Этап анализа и поиска решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап анализа и поиска решений.



3. Этап принятия решений. При принятии решения устанавливается альтернатива, т. е. ситуация, в которой нужно сделать выбор одной или нескольких возможностей. Для выбора альтернативы (варианты решения) необходимо:

1) сформировать систему показателей (качественных и количественных), используя метод шкалирования;2) сформировать критериальную базу.

4. Этап воздействия. Методы воздействия на исполнителей бывают экономическими, организационными и воспитательными. В результате происходит мотивация на выполнение выработанного решения. 5. Этап реализации и оценки.

Альтернативные варианты- в условиях кризиса работа с налаженными поставщиками, купить дешевле


 


№16.Коммуникативные навыки в социальной работе.

1.Содержательные характеристики социальной коммуникации

Общение практически пронизывает все сферы жизни людей,.

Психологи обычно выделяют его грани как перцептивная, коммуникативная, интерактивная. Имеется ввиду, что общение одновременно выступает как восприятие партнерами друг друга, обмен между ними информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление взаимоотношений определенного типа.

Коммуникативные средства общения весьма богаты и включают в себя механизмы разнообразного действия. К ним относятся:

1. Речевые (вербальные) средства: лексика, стилистика, грамматика, се мантика, правильность (произношение, ударение, формообразование, словоупотребление, стиль).

2. Неречевые (невербальные) средства:

а) оптокинетические (жестикуляция, мимика, движение и позы, на правление взгляда, покраснение и побледнение кожи и т.д.);

б) паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, диапазон, тональность);

в) экстролингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех, покашливание, заикание);

г) проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта, угол поворота к собеседнику);

д) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживание, касания, пощечины)

г) ольфакторные средства (связанные с запахом).

Воздействие общающихся друг с другом осуществляется через сле дующий механизм:

1. Заражение — бессознательное воспроизведение эмоционального со стояния в условиях массового взаимодействия с другими людьми - индукторами — на основе сопереживания с ними. Носит, как правило, невербальный характер.2. Внушение — одностороннее, произвольное, целенаправленное заражение другого человека мотивацией тех или иных действий, содержанием представлений или эмоциональных состояний посредством, как правило, речевого воздействия. 3. Убеждение — осознанное, аргументированное, логически и фактически обоснованное воздействие на систему взглядов и представлений, а также на мотивационно-ценностную сферу другого человека.В механизм убеждающего воздействия входят две группы факторов, связанных с процессами:а) информирования;

б) аргументирования.4. Подражание - усвоение формы поведения другого человека на основе как сознательной, так и неосознаваемой идентификации себя с ним — «поступать как другой». Традиционное общение — подразделяется на:а) деловое;

б) межличностное.Д еловым называется такое взаимодействие людей, в котором его участники выполняют социальные роли (т.е. в нем запрограммированы: цели общения, его мотивы и способы осуществления контактов).

Настоящее межличностное общение это всегда общение диалоговое. Диалог является естественной сферой развития личности одной из основополагающих форм проявления человеческой индивидуальности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведут кразличного рода искажениям личностного развития, росту проблем на внутреннем и межличностном уровне, росту девиантного поведения.

Таким образом, общение как социальный вид деятельности выступает для человека обязательным личностно формирующим фактором, а организация диалогического общения дает большие возможности творческого преобразования личности.

Обычно по разным основаниям выделяют следующие виды общения:

• служебно-деловое (ролевое);

• интимно-личностное;

• ритуальное (т.е. светское);

• манипулятивное;

• диалоговое и т.д.

Важное значение при общении имеет компетентность субъектов вступивших в диалог. Термин «компетентный» переводится как «знающий, сведущий в определенной области». Вместе с тем, можно быть очень осведомленным, информированным по проблемам общения человеком, но это не гарантирует компетентности. Основным критерием здесь является умение реально решать возникающие в общении задачи и одновременно личностное развитие и самореализация участников.

2. Педагогические проблемы социальной реабилитации беспризорных детей и подростков в специализированных учреждениях.

В современной России волна детской беспризорности вновь приняла катастрофические размеры. Много детей оказалось на улице, попадают в руки криминальных сил, а то и сами со­здают свои преступные группы; широкое распространение получили среди детей пьянство, наркомания, проституция. Все это воздействует на личностное развитие детей, деформирует процесс их социализации и создает поколение взрослых, могущих создать угрозу будущему развития нашего народа, России.На основе постановлений Правитель­ства РФ в стране стала создаваться сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в соци­альной реабилитации, и прежде всего социальных приютов, направленных на их социальное спасение.

Социальный приют предназначен для временного проживания и социаль­ной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экс­тренной социальной помощи.Такой приют имеет следующие функции: обеспечение безопасности, защита ребенка от внешних угроз — жестокого обращения с ними родителей или родствен­ников (побои, изгнание из дома, голод, сексуальное насилие);

— восстановление и развитие важнейших форм человечес­кой жизнедеятельности — таких, как игра, познание, труд, об­щение для успешной социализации ребенка, адаптации его в нормальном человеческом обществе;

— восстановление или компенсация социальных связей де­тей, предоставление им возможности освоить те социальные роли, которые в силу противоестественности доприютской жизни не были ими освоены.

Вся деятельность приюта нацелена не столько на профи­лактику, как это делается, например, в Центрах социальной реабилитации несовершеннолетних, сколько на коррекцию и реабилитацию детей, поскольку в него берутся дети, ослаб­ленные физически, с нарушением социального и психологи­ческого статуса, отчужденные от семьи и школы, а возмож­ности профилактической работы с ними уже во многом упу­щены.

Приюты действуют как открытые учреждения, они принимают безнадзорного ребенка незави­симо от наличия у него документов» удостоверяющих его личность, ребенок сам может попросить убежища в приюте, минуя посредников, приют дает пристанище ребенку до ре­шения суда о лишении его матери или отца (или обоих вмес­те) родительских прав. Открытость приюта проявляется и в том, что социальная реабилитация детей проходит не в замк­нутом пространстве, а в реальной социальной среде. В при­ютах поощряются контакты воспитанников с детьми из се­мей, где царят нормальные нравственные ценности, пози­тивные социальные установки.

Но все виды деятельности должны быть пронизаны педагогическими целя­ми, поскольку именно в педагогических результатах выража­ется итог работы по социальной реабилитации беспризорных детей и подростков.

Первый этап работы по социальной реабилитации — ком­плексная диагностика физического, психического и социаль­ного здоровья поступившего в приют ребенка. У каждого ре­бенка своя судьба, свои проблемы, особое проявление общих тенденций, и потому с первых дней надо начинать изучение его социального, соматического и психического статуса.

Для характеристики социального статуса ребенка важна ин­формация о том, когда, кем и откуда доставлен, что известно о его родителях, родственниках, где воспитывался ранее, какой класс школы посещал, имеется ли прописка. Кроме того, важ­но медицинское освидетельствование для оценки физического состояния,

На основе этих данных даются рекомендации воспитателям о необходимости учета выявленных особенностей ребенка.

Существует технология установления контакта воспитате­ля с таким ребенком.

Первая стадия «накопления согласий» между взрослым и подростком по самым нейтральным вещам сообразно конкрет­ной ситуации («у нас холодно... тепло... жарко», «скоро стем­неет», «

Вторая стадия — стадия поиска нейтральных интересов и увлечений подростка с целью возбудить у него положительное эмоциональное состояние. Заинтересованность взрослых тем, что привлекает подростка, воспринимается им положительно, и создает условия для контакта. Третья стадия — обсуждение сообщения, которое подросток делает доверительно взрослому после первых двух стадий. На четвертой стадии выясняются качества личности, кото­рые опасны для взаимодействия с другими детьми. Рассказы­вая о других людях, ребенок в сущности говорит о себе, и ста­новится ясно, что вызывает у него неприязнь к людям, чего он стремится избегать.

Если воспитатель следу­ет этой технологии и принципам, то диалог достигается, у ре­бенка исчезает тревога по поводу его положения в коллективе, он начинает искать контакт, стремится продолжать общение, у него развивается положительная самооценка.

Развитие адекватной самооценки положительных качеств у ребенка является также результатом адаптации его в соци­альном приюте. Низкая самооценка тормозит адаптацию к новым условиям. Поэтому общение, взаимодействие взросло­го с поступающим в приют должно быть ориентировано на восстановление ребенка в правах прежде всего перед самим собой, на формирование у него уважения к самому себе, чув­ства собственного достоинства, уверенности в своих возмож­ностях положительного развития. С этой целью надо так вес­ти воспитательную работу, чтобы он на деле убедился бы в том, что о нем заботятся, что у него есть перспективы и он ко­му-то нужен.

16 Ответ: Адлерианское – побег из дома, поиск компенсации одиночества и ненужности дома на улице. Экзистенциальный – тревога, ценности свободы девочки. Феноменология – внутренний жизненный мир, сформированный под влиянием внешних проблем и проявяющийся в антисоциальном поведении (побег из дома). Рекомендация: работа с жизненным миром девочки, поиск причин, работа с семьей, индивидуальная прпограмма реабилитации девочки.



№17 1. Психологические подходы к клиенту:

a) психодинамический подход к личности клиента;

b) гуманистические подходы к клиенту;

Изучение клиента социальной работы начинается в конце XIX в. К теории и практике социальной работы применяются методы психоанализа и гуманистической терапии. Особое влияние на подход к клиенту в теории и практике социальной работы оказали психодинамические, гуманистические и системные психологические концепции.

a) психодинамический подход к личности клиента;

Психодинамический подход базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, понимаются как отношения между пациентом и врачом. Поэтому в психоаналитических концепциях клиент, нуждающийся в помощи, определяется как пациент. Первоначально при данном подходе жестко определялись установки пациента и необходимые процедуры.

Позднее З. Фрейд приходит к идее о том, что взаимоотношения между психоаналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта и соответственно могут мешать или помогать решению проблем пациента. Психоаналитики считают, что пациент должен признать, что источник проблем находится в нем самом, и что его трудности происходят из конфликта между его собственными желаниями. Отсюда, по мнению К. Хорни, перед пациентом стоят три задачи:“выразить себя как можно полнее и откровеннее;осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою жизнь;

1. выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром”.

На основании способности – неспособности “порождать” свободные ассоциации Хорни выделила основные типы пациентов:

а) пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают страхи или внутренние запреты;б) пациенты, которые носят “маски”, не позволяющие выходить на свободные ассоциации;в) пациенты, не способные порождать свободные ассоциации без активного вмешательства аналитика.

Метод свободных ассоциаций помогает выяснить природу конфликта, обнаружить изначальные проблемные ситуации пациента.

Выявление природы проблем клиента осуществляется через понимание симптоматики не только аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный психоаналитический принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента, имеют важное значение в психоаналитическом подходе к социальной работе, в частности в понимании клиента и его проблем.

b) гуманистические подходы к клиенту;

Гуманистические подходы к личности клиента были разработаны К. Роджерсом. Его подход к терапии и к личности клиента строился на ценностных позициях философии любви. Клиент в терапевтическом процессе представляет собой субъекта, который находится в постоянной тревоге из-за несоответствия между стремлением “быть самим собой” и “смертельным страхом быть самим собой”, между стремлением осознать свой реальный жизненный опыт и в то же время “страхом это сделать”. По мнению К. Роджерса, стремлению клиента “быть самим собой” мешают определенные стереотипы, к которым он относит подчинение образу “кем я должен быть” и страх “отойти от “я”, которым на самом деле я являюсь”. Человек, находящийся под таким давлением, не может самоактуализироваться, развиваться на основе самодостаточности и своего жизненного опыта, он не может даже полностью функционировать.

1. Для того чтобы клиент стал “полноценно функционирующим человеком”, необходимо вмешательство терапевта, который при искренности, эмпатии и безусловно положительном отношении к клиенту Необходимо передать эмпатическое и безусловное позитивное понимание клиенту.

Гуманистический подход К. Роджерса оказал влияние на становление методов взаимодействия социальных работников с клиентами, на принципы их отношений.

2. Понятие и характеристика трудового (страхового) стажа.

Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов рабо­ты и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж:

• К периодам работы относятся периоды выполнения трудо­вой функции по трудовому договору. Это может быть лю­бая работа — постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.

Под иной деятельностью понимают выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание про­изведений по авторским договорам, занятие индивидуальной пред­принимательской деятельностью.

Вторым необходимым условием для включения названных периодов в страховой стаж является уплата страховых взносов в бюджет ПФР. При неуплате взносов они засчитываться в страхо­вой стаж не будут.

Периоды работы и (или) иной деятельности за пределами Рос­сии подлежат зачету в страховой стаж в двух случаях:если это предусмотрено законодательством РФ или между­народными договорами РФ;если уплачивались страховые взносы в ПФР в доброволь­ном порядке.

В страховой стаж также засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой при­равненной к ней службы, предусмотренной Законом Российс­кой Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходив­ших военную службу, службу в органах внутренних дел, Го­сударственной противопожарной службе, учреждениях и орга­нах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;2 ) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до до­стижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в об­щей сложности;

1) период получения пособия по безработице, период содержания под стражей лиц, необоснованно привле­ченных к уголовной ответственности, необоснованно репрес­сированных и впоследствии реабилитированных, и период от­бывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, до­стигшим возраста 80 лет.

Чтобы перечисленные периоды были включены в страховой стаж, им должны предшествовать или за ними следовать перио­ды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности, при выполнении которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Сезонными признаются работы, которые в силу климатичес­ких и иных природных условий выполняются в течение опреде­ленного периода (сезона), не превышающего 6 месяцев.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахован­ного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивиду­альном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выда­ваемыми в установленном порядке работодателями или соответ­ствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахо­ванного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индиви­дуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведе­ний индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на террито­рии Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обяза­тельного пенсионного страхования» могут устанавливаться на ос­новании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясени­ем, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях до­пускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причи­нам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничто­жения и тому подобных причин) не по вине работника.

17Ответ: С моральной -- соц. работник поступила правильно, желая помочь женщине. С профессиональной – привлечение социального окружения клиента к сотрудничеству на благо клиента- проф. долг соц. работника, но в данной ситуации соц. работник наполнил след. принципыпроф. этики: 1. конфеденциальность, 2. честность и открытость, 3. полнота предоставления информации клиенту о предпринимаемой деятельности.



№18 Социально-педагогические методы в социальной работе.

Социальная педагогика – особый раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности.

Под формированием личности понимается процесс становления человеческого индивида под воздействием как целенаправленных влияний общества и семьи, так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды.

Предмет социальной педагогики – воспитание человека в социуме, формирование самостоятельно действующей, нравственно гармоничной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений в сферах взаимодействия.

Под социально – педагогическими технологиями мы понимаем способы создания условий для положительного саморазвития, социальной адаптации и социальной защиты клиента путем воспитательного воздействия на его личность и поведение.

В качестве форм применения педагогических методов социальной работы рассмотрим беседу, собрание, диспут.

Беседа. Она имеет как индивидуальную, так и групповую формы. Кроме того, беседа может быть как заранее подготовленная так и спонтанная. Собрание. Собрание индивидов, объединенных по какому – то признаку, имея некоторый эмоциональный потенциал, характеризуются также подготовленностью организованностью и некоторыми деятельностными последствиями, которые могут быть результатом его решений.

Диспут. Высока воспитательная роль и такой специфической формы собрания, как диспут, где формируются и закрепляются полемические умения, возникает уверенность в себе, умение привлечь и удержать сторонников. Кроме того, диспут может обнажить разные стороны истины, что в социальной работе помогает более глубокому пониманию сути социальных проблем. Диспут – это организационная полемика поза ранее определенной теме; в то же время Дискуссия – это столкновение различных точек зрения.

Педагогические методы занимаю важное место в технологиях социальной адаптации.

Педагогические технологии адаптации включают в себя обучение прежде всего новым профессиям, способам обеспечить свое существование и жизнь собственной семьи при помощи адекватных изменившимся условиям способов. Родовой функцией социальной педагогики является содействия семьям в преодолении школьных трудностей их детей. Это осуществляется при помощи личностной диагностики и анализа школьных трудностей; при помощи организации групп и классов выравнивающего обучения для отстающих учащихся; при помощи применения инновационных авторских обучающих методик, позволяющих преодолеть затруднения. Кроме того, ведется работа с учителями имеющими проблемы в общении с учениками и коллегами. Важной составляющей такой работы должно явиться развертывание и институциализация супервизорства – профессионального наставничества опытных специалистов в социальной работе по отношению к начинающим коллегам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.045 с.)