Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебная деятельность и ее мотивыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Информативным источником относительно успешности учебной деятельности школьника по различным предметам является классный журнал. Сведения об особенностях его учебной деятельности дадут посещения уроков, анализ домашних заданий, его суждения об учебе. Более скрытой стороной учебной деятельности школьника являются ее мотивы, которые могут различаться в зависимости от учебного предмета. Мотивы учебной деятельности - это побуждения, вызывающие ее, это то, ради чего она осуществляется. Есть группы мотивов учения, которые к настоящему времени выделены отчетливее других: 1) познавательные мотивы, лежат внутри учебной деятельности, проявляются в привлекательности самого ее содержания для школьника, и 2) социальные мотивы имеют место тогда, когда учение побуждается как бы извне, взаимоотношениями учащегося с другими людьми. Первая группа мотивов, в свою очередь, может быть поделена на две подгруппы: 1) широкие познавательные мотивы, раскрывающиеся в общей привлекательности для школьника самого процесса приобретения знаний, решения задач, выполнения упражнений и т.д., и 2) учебно-познавательные мотивы, выражающиеся в специальном интересе к способам добывания знаний, выполнения заданий, самоорганизации учебной работы. Аналогичным образом можно различить две подгруппы социальных мотивов: 1) широкие социальные мотивы, в которых отражается факт влияния на учение гражданской позиции школьника, чувства ответственности перед обществом за результаты своей учебной деятельности, и 2) узкие социальные мотивы, «состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет». Можно приступить к практическому изучению личности школьника методом наблюдения. При этом не следует упускать из виду, что качество работы будет во многом зависеть от того, смогут ли студенты, наблюдая школьника в различных ситуациях (при посещении уроков, на переменах, в оказании ему помощи, в его высказываниях, в мнениях учителей и товарищей о нем и т.д.), самостоятельно найти признаки той или иной мотивации. Таблица 4 Проявления мотивации учения школьника
Опросник по изучению мотивации учебной деятельности ДОРОГОЙ ДРУГ! Учеба занимает в твоей школьной жизни большое место. Какие, на твой взгляд, причины побуждают учиться большинство учеников твоего класса и тебя лично? Просим высказать свою точку зрения по этому вопросу. Обведи номер ответа, соответствующего твоему мнению, за класс — кружком, а за себя поставь перед выбранным ответом знак (+). Можно отмечать несколько вопросов (1- 3), если это, по-твоему, необходимо. Ответы 1. Учимся, потому что хотим больше знать. 2. Учимся, потому что сейчас все учатся. 3. Учимся, потому что интересно. 4. Потому что нравится учиться. 5. Привлекает сам процесс учебы. 6. Из-за любопытства. 7. Заставляют родители. 8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз. 9. Хочу быть авторитетным в школе. 10. Неприятно испытывать наказание за плохую учебу. 11. Люблю заниматься самообразованием. Обработка данных Количественная обработка данных проводится с помощью таблицы 5. Таблица 5 Количественные данные проведения методики
Качественная обработка. Установление иерархии мотивов - расположить по значимости (на основе %) мотивы в общий ряд. Оценка полученной иерархии мотивов по соотношению удельного веса положительных и отрицательных мотивов. Возможная интерпретация Преобладающими мотивами учебной деятельности стали (указать иерархию мотивов) вследствие таких факторов, как (данные на основе анализа особенностей данной школы). В целях усиления и переориентации мотивации учебной деятельности школьников целесообразно ввести в систему психолого-педагогических средств следующие методы педагогического воздействия, выработанные совместно с педагогом-психологом и педколлективом школы (указать). Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы [г. Школьный психолог. - №8. - 2004] Предлагаемый метод основан на опроснике Ч.Д.Спилбергера. Модификация опросника для использования в России осуществлена А.Д.Андреевой (1987). Апробация и нормирование проведены в 2002-2003 гг. Порядок проведения: методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все вопросы. Следует проверить, что каждый учащийся выполнил задание, точно ли понял инструкцию. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 мин. Бланк методики Фамилия, имя_____________________________________________ Школа___________________Возраст_______________Класс_______ Дата и время проведения____________________________________ Инструкция: ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь, как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете. Таблица 6 Опросник
Шкалы познавательной активности, мотивации достижения, тревожности и негативных эмоций, входящих в опросник, состоят из 10 пунктов (см. табл. 7). Таблица 7 Ключ
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие («Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоций, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке: на бланке подчеркнуто 1,2,3,4; вес для подсчета – 1,2,3,4. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке: на бланке подчеркнуто 1,2,3,4; вес для подсчета – 4,3,2,1. Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл – 28. При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются. Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле ПА + МД + (-Т) + (-Г), где ПА – балл по шкале познавательной активности; МД – балл по шкале мотивации достижения; Т – балл по шкале тревожности; Г – балл по шкале гнева. Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.5 (0.009 с.) |