Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Качественные методы социологического исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ИНТЕРВЬЮ
Исследовательские возможности и границы применимости интервью. Так же, как и анкетирование, интервью относится к опросным методам сбора информации и предполагает непосредственный контакт интервьюера и респондента. Интервьюирование осуществляется в рамках общей исследовательской программы и на основе определенного плана, причем результаты его фиксируются, с тем чтобы обеспечить их последующую обработку и интерпретацию. По сравнению с анкетированием интервью представляет собой значительно более трудоемкий и дорогостоящий метод получения данных. Его применение связано с основательной профессиональной подготовкой исследователя, так как в немалой степени зависит от коммуникационных способностей интервьюера и его общей ориентации в проблемном поле. Кроме того, интервьюирование существенно увеличивает сроки исследования (одно интервью может длиться от 20 минут до 2—3 часов) и связано с преодолением многочисленных трудностей при поиске «подходящих» респондентов. И все же повсеместное внедрение этого метода в социологическую практику свидетельствует о том, что с его помощью удается значительно глубже, чем при анкетировании, понять некоторые явления политической жизни общества. К примеру, представить, из чего складывается недоверие человека к тем или иным политическим институтам, о чем столь часто сообщают массовые опросы общественного мнения, без подробной и углубленной беседы с респондентом невозможно. Какими мотивами руководствуются люди, избегая голосования, что означает «быть чиновником» сегодня, как принималось решение о создании избирательного блока или политической партии? — на эти и другие подобные вопросы можно ответить, избрав основным методом реализации исследовательского проекта интервью. Вместе с тем интервьюирование относится именно к качественным исследовательским стратегиям, общая цель которых — изучение субъективных практик, когда в центре внимания социолога — действия социального субъекта, насыщенные субъективными смыслами и имеющие социокультурное значение. Существенное снижение дистанцированности от объекта исследования, погруженность интервьюера в саму исследовательскую процедуру увеличивают риск навязывания его мнения и оценок респондентам. Именно подобная радикальная вовлеченность исследователя в ситуацию сбора эмпирических данных объективно создает возможность искажения итоговых результатов опроса. Поэтому интервью целесообразно использовать тогда, когда первичные эмпирические данные о той или иной ситуации уже собраны и социолог ставит задачу ее более углубленного понимания, или, напротив, когда предмет исследования неизвестен и социолог проводит пробный пилотажный опрос или опрос экспертов. Типы и процедуры интервью. В литературе можно встретить разные способы классификации интервью как метода исследования. Методически наиболее разработаны типы интервью, разделяемые по технологии их проведения на формализованные, полуформализованные и свободные. В соответствии с общим планом исследовательского проекта социолог разрабатывает бланк («путеводитель») интервью, в котором фиксируются конкретные темы беседы и их общая направленность. В случае формализованных и полуформализованных интервью допускаются закрытые вопросы, предполагающие выбор из предложенных вариантов ответов. В целом интервью проводится как свободная беседа интервьюера с респондентом в заранее спланированной и подготовленной ситуации. Принципиальное значение при этом имеет выбор респондентов. Все дело в том, что конструирование выборки при интервью отличается существенными особенностями. Учитывая, что объем выборки должен быть невелик, в качестве опрашиваемых подбираются люди, с одной стороны, компетентные в отношении изучаемого предмета, а с другой — занимающие по отношению к нему различные социально-ролевые позиции. Представим себе ситуацию, когда предметом исследования является политическая социализация студентов. Помимо самих студентов различных категорий (по полу, возрасту, уровню доходов, характеру выбранного вуза и профессии) к опросу целесообразно привлечь и получить соответствующие (разные!) оценки преподавателей вузов, родителей, руководителей политических партий и движений, имеющих молодежные союзы, и лидеров этих союзов, журналистов молодежных СМИ, экспертов-политологов и некоторых других специалистов (может быть, например, работников правоохранительных органов, имевших дело с молодежными экстремистскими политическими акциями). При подобном выборочном интервьюировании достигается эффект «стереоскопического видения», что повышает достоверность итоговых результатов. Важно также согласие респондентов на сотрудничество с интервьюером, учитывая то обстоятельство, что многие стороны политической жизни общества остаются «непрозрачными» для социолога и надежные данные о них вообще получить крайне трудно. (Примером может служить политическая элита общества: при изобилии всякого рода журналистских интервью с политическими лидерами и правительственными чиновниками, множестве их выступлений и воспоминаний отделить всякого рода мифы и имиджевые реконструкции от реальности — задача крайне сложная.) Обработка материалов интервью и интерпретация полученных результатов проводятся в двух планах. С одной стороны, полученные данные могут свидетельствовать о существовании типичных позиций, распространенных точках зрения, ценностных и эмоциональных предпочтениях. В таком случае необходимо провести соответствующий типологический анализ. С другой стороны, в ходе интервью могут быть обнаружены ранее не известные факты, обстоятельства, имена и ситуации, что предполагает содержательный причинно-следственный и корреляционный анализ. При всей высокой «разрешающей способности» такой социологической «оптики», как интервью, применять этот метод нужно весьма осмотрительно, учитывая, что некоторые особенности его могут завести исследователя в тупик. Приходится считаться, к примеру, с тем, что в общении первое впечатление человека нередко обусловлено сложившимися стереотипами восприятия и носит предвзятый характер. Трудно также рассчитывать на релевантное (удобное для исследователя) поведение респондента: опрашиваемый, случается, начинает рассказывать о каком-либо событии из политического прошлого, реконструируя его не по личным жизненным впечатлениям, а по некоей принятой схеме (так, например, мы потеряли множество ценнейших свидетельств о Второй мировой войне и военных конфликтах недавнего прошлого). Нередок и эффект так называемого «павлиньего хвоста», когда респондент озабочен собственной самопрезентацией — тем, какое впечатление он производит на интервьюера. Ходу интервью зачастую мешает излишняя детализация или отвлечение опрашиваемого от основной темы. Поэтому искусство направленного общения и общий профессионализм — важнейшие качества социолога-интервьюера. Среди качественных методов исследования особое место занимает наблюдение. Общенаучный метод наблюдения относится к числу древнейших и по сей день активно используемых изобретений человечества. От повседневного, обыденного наблюдения его отличают целевая направленность, планомерность и наличие контрольных процедур, позволяющих проверять результаты. Принципиальная особенность наблюдения как метода социального познания состоит в том, что его объектами являются взаимодействия, взаимоотношения и поведение людей, всегда насыщенные различными эмоциями, личностными смыслами и многозначными культурными символами, включенными в само содержание наблюдаемых действий или ситуаций. В этом, собственно, и состоит основная трудность в интерпретации результатов наблюдений. Даже при максимально точной фиксации всех этапов, подробностей и деталей наблюдаемой ситуации ответить на вопрос: «Что именно наблюдалось?» — нередко означает решить некую сложную задачу концептуального понимания. Этот вопрос всегда следует иметь в виду, когда объектами исследования являются политические события, затрагивающие жизненные интересы людей и нередко сопровождаемые реальными страстями, болью, восторгом и гневом людей. Кроме того, наблюдение как метод социологического исследования всегда направлено на естественно развивающиеся, неинсцинируемые и потому невоспроизводимые повторно и/или искусственно события. Можно лишь условно фиксировать схожесть поведения людей в типичных ситуациях, но в принципе проведение повторного наблюдения невозможно, ибо реальность включает в себя действия множества необратимых факторов. Еще одно ограничение в применении метода наблюдения связано с языковыми трудностями в описании его результатов. Известно, что далеко не все то, что человек наблюдает, вообще можно описать: цветок, рассвет, балетный спектакль, движение речной воды; или... митинг, демонстрацию, поведение толпы. Восприятие этих «объектов» полнее и точнее передают литература и искусство, а не наука. А ведь социологу необходимо наблюдать, фиксировать и анализировать политические события, атмосфера которых порой не уступает театральному спектаклю. И все же при всех ограничениях использование метода наблюдения в ряде случаев — единственный шанс для социолога получить достоверные данные о тех ситуациях, когда опросные методы неприменимы (например, спонтанные политические акции, острый политический конфликт, развитие политической девиантной ситуации и т.п.). Методически в социологии различают два типа наблюдений: включенное и невключенное. Последнее применимо к тем объектам и ситуациям, по отношению к которым исследователь остается внешним, дистанцированным. Такое наблюдение по сути носит диагностический характер: не вмешиваясь в события, социолог проводит предварительную общую оценку применимости той или иной исследовательской стратегии к выбранным объектам. Нередко невключенное формализованное наблюдение (когда четко фиксируется ряд установленных признаков наблюдаемых объектов) сопровождает полевое социологическое исследование, ведущееся с помощью опросных методов, и позволяет получать дополнительную информацию. Включенное наблюдение используется тогда, когда социолог реально включается в изучаемую ситуацию в качестве действующего участника событий. Естественно, в этом случае прямое влияние исследователя на результаты наблюдений исключить невозможно. Более того, личные «переживания исследователя в поле» фиксируются как самостоятельная и значимая компонента всего исследования. Именно подобный субъективный опыт включения социолога в повседневные социально-групповые практики людей определенной профессии, этнической принадлежности, обычаев и условий проживания позволяет получить порой уникальную информацию, способную в корне изменить представления об изучаемом объекте. Включенное наблюдение особенно продуктивно тогда, когда ведется всестороннее монографическое исследование какого-либо «одного случая»: отдельной организации, предприятия, акции, группы (в социологии это называют case study). При подобном подходе количественные методы позволяют получить данные по сути лишь о вторичных явлениях в жизни социального организма: о высказанных в анкетах мнениях, суждениях, оценках людей, тогда как включенное наблюдение открывает возможность изучить многозначные стороны социальных коммуникаций, в том числе скрытые и нерефлексируемые (то, что «обычно не говорят, но имеют в виду»). Основные процедуры наблюдения. Обязательным условием использования социологического метода наблюдения является ведение дневников или протоколов наблюдения, фиксирующих реальное время, место, характеристики наблюдаемой ситуации и действующих участников. После завершения исследования протоколы наблюдения подлежат анализу и интерпретации в качестве документального источника информации. Подчеркнем еще раз, что трудности в использовании метода наблюдения связаны главным образом с тем, что результаты, полученные с его помощью, в значительной степени зависят от квалификации и субъективных качеств исследователя. Вместе с тем при тщательно разработанной программе наблюдения этот метод позволяет исследовать ситуации, к которым никакие иные исследовательские процедуры неприменимы (например, поведение людей в экстремальных ситуациях, развитие быстронарастающих конфликтов, проведение конкретных политических акций). С конца 60-х годов XX в. в парадигме качественной социологии стал активно разрабатываться метод фокус-групп. Особенно широко он применяется в настоящее время в маркетинговых исследованиях. В политической социологии его использование эффективно в тех случаях, когда необходимо оперативно получить экспертную оценку какой-либо ситуации (например, при выборе избирательной стратегии того или иного кандидата определить наиболее типичные варианты (клише) оценок, высказываний и мнений, с которыми кандидат столкнется среди жителей региона, города). По сути фокус-группы — это групповое фокусированное интервью, когда в состав группы включаются люди, отнесенные социологом к экспертам по данному кругу проблем («фокусу» дискуссии). Как и любое интервью, фокус-групповое исследование проводится на основе предварительно составленного в соответствии с общей концептуальной программой списка основных тем («путеводителя») дискуссии. Этот метод предусматривает некую импровизационность ведущего (модератора) фокус-группы, который должен, с одной стороны, быть чутким к неожиданным поворотам обсуждения и новым аргументам его участников, а с другой — следить за соблюдением общего плана дискуссии. Фокус-групповое исследование обычно состоит из серии (от двух до шести) подобных дискуссий, цель которых — выявление спектра мнений по какому-либо вопросу. Одна из трудностей в проведении фокус-групп состоит в том, что их состав должен репрезентировать те социальные слои или профессиональные группы, мнения и реакции которых изучаются. Кроме того, для исключения различного рода психологических осложнений в ходе дискуссии следует учитывать такое важное условие, как социальная однородность участников фокус-групп по материальному положению, полу, возрасту и т.п. Фокус-групповая дискуссия, как правило, записывается на аудио- и видеоаппаратуру, потом транскрибируется (т.е. представляется в форме расшифрованной с диктофона записи) и анализируется. Транскрипции записей фокус-групп — достаточно громоздкая и трудоемкая процедура, при которой фиксируются не только реплики, аргументы, содержательные высказывания участников, но и их эмоции, интонации, смысловые паузы и акценты, рассчитанные на понимание и реакцию окружающих. Вместе с тем подобная «мягкая» техника качественных методов позволяет передать и проанализировать скрытые и неявные и тем не менее нередко устойчивые «контекстуальные» отношения между людьми, сложившиеся «за текстом»: телесные практики, визуальные контакты, тендерные, возрастные и поколенческие символы и доминанты и др. В настоящее время разрабатываются еще два перспективных для изучения политической жизни общества качественных метода: конверсационный анализ и дискурс-анализ. КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (анализ бесед, разговоров). Этот метод продуктивен тогда, когда необходимо получить данные о распространенных суждениях людей в типичных, неинсценированных и естественных ситуациях общения. (Напомним, в фокус-групповых исследованиях, напротив, ситуации общения создаются и управляются социологом-модератором). Объектом исследования могут быть разговоры в студенческой столовой после выступления какого-либо политика; беседы иммигрантов, занятых административным оформлением документов; разговоры о перспективах жизнеустройства безработных, зарегистрированных в центрах занятости, и т.п. Данный метод дает возможность изучить структуры и типичные формы высказываний, их эмоциональный фон, насыщенность социокультурными символами (гендерными, поколенческими, этническими, местными и др.). Анализ языковых реалий и форм общения, распространенных в той или иной социальной среде, помогает социологам понять характер повседневных взаимоотношений людей, недоступных исследованию с помощью количественных методов. ДИСКУРС-АНАЛИЗ. Этот метод, основан на глубоких концептуально-методологических идеях этнометодологии, однако пока имеет небольшую историю эмпирической апробации. Дискурс-анализ применим к исследованию ситуаций масштабных политических дискуссий: парламентских прений, политических митингов, публичных выступлений кандидатов в депутаты и т.п. Во всех этих случаях объектом исследования (помимо высказываний, риторических формул, оценок и суждений) служит культура интеракций, т.е. те социальные взаимодействия людей, которые воспроизводятся в рамках изучаемой ситуации. Социолог стремится понять, что является общепринятым для данной социально-профессиональной группы и, следовательно, обеспечивает убедительность оценок и суждений, распределение характерных социально-ролевых позиций, восприятие позитивных и негативных социальных санкций и др. Ясно, что, к примеру, на основании дискурс-анализа ряда ситуаций в научной среде можно определить совокупность качеств, которые, по мнению ученых, следует проявить лидеру в кризисной ситуации. Метод дискурс-анализа целесообразно использовать тогда, когда в исследовании одновременно участвуют несколько социологов, записывающих результаты своих наблюдений и рассматривающие их с разных позиций при общей фиксации происходящей дискуссии. После сведения всех записей в единое целое необходима последовательная реконструкция события с анализом вариантов поведения действующих лиц, социокультурного контекста, речевых стилей и принятых стереотипов оценок происходящего. Обработка результатов дискурс-анализа осуществляется поэтапно. В настоящее время наиболее продуктивная перспектива использования качественных методов конверсационного и дискурс-анализа связана с предварительной оценкой проблемной ситуации и с разработкой общей стратегии исследования. В современной социологии разработка методов, процедур, инструментария и техники проведения исследований — динамично развивающаяся область знания. Причем многие исследовательские методики обнаруживают высокую результативность, будучи применимыми к различным предметным областям. Так, при изучении политической жизни общества значительные результаты были получены в исследовательских проектах с использованием биографического метода. Многообразие сосуществующих в мире политических культур и режимов сегодня активно изучается с помощью сравнительно-исторического метода. Некоторые из исследовательских техник, собранные в предшествующие годы «под крышей» одного метода, стали использоваться как самостоятельные методические процедуры. Так, из метода экспертных оценок выделилась методика проведения опроса эксперта в формах свободного и нарративного (повествовательного) интервью. И сегодня в политической социологии метод нарративного интервью активно применяется при изучении политически девиантного поведения. Социометрические методы используются в исследованиях проблем лидерства и политических субкультур. И наконец, современная политическая социология адаптирует и развивает ряд общенаучных методов, таких, как системно-структурный и функциональный анализ,типологический и каузальный методы и др.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какова структура и функции программы социологического исследования? 2. Чем определяется выбор метода социологического исследования применительно к изучаемому объекту? 3. Что может быть выбрано в качестве смысловых единиц при контент- анализе общественно-политических журналов? 4. Каковы основные правила конструирования репрезентативной выборки при изучении общественного мнения населения страны? 5. В чем состоит общее и каковы различия в использовании методов социологических опросов: анкетирования и интервью? 6. Как социолог может оценить процесс формирования имиджа политического лидера в средствах массовой информации? 7. Как отбирается круг респондентов, с которыми необходимо провести интервью с целью исследования политического конфликта? 8. В чем общее и каковы различия между количественными и качественными методами социологических исследований?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Опыт контент-аналитических исследований местной политической прессы. 2. Анкетирование как метод исследования изменений электоральных установок населения. 3. Возможности количественных социологических методов в изучении общественного сознания. 4. Включенное наблюдение и интервью как методы исследования локальных этнических конфликтов. 5. Интервью с политиком: сравнительный анализ социологических и журналистских практик. 6. Конверсационный анализ как метод исследования политических установок населения. 7. Количественные и качественные методы: особенности выбора исследовательских стратегий. 8. Метод фокус-групп в политическом маркетинге. РАЗДЕЛ II Личность И политическая Власть Человек и государство Местное самоуправление Общественные Объединения Политические партии Нации И этнические сообщества Молодежные движения Человеческий фактор армии
Глава 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.0.20 (0.011 с.) |