Диагностика уровня развития классного коллектива



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня развития классного коллектива



Цель: изучить уровень развития классного коллектива в целом и различных составляющих жизни

класса.

Возрастные ограничения: методика может быть использована с учащимися 5-11 классов.

Необходимые материалы: диагностический бланк с инструкцией и заданиями.

Рекомендации по обработке анкет:

Предлагаемая методика позволяет провести как оценку развития коллектива в целом, так и

оценку составляющих жизни коллектива ( соответствующих блокам характеристик).

Если средняя оценка учащихся класса:

6-12 баллов – это говорит об очень низком уровне развития соответствующего блока

характеристик;

13-18 баллов – о низком;

19-24 баллов – о среднем;

25-30 баллов – о высоком.

Уровень развития коллектива определяется суммой баллов.

 

баллы уровень
24 – 48 очень низкий
49 – 72 низкий
73 – 96 средний
97 – 120 высокий

 

Бланк для работы

Уважаемые ребята!

Предлагаем вам оценить уровень развития вашего классного коллектива с целью определения

дальнейших путей его развития и улучшения вашей жизни. Для этого вам необходимо оценить

предлагаемые ниже характеристики жизни класса по 5-бальной шкале, где:

5 – эта характеристика свойственна вашему коллективу, проявляется всегда в жизни вашего

коллектива;

4 – проявляется часто;

3 – бывает редко;

2 – этого у нас нет;

1 – у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана

 

Характеристики Оценка

1. Взаимоотношения в классном коллективе

1.1 Мы доброжелательны друг к другу.

1.2 Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуациях: в

учебе, повседневной жизни, в организации досуга.

1.3 У нас доброжелательные отношения с учителями.

1.4 Классный руководитель – участник всех наших дел, но не диктатор.

1.5 Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нуждаются.

1.6 Мы не боимся высказывать свое мнение учителям.

2. Мотивированность классного коллектива

2.1 Мы стремимся получить хорошие знания.

2.2 Мы настроены на активную трудовую деятельность.

2.3 Я осуществил (а) свой профессиональный выбор.

2.4 Мы стремимся улучшить окружающую жизнь.

2.5 Мы настроены на положительное поведение в школе и в обществе,

выполнение устава школы.

2.6 Мы заботимся о сохранении собственного здоровья.

3. Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива

3.1 Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью.

3.2 Меня удовлетворяет направленность и характер дел, проводимых в

нашем классе.

3.3 Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения.

3.4 В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители.

3.5 Проводимые дела носят творческий характер.

3.6 Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни.

4. Уровень развития ученического самоуправления

4.1 Мы являемся организаторами своей жизни в классе.

4.2 В классе есть органы самоуправления.

4.3 Я знаю, как выполнить свое поручение.

4.4 Мы сами планируем свои дела.

4.5 Мы отвечаем за состояние своего класса (чистоту, уют, порядок).

4.6 Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами.

 

7.МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»[6] Фридман Л.М.

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

 

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, |которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то г же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

 

Методика 8

«МЫ – КОЛЛЕКТИВ? МЫ – КОЛЛЕКТИВ...
МЫ – КОЛЛЕКТИВ!»(методика М. Г. Казакиной)

Цель: определить стадии развития коллектива группы, класса.

Ход опроса

При проведении одного из классных часов учитель предлагает подросткам совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений. Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики этапов развития коллектива, группы, класса. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Ребятам предлагаются три текста.

Все начинается с интереса

(первый этап)

У класса есть общая цель. Например, подружиться всем ребятам – юношам и девушкам.

В классе одно (или несколько) общее дело. Например, все готовятся к Дню именинника. Жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников.

Класс учится действовать самостоятельно, планировать, что и как делать. Все участвуют в делах (но не так, что одни организуют, командуют, а другие только слушают и смотрят). Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.

Действует не только актив, а каждый из подростков. Когда что-то готовится, создаются специальные группы – советы дел. Например, один совет готовит устный журнал «Что? Где? Когда?», другой придумывает и организует «Бюро добрых услуг».

В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы – коллектив.

Вы узнали себя? Можно считать, что первый этап развития коллектива пройден. Но не надо думать, что жизнь коллектива теперь настолько налажена, что дальше и идти некуда. Достижение первого этапа – это стремительный рывок на пути ко второму этапу.

«Все дела творчески – иначе зачем?»

(второй этап)

У коллектива достаточно трудная цель. Например, стать настоящим коллективом.

В коллективе – самоуправление. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало – «для кого старался: для других или для себя?», насколько осознанно поведение: «ты не подумал, а ребята должны страдать!», насколько развито умение совершать хорошие поступки – «хотеть хорошего – это еще мало».

К самоуправлению в классе были причастны почти все ребята.

У подростков есть желание действовать, вглядываться в окружающую жизнь и улучшать ее.

В творческих группах разрабатываются очень сложные дела. Но творчески проходят и самые обычные: дежурство, работа по озеленению сквера, оформление стенгазеты.

Придумывать дела – самое интересное занятие. Классу очень нужны таланты, и поэтому увлечения, любимые занятия каждого помогают интересно, творчески жить всем. В классе есть даже свои специалисты по разным вопросам – «поэты», «психологи», «ученые», «техники». Ребята живут по принципу: «Все дела творчески – иначе зачем?».

В классе сложилось коллективное мнение – общие оценки по самым разным вопросам. Например, «юноши должны быть сильными», «иметь по истории ниже четверки неприлично!».

У ребят есть даже свои законы (правила, принципы) – в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выполнять.

Ребята очень ценят свой коллектив. Они говорят: «у нас принято выкладываться без остатка», «каждый чем-то увлечен», «каждый может придумывать что-то необыкновенное».

Конечно, в классе порой спорят по очень серьезным вопросам – бывает, что за делами не умеют заметить настроение каждого. Подчас ребята тайное видят в том, что «мало» или «много» сделали, «хватило» или «не хватило» творчества. «А кому из товарищей стало радостней от их дел?» – этот вопрос задают себе еще не все.

«Примерили» ориентиры к своему классу? Соответствуете? Можно считать, что одержана новая победа. Пройден еще один этап развития коллектива. Это, конечно, большая победа, но самый важный этап еще впереди.

Жить для радости людей

(третий этап)

Для большинства учащихся класса главная цель – улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять героическое прошлое Родины для истории. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый.

У учащихся класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям и стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Жить для людей – значит для них «гореть, а не тлеть».

В коллективе, по-настоящему дружном, учащиеся искренне, заботливо относятся друг к другу, стремятся жить «ради улыбки товарища».

Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и давать оценку событиям, отношениям, людям.

В коллективе богатая духовная жизнь – определяются не только близкие, но и далекие цели, ценности и образцы. Этому помогают книги и спектакли, музыка и живопись, собственные размышления и общение со сверстниками и взрослыми.

Ребята умеют работать над собой – воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.

Коллектив в целом и каждый подросток занимаются нравственным самовоспитанием. На этом этапе – работы непочатый край. Встречаются большие трудности, испытания, но тем радостнее победы. Ваш коллектив именно такой? Значит, вы одолели новый этап развития. Можно двигаться дальше.

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Общее мнение учащихся класса о том, на каком этапе развития находится коллектив, является групповой самооценкой уровня развития подросткового сообщества. При поиске сходства и различий жизнедеятельности в данном классе с предложенными для обсуждения этапами развития коллектива можно выявить сильные и слабые стороны общности, определить основные направления формирования коллектива класс

 

 

Методика 9

 

ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЛАХ КОЛЛЕКТИВА[7]

(модифицированный вариант методики О. В. Лишина)

Цель: определить мотивы участия подростков в совместной деятельности.

Необходимо для проведения следующее.

У каждого из ребят должен быть бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?»

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н – никто,

м – меньшинство;

п – половина;

б – большинство,

в – все.

Сколько человек придет на классное собрание?

н м п б в 1. Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

н м п б в 2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников?

н м п б в 3. Потому что собрание будут снимать для телевидения?

н м п б в 4. Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить школьное мероприятие?

н м п б в 5. Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

н м п б в 6. Если явка строго обязательна и будет проверка?

Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте?

н м п б в 7. Ради того, чтобы купить на заработанные деньги игрушки для детского сада?

н м п б в 8. Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

н м п б в 9. Чтобы поддержать честь своего класса и организующего этот десант?

н м п б в 10. Ради денег, которые выплатят каждому участнику?

н м п б в 11. Потому что работа будет интересной?

н м п б в 12. Если явка строго обязательна и контролируется?

Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха?

н м п б в 13. Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

и м п б в 14. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

н м п б в 15. Ради денег, которые будут получены за рабо­ту каждым учащимся?

н м п б в 16. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?

н м п б в 17. Ради интересной жизни в лагере?

н м п б в 18. Если поездка в лагерь обязательна?

Сколько человек пойдет в поход?

н м п б в 19. Если его цель – сбор краеведческого материала для музея?

н м п б в 20. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

н м п б в 21. Если каждый участник получит памятный значок туриста?

н м п б в 22. Если поход – часть турслета, который организует ваш коллектив?

н м п б в 23. Просто потому, что интересно?

н м п б в 24. Если участие в нем строго обязательно и контролируется?

Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни?

н м п б в 25. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны?

н м п б в 26. Чтобы и после уроков побыть вместе?

н м п б в 27. Если во время вечера будет устроено чаепитие?

н м п б в 28. Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки?

н м п б в 29. Потому что программа вечера очень интересна?

н м п б в 30. Если явка строго обязательна?

Большое спасибо за ответы!

Если нет возможности подготовить для каждого подростка такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:

н – никто;

м – меньшинство;

п – половина;

б – большинство;

в – все.

Ход опроса

Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует еще раз объяснить.

Обработка полученных данных

При обработке результатов предлагаемый опросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направленных на выявление одного из мотивов участия подростков в совместной деятельности. В соответствии с определенными мотивами можно выделить следующие блоки:

а) общественно полезная значимость (вопросы 1, 7, 13, 19, 25);

б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

в) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);

г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17, 23, 29);

е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в – 4 балла;

б – 3 балла;

п – 2 балла;

м – 1 балл;

н – 0 баллов.

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется матрица:

Фамилия, имя Мотивы
Общественно-полезная значимость Обязательность как принуждение
сумма сумма
Аверин В. Антонов А. Богачев Д. Беглиев А. Божко А.
Сумма баллов по каждому блоку    

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия подростков в делах коллектива.

 

 


Методика 10

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА (В.С. Лазарев) [8]

Цель: определить уровень развития коллектива образовательного учреждения.

ИНСТРУКЦИЯ

Оцените по 11-балльной шкале соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в Вашем коллективе. Вы отмечаете 0, если утверждение полностью не соответствует, и 10, если оно полностью соответствует ситуации в вашем коллективе. Промежуточные оценки даются в зависимости от степени соответствия — несоответствия. Если утверждается, что «все учителя...» или «каждый учитель...», то оценка определяется тем, для какой доли учителей приведенное утверждение справедливо. Если утверждается, что «всегда...» или «во всех случаях...», то оценка определяется тем, для какой доли подобных ситуаций это утверждение справедливо.

Долго не задумывайтесь. Подходите к каждому утверждению по отдельности, отложите их анализ до завершения оценки. Постарайтесь быть как можно более объективными, чтобы иметь возможность увидеть, на чем следует сосредоточить свое внимание.

  Все учителя в нашей школе стремятся делать свою работу как можно лучше 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Для учителей нашей школы важно, чтобы весь коллектив стремился улучшить результаты ее работы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Каждый учитель в нашей школе стремится быть в курсе всего нового по своей специальности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Педагог, который станет работать с прохладцей, в нашем коллективе быстро почувствует неодобрение коллег 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Чтобы согласовать свои действия нашим учителям не требуется помощь директора школы или завуча 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Учителя участвуют в выработке всех наиболее важных для жизни школы решений 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе существует единое понимание того, каким должен быть современный учитель 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе не бывает конфликтов между учителями 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Работая в нашем коллективе, учителя могут реализовать свои способности лучше, чем в любом другом месте 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Ни про кого из учителей нашей школы нельзя сказать, что она (он) не отдает детям всего, что может 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  У каждого учителя в нашей школе есть конкретные цели, определяющие, что он будет делать, чтобы улучшить результаты своей работы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе все используют любую возможность для повышения своего профессионального уровня 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Любой учитель нашей школы будет хорошо работать и без контроля администрации 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  При распределении нагрузки между педагогами не возникает проблем, требующих вмешательства администрации 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В обсуждении итогов работы школы за год всегда активно участвует весь коллектив 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Все члены нашего коллектива согласны с целями, которые ставит перед собой школа 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Среди учителей не бывает серьезных разногласий из-за неудобного расписания уроков 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Все члены коллектива нашей школы — ее патриоты 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  У нас нет учителей, которые бы не стремились к тому, чтобы у школы была наилучшая репутация 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Учителя нашей школы убеждены, что у школы есть возможности работать лучше, и знают, что для этого нужно сделать 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Наши учителя охотно делятся со своими коллегами всем новым, о чем они узнали и что может быть полезно другим в их работе 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Многие учителя, если это необходимо для школы, по собственной инициативе делают то, что не входит в их непосредственные обязанности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Взаимопомощь — характерная черта нашего коллектива 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Если решения, принятые администрацией, не находят поддержки в коллективе, то всегда ищется компромисс 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  При оценке общих результатов деятельности нашей школы между учителями редко возникают разногласия 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Любые разногласия по работе у нас в школе не перерастают в конфликты между педагогами 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Трудно найти, что бы могло побудить учителя уйти из нашей школы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  У каждого учителя в нашей школе высокие требования к результатам своей работы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Никто в нашем коллективе не будет сопротивляться внедрению полезного для школы новшества, если даже это ущемит его личные интересы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Учитель, не занимающийся самообразованием, в нашем коллективе будет ощущать неодобрение коллег 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Ответственность — качество, присущее всем учителям нашей школы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Учителя, работающие на разных ступенях школы, хорошо понимают проблемы друг друга 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Когда принимается решение о внедрении какого-то новшества, учителя активно участвуют в его обсуждении 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе существует единство в понимании наиболее значимых проблем школы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашей школе все учителя тактично относятся друг к другу 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В другом коллективе нашим учителям вряд ли было бы так же интересно работать 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Каждый учитель нашей школы стремится к таким результатам работы, которыми можно было бы гордиться 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  На педсоветах и общих собраниях у нас не редкость конструктивная критика нашей работы и предложения по ее совершенствованию 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Все наши учителя охотно встречаются с людьми, общение с которыми может быть полезно для повышения своего профессионального уровня 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе при неудачах никто не станет перекладывать ответственность на других 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Никто из учителей не примет совета своего коллеги«в штыки» 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Каждого учителя в нашей школе интересует, насколько хорошо другие учителя делают свою часть общей работы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Все учителя едины в понимании требований, предъявляемых к современной школе 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Наши учителя охотно встречаются друг с другом в нерабочее время 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  При сравнении коллектива нашей школы с другими каждый из учителей найдет в нем много преимуществ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе снижение успеваемости любого ученика обязательно станет предметом обсуждения для педагогов, работающих в этом классе 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе хорошая творческая атмосфера 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе вряд ли найдет понимание тот, кто считает, что уже достиг своего потолка 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  У нас не бывает случаев, чтобы кто-то неответственно отнесся к порученному делу 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Учителя доброжелательно относятся к новым сотрудникам и помогают им быстрее войти в коллектив 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  При оценке качества труда учителей администрация всегда прислушивается к мнению коллектива 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе существует единое видение будущего школы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Ни у кого из учителей нашей школы нет антипатии друг к другу 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Того, что может вызывать неудовольствие учителей в нашей школе, намного меньше, чем того, что им нравится 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Каждому учителю нашей школы небезразлично, насколько хорошо работают их коллеги 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Каждый учитель в нашей школе уверен, что если он предложит что-то для улучшения ее работы, то встретит заинтересованное отношение своих коллег 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Профессиональное мастерство очень ценится в нашем коллективе 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Опытные учителя по собственной инициативе помогают своим коллегам 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  У руководства редко возникают проблемы из-за несогласованности действий отдельных педагогов, работающих вместе 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Если педагогический коллектив сочтет, что администрация школы приняла несправедливое решение в отношении кого-то из учителей, он будет добиваться пересмотра такого решения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе существует единство взглядов на то, каким должен быть учебно-воспитательный процесс 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Отношения между всеми учителями школы можно определить как доброжелательные 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашей школе возможностей для профессионального роста у педагогов не меньше, чем в любой другой 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Наличие отстающих учеников каждый учитель в нашей школе рассматривает как недоработку свою и своих коллег 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Быть новатором в нашем коллективе престижно 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Наши учителя охотно учатся у своих коллег 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Никто в нашем коллективе свою недоработку не станет обосновывать внешними обстоятельствами 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашей школе учителя, работающие в одном классе, действуют как единая команда 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Если между учителями возникают разногласия о том, что и как делать, они улаживаются ими самими безучастия администрации 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе существует единое понимание, какими должны быть взаимоотношения между учениками и учителями 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Каждый учитель нашей школы воспринимает успехи других учителей как свои собственные 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе педагогов многое связывает, и чей-то уход в другую школу маловероятен 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Каждый учитель в нашей школе переживает, если обнаруживается, что есть ученики, которые не любят его предмет 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Для всех учителей школы важно, чтобы у нее были четкие цели развития и планы их достижения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Каждый в нашем коллективе считает своей обязанностью и обязанностью других повышать свой профессиональный уровень 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Если ученик слабо осваивает учебную программу, наши учителя воспринимают это как собственную недоработку 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Решая вместе какие-то новые задачи, педагоги быстро находят общий язык 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Учителя активно участвуют в определении того, какие учебные программы реализуются в нашей школе 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе существует единое понимание критериев оценки качества работы учителей 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Хорошие отношения между учителями — одно из достоинств нашего коллектива 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Мало какие школы могут предложить своим учителям такие же условия работы, как наша 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Всех учителей нашей школы заботит, чтобы наши выпускники успешно сдавали экзамены в вуз 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Учитель, безразлично относящийся к развитию школы, в нашем коллективе будет ощущать неодобрение своих коллег 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Если по результатам проверок работы наших учителей выявляются возможности что-то улучшить, они стремятся как можно быстрее сделать это 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашей школе каждый учитель чувствует себя ответственным за общие результаты 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  У нас не бывает, чтобы кто-то из учителей отказался дать нужную другим информацию, если он мог ее дать 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Авторитарный стиль руководства ни в каких ситуациях не будет принят учителями нашей школы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе существует единое понимание того, как должны строиться отношения между администрацией и педагогическим коллективом школы. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  В нашем коллективе нет деления на группы, между которыми существуют натянутые отношения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  Учителя ценят атмосферу, которая существует в коллективе нашей школы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Подготовьте таблицу ответов, аналогичную табл. 1.Номера вопросов в клетках таблицы ответов ставить ненужно, они должны быть пустыми.

Занесите данные вами опенки в подготовленную таблицу ответов. В каждую клетку занесите балл, соответствующий номеру утверждения, указанному в табл. 1.

Таблица ответов

А Б В
а1 а2 а3 б1 б2 б3 в1 в2 в3
33.
. 84
Σ = Σ = Σ = Σ = Σ = Σ = Σ = Σ = Σ =
А = Б = В =

Буквами в таблице обозначены оцениваемые характеристики коллектива:

А - ценностно-ориентационная зрелость коллектива:

а1 - ориентированность коллектива на достижения (столбец 1);

а2 - ориентированность на развитие деятельности (столбец 2);

а3- ориентированность на саморазвитие учителей (столбец 3);

Б - организованность коллектива:

б1 - ответственность (столбец 4);

б2 - сработанность (столбец 5);

б3 - включенность членов коллектива в управление (столбец 6);

В - сплоченность коллектива:

в1 - единство ориентации (столбец 7);

в2 - совместимость членов коллектива (столбец 8);

в3 - потенциальная стабильность (столбец 9).

Подсчитайте сумму баллов по каждому столбцу. Результат укажите в нижней строке соответствующего столбца. Максимально возможная сумма по столбцу равна 100.

Определите значение каждой первичной характеристики коллектива, разделив сумму по столбцу на 10.

Определенные таким образом значения характеристик могут изменяться от 0 до 10. Значения характеристик в интервале от 8 до 10 соответствуют высокому уровню развития характеристики, от 5 до 7 — среднему уровню, а от 0 до 4 — низкому уровню.

5.Подсчитайте значения характеристик ценностно-ориентационной зрелости, организованности и сплоченности коллектива по формулам:

Значения характеристик А, Б и В, так же как и значения первичных характеристик, могут изменяться от 0 до 10.

Подсчитайте интегральную оценку уровня развития коллектива по формуле:

Значениям характеристики УРК от 8 и выше соответствует высокий уровень развития коллектива, значениям 5, 6 и 7 — средний уровень, от 0 до 4 - низкий.

 

 


[1] Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника / Г.Н. Филонов. - М.: Педагогика, 1985.

[2] Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. -- М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.

[3] Рожкова М.И., Классному руководителю, «ВЛАДОС», М., 2001

[4] Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова

. -- М.: Академия: АПКиПРО, 2003. - 82 c.

[5] http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/175-questionnaire-eysenck-teens

[6] Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988

[7] Психологические тренинги, тесты, 8-10 класс [Электронный ресурс ] режим доступа http://ped-kopilka.ru/psihologija/psihologicheskie-treningi-testy-8-10-klas.html

[8] Методика оценки уровня развития коллектива .... М.М. Поташника и В С. Лазарева. — М., 1995;



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.021 с.)