Путь аналогии превосходства (тем более) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путь аналогии превосходства (тем более)



Путь превосходства заключается в том, что если полнота какого-то качества присутствует в каком-то из Его созданий, то Всевышний Аллах более достоин этого качества полноты: «У Аллаха лучший пример»

Этот аят, указывает на то, что если какое-то создание, которое было недавно созданным, может быть описанным каким-то совершенным описанием, то Аллах, Который всегда был и Который является Создателем, более достоин чтобы быть описанным каким-то качеством полноты (каждое создание Аллаха имеет срок своего сотворения. И до того, как Аллах сотворил его, это создание не было описано каким-либо качеством. А Аллах всегда был. У Него нет начала и конца существования, и поэтому Он более достоит того, чтобы быть описанным качеством полноты).

Сказал Шейхуль ислам: «И Коран приводит доказательство как через этот путь, так и через другой, а также доказательство через указание следа на того, кто его оставил является более полным…

Доказательство через аналогию превосходства заключается в том, что Он более достоин совершенства, так как Он лучше. Доказательство через указание следа на того, кто его оставил заключается в том, что именно Он сделал Свое создание полным, дав ему описания полноценности»[48]

Замечание, связанное с правилом совершенности. Относится ли это правило ко всем описаниям? Поскольку есть такие описания, которые могут быть полноценными в отношении кого-то из Его созданий, но в отношении Аллаха являются недостатком.

На этот вопрос ответил Шейхуль Ислам ибн Таймиях:

«Нужно остерегаться от тех вещей, которые могут быть качеством полноценности в отношении созданий, но быть недостатком в отношении Создателя, как например, еда и питье. Ведь здоровый человек, который ест и пьет, намного лучше того, кто болеет и не желает питья и еды, так как еда и питье придает человеку сил.

И если представить, что человек лишен этих качеств (еды и питья), то это будет недостатком с одной стороны, но с другой стороны нужда в еде и питье требует от себя той вещи, куда она помещается, а это в свою очередь требует от себя нужды в испражнении этих вещей. А тот, кто не нуждается в том месте, чем он принимает еду, он более полноценный, чем тот, кто нуждается в этом. Ведь тот, чья полнота зависит от чего-то другого, более неполноценен, чем тот, кто ни в чем не нуждается. Ведь тот, кто богат и не нуждается ни в чем, выше того, кто богат посредством чего-то. И поэтому тот, кто богат сам по себе, более совершенный чем, тот, кто становится богатым, завися от чего-либо.

И поэтому есть такие вещи, которые могут быть качествами полноценности в отношении Его созданий и быть недостатком в отношении Его Создателя. И поэтому все, что подвержено исчезновению, противоречит качествам кайюмия и также то, что требует обновления, противоречит качествам постоянности или те качества, которые постоянно нуждаются в чем-либо, противоречит богатству» [49]

Более правильным является то, Аллах знает лучше, что такие качества как еда, питье или нужда иметь детей не является качествами совершенности, даже в Его созданиях. Так как, Тот, кто может без этого обойтись большой промежуток времени, не причиняя себе вреда, намного лучше того, кто не способен обойтись без этого и, если бы эти качества были бы качествами полноценности, то тот, кто бы их делал, был бы более совершенен, чем тот, кто их делает меньше.

И как пришло достоверно из жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он постился несколько дней, не разговляясь вовсе, и дни шли друг за другом, количество этих дней было семь или восемь, и вот это качество считается из полноценных качеств человека.

Также это касается некоторых животных, которые способны на протяжении многих дней обходиться без еды и питья лучше и полнее, чем те, кто постоянно нуждаются и не могут обойтись без еды и питья. И именно поэтому некоторые животные считаются лучше других, как, например, верблюд или другие.

И здесь понимается, что приведенные качества не являются качествами совершенности, даже в Его созданиях, а они будут качествами совершенности только к тем, кто нуждается в этом и, поэтому, данная оговорка (обособление) выводит эти качества из качеств совершенства.

И поэтому наше правило: «каждое полноценное качество, которое есть у Его созданий, указывает на то, что Аллах более достоин того, чтобы быть описанным им», – касается только тех качеств, которые абсолютны со всех сторон. Аллах знает лучше.

 

Материал:

1. «Маджуму’уль фатава» Шейхуль ислама ибн Таймии 16, 353-363

2. «‘улуЛлах ‘ала халкихи» Дуайши стр.18

3. «Манхаджу салаф уаль мутакаллимин» Джабира ибн Идриса 1, 387-389


Четырнадцатый урок



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.004 с.)