Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи психологической практики в школе

Поиск

Цель практики: первичное приобщение студентов к профессиональной деятельности педагога-психолога, формирование у них профессиональных установок, мышления, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления диагностической, учебно-воспитательной, профилактической, коррекционно-развивающей, социально-коррекционной и экспертно-консультационной функций.

Задачи практики:

1. Развитие у студентов исследовательского, творческого подхода к психолого-педагогической деятельности, создание условий для профессиональной самореализации.

2. Формирование у студентов индивидуального стиля профессиональной деятельности, профессиональной позиции психолога и психологического мировоззрения.

3. Воспитание у студентов ответственности за результаты своей профессиональной деятельности, освоение ими профессиональной этики педагога-психолога.

4. Ознакомление студентов с ролью и местом педагога-психолога в структуре образовательного учреждения, его правами и обязанностями согласно штатному расписанию, с его основной рабочей документацией, видами, формами и содержанием деятельности в образовательных учреждениях.

5. Организация взаимодействия студентов со школьниками и педагогами с целью изучения их социальных, психических и личностных особенностей, а также специфики образовательного процесса для определения предмета психолого-педагогической помощи.

6. Овладение умениями в процессе организации и проведения психолого-педагогического исследования в рамках курсовой работы по психологии.

7. Приобретение студентами навыков рефлексивного анализа результатов своей деятельности.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ШКОЛЕ

На практику в школе в учебных планах по специальности «Педагогика и психология» очной формы обучения отведено 3 недели в 5 семестре.

Базами практики могут быть общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, профессиональные училища и колледжи.

Практика в школе осуществляется студентами третьего курса с отрывом от учебных занятий (не более 36 часов в неделю) по подгруппам из 4 – 10 студентов.

Руководство практикой поручается преподавателям кафедры психологии ИГПИ им.П.П.Ершова. Кафедра назначает курсового руководителя и групповых руководителей практики. Курсовой руководитель отвечает за распределение студентов по образовательным организациям и подгруппам. Совместно с заведующим педагогической практикой в ИГПИ им. П.П.Ершова курсовой руководитель определяет базовые учреждения и организации для прохождения практики, проводит установочную и итоговую конференции по практике, готовит приказ по практике, оформляет (заверяет) его в соответствующих инстанциях, составляет отчет по итогам практики. Преподаватель кафедры психологии, выполняющий нагрузку группового руководителя, выполняет следующие функции:

- принимает участие в планировании и организации практики, участвует в установочных и итоговых мероприятиях по практике на факультете;

- на установочной конференции выступает с анализом методик по изучению личности учащихся и ученических коллективов, рекомендует студентам психолого-педагогическую литературу по этим вопросам;

- консультирует студентов по вопросам практического применения психологических знаний в профессиональной деятельности студентов-практикантов, методик для изучения личности учащихся или ученических коллективов;

- посещает выборочно уроки совместно со студентами, организует их психологический анализ студентами-практикантами;

- принимает участие в обсуждении характеристик личности учащихся и ученических коллективов с педагогами-психологами, классными руководителями и студентами, помогает им в подготовке отчетных документов;

- совместно с другими руководителями практики оценивает работу каждого студента-практиканта, уровень его психологических знаний и умений.

Перед началом практики проводится установочная конференция, на которой студентам разъясняются цели и задачи практики, порядок ее проведения, сообщается содержание выполняемой ими в период практики деятельности и формах отчетности.

Выходя на практику, студент должен:

1) сдать предусмотренный учебным планом по специальности курс по теоретическому изучению и практическому освоению учебных дисциплин психолого-педагогического цикла;

2) прибыть на место прохождения практики в установленный срок;

3) согласовать план прохождения практики с руководителем практики от организации, учреждения.

По завершению практики студент в течение трех дней до ее окончания сдает документацию по практике групповым руководителям.

Практика завершается итоговой конференцией, на которой осуществляется анализ результатов практики. Подведение итогов практики предусматривает:

1) выступление студентов с докладами по итогам собственной деятельности в период практики;

2) демонстрация пособий, творческих работ и иных материалов, использованных студентами в период прохождения практики;

3) анализ групповыми руководителями работы студентов на практике в образовательных учреждениях и других организациях;

4) обобщение итогов практики курсовым руководителем.

Положительная оценка по данной форме отчетности вносится в зачетную книжку студента в раздел «Производственная практика» с указанием названия практики, курса, места прохождения, продолжительности практики, статуса студента на практике, фамилии руководителя практики от кафедры, отметки о дифференцированном зачете, даты сдачи зачета, подписи преподавателя, принявшего зачет.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В содержание практики в школе включается выполнение студентами шести обязательных заданий.

Задание 1. Составление «портрета» образовательного учреждения.

На основе знакомства с документальным обеспечением школы и бесед с участниками образовательного процесса оформите свое понимание «портрета» школы (структура образовательного учреждения, кадровый состав учреждения, социальные и психолого-педагогические особенности контингента учащихся, образовательные программы начального, среднего и старшего звеньев школы, организация учебно-воспитательного процесса, актуальные проблемы данной школы, специфика их решения коллективом школы). Определите роль и место педагога-психолога в решении этих проблем и вытекающую из этого специфику его деятельности (цели и задачи деятельности, основные виды и формы работы в начальном, среднем и старшем звеньях школы, особенности взаимодействия педагога-психолога с участниками образовательного процесса, специфику ведения им документации). Результаты представляются в печатном виде в приложении к отчету по практике.

Задание 2. Изучение оснащения кабинета педагога-психолога и его нормативной документации.

Изучите оснащение кабинета педагога-психолога: наличие диагностических методик (перечислите их), коррекционно-развивающих программ, специальной литературы (оформите список), нормативно-правовой документации (перечислите), планов работы, протоколов диагностического обследования детей и др. Достаточно ли, по вашему мнению, оснащение кабинета для эффективной работы педагога-психолога? Проанализируйте, что в оформлении кабинета способствует созданию благоприятной, комфортной обстановки для взаимодействия с посетителями, а что, на ваш взгляд, может препятствовать этому. Результаты представьте в печатном виде в приложении к отчету по практике.

Задание 3. Психологический анализ урока.

По согласованию с педагогом-психологом выберите класс, учителя, занятие которого Вы желали бы посетить для развития собственных навыков психологического анализа урока. Самостоятельно выберите (или разработайте на основе имеющихся в психолого-педагогической литературе и в приложении 6) схему психологического анализа урока и психодиагностические методики. Посетив урок учителя, оформите, согласно выбранной схеме, результаты психологического анализа урока и протоколы в приложении к отчету.

Задание 4. Проведение диагностического обследования личности «трудного» подростка или старшеклассника.

Проведите самостоятельное диагностическое обследование подростка или старшеклассника. Личность школьника, выбор психодиагностических методов и методик согласуйте с педагогом-психологом и классным руководителем. Примерный диагностический блок предоставлен в приложении 3. Оформите справки (заключения) по результатам психологических обследований (см. приложение 7), протоколы и составьте характеристику личности учащегося. Примерные схемы психолого-педагогической характеристики личности школьника находятся в приложении 2. Совместно с педагогом-психологом разработайте рекомендации (учителям, родителям) по психологическому сопровождению развития или коррекции личности школьника. Результаты представьте в письменном виде в приложении к отчету по практике.

Задание 5. Изучение межличностных отношений в школьном коллективе.

Проведите самостоятельное диагностическое обследование класса. Выбор классного коллектива, психодиагностических методов и методик согласуйте с педагогом-психологом и классным руководителем. Примерный диагностический блок по изучению школьного коллектива приведен в приложении 5. Оформите справку (заключение) по результатам психологических обследований (см. приложение 7), протоколы и составьте психологическую характеристику класса. Образцы схем психолого-педагогических характеристик школьного коллектива показаны в приложении 4. По результатам обследования совместно с педагогом-психологом наметьте план психолого-педагогического сопровождения развития классного коллектива. Результаты представьте в письменном виде в приложении к отчету по практике.

Задание 6. Рефлексивный анализ собственной деятельности на практике.

Осуществите целостный рефлексивный анализ собственной деятельности на практике. В свободной письменной форме в отчете (в его заключительной части) по учебной практике отразите следующие моменты:

- ваши впечатления о практике (чувства, мысли);

- ваши достижения на практике (что вы считаете наиболее важным и ценным для вашего профессионального роста из того, чему вы научились на практике);

- что дала практика образовательному учреждению, организации;

- ваши затруднения во время прохождения практики. Какие пути преодоления этих затруднений вы видите;

- какие личностные ресурсы, важные для вашего профессионального развития, вы обнаружили на практике? Каковы пути их дальнейшего развития?

- ваши предложения по организации и совершенствованию практики.

 

Практика также предполагает:

- посещение 1-2-х занятий, проводимых педагогом-психологом, фиксацию их основного содержания в дневнике практики;

- проведение экспериментальной части исследования в рамках курсовой работы по психологии и предоставление результатов проделанной работы в дневнике практики;

- самостоятельное проведение (по инициативе студента или просьбе педагога-психолога, администрации) одного психопрофилактического, психодиагностического, психокоррекционного, просветительского и других текущих мероприятий по плану работы учреждения, организации; внесение их содержания и результатов в дневник практики.

 

Содержание практики реализуется студентами на нескольких примерных этапах.

1 этап (не позднее, чем за 10 дней до начала практики):

§ участие в работе установочной конференции;

§ получение программы практики и знакомство с ее содержанием;

§ ознакомление с адресом, контактными телефонами, именами руководителей практики в учреждении;

§ согласование с групповым руководителем практики на установочной конференции время первого посещения образовательного учреждения (организации).

2 этап (первый день):

§ знакомство с руководителем практики от учреждения, педагогом-психологом и классным руководителем;

§ составление плана работы на три недели;

§ знакомство с классом, с которым предстоит взаимодействовать;

§ начало ведения дневника;

§ согласование дня и времени посещения урока учителя и занятий педагога-психолога;

§ рефлексивный анализ собственной деятельности в первый день практики.

3 этап (первая неделя):

§ составление «портрета» образовательного учреждения;

§ изучение оснащения кабинета педагога-психолога и нормативной документации психолога;

§ посещение одного урока, осуществление его психологического анализа, оформление заключения;

§ посещение 2-х уроков и мероприятий класса, к которому вы прикреплены, знакомство с документацией (журналы, личные дела, медицинские карты) с целью сбора информации о классе (группе) и об одном ребенке для составления их характеристик. Учащегося для наблюдения и индивидуальной работы с ним лучше выбирать не произвольно, а посоветовавшись с классным руководителем и педагогом-психологом. Пусть это будет учащийся, у которого есть какие-либо психологические проблемы;

§ начало выполнения исследования в рамках курсовой работы по психологии;

§ начало выполнения работы по заданию педагога-психолога, администрации. Администрация может предложить провести диагностические обследования участников образовательного процесса, обработать данные уже проведенных обследований, подобрать материал для оформления той или иной наглядности (для газеты учреждения или класса, для письменных консультаций или памяток для родителей или учащихся и др.), для проведения различных мероприятий (игры-конкурсы для вечера отдыха, развивающие игры для тематических тренингов, информацию для родительских собраний и др.);

§ рефлексивный анализ собственной деятельности на первой недели практики.

4 этап (вторая неделя):

§ посещение 1-2-х занятий, проводимых педагогом-психологом, регистрация их основного содержания в дневнике практики;

§ продолжение работы над исследованием в рамках курсовой работы по психологии;

§ продолжение работы по заданию педагога-психолога или администрации;

§ проведение диагностических обследований с целью сбора дополнительной информации о вашей группе (классе) и подопечном школьнике;

§ рефлексивный анализ собственной деятельности на второй неделе практики.

5 этап (третья неделя):

§ завершение сбора информации о классе и учащемся, оформление соответствующих характеристик, формулирование выводов и рекомендаций педагогам и родителям;

§ завершение исследования, проводимого в рамках курсовой работы по психологии;

§ завершение работы по заданию педагога-психолога или администрации.

§ рефлексивный анализ собственной деятельности на третьей неделе практики.

6 этап (в течение 3 дней до окончания учебной практики):

§ рефлексивный анализ собственной деятельности на практике;

§ оформление отчета и приложений к нему.

§ предоставление отчета руководителю от кафедры психологии на проверку.

7 этап (заключительный: 1 неделя после окончания практики):

§ в случае необходимости – доработка отчета по замечаниям курсового руководителя;

§ участие в работе итоговой конференции, после которой выставляются оценки в зачетки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 2383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.168 (0.017 с.)