Учебная деятельность и ее мотивы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная деятельность и ее мотивы



Информативным источником относительно успешности учебной деятельности школьника по различным предметам является классный журнал. Сведения об особенностях его учебной деятельности дадут посещения уроков, анализ до­машних заданий, его суждения об учебе. Более скрытой сто­роной учебной деятельности школьника являются ее моти­вы, которые могут различаться в зависимости от учебного предмета.

Мотивы учебной деятельности - это побуждения, вызывающие ее, это то, ради чего она осуществляется. Есть груп­пы мотивов учения, которые к настоящему времени выделе­ны отчетливее других: 1) познавательные мотивы, ле­жат внутри учебной деятельности, проявляются в привлекательности самого ее содержания для школьника, и 2) социальные мотивы имеют место тогда, когда учение побуждается как бы извне, взаи­моотношениями учащегося с другими людьми.

Первая группа мотивов, в свою очередь, может быть поде­лена на две подгруппы: 1) широкие познавательные моти­вы, раскрывающиеся в общей привлекательности для школьника самого процесса приобретения знаний, решения задач, выполнения упражнений и т.д., и 2) учебно-познавательные мотивы, выражающиеся в специальном интересе к способам добывания знаний, выполнения заданий, самоорганиза­ции учебной работы.

Аналогичным образом можно различить две подгруппы социальных мотивов: 1) широкие социальные мотивы, в которых отражается факт влияния на учение гражданской позиции школьника, чувства ответственности перед обще­ством за результаты своей учебной деятельности, и 2) уз­кие социальные мотивы, «состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружаю­щими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет».

Можно приступить к практическому изу­чению личности школьника методом наблюдения. При этом не следует упускать из виду, что качество работы будет во многом зависеть от того, смогут ли студенты, наблюдая школь­ника в различных ситуациях (при посещении уроков, на пе­ременах, в оказании ему помощи, в его высказываниях, в мнениях учителей и товарищей о нем и т.д.), само­стоятельно найти признаки той или иной мотивации.

Таблица 4

Проявления мотивации учения школьника

Мотивы учения
познавательные социальные
широкие позна­вательные учебно-познава­тельные широкие соци­альные узкосоциальные
Склонен задавать учителю вопросы, стремясь уточнить сведения по изучаемому материалу. Справившись с задачей, ищет другие способы ее решения. С удовольствием берется за новые задачи и задачи повы­шенной трудности. Проявляет интерес к анализу собственных ошибок Учится по причине хорошего понимания общественной значимости учения. Часто интересуется отношением товарищей к выполнен­ному им заданию. Решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других. Испытывает удовольствие от оказания помощи товари­щам в выполнении заданий. Учится ради одобрения родителей. Выполняет задание, чтобы избежать неприятностей.

 

Опросник по изучению мотивации учебной деятельности

ДОРОГОЙ ДРУГ!

Учеба занимает в твоей школьной жизни большое место. Какие, на твой взгляд, причины побуждают учиться большинство учеников твоего класса и тебя лично? Просим высказать свою точку зрения по этому вопросу.

Обведи номер ответа, соответствующего твоему мне­нию, за класскружком, а за себя поставь перед выбранным ответом знак (+). Можно отмечать несколько вопро­сов (1- 3), если это, по-твоему, необходимо.

Ответы

1. Учимся, потому что хотим больше знать.

2. Учимся, потому что сейчас все учатся.

3. Учимся, потому что интересно.

4. Потому что нравится учиться.

5. Привлекает сам процесс учебы.

6. Из-за любопытства.

7. Заставляют родители.

8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.

9. Хочу быть авторитетным в школе.

10. Неприятно испытывать наказание за плохую учебу.

11. Люблю заниматься самообразованием.

Обработка данных

Количественная обработка данных проводится с помо­щью таблицы 5.

Таблица 5

Количественные данные проведения методики

Кол-во учащихся Из них по позициям
                       
Абсолютное число (%) по классу                      
Абсолютное число (%) индивидуальных                      

Качественная обработка. Установление иерархии моти­вов - расположить по значимости (на основе %) мотивы в общий ряд. Оценка полученной иерархии мотивов по соот­ношению удельного веса положительных и отрицательных мотивов.

Возможная интерпретация

Преобладающими мотивами учебной деятельности стали (указать иерархию мотивов) вследствие таких факторов, как (данные на основе анализа особенностей данной школы).

В целях усиления и переориентации мотивации учебной деятельности школьников целесообразно ввести в систему психолого-педагогических средств следующие методы педа­гогического воздействия, выработанные совместно с педагогом-психо­логом и педколлективом школы (указать).

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы [г. Школьный психолог. - №8. - 2004]

Предлагаемый метод основан на опроснике Ч.Д.Спилбергера. Модификация опросника для использования в России осуществлена А.Д.Андреевой (1987). Апробация и нормирование проведены в 2002-2003 гг.

Порядок проведения: методика проводится фронтально – с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все вопросы. Следует проверить, что каждый учащийся выполнил задание, точно ли понял инструкцию. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции – 10-15 мин.

Бланк методики

Фамилия, имя_____________________________________________

Школа___________________Возраст_______________Класс_______

Дата и время проведения____________________________________

Инструкция: ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь, как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.

Таблица 6

Опросник

№ п/п   Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
  Я спокоен        
  Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути        
  Я разъярен        
  Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе        
  Я напряжен        
  Я испытываю любопытство        
  Мне хочется стукнуть кулаком по столу        
  Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки        
  Я раскован        
  Мне интересно        
  Я рассержен        
  Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Мне кажется, что урок никогда не кончится        
  Мне хочется на кого-нибудь накричать        
  Я стараюсь все делать правильно        
  Я чувствую себя неудачником        
  Я чувствую себя исследователем        
  Мне хочется что-нибудь сломать        
  Я чувствую, что не справлюсь с заданиями        
  Я взвинчен        
  Я энергичен        
  Я взбешен        
  Я горжусь своими школьными успехами        
  Я чувствую себя совершенно свободно        
  Я чувствую, что у меня хорошо работает голова        
  Я раздражен        
  Я решаю самые трудные задачи        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Мне скучно        
  Мне хочется что-нибудь сломать        
  Я стараюсь не получить двойку        
  Я уравновешен        
  Мне нравится думать, решать        
  Я чувствую себя обманутым        
  Я стремлюсь показать свои способности и ум        
  Я боюсь        
  Я чувствую уныние и тоску        
  Меня многое приводит в ярость        
  Я хочу быть среди лучших        


Обработка результатов

Шкалы познавательной активности, мотивации достижения, тревожности и негативных эмоций, входящих в опросник, состоят из 10 пунктов (см. табл. 7).

Таблица 7

Ключ

Шкала Пункты, номер
познавательная активность 2 6 10 -14 18 22 26 -30 34 -38
мотивация достижения -4 8 12 16 -20 24 28 -32 36 40
тревожность -1 5 -9 13 17 21 -25 29 -33 37
гнев 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

 

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие («Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоций, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке: на бланке подчеркнуто 1,2,3,4; вес для подсчета – 1,2,3,4. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке: на бланке подчеркнуто 1,2,3,4; вес для подсчета – 4,3,2,1.

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле ПА + МД + (-Т) + (-Г), где ПА – балл по шкале познавательной активности; МД – балл по шкале мотивации достижения; Т – балл по шкале тревожности; Г – балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 3225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.019 с.)