Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностический блок по изучению личности школьникаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Представленные в данном приложении методики не отражают всех аспектов, необходимых для составления характеристики личности школьника. Студенту-практиканту необходимо самостоятельно поработать с литературой и подобрать недостающие психодиагностические методики. Студент вправе заменить предложенные в приложении 3 методики на другие, направленные на достижение тех же целей, но, с точки зрения студента, более удобные в применении и обработке и соответствующие возрасту обследуемых. Темперамент Можно приступить к изучению темперамента школьника, опираясь на метод наблюдения, используя признаки поведения школьников разных типов темперамента. Это может быть наблюдение не только на «классических» уроках, но и на физкультуре, на уроках труда; не только на уроках, но и на переменах, не только в школе, но и вне ее. Данные наблюдений могут дополняться сведениями из других источников — бесед, анализа продуктов деятельности (например, дневника, тетрадей) и др. Важно, чтобы предварительные заключения о темпераменте выводились из фактов, событий школьной жизни, признаков поведения ученика, опыта общения с ним. Признаки поведения школьников по их принадлежности к четырем типам темперамента Сангвинический тип темперамента · Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении. · Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое часто бывает приподнятым. Расстраивается редко и ненадолго. Легко переживает неудачи и неприятности. · Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается. · Склонен переоценивать себя. · Неустойчив в интересах и склонностях; с увлечением берется за любое новое дело, но быстро остывает если дело перестает его интересовать. · Обладает громкой, быстрой речью, сопровождаемой жестами. Холерический тип темперамента · Нередко вспыльчив, несдержан, агрессивен, упрям, резок и прямолинеен, склонен к резким сменам настроения, поэтому бывает недостаточно пластичен во взаимоотношениях с товарищами. · Нетерпелив, плохо переносит кропотливую работу и ожидания, работает рывками. · Способен быстро реагировать и принимать решения, неустанно стремится к новому, настойчив в достижении поставленной цели.. · Неусидчив и суетлив. · Решителен и инициативен, склонен к риску. · Быстрая, сбивчивая речь, обладает выразительной мимикой, резкими, порывистыми движениями. Флегматический тип темперамента · Может просидеть над трудной задачей долго, раздражается при попытках его отвлечь. · Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении; может показаться, что на уроке он равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя. · Высокая работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив, на уроках внимателен, доводит начатое дело до конца. · Обладает спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций и мимики. · Молчалив и не любит попусту болтать, рассудителен. · Ровен в отношениях со всеми, незлобен, снисходителен к колкостям в свой адрес. · Любит аккуратность и порядок, четкий распорядок в жизни. · Инертен и вял, медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое, с трудом приспосабливается к новой обстановке. · Эмоционально устойчив, обладает выдержкой, легко сдерживает порывы. Меланхолический тип темперамента · Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. В установлении отношений с новыми людьми затрудняется. Спокоен. · Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессовым состояниям. Быстро утомляется. · Очень чувствителен. Это касается и малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи легко вызывают слезы. Настроение чаще пасмурное. · Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе не уверен, в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами уклоняется. · Стеснителен и застенчив, легко переносит одиночество. Малоактивен и робок · Спокойная, тихая речь, иногда нисходящая до шепота. · Склонен к подозрительности, мнителен.
Модификация теста на выявление темперамента Г.Айзенка [г. Школьный психолог №14 (июль), 2006. - С.12-15] Цель: выявить тип темперамента и склонность к определенным профессиям. Инструкция: прослушайте ряд высказываний. Если Вы чувствуете или реагируете похожим образом, ставьте в бланке протокола рядом с номером высказывания плюс, если нет – минус. Таблица 2 Протокол к тесту Г.Айзенка на выявление темперамента ФИО испытуемого___________________________________ Время и дата ________________________________________
Текст опросника 1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях. 2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов. 3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая. 4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины. 5. На спор я могу совершить необычный поступок. 6. Иногда я нарушаю свои обещания. 7. У меня часто меняется настроение. 8. Мне нравятся азартные игры. 9. У меня бывает учащенной сердцебиение. 10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так. 11. Мне нравится работа, которая требует быстроты. 12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых. 13. Меня легко обидеть. 14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей. 15. Временами меня переполняет энергия, а иногда все валится из рук. 16. Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному. 17. Я долго переживаю неудачу. 18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других. 19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании. 20. Мои нервы часто натянуты до предела. 21. Думаю, что меня считают веселым человеком. 22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах. 23. На грубость я отвечаю грубостью. 24. Я могу опоздать. 25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании. 26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли. 27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому. 28. Я часто испытываю чувство вины. 29. Мне нравится быть в центре внимания. 30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь. 31. Мне часто снятся кошмары. 32. Мне легко общаться с незнакомым человеком. 33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других. 34. Думаю, что я – уверенный в себе человек. 35. Меня задевает критика. 36. У меня есть кое-какие вредные привычки. 37. Я могу внести оживление в скучную компанию. 38. Я беспокоюсь о своем здоровье. 39. Я люблю подшучивать над другими. 40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят. Обработка результатов 1) Каждый отрицательный ответ на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста. Запишите результат в строке «искренность». 2) Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 37, 39. Запишите результат в строке «общительность». 3) Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40. Запишите результат в строке «стабильность». Таблица 3 Баллы по шкалам
На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «Общительность (экстраверсия)», а на вертикальной – сумму баллов по шкале «Стабильность» (см. рис. 1).
Рис 1. Графическое определение типа темперамента.
Интерпретация результатов Шкала «Искренность»: если набрано больше трех баллов, результаты теста сомнительны, недостоверны. Шкала «Общительность»: 1-5 баллов. Вы интроверт. Ориентированы на свой внутренний мир, живете чувствами, мыслями, переживаниями, не испытывая особой потребности в общении с другими людьми. Поэтому профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера, требующие интенсивного общения, могут Вас утомлять. Обратите внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами: программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями. При наличии способностей вы добьетесь успеха в науке, искусстве, ремеслах, требующих точности и аккуратности. 6-11 баллов. Вы амбиверт. (от лат. «ambi» - двойственный). Это универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и требующие умения работать одному. 12-17 баллов. Вы экстраверт. Ориентированы на внешние предметы и обстоятельства. Вероятно, вам нравится быть в центре внимания. Ради компании Вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вам подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа за компьютером, исследовательская деятельность, расчеты и вычисления), будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения. Шкала «Стабильность»: 1-5 баллов. Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы скорее поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии, требующие самоконтроля и умения рисковать, будто созданы для вас. Если только это не маска супермена. Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга, военного, сотрудника правоохранительных органов, испытателя техники, спасателя. 6-11 баллов. Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми, обратите внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление. 12-17 баллов. Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям. Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью. Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойней. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но, в первую очередь, вы должны сами обрести силу и уверенность. Холерик. Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцирую конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают профессии, связанные с общением, - сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. Флегматик. Медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Легко вырабатывается выдержка, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. Есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче, вдумчивость – необходимые профессиональные качества ученого, исследователя. Сангвиник. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. Быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии. Меланхолик. Чувства и эмоциональные состояния отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя неловкими в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке работают очень продуктивно. Свойственны глубина и постоянство, тонкость восприятия. Меланхолики – творцы. Большинство поэтов, художников, музыкантов – меланхолики.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.75 (0.012 с.) |