Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт исследования идей политической социологии в России конца XIX - начала XX вековСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые идеи, которые стали результатом исследований политической жизни дореволюционной России, лишь условно можно отнести к компетенции политической социологии. Они формировались в рамках политической мысли, хотя уже можно говорить о некоторых особенностях их проявления. Идеи политической социологии в конце XIX — начале XX вв. концентрировались на анализе: модели политического устройства общества; форм сохранения или изменения социального порядка и способов преобразования общества; статуса личности и социальных институтов в политической жизни. Формы эволюции и будущее России всегда были в центре внимания различных школ общественно-политической мысли: народнической, либеральной, консервативной, либерально-консервативной, марксистской. В концепциях этих школ отражались интересы различных социальных групп общества. Представители консервативной мысли — К.Н. Леонтьев (1831— 1891), Н.Я. Данилевский (1822—1885), П.Ф. Лилиенфелвд (1829—1903), Н.Н. Страхов (1828—1896) — отстаивали идеи монархической власти, национального духа и патриархальных традиций, необходимость сохранения социального равновесия. Либеральные мыслители — М.М. Ковалевский (1851—1916), С.А. Муромцев (1850—1910), Н.И. Кареев (1850—1931), Е.В. де Роберти (1843—1915), Л.И. Петражицкий (1867—1931), Б.А. Кистяковский (1868—1920), провозглашая принцип индивидуальной свободы, ратовали за изменение политического порядка в российском обществе, за создание правового государства и представительной системы власти, что обеспечивало бы демократическое правление по образцу западных стран. Либеральные консерваторы, или консервативные либералы, — Б.Н. Чичерин (1828—1904), П.Б. Струве (1870—1924), П.И. Новгородцев (1866—1924), И.А Ильин (1882—1954) — наряду с признанием принципа индивидуальной свободы и прав человека разрабатывали концепцию сильной власти, охраняющую наследие прошлого и достижения настоящего. «Либеральные меры и сильная власть» — вот их девиз в реформировании российского общества. Что касается радикального течения общественной мысли, то оно отождествлялось с идеями народничества, анархизма и марксизма. Их роднило стремление кардинальным образом изменить существующий порядок во имя справедливости и правды, для чего нужно использовать революционное насилие, бунтарски настроенные «низы», что нашло отражение в работах М.А. Бакунина (1814—1876), П.А. Кропоткина (1842—1921), В.И. Ленина (1870— 1924), Г.В. Плеханова (1856—1918) и др. Связь социологии с политикой нашла отражение в трудах многих русских исследователей. Социальные и политические реалии России заставляли буквально каждого мыслителя освещать в своих трудах те или иные аспекты этой сферы социального знания. Особое место принадлежит М.Я. Острогорскому (1854—1919), чей фундаментальный двухтомный труд «Демократия и политические партии», посвященный становлению и развитию политических партий в Англии и Соединенных Штатах Америки, был опубликован на французском языке в Париже в 1898 г. По сути дела эта работа была первой пробой автономного изучения политических партий, а ее автор стал широко известен как первый исследователь, научно описавший и объяснивший их сущность, содержание деятельности, возможности и проблемы. В своей характеристике политических партий и их социальной морфологии М.Я. Острогорский показал, как формируется и функционирует механизм власти и управления, раскрыл процесс политических изменений. Он сосредоточил внимание на разработке теории партийной организации, политических партий, их взаимодействии между собой, с государственными организациями и избирателями. Рассматривая партии не только с организационно-структурной, но и с функциональной стороны как реальные субъекты политической жизни, он с пристрастием описал формирующиеся в результате деятельности партий отношения, называя их «институциональной политикой», а сам процесс — «патологическим». Явно симпатизируя гуманистическим первоисточникам человеческого общежития, идеализируя их ценности. Острогорский последовательно проводил мысль о том, что и в современном ему обществе большинство населения и слышать не хочет о политике, а партии становятся средоточием «механизации и единообразия», «батальонного мышления». Это приводит к тому, что стирается всякая индивидуальность в политической жизни, исчезает источник политической мысли. Таким образом, внутренняя организация партийной жизни входит в очевидное противоречие с принципами демократического устройства и правления. Подавляя индивидуальную свободу правом «большинства», партийные организации и их лидеры устанавливают обязанность для всех «верующих партии» следовать директивам под страхом осуждения. Подмеченные Острогорским «машинные» тенденции в деятельности партий и так называемых партийных «кокусов» (первоначально организованных партийных центров) перекликаются с его оценками процесса формирования общественного мнения, когда разосланной телеграммы вполне достаточно, чтобы «голос страны заговорил». Источником формирования гипертрофированных отношений между партией и обществом, партией и государством, по мнению исследователя, является противоречие между партией как группировкой свободных граждан и партией как отрядом, идущим на завоевание власти. Из случайной изменяемой данное противоречие превращается в константу, не поддающуюся какому-либо рациональному учету. Не спасает положения, как считал Острогорский, и система нескольких партий, существующая в демократических обществах. Более того, установлению единой и абсолютной ортодоксальности партии способствовало наличие двух строго определенных партий, например в Англии, где каждая утверждает, что именно она обладает политической истиной, тогда как другая исповедует политическую ложь. Таким образом, двухпартийная система, обычно рассматриваемая в качестве краеугольного камня парламентского правительства, является главным элементом «смуты». В существующем виде партии не выполняют своей роли в системе «торжествующей» народной демократии. Если бы даже весь народ мог быть реально облечен властью непосредственного управления, то его способности и методы управления все равно были бы скомпрометированы политическими партиями. Что же предлагается взамен? Реальное политическое управление в обществе может быть осуществлено, по Острогорскому, при соблюдении следующих условий: люди, способные его реализовать, должны иметь доступ к общественной жизни и обязаны принять на себя всю ответственность за дела в обществе; следует ввести систему постоянного контроля, которая должна быть организована гражданами, не связанными партийной принадлежностью. В качестве элемента позитивной программы Острогорский призывает восстановить истинный характер партий, понимая под этим специально организованные группировки граждан, которые имели бы временный статус, с целью осуществления конкретных политических задач. Однородность данных ассоциаций обеспечивалась бы интересом их членов к частному объекту и стремлением к достижению временной цели. Сами же они организовывались бы и реорганизовывались в зависимости от изменяющихся социальных проблем и вызываемых данным обстоятельством перемен в общественном мнении. Наряду с введением в научный оборот новых для того времени понятий — партийная система, партийная условность, партийное управление, партийная власть, система организованных партий — Острогорский удачно воспроизводит бытовавшие в ту пору популярные изречения, отражавшие реальности общественной жизни: «безумие многих для пользы нескольких», «я хочу быть честным, и я честен, но я раб организации», «сила партийной организации значительно меньше зависит от числа ее членов, чем от числа партийных работников», «функция масс в демократии заключается не в том, чтобы управлять, а в том, чтобы запугивать управителей». Особенно важно подчеркнуть новаторский и в определенном смысле прогностический подход, выразившийся в честном и непредвзятом анализе деятельности политических партий и становления демократии в двух крупных мировых державах. Острогорский был предшественником Р. Михельса (1876—1936), чье капитальное произведение «Социология политических партий в условиях демократии» считается классическим. Михельс высоко оценивал труды Острогорского и опирался на них в своих выводах. Если современники зачисляли Острогорского в ряды критических оптимистов с присущими ему благородными устремлениями, прекрасным знанием материала и осторожным конструированием общений, то Михельс остался в их глазах критическим пессимистом в отношении дальнейшего развития человеческого общества, особенно его демократических начал. К числу наиболее ярких представителей нарождающейся политической социологии России конца XIX — начала XX вв. относится Б.Н. Чичерин (1828—1904). Анализируя такие политические феномены, как государство, власть, парламент, политический процесс, политическое поведение, партийная система, Б.Н. Чичерин использовал методы наблюдения, моделирования, сравнительного и функционального анализа, описал явления окружающей действительности как непосредственный свидетель. Из множества наблюдаемых фактов он вывел объективные взаимосвязи и константы, сформулировал социологические законы. Заслуга Чичерина как социолога состоит в том, что он обосновал и предложил способы воздействия на негативные социальные явления, попытался определить и установить идеалы человеческого общежития. Социологическую концепцию Чичерин конструирует на основе духовной и свободно-разумной личности. Личность — краеугольный камень общественного организма. Если сущностью человека выступает свобода, то сущностью общества является обязанность обеспечить свободу человека с помощью права. По Чичерину, основной проблемой социальных отношений выступает отношение между личностью и обществом, т.е. между свободой и законом. Абсолютизируя роль государства как творца и двигателя исторического процесса, как властный союз народа, связанного в единое целое, управляемое верховной властью для общего блага, Чичерин исследует его с позиции различных сфер научного знания. С точки зрения философии совершается процесс познания априорных начал государства и права как выражение разумной воли. Государственное право изучает государство как юридический союз, как своеобразное отражение мировоззрения нового класса буржуазии. Социология описывает государство в его отношении с другими микро- и макросоциальными общностями и прежде всего с гражданским обществом. Политическая наука рассматривает государство и его функционирование в непосредственной связи с борьбой политических партий за завоевание и распределение власти. В последнем случае Чичерин фактически объединяет две концепции политических наук, имевшие хождение в западных странах: как наук о государстве, восходящих ко временам Аристотеля, и как наук о власти, получивших распространение в XIX в. Сама же политика, по мнению ученого, есть наука о способах достижения государственных целей. Власть, «властный союз народа» идентифицируется Чичериным с человеческой волей, с совокупностью «человеческих воль», которые составляют основу государственной жизни. Там, где нет воли, а следовательно, власти, направленной на охранение существующего строя, там этот строй «развивается сам собой». Мысль, воля и средства их выражения присущи лишь высшим образованным классам, которые в состоянии обеспечить «высокоразвитый политический быт», свободу и «правильное развитие учреждений». Идеальным образом государственного правления Чичерин считает конституционную монархию, состоящую из трех начал: монарх — начало власти; аристократия — начало закона и порядка; демократия — начало свободы. Являясь приверженцем двухпартийной системы, Чичерин в довольно осторожной форме высказывается о «невыгодах» партий, ибо их дух слишком часто заслоняет собой «справедливость и патриотизм». Однако эти невыгоды не мешали ему делить общество на две основные партии: охранительную и прогрессивную, которые обеспечивают нормальное течение исторического процесса. Крайние течения как в той, так и в другой появляются главным образом «во время смут и переворотов». Чередование правления каждой партии способствует стабильности политического режима, уменьшает возникновение социальных конфликтов. Система партий, являясь источником развития политической демократии, вместе с тем может выступать и фактором ожесточения борьбы, своеобразным испытанием сложившейся культуры и морали. Крупнейший русский социолог М.М. Ковалевский (1851— 1916) внес большой вклад в становление политической социологии. Его более всего интересовало отношение общества и государства. Он отверг теорию божественного происхождения власти, а также теорию общественного договора, придерживаясь концепции исторического происхождения государства, которую целиком относил к компетенции социологии. Государственная власть, по Ковалевскому, возникает в результате психического воздействия на инертные массы сильной и одаренной личности. При этом он считает, что никакое государство немыслимо при отсутствии в подданных добровольного подчинения власти. То есть в основании всякого государственного общежития лежит психологический мотив — готовность подчиниться. В «Общем учении о государстве» (1909) Ковалевский пишет, что государство есть «политическая организация народа-племени, форма общежительного союза, при котором народ-племя находит возможность политического самоопределения под властью признаваемого им общего правительства». Договор «соединения» служит началом общежития-общества, а договор «подчинения» лежит в основе государственной власти. Исходя из этого Ковалевский выделил признаки государственной власти: непроизводность, самодовлеемость, самоопределяемость, бесконтрольность. Под формой политического устройства он понимал тот порядок, при котором «высшая власть над гражданами сосредоточена в руках одного или другого сословия, того или другого класса или классов. Форма же правления отвечает на вопрос, кто управляет от имени этого класса или сословия, классов-сословий, управляет наследственный правитель или избираемый». Каждой из стадий, пройденных человеческим обществом, соответствует свое политическое устройство: родовой стадии — племенное княжество, феодальной — сословная монархия, всесословности — вначале цезаризм, а затем конституционная, парламентарная монархия, республика. Он высказывался за трехзвенную характеристику государства: территория, население, власть. Ковалевский пришел к выводу, что право возникло раньше государства. В основу его учения о государстве и праве положен социологический и сравнительно-исторический анализ этнографических и правовых особенностей развития различных народов. Ковалевский фактически был идеологом партии демократических реформ, близкой по воззрениям к кадетской партии. Пожалуй, он одним из первых высказал идею общеевропейского Союза в форме конфедерации. Что касается других русских мыслителей, то они анализировали самые актуальные вопросы общественно-политической жизни: соотношение реформ и революций (П.Н. Милюков), политику и мораль (Л.И. Петражицкий), взаимосвязь истории, права и политики (К.Д. Кавелин), соотношение государства и общества (Н.М. Коркунов) и т.д. Это было их вкладом в новую зарождавшуюся в предреволюционной России науку о политике.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.009 с.) |