Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идентификации молодежи в сфере гражданских отношенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примечание: К2 — среднеранговый коэффициент по семибалльной шкале.
Гражданство для современной молодежи идентифицируется прежде всего с принадлежностью к государству, со своего рода членством в нем. Вместе с тем чувства гражданской ответственности (долг, обязанность) и гордости, национального достоинства гражданина своей страны занимают высокие (вторую и третью) позиции в структуре идентификаций. Отождествление молодыми людьми понятия «гражданство» с конституционными правами, обеспечивающими им безопасность и чувство защищенности, занимает четвертую и пятую позиции. И завершает ранговый ряд идентификаций позиция гражданина-патриота. То есть идентичности молодежи, соответствующие современным представлениям, как бы чередуются с традиционными. Еще более рельефно это можно проследить на распределении ответов на вопрос: «Что означает для вас быть гражданином России?». Первые два места занимают типично современные идентификации (страна, где живет респондент, и малая родина). С любовью к Родине, с готовностью ее защищать и с причастностью к ее истории, занимающими соответственно третью, четвертую и пятую позиции, связаны традиционные идентификации. Отразилась эта тенденция и в отношении молодежи к своей стране. На вопрос: «Гордитесь ли вы своей страной?» — 39,3% опрошенных сказали, что «скорее да», а 22,3% — «скорее нет» (опрос 1999 г.), в то время как остальные воздержались от ответа или полностью отрицали. Незыблемые в недавнем прошлом высшие духовные ценности поколеблены. Сыновье отношение любви к отечеству, гордости за него, готовность защищать его вытесняется прагматизмом: родина там, где мне хорошо. Таким образом, в подобной гражданской позиции молодежи, как и в ее политическом сознании в целом, нашло отражение противоречие между пробивающими себе дорогу демократическими, либеральными ценностями, характерными для современного общества и еще достаточно прочными, укрепившимися в историческом сознании молодых людей традиционными ориентациями. Рассмотрим факторы, определяющие состояние и направленность изменения политического сознания молодежи. 1. Постоянное снижение жизненного уровня. Это оказывает влияние на политические ориентации молодых и на их отношение к властным структурам. Сравнительный анализ показал, что доверие Президенту и Правительству РФ среди малообеспеченных слоев молодежи в 3—5 раз ниже, чем в высокообеспеченных слоях. Отрицательно относятся к курсу проводимых реформ 2,4% молодых людей с высоким достатком и 75,6% с низким. Три четверти (78,3%) молодежи с низким достатком считают, что необходимо радикальное изменение политической системы российского общества. 2. Ориентация на будущее. Большинство молодых людей выросли в новых социально-экономических условиях. Их интересы и ценности все больше расходятся с родительскими. Почти половина (49,4%) из них не хотят возвращения к ушедшему прошлому. Апелляция к прошлому, попытки достучаться до сердец современных юношей и девушек, используя ценности старших поколений, не встречают у них понимания. Наоборот, большим успехом у молодых пользуется призыв к будущему. При этом каждый второй (52,5%) видит его как результат особого для России пути развития и каждый пятый (23,2%) — сторонник западных моделей общества. 3. Характер межпоколенных отношений. Процесс обнищания населения, хоть и не обошел стороной большинство молодежи, но психологически легче переживается молодыми в силу их возраста и материальной поддержки со стороны родителей. Более 80% молодежи в той или иной мере находятся в экономической зависимости от родителей, что заметно сглаживает остроту ее материального положения, поэтому неоднозначное влияние на молодых людей оказали как агитация с классовых позиций, так и оголтелый антикоммунизм. В силу этих причин не возымела действия и попытка использовать межпоколенный конфликт в политических целях. 4. Влияние референтной группы. Значительная часть молодых людей, особенно в крупных городах; сумела приспособиться к новым условиям; сформировалась, хотя численно и небольшая (около 2% молодежи), но быстро растущая экономически продвинутая группа, референтная для молодого поколения в целом. Глядя на преуспевающих сверстников, многие надеются и на собственный успех. Этим объясняется бесперспективность дискредитации в настоящее время «новых русских» в глазах молодежи и популярность в ее среде тех лидеров, которые выступают за развитие всех форм частного предпринимательства, особенно мелкого бизнеса. 5. Собственный опыт рыночных отношений. В отличие от отцов и дедов молодые лишь понаслышке могли судить о реальностях прошлого своей страны, однако зачастую имеют более непосредственный опыт рыночных отношений в современной жизни. Отсюда высокая мотивационная зависимость молодежи от степени включенности в предпринимательскую деятельность. Группа молодых предпринимателей заметно выделяется среди других категорий молодежи как в оценках властных структур, так и в своих политических ориентациях. 6. Влияние средств массовой информации. Хотя 41,2% молодежи высказали недоверие средствам массовой информации, влияние их на молодых людей остается высоким, а зачастую решающим. Учитывая политическую ангажированность телевидения, радио и большинства газет, отсутствие плюралистической молодежной прессы, молодые люди получают весьма одностороннюю, часто искаженную информацию, становятся жертвами манипулирования их сознанием. 7. Региональные факторы. Характеристики политического сознания, в том числе и молодежи, сильно различаются в отдельных регионах. Это связано с различиями условий жизни, с социальным составом населения, со сложившимися политическими традициями, с активностью тех или иных политических сил. Часто решающее влияние оказывает этнонациональный фактор. Как правило, наибольших успехов добиваются те политические лидеры и партии, которые строят свою политику на стремлении решать конкретные региональные проблемы. Что касается политического сознания молодежи, то решающая роль в его формировании принадлежит рассмотренным выше групповым ее особенностям. Они могут корректироваться с учетом различных факторов, однако не утрачивают своей специфики. Не случайно, даже в регионах так называемого красного пояса политическая «окрашенность» сознания молодежи заметно «розовее».
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.007 с.) |