Уровни поэтапного формирования коллектива (Л. И. Уманский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни поэтапного формирования коллектива (Л. И. Уманский)



1. Номинальная группа. Это начальный этап развития коллектива, когда группа получает номинальный статус коллектива. Цели и задачи, режим работы, виды деятельности определяет классный руководитель. Свойства коллектива (нравственная направленность деятельности, организационное единство класса, групповая подготовленность, психологическое единство) не имеют яркого выражения.

2. Группа-ассоциация. Происходит объединение целей и задач, начинают складываться определенные взаимоотношения, но деятельность класса носит преимущественно индивидуальный характер. Классный руководитель сам предлагает актив, предоставляет ему большие полномочия, четко контролирует исполнение групповых решений. Вместе с тем он усложняет задачи деятельности, поощряет взаимопомощь, активизирует общение.

3. Группа-кооперация характеризуется организованностью, высокой эффективностью труда, хорошим уровнем подготовленности. Межличностные отношения носят, как правило, дружеский характер. Психологические связи между членами группы еще недостаточно выражены, нет устойчивости в отношениях, единства мнений.

4. Группа-автономия – довольно высокое внутреннее единство по всем параметрам. Члены группы отчетливо осознают свои принадлежность к ней.

5. Коллектив – высокоорганизованная социально зрелая группа. Отличается высоким уровнем нравственной направленности, подготовленности к выполнению общественно-значимой деятельности, эмоциональным благополучием каждого из ее членов. Хорошо развиты все виды психологических связей – интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Коллектив поддерживает тесные связи с другими коллективами. Чаще всего инициатива принадлежит классу, а не классному руководителю.

При гиперавтономизации, когда обособление приводит к замкнутости, «групповому эгоизму», группа-автономия превращается в корпорацию, то есть в лжеколлектив.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК ПО ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

СОЦИОМЕТРИЯ, АУТОСОЦИОМЕТРИЯ, РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ

Слово «социометрия» буквально означает «социальное измерение». Социометрия получила распространение в зарубежной психологии после появления в 1934 году книги американского психолога Дж. Морено «Кто выживает?». Предложенные Дж. Морено экспериментальные, социометрические методы и его социологические установки приобрели большую популярность на Западе и легли в основу одного из модных течений социологии — микросоциологии.

При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном отряде и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным.

В данном учебно-методическом пособии предлагается комплексный социально-психологический тест, включающий в себя три важных диагностических процедуры:

- классическая социометрия (1-й, 2-й вопросы тестового листа);

- аутосоциометрия (3-й, 4-й вопросы тестового листа);

- референтометрия (5-й вопрос тестового листа).

Цели: изучение структуры эмоциональных отношений в группе (классическая социометрия); изучение адекватности представлений членов группы о своем положении в эмоциональной структуре группы (аутосоциометрия); выявление референтных лиц, то есть членов группы, обладающих ценностной привлекательностью и, возможно, психологическим влиянием в группе (референтометрия).

Инструкция: «для того чтобы разобраться, дружный ли ваш класс, я хочу использовать методику с названием «социометрия». Она состоит из пяти вопросов. Сейчас вы получите бланки и прочтете их. Вопросы и простые, и сложные одновременно. Они касаются вашего класса, отношений между ребятами и лично каждого из вас. Чтобы работа была не напрасной, очень важно отнестись к ней серьезно и при ответах быть максимально искренним. Конечно, вы можете не отвечать на вопросы, но в этом случае будет трудно дальше работать над формированием в классе доброжелательных, дружеских отношений. И еще. Работу надо обязательно подписать. Когда вы прочитаете вопросы, то поймете, что без подписи она теряет всякий смысл. Конечно, я могу пометить раздаваемые листы, но это недостойный метод. Со своей стороны я гарантирую, что ваши листы с ответами не попадут в руки никому: ни вашим одноклассникам, ни педагогам, ни родителям. Их буду видеть только я. Если вам будет интересно мое мнение по поводу ваших личных ответов, приходите ко мне, поговорим в спокойной обстановке. Теперь возьмите листы, читайте и сразу же отвечайте. Советоваться, обсуждать вслух, заглядывать в лист соседа по парте не надо, это же не контрольная по алгебре, а точка зрения каждого из вас, которой вы не обязаны делиться с одноклассниками. Итак, подпишите листок и начинайте отвечать. На все вам минут десять. Кто справится – отдавайте мне лист и сразу выходите из кабинета».

Тестовый лист социометрии, аутосоциометрии, референтометрии

Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места. Фамилии указывай в любом порядке. Чтобы при ответе не забыть тех, кто отсутствует сегодня, посмотри на доску: там указаны все фамилии.

Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!

Фамилия, имя ____________________________________

Класс_________________школа______________________

Дата проведения_________________Время проведения___________

 

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

1)

2)

3)

4)

5)

2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

1)

2)

3)

4)

5)

3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

1)

2)

3)

4)

5)

4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

1)

2)

3)

4)

5)

5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером – фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего и так далее.

1)

2)

3)

4)

5)

Спасибо за работу!

Обработка данных

Это сложная процедура, требующая достаточно много времени. Она складывается из следующих этапов:

1) первичный анализ данных, представленных на опросных листах;

2) заполнение социометрических матриц;

3) подсчет статусов и дополнительных социометрических индексов;

4) построение социограмм.

 

1. Первичный анализ данных, представленных на опросных листах. Собранные листы необходимо просмотреть. Интерес должны вызвать неподписанные работы. Их авторство нужно попробовать восстановить косвенными путями. Важно отобрать работы тех детей, которые ушли от ответа на поставленные вопросы. («Всех бы взял», «Никого бы не взял», написана одна и та же фамилия или своя собственная). К этим детям необходимо проявить интерес для выявления причин их отказа, природы отказа, который, чаще всего, имеет защитную природу, уход от травмирующего воздействия. Однако для проведения полноценного социометрического тестирования необходимо вновь обратиться к этим школьникам в индивидуальном порядке и попросить их еще раз заполнить бланк. При повторном резком отказе учащегося необходимо признать за ним право не отвечать.

Если в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка данных возможна лишь после сбора всей информации.

2. Заполнение социометрических матриц. Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные (см. табл.28). В ней по горизонтали и вертикали расположен полный списочный состав группы, желательно в алфавитном порядке или под шифром с соответствующими номерами. В таблицу вносятся данные о том, кого выбрал, а кого отверг каждый конкретный член группы (положительные выборы условно обозначаются знаком «+», отвержения – знаком «-»).После заполнения таблицы, в ней заполняются еще две строчки, в которых производится подсчет суммы выборов (С+) и суммы отвержений (С-), полученных каждым членом группы от других. В следующих двух строчках социоматрицы подсчитываются, есть ли, и в каком количестве, у каждого члена группы взаимные выборы (В+) и отвержения (В-). Для этого взаимные выборы и отвержения в социограмме обводятся кружком.

Данные аутосоциометрии (3-й, 4-й вопросы) также заносятся в социоматрицу в вертикальный столбец под фамилией конкретного школьника. Например, клетки с предполагаемыми выборами закрасить в красный цвет, а с предполагаемыми отвержениями – в синий. Затем подсчитывается число совпадений предсказанных выборов и отвержений с реальными и полученные суммы фиксируются в строках П+ и П- (правильно предсказанные выборы и отвержения).

Данные референтометрии (5-й вопрос) тоже заносятся в социометрическую матрицу. В горизонтальные строки в виде условного знака (например, галочки), вносится информация о том, кого и, и возможно, в каком порядке назвал конкретный ребенок при ответе на вопрос. В результате подсчета числа набранных баллов (каждый выбор – один балл или ранжированная система) заполняется последняя строка социоматрицы – сумма референтометрических выборов (Р+).

Таблица 28

Социоматрица (неупорядоченная)

Кто выбирает (j – члены) Кого выбирают (i – члены)
           
  А-ов   + Ú + Ú – Ú ..
  В-ов + Ú   + Ú – Ú ..
  Г-ев + Ú + Ú   Ú   ..
  П-ов + Ú   Ú   – Ú ..
  С-ин + Ú – Ú + Ú   ..
  …. .. .. .. .. .. ..
N ….. .. .. .. .. .. ..
Сумма выборов С+           ..
Сумма отвержений С–           ..
Сумма взаимных выборов В+     - - - ..
Сумма взаимных отвержений В –       - - - ..
Сумма совпадений предсказанных выборов с реальными П+           ..
Сумма совпадений предсказанных отвержений с реальными П-           ..
Сумма набранных референтометрических выборов Р+           ..
                   

Примечание: «+» - односторонний выбор; «-» - одностороннее отвержение; Å – взаимный выбор или отвержение, если в круге минус; Ú - референтометрический выбор; красный квадрат – предполагаемый выбор, синий квадрат – предполагаемое отвержение.

В таблице представлена неупорядоченная социоматрица. Для выявления микрогрупп внутри группы можно составить упорядоченную социоматрицу, в которой взаимные выборы сосредотачиваются по главной диагонали (см. таб.29).

Таблица 29

Упорядоченная социоматрица (наличие микрогрупп в коллективе по взаимным выборам)

Кто выбирает   Кого выбирают
           
  А-ов +        
  В-ов +          
               
               
               
               

 

При составлении упорядоченной матрицы делается заготовка таблицы. Из верхнего левого в нижний правый угол проводится диагональ. Она перечеркивает клетки, соответствующие одному и тому же номеру по горизонтали и вертикали. Номера и фамилии в соответствующие графы предварительно не вносятся. После подготовки сетки таблицы из неупорядоченной социоматрицы выбирают фамилию любого школьника, имеющего взаимный выбор, лучше того, кто имеет наибольшее количество взаимных выборов. Его номер и фамилиям переносятся в первую строку упорядоченной матрицы. Этот же номер проставляется в первой верхней клетке. Во вторую стоку заносится порядковый номер и фамилия того школьника, с которым только что занесенный в первую строку имеет взаимный выбор. Порядковый номер второго школьника сохраняется из первой матрицы и переносится во вторую клетку сверху. В соответствующих клетках против этих фамилий ставится знак «+» и обводится кружком. В следующие строки заносятся все школьники, имеющие взаимные выборы со школьником из первой строки. Если все взаимные выборы этого школьника исчерпаны, то следует посмотреть взаимные выборы школьника из второй строчки и занести их в последующие. Так продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан круг учащихся со взаимным выбором. Знаки взаимного выбора будут располагаться вдоль диагонали. Обозначившуюся микрогруппу обвести чертой, при этом должен получиться квадрат. Другие микрогруппы определяются аналогичным образом на этой же матрице.

3. Подсчет статусов и дополнительных социометрических индексов. Просматривая нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно выделить категории школьников, относящихся к различным статусным струк­турам:

а) «звезды» — лица, получившие наибольшее количество выборов; 6 и более человек;

б) «предпочитаемые» — те, кто получил среднее количество выборов; кого назвали 4—5 человек;

в) «пренебрегаемые» — лица, указанные 1—3 раза (число выборов меньше среднего);

г) «изолированные» — лица, не получившие выборов;

д) «отверженные» - лица, получившие отвержения.

Данные результаты можно свести в одну таблицу (см. табл. 30) по на­званным категориям.

Таблица 30

Список школьников, относящихся к разным статусным структурам

Статусная структура Звезды Предпочи­таемые Пренебрегаемые Изолированные Отверженные
ФИО школьника          
ВСЕГО по классу          

 

Предоставляемые на социоматрицах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями — индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:

 
 

где: С — показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;

К — общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;

— максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

 
 

Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель максимально возможного числа взаимных выборов в данной группе определяется, в свою очередь, по формуле:

 

где n — число членов в изученной группе.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе определяется следующим образом: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1,2) с числом членов группы, находящихся в неблагоприятных статусных категориях (3,4,5). УБВ высокий, если 1+2 больше 3+4+5. УБВ средний при 1+2 =3+4+5. УБВ низкий, если 1+2 значительно ниже 3+4+5.

Индекс изолированности, то есть процент членов группы, оказавшихся в четвертой статусной категории, не должен превышать 15-20%. В ином случае он говорит о неблагополучии во взаимоотношениях.

Коэффициент взаимности (КВ) определяется по формуле:

КВ= (В/С)×100%, где В – число взаимных выборов, С – сумма выборов.

КВ ниже 20% может рассматриваться как показатель отсутствия микрогрупп в коллективе и говорить об эмоциональном неблагополучии детей в системе личных взаимоотношений.

4. Построение социограмм. Социограмма – это схематическое плоскостное изображение системы социометрических отношений в группе. Для построения социограммы используются условные обозначения:

  Л.И. - 0  
-

- мужчина (мальчик); - женщина (девочка);

- отсутствовавшие члены группы.

 

В кружок (квадрат) вписываются инициалы или соответствующий номер шифра, над ними указывается число положительных выборов, полученных данным лицом, под - число отрицательных выборов.

Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе или в микрогруппах, а индивидуальные — только систему отношений одного ученика с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень.

Социограмма-мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем-либо из учеников в данном классе или количеству статусных групп. Лидер в группе условно показывается на социограмме-мишени в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов (в центре). От центра к периферии это число уменьшается. За пределами всех окружностей, имеющихся на социограмме-мишени, располагаются те члены группы, которых не выбрал никто. Это — изолированные от остальных участники группы, не имеющие положительных взаимоотношений с другими членами. Выборы и отвержения на социограмме-мишени (такие социограммы строятся отдельно для выборов и для отвержений или комбинированно) отмечаются соответственно стрелками синего и красного цветов, направленными от того, кто выбрал, к тому, кого он выбрал (соответственно, отклонил) или сплошной линией – выборы, пунктирной линией – отвержения (см. рис.1, 2).

Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам. Они отражают положение выбранного по каким-либо признакам ученика в совокупности всех его личных отношений. В центре индивидуальной социограммы (рис.1) располагается тот член группы, чьи отношения данная индивидуальная социограмма представляет, а вокруг него кружками обозначаются остальные участники группы, с которыми у данного человека установились определенные отношения (те, кого он выбрал или отклонил, и те, кто его самого выбрал или отклонил).

Рисунок 1. Образец построения индивидуальной социограммы.

 

Рисунок 2. Условные обозначения социометрических связей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.59 (0.036 с.)