Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология социальной адаптации и дезадаптации личности. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в системе социальной работы

Поиск

Социальная адаптацияэто: постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;результат этого процесса.

В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только при­способление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его по­требностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окру­жение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. Психоаналитическое Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в ви­де обобщенной формулы: конфликт—тревога—защитные реакции.

Современные психоаналитики вслед за 3. Фрейдом выделяют две разновидно­сти адаптации:

1) аллопластическая адаптация, которая осуществляется за счет изменений во
внешнем мире, совершаемых человеком для приведения его в соответствие со
своими потребностями;

2) аутопластическая адаптация, которая обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т. п.), помогающих ей приспосабливается
к среде.

Гуманистическое направление исследований Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. При этом процесс адаптации не есть про­цесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно опи­сать формулой: конфликт—фрустрация—акт приспособления.

В основе концепций этого направления лежит понятие здоровой, самоактуали­зирующейся личности, которая стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Выделяются два уровня адаптированности: адапта­ция и дезадаптация.

Процесс адаптации в когнитивной психологии лично­сти можно представить формулой: конфликт—угроза-реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с ин­формацией, противоречащей имеющимся у нее установ­кам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьше­ния когнитивного диссонанса.

Интеракционистская концепция адаптации дает определение эффективной адаптации личности как адаптации, при достижении которой личность удовлетво­ряет минимальным требованиям и ожиданиям общества.

Итак, независимо от различий в представлениях об адаптации в различных концепциях можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как ак­тивный субъект этого процесса.

Дезадаптация личности

В концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье (совокупность адаптаци­онных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный ха­рактер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия) конфликт рассматривается как следствие несоот­ветствия потребностей личности ограничивающим требованиям социальной сре­ды. В результате этого конфликта происходит актуализация состояния личност­ной тревоги, что, в свою очередь, включает защитные реакции, действующие на бессознательном уровне (реагируя на тревогу и нарушение внутреннего гомеоста-за, Эго мобилизует личностные ресурсы).

Расстройства адаптации включают в себя следующие моменты: а) нарушение в профессиональной деятельности (включая школьное обучение), в обычной соци­альной жизни или во взаимоотношениях с другими; б) симптомы, выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс. Стратегии социальной адаптации

Стратегия социальной адаптации представляет собой индивидуальный способ адап­тации личности к обществу и его требованиям, для которого определяющими явля­ются опыт ранних детских переживаний, неосознанных решений, принятых в со­ответствии с субъективной схемой восприятия ситуаций и сознательный выбор поведения, сделанный в соответствии с целями, стремлениями, потребностями, системой ценностей личности.

♦ Н. Н. Милославова характеризует типы адаптации в связи с уровнем соответ­ствия личности внешним условиям, «врастания в среду», не включая процесс пре­образования, воздействия личности на среду: уравновешивание — установление равновесия между средой и индивидом, ко­ торые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам друг друга; псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям; приноравливание — признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, взаимные уступки; уподобление — психологическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентации, установок в соответствии с новой ситуацией.

Заключая вышесказанное, в рамках психоаналитического направления соци­альная адаптация трактуется как гомеостатическое равновесие личности с тре­бованиями внешнего окружения (среды). Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (3.Фрейд), а также как результат стремления личности компенсиро­вать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

В рамках гуманистического направления исследований социальной адаптации выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основ­ным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды.

Социальная адаптация подразумевает способы приспо­собления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации че­ловек выступает как активный субъект, который адапти­руется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Процесс социальной адап­тации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стра­тегий социальной адаптации.

26 Ответ: Отдел приёма и социально-правовой помощи. Навыки, необходимые: доброжелательность, коммуникабельность, организованность, ответственность, компетентность, лидерство и т.д. Навыки мои: коммуникбельность, доброжелательность, организованность, ответственность. Недостаёт: лидерство, компетентность, опыт работы с клиентами. Способы: тренинги лидерства, тренинг развития.



№.27 1. Система социального обслуживания населения: понятие, сущность, принципы, функции, виды и формы деятельности.

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить реинтегрирующийся характер;

- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной помощи "включаются " тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

Исходя из этого клиент может получить следующую поддержку на основе его запросов (см. табл. №1).

Согласно концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.) выделяют следующие функции государственной социальной службы:

1. Функция социальной помощи которая включает:

а) выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

б) профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

в) надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе;

г) содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

д) организация временного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку, усыновление;

2. Функция консультирования:

а) консультирование специалистов;

б) участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

в) подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

г) родительский медико-психологический всеобуч;

3. Функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

а) социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей оставшихся без попечения родителей;

Таблица 1

б) медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

4. Функция информации населения, изучения прогнозирования социальных нужд, в рамках которых выделяются три направления:

а) предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

б) распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

в) изучение специалистами по социальной работе, специально созданным учреждениями, также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем регионов, а также разработка реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

5. Функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодоленью последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов. Предусматривает:

а) участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

б) формирование в рамках спасательных служб, бригад социальных работников и т.п.

Основные направления социального обслуживания населения определены федеральным Законом "Об основах социального обслуживания населения в РФ".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.213.76 (0.009 с.)