Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности. Функции, методы и приёмы социально-педагогической деятельности.

Поиск

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей. объектом ее является человек не только в детстве, но и на всем протяжении его жиз­ни, а содержанием ее является оказание обучающе-воспита­тельной помощи в процессе определенных сторон его социали­зации. Социальная педагогика это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательны­ми средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение инди­видом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценнос­тей, соответствующих чувств и действий). Социальная педагогикаизучает влияние социальной реально­сти на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и об­щества. О бъектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивиду­альных и общественных характеристик, предметом педаго­гические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функциони­рования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик.

Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования. В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстеризации социокультурных программ и общественного наследия. Функции с.п.: социальное проектирование и конструирование.

Основными понятиями социально-педагогической дея­тельности являются социальное воспитание, обучение и обра­зование, Социальное воспитание —социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. Социальное обучение результатом является разви­тие знаний, умений и навыков развития социальности. Результатом социального образования как единства соци­ального воспитания и социального обучения является до­стигнутый каждым индивидом или группой людей уровень социальности, социального ориентирования и функциониро­вания.

Социально-педагогическая технология — это особого рода программа деятельности социального педагога, его сотрудни­чества с индивидом или социальной группой в определенных условиях. При разработке ее методик учитываются многие об­стоятельства и личные качества объекта воспитания, которые могут обеспечить: 1) идентификацию (степень осознания социальных норм, адекватное самоопределение, напряженность внутренней жизни и погруженность в себя), 2) индивидуализацию (эмоциональную и рациональную способность к самоконтролю, ответственность, смелость, предприимчивость) и 3 ) персонализацию (отзывчивость и открытость, доминантность чувств и склонностей, организаторские способности, самодо­статочность, самостоятельность, направленность на дело, уро­вень мышления). Социально-педагогические методики:беседы, диспут, собрание.

Ведущей, но не единственной силой социально-педагогиче­ской деятельности является социальный педагог,. Социальный педагог должен руководствоваться общими и социально-педагогическими принципами и подходами в своей заботе:нно педагогической работы необходимо соблюдать чисто гуманистический подход( В соответствии с этим подходом социальный педагог должен утверждать в своей работе идею признания человека высшей социальной ценностью, целью и критерием общественного развития. На всех этапах взаимо­действия он должен относиться к участнику социально-педа­гогической деятельности как к равноправному члену общества имеющему свободу выбора своих целей, норм, методов и средств социализации, а также чувство ответственности за поступки. ), принцип личностно-гуманистического подхода( обуславливает и необходимость индивидуаль­ного подхода в социально-педагогической работе. Социальный педагог не может не учитывать особенности физического, пси­хического и социального состояния, способности к обучению и воспитанию личности как объекта его профессионального вни­мания), деятельностный подход( В разработке проектов и про­грамм своей деятельности социальный педагог должен исхо­дить из исторически сложившихся систем общественной прак­тики вообще, социально-педагогической практики в особенно­сти. Он не может добиться успехов, если не будет учитывать современного разделения труда, развития форм общественных отношений, определяющих типы и направления социализа­ции и ресоциализации. Последнее невозможно осуществить вне деятельности) ,Принцип развития( должен всегда быть в центре внимания социального педагога, поскольку человек является динамиче­ским образованием с внутренними противоречиями, источник которых лежит как в самом человеке, так и во внешних воз­действиях. В связи с этим социально-педагогическая деятель­ность имеет стадиально-уровневый характер, и потому при разработке и реализации социально-педагогических проектов необходимо различать этапы, видеть перспективы работы с че­ловеком и быть готовым к неожиданным проявлениям, слу­чайным обстоятельствам, содействующим или препятствую­щим достижению цели),Важным принципом социально-педагогической теории и практики должен быть многомерно-диалектический подход, следование которому спасает от односторонности и узости в ис­следовании, организации и результатах работы. Нужно учи­тывать диалектику общего и особенного, случайного и необхо­димого, внутреннего и внешнего, возможного и действитель­ного, содержания и формы в социально-педагогической деятельности.

зад.3. Дитгер Хан в своей монографии "Планирование и контроль: концепция контроллинга" выделяет шесть фаз (комплексов операций) процесса управления.

Начальная фаза - фаза постановки проблемы (определение задачи, требующей решения). Конечная фаза - фаза контроля (определение успеха реализации). Сравниваются фактические и запланированные результаты, анализируются отклонения, в случае необходимости принимается решение о проведении нового цикла рассмотрения проблемы. Анализируем фазу контроля как процесс, выделяя ее основные этапы: 1. Определяем желаемое (по плану) состояние объекта контроля.

Желаемое состояние (план) устанавливается действующим законодательством, а также формализуется внутренними нормативными документами и решениями менеджмента организации (предприятия).2. Путем проведения контрольных процедур, необходимых для достижения целей контроля, выявляем фактическое состояние объекта контроля.

3. Устанавливаем в результате сравнения отклонения фактического состояния от желаемого.4. Производим сбор, обобщение, анализ и оценку отклонений с целью выявления последствий отклонений и причин их возникновения.



№4.1. Социальные технологии и технология социальной работы: соотношение сущность и классификация

Социальные технологии в социальной работе базируются на реальном опыте, принципах и закономерностях открытых социальными науками.

Социальные технологии в социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения различного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Классификация технологий в социальной работе может быть самой разнообразной. Социальная работа может быть рассмотрена как вид больших систем, поскольку она включает в себя три компонента: а) социальную работу как науку(знания);б) социальную работу как дисциплину(знания и умения); в) социальную работу как вид деятельности(знания,навыки, опыт) (деятельность).

Классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям, таким как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели.

Как известно, объекты социальной работы Это — старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные многодетные семьи т.д.

Направлений социальной работы, это: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Технологии можно делить в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле.технологии работы со «слабыми» слоями населения, технологии социальной защиты всех слоев населения.

Технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле:профилактика и реабилитация. Учитывая интегративный соцработы, социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

Различаются технологии в социальной работе и по своему уровню. Они делятся на: а) простые (доступные неспециалисту);б) сложные (требующие квалификации одного специалиста);в) комплексные (требующие квалификации специалистов в разных

В частности, можно выделить социальные технологии «внешние» по отношению к клиенту: государственное вмешательство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Внутренними по отношению к клиенту могут являться социальные технологии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами. В социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии.

Социальные технологии классифицируются по характеру решаемых задач: универсальные и частные.По масштабности:глобальные, местные; По степени новизны:инновационные и рутинные.По сфере:информационные, социальные технологии согласия, политические, и.д.

2. Понятие социального управления и его особенности в системе социальной работы

Термин «управление» имеет активное, регулирующее, на­правляющее, влиятельно-деятельностное значение.

Различают технико-техноло­гическое управление; био­логическое управление и социальное управление. Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. В свою оче­редь, оно делится на подвиды — государственное, военное, эко­номическое, производственное и общественное. Управление социальной работойэто разновидность со­циального управления. Данное понятие многозначно и выража­ет разные стороны, грани и аспекты управления. Первое значениеорганизационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выпол­нять (выполняет) социальную работу?»; «Какие органы, подразделения должны этим заниматься (Управление социальной работой организует­ся на федеральном, региональном (территориальном) и локаль­ном уровнях и имеет соответствующие организационные структуры:Министерство труда и социального развития Рос­сийской Федерации, комитеты (управления) соцзащиты (по­мощи), территориальные службы, центры социального обслу­живания. Второе значениефункциональное. Управление со­циальной работой выполняет как общие, так и конкретные функции. Общими, независимо от уровня, субъекта, его ком­петенции, являются функции: прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация), маркетинг, учет и контроль. Конкретные функции — это виды работы применительно к должности (обя­занности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления дея­тельности). Третье значениеэто деятельность руководите­лей разных уровней в системе соцзащиты, помощи. Четвертое значение управления социальной рабо­той — это процесс постановки целей, задач и организация практической деят-ти людей для их достижения. Пятое значение – это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего опр знаниями. Шестое значение – управление соц работой как наука и учебная дисциплина.

№4 Решение:1 Спец-ты по соц работе должны получить согласие у родителей и их детей на участие детей в данном исследовании.2.Ребенок имеет моральное право отказаться от участия в исследовании без объяснения причин своего отказа-право на личную свободу.3.При проведении исследования необходимо рук-ся этическими принципами: исследование должно базироваться на убежденности соц.раб.в пользе, к-ю данное иссл-е может принести его клиентам и обществу, принципы определяют этич ответственность: уважение людей, честность и открытость, добровольность участияклиентов, необходимая и достаточная информированность клиента о целях, ходе и результатах иссл-я-это неотъемлемое и законное право индивида., гарантированность сохр тайны(конфеденциальность), контроль за ходом исследования, т.к возможны отклонения, использование рез-тов на благо клиента и на совершенствование работы соц служб.


 


№5 1. Технология социальной экспертизы

Экспертизаэто исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Общее социальных видов экспертиз заключается в том, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие) — освидетельствование. Экспертизы в основном применяются при диагностике, проектировании и составлении прогнозов.которое осуществляется путем формирования мнения специалиста. Социальная экспертиза является проводимым специалистами (экспертами) исследованием, включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема. Можно выделить следующие функции социальной экспертизы:а) диагностическая;б) информационно-контрольная;в) прогностическая;г) проектировочная (выработка рекомендаций). Целью социальной экспертизы является установление соответствия деятельности органов государственной власти, других социальных институтов социальным интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия. Задачи:дать аргументированное заключение о соответствии нормативных правовых актов и деятельности органов государственной власти, решений и деятельности органов местного самоуправления и т.д. положениям социальной политики; оценить на предмет соответствия законным интересам граждан проекты и программы и представить вывод о целесообразности и допустимости их реализации.

• внести предложения по решению возникшей социальной проблемы. Субъектами экспертных оценок на два уровня: в роли субъекта выступает орган государственной власти, общественные объединения. На втором уровне в роли субъекта выступает исполнитель заказа на социальную экспертизу. В зависимости от характера заказа ими могут быть: исследователь и исследовательский коллектив; Принятие решения о проведении экспертизы — это типичный управленческий акт, с присущими ему характеристиками. компетенцией понимается объем полномочий принимающего решения органа — «заказчика» экспертизы. Что же касается компетентности, то ею признается достаточная готовность принимающего решения органа - «заказчика» социальной экспертизы, сформулировать задание на такую экспертизу. Организационные модели социальной экспертизы: Модель 1: «Рецензия» включает: заказ на рецензию лицу (организации), предоставление эксперту материалов подлежащих рецензированию; принятие итогового документа — рецензии.

Модель 2: «Мониторинг» применяется, если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе.: договор об экспертной оценке в порядке мониторинга; эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, которую применяет; эксперт предоставляет органу итоги исследования по стандартной форме, предполагающей в том числе сравнение данных результатов с более ранними.Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием. Модель 3: «Проект» при схеме: ЗАКАЗЧИК - ОРГАНИЗАТОР – ИСПОЛНИТЕЛЬ): осознание «заказчиком» наличия проблемы; постановка «заказчиком» задачи на проведение социальной экспертизы перед «организатором»;осмысление «организатором» задачи и выбор адекватной организационной схемы решения;проработка предложений «организатора» с «заказчиком», принятие «заказчиком» решения относительно проведения экспертизы;

• работа «организатора» по привлечению «эксперта», постановка задачи; работа «эксперта» в творческом режиме; оформление результатов работы; обработка «организатором» полученного от «эксперта» результата; представление итогов экспертизы «заказчику», оформление акта приемки продукции.

Из очных методов рассмотрим технологическую схему метода ситуационного анализа:. В ходе анализа выявляется проблема, ее симптомы, исключаются несущественные условия, предлагаются способы выхода из ситуации и возможные последствия; формируется наиболее приемлемое решение. Из заочных методов рассмотрим метод «Делфи». Цель метода состоит в преодолении конформизма экспертов, искажающего качество экспертизу. Эта цель достигается анонимностью экспертов и особенностями процедуры, предусматривающей: 1. Каждый член группы экспертов дает числовую оценку какого-либо процесса или объекта. 2. Организатор опроса подсчитывает среднюю оценку и показатель разброса и доводит это до экспертов.3. Экспертов, которые дали крайние оценки просят письменно обосновать свое суждение. Эти обоснования анонимно передаются остальным экспертам.

Социальная экспертиза проектов государственных программ, правовых нормативных актов и других решений, воздействующих на жизнедеятельность людей, - сложное образование, имеющее собственную структуру, свои особые способы и механизмы осуществления.

2. Основные подходы к социальной политике (государственный патернализм, либеральный подход). Их достоинства и недостатки.

Государственный патернализм. принятие на себя государством полной ответственности за уровень доходов граждан, их социального обеспечения при отсутствии девиантного поведения гражданина.Все расходы, связанные с социальной политикой, при исполь­зовании данного подхода финансируются из государственных ис­точников — государственного бюджета, Государство жестко контролирует меру по­требления трудоспособных членов общества, устанавливая размеры оплаты труда работников вне зависимости от экономических показателей предприятия, на котором они работают.планирует объемы производства по­требительских товаров и услуг, распределяя по производителям не­обходимые для этого ресурсы. Цены на произведенную продукцию вне зависимости от уровня товарного наполнения соответствующих рынков. Как правило, государство выделяет перечень социально значимых товаров, цены на эти товары могут быть ниже себестои­мости Государство также берет на себя заботу об обеспечении в слу­чае необходимости домохозяйств жильем, о распределении земель­ных участков для развития натурального производства сельскохо­зяйственной продукции. Достоинством социальной политики государственного патер­нализма я вляется так называемая "уверенность в завтрашнем дне" для основной части населения. Исключена как социальный фено­мен безработица. Заранее известны размеры оплаты труда и соци­альных пособий, перечень бесплатных гарантий в здравоохранении, образовании. Кнедостаткам относится, прежде всего, дефи­цит товаров и услуг, включая товары и услуги первой необходимо­сти.

Либеральный подход к социальной политике. Базируется на постулате о разделении членов общества на экономически силь­ных и экономически слабых. Обязанностью общества является за­бота о слабых и создание условий для раскрытия экономического потенциала сильных.Экономически слабые вправе рассчитывать на социальную под­держку, финансируемую из бюджетных ресурсов. При этом широко используется принцип адресности, Что касается экономически сильных домохозяйств, то они в большинстве случаев исключаются из систем социальной поддерж­ки, финансируемых из государственного бюджета. Это, однако, не означает, что они не вправе рассчитывать на такую поддержку, важно то, что она оказывается за счет других источников финанси­рования.Производство товаров и услуг для населения осуществляется не в соответствии с утвержденными государственными планами, а на основе имеющегося платежеспособного спроса населения.

Основным достоинством либерального подхода к социальной политике является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего к производительному и творческому тру­ду) в интересах нелимитируемого государством роста уровня их потребления и частичное перераспределение ресурсов в интересах социальной поддержки нуждающихся в ней домохозяйств.независимость большинства домохозяйств от государст­ва, что является фактором развития гражданского общества.

Недостатки этого подхода разли­чиях между уровнями потребления экономически сильных и эко­номически слабых домохозяйств; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования — с другой стороны. Общее между рассмотренными подходами к социальной поли­тике заключается в том, что в случае возникновения экстремальных (форсмажорных) ситуаций по природным (землетрясения, навод­нения и т.п.) или техногенным причинам (аварии, теракты и др.) помощь из государственного бюджета оказывается всем без исклю­чения домохозяйствам вне зависимости от уровня их доходов.Социальная политика, проводившаяся в России в 1990-е гг., носила эклек­тичный характер. В ней сочетались элементы социальной политики государст­венного патернализма и либерального подхода.

зад.5 Определите основные задачи и содержание этапов технологического процесса индивидуальной работы с клиентом.

Решение:1этап-анализ проблемы- потеря интереса к жизни (задача-активизировать клиента), 2 этап-разработка вариантов решения проблемы (задача-помочь клиенту увидеть широкий спектр возможностей-планирование будущего), 3-этап выбор, разработка конкретных действий-перевод возможностей в реальную жизнь(задача-помочь клиенту выбрать найлучший), 4 этап реализация действий по плану(задача-помочь клиенту в реализации плана).


 


№6.1. Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития.

Система социальной защиты населения – это совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоёв и групп населения прежде всего социально уязвимых. В России права граждан гарантированы Конституцией и законодательством. Социальная защита осуществляется за счёт федерального, местного бюджета и специально создаваемых негосуд фондов. Впервые создание системы соц защиты насел было в 1991 году. В настоящее время система социальной защиты складывается как соц институт – это совокупность норм и правил поведения для удовлетворения какой либо потребности с одной стороны, а также совокупность статусов и ролей для удовл этой же потребности с другой стороны. На развитие системы соц защиты влияют след факторы: 1. Политические – возможность законодательно решать определённые проблемы населения с помощью принятия законов, деклараций. 2. Экономические – уровень потребления различных товаров, накопления и инвестиции, спрос и предложение труда, производительность труда, обслуживание населения, мед помощь, соц обслуживание и соц страхование. 3. Идеологические – общественные взгляды и идеи, кот способствуют распространению социальной защиты населения. 4. Нравственно-психологические – возник при взаимод соц раб и клиента. 5. Факторы, связанные с соц раб как профессион видом деят-ти – наличие законов, определённая экономич база.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.12 (0.013 с.)