также их отрицание касается снисхождения, возвышения и тому подобных из Качеств Аллаха.[85]

 

Материал:

1) «Кау’иду мусла» ибн ‘усаймин стр.38-44


Двадцатый урок (продолжение 19 урока)

Опровержение муфауадах

Муфауадах считают, что невозможно понять смыслы тех контекстов, где приходят качества Аллаха, и что их смысл не знает никто, кроме Аллаха. Они возомнили, что следуют словам Аллаха: «И ни кто не знает его толкования кроме Аллаха» [86]

Их слова являются заблуждением со многих сторон:

1) Их слова противоречат приказу Аллаха: «Неужели они не задумаются над Кораном или на их сердцах замки», и словам: «Неужели они не задумаются над его словами»

Всевышний Аллах приказал нам задуматься над Кораном, побудив стараться понять его смысл, и как после всего этого мы можем отвернуться от понимания и познания его смысла?!

2) Господь обратился к нам с откровением, желая вывести нас из тьмы заблуждений к свету, и если внешний смысл тех контекстов, в которых приводятся Его описания, является заблуждением и неверием, то с нас не требуется понятие ни внешнего его смысла, ни внутреннего, или от нас требуется лишь понять его внутренний смысл, оставляя внешний. Следуя всем этим предположениям можно подумать, что Всевышний Аллах не объяснил для нас истину.

3) Их слова противоречат тому, на чем были наши предшественники, которые понимали Коран и понимали его смысл.

Сказал ибн Масъуд: «В книге Аллаха нет такого аята, который бы я не знал, по какой причине он ниспосылался».

Сказал Муджахид: «Я прочитал мусхаф ибн ‘Аббасу, начиная с фатихи до его конца, останавливаясь на каждом аяте и спрашивая его смысл». Предшественники знали, что эти знания хвалимы у Всевышнего Аллаха, и Всевышний Аллах побуждает изучать их.

Поэтому Хасануль Басри сказал: «Аллах ниспосылал аяты, желая, чтобы мы поняли его смысл» [87]

4) Они приводят в довод слова Всевышнего Аллаха: «и никто не знает его толкования (таувиль) кроме Аллаха», и считают что эти слова поддерживают их путь, но на самом же деле это не так. Так как под словом таувиль приходят три смысла:

Под смыслом таувиль подразумевается тафсир (толкование), и этот термин используют муфассиры Корана (толкователи Корана). Как сказал ибн Джарир: «Ученые тауиваля разошлись»

Таувиль – это сущность чего-то, результат того, о чем говорится. Как сказал об этом Всевышний Аллах в истории, Юсуфа, рассказывая о том, как его отец и братья пали ниц перед ним: «Он поднял своих родителей на трон, и они пали ниц перед ним. Он сказал: «Отец мой! Это есть толкование моего давнего сна. Господь мой сделал его явью». (Сура «Юсуф», 100 аят).

Большинство поздних философов трактовали таувиль как уклонение внешнего правильного смысла на неправильный, используя при этом другой довод.

«Хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха, и тех, кто обладает истинным знанием…» («Аль-Имран», 7 аят)

Данный аят можно прочесть двояко: передается от Убайа бну Каъба, ибн Масъуда, от ибн ‘Аббаса разъяснение четырем видам чтения и из них он упомянул, что можно останавливаться на словах «никто не знает, кроме Аллаха», а также на словах: «и тех, кто обладает истинным знанием…»

Те, кто сказал, что останавливаться нужно на словах: «Хотя толкования (таувиль) этого не знает никто, кроме Аллаха, и тех, кто обладает истинным знанием…» по таувилем подразумевали тафсир «разъяснение», а это объяснение людям тех вещей, которые не понятны в обращении.

А те, кто сказали, что те, кто обладает знанием, не знают таувиля, и чтение этого аята заканчивается на словах: «Хотя толкования (таувиль) этого не знает никто, кроме Аллаха», под таувилем они подразумевали то, к чему приходит сущность вещей. И поэтому под таувилем в данном случае подразумевается, например, то, что будет в Судный день, и этого никто не знает кроме Аллаха. К этому же относятся и Атрибуты Аллаха, такие как Рука, Лик, Глаза и другие, – знание об образе этих качеств принадлежит только Аллаху.

И здесь становится ясно, что никто из ученых и предшественников не отрицал таувиль, если его смыслом является «тафсир», и это явно указывает на заблуждение, в которое попали муфауидах.[88]

Сказал шейхуль Ислам: «А тот, кто говорит, что таувиль смыслом которого является «тафсир», не знает никто кроме Аллаха, то это противоречит тому, на чем были большинство сподвижников, табиъинов, те кто объяснили полностью Коран, и те, кто говорили, что они знают полностью его смысл» [89]

Их мазхаб ведет к некоторым плохим последствиям:

1. Из их слов можно понять, что Всевышний Аллах не разъяснил для нас истину, несмотря на то, что Он приказал нам верить в Его слова, приказывая нам следовать им и возвращаться к ним. И вместе с этим, по их словам, Он не объяснил нам, что является истиной в его словах, а наоборот, как будто Его внешние слова указывают на куфр и заблуждение, и Он хочет от нас то, чтобы мы не ничего не поняли, или поняли только то, на что нет совсем никакого довода. Если человек будет честен с собой, то поймет, что все это является противоречием и растерянностью. Всевышний Аллах и его пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пречист от всего этого.

2. Из их слов вытекает то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал истину и понимал как понятные контексты, так и не понятные (для них), но при этом он не объяснил людям, те контексты которые не понятны для них.

Можно предположить, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не знал их смыслов (как говорят лидеры этих заблудших), и Всевышний Аллах оставил это знание у Себя. Если предположить первое, то это будет считаться оскорблением в послании пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с той стороны, что он не довел свое послание, не разрешив спорные вопросы. А если предположить второе, то это будет считаться оскорблением как для нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так и для других пророков с той стороны, что у них не было знаний о том, что является самым лучшим и прекрасным, – а это знание о Господе миров.[90]

Материал:

1) «дару таъаруд ъакл уа накл» 1, 201-204

2) «Маджмуъуль фатава» 3, 54-56

3) «Мухтасару сауаъику мурсала» 62-64

 


Двадцать первый урок

Доводы из Корана

1. Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах – Слышащий, Знающий» (Сура «Худжурат», 1 аят)

Сказал ибн Касир: «То есть не опережайте его в чем-либо, но следуйте за ним во всех делах» [91]

Сказал Ибн Кайим: «То есть не говорите, пока он не скажет, и не приказывайте того, чего он не приказывал, и не давайте фетву до тех пор, пока он не даст, и не решайтесь на что-то, пока он не решит и не сделает»

И собрав все эти смыслы можно сказать, что нельзя спешить говорить или делать что-то, пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не скажет и не сделает этого».[92]

2. Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» (Сура «Худжурат», 2 аят)

Сказал ибн Кайим: «Если повышение своего голоса выше голоса пророка, да благословит его Аллах и приветствует, считается причиной того, что дела окажутся тщетными, то что тогда говорить про тех, кто ставит свои измышления или разумы перед тем, с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?! Разве это не более достойно того, что бы сделать дела тщетными?!»

3. Сказал Всевышний Аллах: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения, и не подчинятся полностью» (Сура «ан-Ниса», 65 аят)

Сказал Ибн Касир: «Сам Всевышний Аллах поклялся Самим Собой о том, что никто не уверует до тех пор, пока не поставит посланника, да благословит его Аллах и приветствует, судьей во всех делах, и поэтому, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вынес какое-то решение по определенному вопросу, то это является истиной, и обязательно следовать этой истине как внешне, так и внутренне» [93]

Сказал Ибн Аби ‘Изз: «Сам Всевышний Аллах поклялся Самим Собой о том, что они не уверует до тех пор, пока не поставят посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, судьей во всех делах и не будут довольны его решением и не примут это должным принятием» [94]

4. Сказал Всевышний: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (Сура «ан-Ниса», 115)

Сказал Ибн Касир: «Кто последовал не по шариату посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он из тех, кто воспротивился, и он делает это преднамеренно, так как он узнал об истине, и она стала ему понятной»

Также сказал: «И последует не путем верующих», – это исходит от первого описания (следование пророку, да благословит его Аллах и приветствует), а также здесь понимается то, на чем сошлась вся община. Этот аят указывает на то, что они обезопашены от ошибок в том, в чем они сошлись, что указывает на их почет и на то, как они возвеличивают своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует» [95]

Доводы из Сунны

1. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые передал Джабир в длинном хадисе, в котором описывается хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я оставил вам то, по причине чего вы никогда не заблудитесь, если будете держаться за это, а это Книга Аллаха» (Муслим)

2. Хадис ‘Ирбада бну Сариях, где он сказал: "(Однажды) посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: "О, посланник Аллаха, это похоже на увенчание прощающегося, так дай же нам наставление!"

Он сказал:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.112 с.)