Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самооценка свойств внимания, необходимых для учебной деятельности



Во второй анкете используется 5-балльная шкала. Предла­гаемый тест имеет те преимущества, что, являясь экспресс-методом, позволяет быстро получить данные в отношении большого числа испытуемых по интересуемым исследовате­ля вопросам.

Таблица 17

Анкета 2

№ п/п Высказывания    
  Умение совмещать два или более вида дея­тельности, каждая из которых требует сосре­доточенного внимания 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
  Умение фиксировать внимание одновременно на большом количестве объектов 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5  
  Умение отключаться от посторонних раздра­жителей во время умственной работы 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
  Умение часто и быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5  
  Умение сосредоточенно выполнять умствен­ную работу в течение длительного времени 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Ход выполнения: внимательно прочитайте каждое высказывание и отметь­те в каждой колонке ту цифру, которая соответствует вашему мнению. Первая колонка характеризует степень необходи­мости (значимости) свойств внимания для успешной учебы, вторая — уровень их развития у себя.

Обработка данных: в каждой строчке подсчитывается абсолютное значение раз­ности между числами в первой и второй колонках. Полученные величины разности суммируются и результат делится на 5 (по количеству исследуемых свойств внимания: распределение, объ­ем, сосредоточенность, переключение, устойчивость). Найден­ное значение может быть определено как индекс совпадения свойств внимания в идеале и в самооценке.

Показателем высокой самооценки является минимальная разность в баллах между представлением о себе и об идеале по каждому из свойств внимания.

Тест на определение черт характера

Инструкция. Возьмите бланк теста или лист бумаги. Вни­мательно прочитайте вопросы и выберете один из вариантов ответов (а, b, с, d или да/нет).

1. Часто ли задумываетесь над тем, какое влияние оказы­вают ваши поступки на окружающих?

a) очень редко; b) редко; c) достаточно часто; d ) очень часто.

2. Случается ли вам говорить что-то такое, во что сами не верите, — из-за упрямства, наперекор другим, либо из каких-либо иных соображений? (Да, нет.)

3. Какие из ниже перечисленных качеств более всего цени­те вы в людях?

a) настойчивость; b) широту взглядов, c) эффектность, умение «показать себя».

4. Имеете ли склонность к педантизму? (Да, нет.)

5. Быстро ли забываете о неприятностях, которые случают­ся с вами? (Да, нет.)

6. Любите ли анализировать свои поступки? (Да, нет.)

7. Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:

a) стараетесь ли сохранить тон, принятый в нем; b) остаетесь ли самим собой?

8. Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас сложностях? (Да, нет.)

9. Какое из перечисленных ниже определений более всего подходит вам?

a) мечтатель; b) «рубаха-парень»; c) усерден в труде; d) пунктуален, аккуратен,

e) «философ» в широком смысле этого слова; f) суетный человек.

10.При обсуждении того или иного вопроса:

a) высказываете ли свою точку зрения, хотя, быть мо­жет, она отличается от мнения большинства;

b) считаете ли, что в данной ситуации лучше промол­чать, хотя и имеете иную точку зрения;

c) поддерживаете ли точку зрения большинства, оста­ваясь при своем мнении;

d) не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая превалирует?

11.Какое чувство вызывает у вас неожиданный вызов к руководителю?

a) раздражение; b) тревогу; c) озабоченность; d) равнодушие.

12.Если в пылу полемики оппонент «сорвется» и допустит личный выпад против вас, как поступите?

a) ответите ему в том же тоне; b) спрогнозируете этот факт;

c) оскорбитесь; d) предложите сделать перерыв.

13. Если работа забракована, вызовет это у вас:

a) досаду; b) стыд; c) гнев?

14.Если вы попадаете впросак, кого в первую очередь ви­ните?

a) себя самого; b) «фатальное» невезение;

c) прочие «объективные обстоятельства».

15.Не кажется ли вам, что окружающие люди (учителя, одноклассники или друзья) недооценивают ваши спо­собности и знания? (Да, нет.)

6. Если друзья или одноклассники начинают над вами насмехать­ся, то вы:

a) на них злитесь; b) стараетесь ретироваться;

c) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

d) отвечаете смехом и, как говорится, «ноль вни­мания»;

e) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете?

17. Если спешите и на обычном месте не находите свой портфель (зонтик, перчатки и т. п.), то вы: a) молча будете продолжать поиск;

b) обвиняя своих домашних в беспорядке, будете искать;

c) уйдете без нужной вещи?

18. Что скорее всего выведет вас из равновесия?

a) длинная очередь;

b) толчея в общественном транспорте;

c) приход в определенное место несколько раз по одно­му и тому же вопросу.

19. Закончив спор, продолжаете ли вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения? (Да, нет.)

20.Если для выполнения срочной работы представится воз­можность выбрать себе помощника, кого из кандидатов вы выберете? Человека:

a) исполнительного, но безынициативного; b) знающего, но упрямца и спорщика;

c) одаренного, но с ленцой.

Обработка данных: свои результаты на поставленные вопросы сверьте по шка­ле оценки ответов. Каждый ответ соответствует определенно­му количеству очков, запишите их. По сумме набранных баллов вы узнаете, к какой из четырех групп, представлен­ных в конце теста, вы можете себя отнести.

Таблица 18

Шкала оценки ответов

№ п/п Балл № п/п Балл № п/п Балл
  а -0 b- 1 с-2 d-3   Да-0 Нет- 1   а - 1 b - 1 c - 0
  Д а -2 Нет - 0   Да-0 Нет -2   Да-2 Нет-0
  А - 2 b-0   Да-0 Нет —2   а - 0 b- 1 с-3 d-2 е-2 f-0
  а-2 b-0 c-0 d-0   а - 0 в- 1 с-2 d-0   а-0 в-2 с- 1 d-3
  а-2 b - 1 с-0   а-2 b -0 с-0   Да-0 Нет-2
  a-0 b- 1 c-2 d-0 e-0   а-2 b-0 c- 1   а- 1 b-0 с-2
  Да-0 Нет-2   а - 0 b- 1 с-2    

 

Если набрали:

меньше 15 баллов, то вы человек слабохарактерный, не­уравновешенный и беззаботный; в своих неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе трудно на вас положиться (задумайтесь над этим!);

от 15 до 25 баллов — у вас достаточно твердый характер, вы обладаете реалистичным взглядом на жизнь, но не все ваши поступки равноценны: бывают и срывы, и заблужде­ния; вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же есть еще над чем подумать, чтобы избавиться от некото­рых недостатков (можно не сомневаться, что это вам под силу!);

от 26 до 38 баллов — вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответствен­ности. Цените свои суждения, но и с мнением других считае­тесь. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у вас сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный — это не значит жестокий;

свыше 38 баллов — простите, но мы ничего не можем сказать вам. Почему? Потому что не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А может быть, такая сумма баллов — это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Выявление учебных и профессиональных интересов и склонностей ученика

Интересы – эмоционально окрашенное отношение к предметам и явлениям. Наличие интереса облегчает выполнение деятельности и приносит успех. Мечта всех педагогов мира — чтобы дети учились с интересом. В сферу интересов входят общие и профессиональные интересы.

Для оценки интересов (общих и профессиональных) мож­но использовать один из опросников, разработанных яро­славскими психологами.

Инструкция

Заполните, подчеркнув или дописав, нужные варианты ответов.

1.Что больше всего тебя привлекает в школе? (общение с товарищами, получение отметок, узнавание нового, сам процесс учения, самостоятельная работа, другое). (Подчеркните, что именно.)

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?

3. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интерес­ным и почему?

4. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полез­ным для своей подготовки к жизни после окончания школы и почему?

5. Какие учебные предметы надо было бы включить в обу­чение и почему?

6. Твои занятия на досуге: занятия каким-либо видом ис­кусства (музыка, живопись, скульптура и т. п.), чтение, спортивные занятия, другое?

7. Какая работа тебе больше нравится: работа с людьми, с предметами, работа в коллективе, работа в одиночку, сидячая работа, работа подвижная, мало ответственная или очень ответственная работа, работа в природных условиях, в помещении, работа, требующая физической силы, не требующая физической силы?

8. Куда ты собираешься пойти после окончания 9 (11) клас­са: учиться дальше, работать, работать и учиться, не знаю?

9. Какую профессию ты решил для себя выбрать или еще не выбрал и почему?

10. Что привлекает тебя в избранной профессии: интересная специальность, творческий характер, популярность (пре­стижность) профессии, возможность роста (повышение квалификации), заработок, романтика, благородство про­фессии?

11.Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии: родители, родственники, учителя, товарищи, знакомые, герои любимых книг и кинофиль­мов, газеты, мода, престиж, телевидение, занятия в специальных кружках (секциях)?

Обработка данных: обработка осуществляется на основе качественного и ко­личественного анализа с целью выявления учебных и внеучебных интересов, склонностей учащихся, мотивов выбора профессии, факторов, способствующих возникновению инте­реса к профессии, способностей и возможностей, примени­тельно к будущей профессии.

Количественная оценка — определение частоты (или про­цента) выбора каждой позиции по итогам ответов всех уча­щихся класса и на этом фоне рассмотрение показателей по данному ученику для понимания его индивидуальности.

Качественная оценка.

1. Анализ ответов с точки зрения основных характеристик интереса:

• содержания (духовно богатые или примитивные);

• широты или узости;

• действенности или созерцательности интересов.

2. Установление соотношения (совпадение, противоречие, независимость) общих и профессиональных интересов.

Возможная интерпретация

Выявились (указать) источники формирования интересов учащихся. Среди факторов, сдерживающих развитие интере­сов, выделяются следующие:

• определилась (указать) тенденция в становлении инте­ресов учащихся;

• наиболее оптимальной для развития личности является (указать) структура интересов.

Высокая степень осознанности собственных мотивов выбо­ра профессии, наличие перспективных планов позволяют судить о сформированности таких интегративных личност­ных качеств, как социально ценные интересы, мотивы пове­дения, склонности, чувство ответственности, серьезность и обоснованность в выборе профессии, а также об эффектив­ности профориентационной работы с учащимися.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.032 с.)