Развитие отечественной психосоциальной практики. Методы и приемы психосоциальной работы в системе социальной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие отечественной психосоциальной практики. Методы и приемы психосоциальной работы в системе социальной работы.



Развитие отечественной психосоциальной практики. Методы и приемы психосоциальной работы в системе социальной работы.

Для того чтобы предупредить соц.дезадаптиров. поведение людей с низким уровнем психологич.здоровья, общество стремиться оказать человеку, находящемуся в кризисной ситуации соц-ую и соц.псих. поддержку, именно на это направлена работа соц. служб, к-я активно развивается с 1991 года, создание в России соц.служб переориентировало все гуманит. дисциплины на поддержку человека в трудной ситуации: определение источника, травмирующего личность клиента (инвалидность, болезнь, алкоголизм,), решение конкретной проблемы. Данное направление получило название психосоц. работы ( С.А.Беличева). Она определяет: психосоц. работа направлена на псих. Поддержку населения в затруд-х ситуациях, вызывающих дискомфорт и эмоциональную нестабильность чел-ка. Т.о. целью психосоц. работы является преодоление соц. дезадаптации и соц.псих. неблагополучия различных слоев населения. Эта помощь может носить как индивидуальный, так и групповой характер. К методам психсоц. Работы относится: психосоц беседа (консультация), индивидуальная работа со случаем. В зависимости от того в каких соц. организациях ок-ся помощь и поддержка клиенту можно выделить направления: псисоц.работа в сис-ме соц. обслуживания (работа территор. Центров, соц.реабилитац. центров помощи семьи и детям, а также экстрен. псих. помощи; психосоц. работа в сис-ме образования; психосоц. работа в сис-ме мед. обслуживания; псих соц. работа в пенитенциарных учреждениях. Виды дея-ти: 1.медико-психолог. Всеобуч (о заболеваниях); 2.Соц.мед.псих. реабилитация несовер-х с девиантным поведением, лиц с огранич. Возможностями; 3.Консультативная помощь спец-тов.4.распространение среди населения медико псих-х соц-х, пед-х знаний; подготовка молодежи к осознанному выбору профессии и вступлению в брак и т.д. Принципы психосоц. работы: целостность и последовательность в работе с клиентами, п. равных возможностей граждан независимо от национ-ти, пола, возраста, места жит-ва, доступность, добровольность, активизация клиента, гуманизм и доброжелательность (учет индивидуальности клиента), конфеденциальность. Помощь можно разделить на 2 вида: первичная псих помощь неспециалиста- первичное консультирование (телефон доверия, диспетчер. функции, углубленная псих помощь (психокоррекция, псих консультирование). Психсоц. Работники различных уровней проф. Подготовки ориентированы на своего клиента, используют в работе следующие технологии: 1. нозоцентрические методы, ориентированы на болезненные изм-я психики (врачи, психиатры, обяз-ть), 2. антропоцентрические методы (психологи и психотерапевты) помощь направлена на решение личностных проблем (диагностич. Консультирование), 3. Социометрические методы (помощь направлена на решение проблем соц. адаптации личности и гармонизацию межлич-х отношений (педагоги). Соц. работник в отличие от психолога может постоянно присутствовать в жизни др человека, воздействуя на личностные качества клиента. Он становится одной из ключевых фигур в жизни человека. Соц. работник, выполняющий функции психосоц. работы должен владеть методами консультирования, основами конфликтологии, владеть коррекционными, реабилитационными, индивидуальными и групповыми методиками.

Зад.2. Решение: Внешние источники покрытия потребностив персонале: найм сотрудников из учебных заведений с последующим обучением(+ в том, что можно сформировать хорошую компетентную команду,-в том, что затраты времени и средств на обучение); представление заявок по вакансиям в местные и межрегиональные центры занятости, услуги консультантов по персоналу и специальных посреднических фирм по найму (дорого), свободный рынок труда, коммерческие учебные центры, профессиональные ассоциации и т.д. Основные направления работы: привлечение персонала за счет внешних источников(центры занятости, службы занятости, консультанты по набору кадров, СМИ), процесс отбора кадров (прием анкет, интервью, испытания, заполнение анкет, ознакомление с уловиями труда работника, ознакомление с труд биографией, мед комиссия, окончат беседа и зачисление.введение работников в курс дела,знакомство с коллективом, обучение персонала-итог новые трудовые ресурсы.




№3.1. Социальная диагностика в технологиях социальной работы.

Сам термин «диагностика» (от греч, — распознавание) используется для обозначения процесса распознавания болезни, постановки диагноза.

Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника.. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

принципы диагностики: 1. Принцип конфиденциальности 2. Принцип научной обоснованности З. Принцип не нанесения ущерба 4. Принцип объективности 5. Принцип эффективности.

Задачи соц диагностики: выявление специфических социальных качеств, особенностей поведения и развития клиента;определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях; описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;ранжирование специфических свойств клиента.

Этапы: ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев,измерение и анализ показателей; формирование и оформление выводов, заключений по диагнозу. Методы социальной диагностики должны отвечать след требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность, доступность.

Методы диагностирования личност и: 1) наблюдение 2) беседа; 3) анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых.4) Вопросник (опросник личностный) метод экспертной оценки — это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования; 5) социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. 6) мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение. 7) методы тестирования.; 8) биографический метод. В качестве объектов может выступать всё — человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме — до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества. К внутренним факторам диагностики относят здоровье, индивидуальные особенности, социальные аспекты; к внешним — диагностику социума, семьи, производственного коллектива, внешкольных учреждений, средств массовой информации и др. Социальный работник должен сделать выводы из полученных результатов и их с предложениями об оказании возможной помощи.

ЗАД.7

1. Каким этическим принципом своей профессиональной деятельности должен руководствоваться социальный работник в данной ситуации?

Решение: Принцип конфиденциальности (гарантировать сохранность тайны жизни клиента-женщин, переживших насилие, соблюдение гражданских прав, доступ к данным клиента разрешено только лицам, принимающим непосредственное участие в реализации программы помощи. Далеко не каждая женщина согласиться на широкое освещение и обсуждение интимных сторон своей жизни. Информация предоставляется только с согласия клиента и в том, случае, если соц. работник объяснит клиенту возможные не только положительные но и отрицательные последствия гласности.



№8.1. «Человек – нуждающийся» в философии социальной работы.

Человек рациональный. Подход кризисное вмешательство – Раппопорт. При определении личности он концентрировал свое внимание на непосредственном и долговременном эффекте приобретения опыта в раннем детстве. Если у человека бессонница, значит у родителей также была бессонница. Нужно узнать поведение родителей в той или иной ситуации. Гештальтерапия. –подход психотерапии, к-й ставит своими целями-расширение и осознание человека посредством этого достижения внутриличност.целостности, улучшение контакта с окруж Миром. «гештальт»- форма, образ, фигура, возникает в 20 в.- человек это не механическое соединение частей, а некая сложная организация в своем восприятии, организм выбирает то, что ему важно и нужно на данный момент(хочет пить-видит везде стакан воды, удовлетворяет-смотрит на другое). Фриц Перлз. (Фридерик Сломон) во время ВОВ использовал свои методы, после эмигрировал в США. Человек представляет собой целостное социобиопсих Существо. Любое деление на психику и тело является иссуственным, чел-к и окруж.его среда представляют единство. среда влияет на организм, а организм преобразует среду. Чел.поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальпов. Здоровый организм функц-ет на основе саморегуляции. Мы насытились и гештальп разрушаем.. Контакт- это базовое понятие. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве. Место где организм встречается с окр. Средой.- назся границей гештальп. Человек-природное существо. Один из подходов-телесная терапия. (массаж, и расслабление) Китай-родина терапии. Если тело будет совершенным, то и душа. Преодолеть барьер путем лечения тела, душа излеч-ся. Вильгельм Райх. –психология телесности-левый фрейдизм. Создает теорию мышечного панциря, связывая мышечное напряжение в теле чел-ка с его характером и типом защиты, ч-з тело чел-ка протекает опред. Рода энергия, но в к-то момент происходит блокировка-тело создает панцирь. Терапия состоит в том, чтобы восстановить свободное протекание энергии, для этого необходимо освободить от блоков. Вся энергия скапливается в области таза и освободить от напряжения можно с помощью оргазма. Необходимо свободно выражать эмоц. И секс. Чувства, поэтому эта энергия имеет секс. Природу. Наше закомплексованное общество-причина неврозов, где мы не можем выразить чувства и эмоции. Личность состоит из 3-х уровней: 1-поверхностный слой(подлинное лицо чел-ка скрто под маской любезности и учтивости), 2-антисоц-й слой-сумма разнообразных втор. Импульсов, включающих грубые и извращенные бессознат. Влечения\.3-глубинный слой-природно соц. импульсы(я, сверх-я). Под влиянием СМИ и Запада глубинный слой приобретает извращенный хар-р,чел-к стремиться к извращениям и маска любезности спадает. Понятие извращенности уст-ся обществом. Танцетерапия. В 1966.г. основоположниками явл-ся хорографы, танцоры. Если вы начинаете танцевать, тело описывает проблему своими движениями. Если проблема найдена, то поставленный танец помогает и приводит к терапии. Одна из основательний- Мэри Вайт Хаус- мы относимся к телу как к вещи, не учитываем псих. Составляющую, то получается, мы не видим всей картины в целом, наши душевные переживания отражаются на внешних, а внешние на внутренних, если лечим тело, то и душу. Психосоматическое существо- Экзистенционализм- Ясперс. С точки зрения экзистенционализма чел. Природа как времен. Сущность не существует, а чел-к вообще-это гносиологическая фикция. Человек создает сам себя, свою стр-ру с помощью самоконструирования-человек-свой собств. Проект. Экзистенцион.индивидуализм-это индивидуум единственности, а не единичности. Челове живет своей внутр. Жизнью. Человек- это некая субстанция, к-я разворачивает во внеш. Среду.-творческий потенциал, будучи уникальным человек обречен на одиночество. В экзистенционализме-модель общества Ю.Хабермаса: общество состоит из 2-х уровней: нижний уровень (социокультурный жизн. Мир чел-ка, центральным пунктом жизн. Мира явл-ся повседневная языковая коммуникативная практика. Жизненный мир хар-ся господством коммуник. Типа поведением, т.е. поведенческая мотивация нацелена на достижение интерсубъективного понимания (разговор с самим собой я сделаю то-то-коммуникация внутри нас-взаимодействие с собой). В каждом из нас мы устанавливаем нормы поведения, совесть мучает, значит мы нарушили легитим. Внутр. Восприят. Ялюб в центре. Верхний уровень -собственно соц. сист-ма, структурные элементы к-ой институционально закреплены нормами коммуникации, среди них важнейшими явл-ся экономика и обществ. Управление, преобладает целерациональное поведение, символическими сред-ми обмена- деньги и власть, они вносят диссонанс в наш внутр. Мир. Сис-ма тем самым осущ-ет насилие над жизненным миром человека, она всупает в конфликт с жизн. Миром, к-ый поддается эконом и адм вмешательству, вследствие этого жизн мир начинает обороняться, иногда из-за этого случаются революции. Кризисно-ориентированный.Краткосрочный метод. Кризис-это состояние человека,возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеят-ти внешними по отношению к его личности причинами, обусловленные внутр. Причинами, развитием личности и ее переходом к др. жизн. Циклу. Патологическое кризисное состояние-суицид. Этот метод ориентирован на людей страдающих суицид. Поведением или предприн попытку. Выход-воспитание религиозных норм. Эта концепция кризис. Состояний была разработана Абрумовой-причиной суицидального поведения явл-ся конфликты и утраты высокозначимой для личности сферы, но это причина кризиса, а причина перехода кризиса в патологич состояние-возникновение в его стр-ре суицид. Тенденций-явл-ся обострение нервно-псих или психосоматич заболевания, что приводит к так называемой хронизации, к-я хар-на для людей с незрелым мировоззрением, однонаправленностью. Самое главное-выслушать чел-ка, разговорить, все болезни от нервов. Человек социальный. Развивающая модель исходит из того, что процесс обучения не сводим к простому пересаживанию опред. Совокупности сведений из головы обучающего в голову обучаемого. Передача информации должна осущ-ся в форме осмысления. Комьюнити метод (общество)-Мери Паркер Фалет-проблемы влияния постановки целей в организации и связанные с этим кол-во конф-в. Она считала, что управляющих не надо наделять властью, а необходимо скорее оказывать помощь работникам, для того, чтобы они ощущали на себе эффект сотрудничества с этой организацией. Она призывала менеджеров, чтобы они сняли жесткий контроль и работали в зависимости от ситуации. Фалет выделяет ведущ роль неформальных стр-р организации. Она не учитывала челов. Фактор-если дать послабление-трудно восстановить дисциплину.

2. Здоровый образ жизни как направление медико-социальной работы.

Здоровый образ жизни-все то, что благотворно влияет на человека, на его здоровье6 удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, соц. оптимизм, высокая физ. Активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая мед активность. Формирование установки на зд.образ.жизни явл-ся важнейшей задачей гос-ва, т.к. образ жизни-определяющий фактор здоровья. Формирование ЗОЖ явл-ся задачей органов здравоохранения, соц защиты, образования. Рекомендации ЗОЖ: питание с малым содержанием жиров животного происхождения, сокращение потребляемой соли, сокращение алкогольных напитков, поддержание норм массы тела, регулярные физич. Упражнения, снижение уровня стрессов. Пропаганда ЗОЖ явл-ся важ ф-ей и задачей органов здравоохранения, соц защиты. Установка на ЗОЖ должна формироваться по след направлениям: усиление и создание положительного в образе жизни, преодоление, уменьшение факторов риска. Мед.соц. работа-объяснить, что здоровье населения обеспечивается не только ответственностью гос-ва и общ-ва, но и отв-ю каждого чел-ка..ЗОЖ. базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление здоровья: рациональное питание; физ. Активность; закаливание, отсутствие вредных привычек, умение выходить из стрессовых ситуаций (владение методиками аутотренинга), высокая мед активность (своевременность прохождения медосмотров, своевременность ображения за мед помощью в случае заболеания, активное участие в диспансеризации, умение оказывать первую помощь при внезапных заболеваниях, травмах. А медикосоц. Работа, как спец. Вид деят-ти, направленные на максимальное сохранение здоровья, восстановление, играет немаловажную роль в профилактике заболеаний, а здоровый образ жизни и явл-ся фактором проф-ки.

зад.8. Тип государства благосостояния: Социально-демократический (скандинавский, шведская модель социальной политики) Социал-демократический тип характеризуется высоким уровнем декоммодификации, низкой степенью расслоения и прямым государственным обеспечением, регулированием и финансированием программ помощи малоимущим слоям общества. Итак,

1. Уровень декоммодификации – высокий;

2. Стратификация общества – низкая;

3. Вмешательство государства осуществляется в форме прямого предоставления финансового обеспечения.

" Декоммодификацией " труда называют введение социальных гарантий, ограничивающих зависимость работников от рынка [Esping-Andeisen 1990].


 


№9. 1. Технологии программно-целевого проектирования. Разработка программы трансформации социального объекта.

Важную роль в социальной работе играет технология программно – целевого проектирования направленная на выработку организационных моделей решения социальных проблем и координацию механизмов их реализации.

Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать реальное состояние объекта, а также данные полученные на основе экспертных заключений и поисковых прогнозов, позволяет также выявить альтернативные варианты решения задач и оценить их с позиций комплексности, итегративности, ресурсной доступности.

1 – й этап. Процесс проектирования начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты в ходе решения данной задачи. При этом следует придерживаться определенных правил: цели и задачи должны быть максимально нагружены, но достижимы; реальны, иначе психологически они теряют свой смысл в качестве мотиваторов.С одной стороны которой находятся органы государственного управления с их широкими социальными целями, а с другой стороны индивиды, которые питают надежду на достижение собственного благополучия. Механизмом связи между ними и являются разнообразные социальные проекты, которые могут различаться по масштабам, заявленным целям и методам их разрешения.

К числу основных задач проекта относятся формирование вертикальной проницаемости социума налаживание эффективных связей между активной инициативной «снизу вверх» и четкой направленностью волевых и управленческих импульсов «сверху вниз». 2-й этап. После того, как избраны цели переходим к следующему этапу – оценке текущего состояния объекта социального трансформирования. Это может быть оценка состояния, структуры или деятельности системы социальных служб или конкретного учреждения социального обслуживания.

Следует подчеркнуть в общем процессе подготовки программы трансформации социального объекта к стадия оценки его текущего состояния относится к ключевым.

3 – й этап. Следующей стадией проектирования является определение потенциала развития социального объекта. В методике определения потенциала лежат знания, полученные в результате оценки текущего состояния социального объекта и намеченные цели его деятельности. Далее отыскивается ответ на ключевой вопрос: «Как возможно максимально быстро достичь намеченные цели?» Как правило, могут выявляться несколько путей достижения целей, причем найденные альтернативы, кроме явно нереалистичных и неэффективных не должны сразу отбрасываться, а могут находиться в резерве даже после выбора стратегии деятельности.

4 – й этап. Получив данные о потенциале развития, переходим к следующей стадии, технологического процесса – непосредственной разработке программы.

Программа является плодом коллективной работы. Проект ее подготавливается обычно специально выделенной для этого группой разработчиков, после чего дорабатывается с использование двух процедур – всеобщего обсуждения и мозгового штурма (10 чел.).

Разработка программы – сложный поисковый этап в технологии социального проектирования, конечным пунктом которого является «дерево» взаимосвязанных социальных проблем, построение шкалы приоритетности их решений. Создать такое «дерево» можно лишь на основе сопоставления множества «сеток» (матриц) взаимного влияния проблемы. К методикам такого матрицирования относятся:Социальное картографирование. Выборочные опросы местных жителей с использованием анкет, интервью Экспертные опросы должностных лиц, специалистов,Организация мониторинга, способствующего отслеживанию постоянства показателей в области исследуемого круга проблем, с тем чтобы на основе существующих тенденций, иметь возможность делать прогнозные выводы о перспективах состояния социального объекта.

Скандинавскаямодель

В модели социальной политики этого типа значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых и т.п.) в большинстве случаев организовываются муниципалитетами. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Швеция: шведская модель.

Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия “политика полной занятости”, “солидарная система зарплат”. Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов.

Континентальнаямодель

В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.

Американо-британская модель

Данная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.

Россия Советская социальная модель характеризовалась главенствующей ролью государства в социальной сфере. В стране существовала система государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания.. Социальная защита основывалась не на институте социального страхования, как в большинстве развитых стран, а на государственном социальном обеспечении Переход к новой социальной политике сегодня предполагает отказ от патернализма, где государство жестко детерминирует поведение человека в социальной сфере. Необходимым условием системного изменения модели социальной политики является также перераспределение роли государства и местного самоуправления.

12 Ответ: Источники финансирования: 1. гос-ный бюджет – в том числе федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ (краёв, автономных областей, республик, бюджеты федеральных округов, муниципальные бюджеты). 2. Гос-ные внеб фонды – в том числе ПФРФ, фонд соц страхования, фонд ОМС РФ, фонд занятости РФ, федеральные и территориальные фонды соц поддержки населения. 3. Не госуд источники финансирования – в том числе частные и общественные благотворительные фонды, взносы учредителей благотворит организаций, благотворит пожертвования, доходы от вне реализационных операций, поступление от деят-ти по привлечению ресурсов (развлекат, спортивные мероприятия, лотереи, аукционы), доходы от разрешённой законом предпринимат деят-ти, труд добровольцев(волонтёров), иных источников не запрещённых законом. Налоги.


№13 1. Социолого-ориентированные модели в теории социальной работы. Сводятся к познанию закономерности, соц развития и структурированию общ-ва, взаимодействию соц институтов. Соц институт – сов-ть норм и правил поведения для удовл потреб с одной стороны, а с другой сов-ть статусов и ролей для удовл этих потребн. Соц раб при рассматривании моделей ориентируется на структурный функционализм (Парсонс). Соц раб рассм как часть более широкой соц сист, где она выполняет свою роль, функции и т.д. Во-вторых, соц раб-это сист деят-ти ряда учрежд, сов-ть соц действий, идей, общественных отн, а также может рассм как соц институт. В-третьих, деят-ть соц работника представляется в виде сов-ти функций, взаимосвязанных ролей, имеющих опр стр-ру. Соц роль - сов-ть функций, выполняемых чел-ком в общ-ве. В-четвётых, клиент, нуждающийся в помощи рассм функционально как психосоциальное сущ-во. 1. Марксистская модель – личность видится в концентрированном отражении сов-ти общ-ных отн. Модель основана на понимании деят-ти соц работника как силы, способствующей осущ-нию совместных коллективных действий, направл на подъём самосознания и осущ-ния перемен в общ-ве: соц работник как соц контролёр, врач. 2. Модель жизни или виталистский подход – опирается на концепцию жизненных сил чел-ка. Модель жизни представл собой одну из концепций взаимод психологич и соц систем. Эта модель учитывает хар-р взаимод жизненных сил и жизненного пространства бытия чел-ка, воспроиз-во и совершенствование его деят-ти как психобиосоциального сущ-ва. При данном подходе соц работник взаимод не только с клиентом, но и с окр средой. И в основном клиент рассматривается в контексте его соц ролей. 3. Культурологическая модель – П. Сорокин – в общ-ве рассм сверх-индивидуальная социокультурная реальность. Типы культуры – идеалистичный, альтруистичный и идеалистично-альтруистичный. Рациональный тип культуры - идеалистичный

2. Понятие социальной политики и этапы реализации социальных проектов и программ

Социальная политика — это определенным образом разра­ботанный и реализуемый целевой комплекс принципиальных направлений и задач улучшения жизнедеятельности людей в данных пределах (страна, регион, предприятие).

1. Социальная политика — это разновидность управленче­ского решения, поэтому могут разрабатываться проекты-вари­анты, которые оцениваются по определенным критериям. Да­ лее принимается окончательный вариант, оформляемый в виде соответствующего документа.

2. Для реализации выработанной и принятой социальной по­литики важен соответствующий механизм со «встроенной» системой контроля, т.е. постоянным получением обратной свя­зи или информации.

В технологии социальной политики на любом уровне управ­ления выделяются две части: разработка; реализация.

В основе разработки социальной политики на любом уровне управления лежат два ведущих принципа:

1) обоснованность, т.е. расчетное обеспечение целей, направ­ лений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами;

2) реалистичность, т.е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на тот или иной период времени.

После разработки социальной политики «включается» ме­ханизм ее реализации.

Практика показывает, что в процессе реализации социаль­ной политики значимыми являются два принципа: Конкретизация социальной политики в механизме соци­альных и экономических программ и социально-экономичес­кого планирования. Результативность, т.е. социальная политика должна обес­печивать достижение результатов спустя определенный пери­од времени.

Разработка и реализация социальной политики требует на любом уровне управления соответствующей компетенции: специалистов, которые имеют профессиональную подго­товку в области программно-целевого управления, социально­го проектирования, т.е. знают и умеют обосновывать и разра­батывать социальную политику; - руководителей, которые получили необходимую подготов­ку по организации управления процессами разработки и реа­лизации социальной политики, социальных программ.

Проект социальной работы понимается как система:

1) сформулированных проектных целей;

2) создаваемых для этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальной защиты;

3) разрабатываемых и утверждаемых соответствующих до­ кументов — программ, планов, расчетов, смет и др.;

4) рассчитываемых необходимых ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, временных;

5) комплекс управленческих решений, мероприятий (мер) по достижению целей.

Для любого вида проекта характерен жизненный цикл, т.е. период времени с момента его появления до окончания практи­ческой реализации. Жизненный цикл проекта можно разделить на фазы, представляющие собой определенные микроциклы: замысел; анализ; проблемы; разработка концепции; разработ­ка проекта; оценка результатов; подведение итогов. Выполнение (реализация) социального проекта требует оп­ределенной совокупности работ, которые делятся на основные и обеспечивающие. К основным работам относятся: предпроектный анализ; определение главной (главных) цели (целей); планирование социального проекта; разработка социального проекта, результатом которой являются документы, решения, сметы и т.д.; принятие и утверждение социального проекта; его выполнение (реализация) и внесение по ходу необходимых кор­ректив; подведение итогов выполнения проекта.

· Предпроектный анализ включает изучение (иссле­дование, анализ, диагностику) соответствующей социальной проблемы, Результаты анализа находят выражение в виде описания ситуации, характеристики усло­вий, социальной «фотографии», паспорта и др.

· Главная цель определяется на основе предпроектного ана­лиза и отражается в формулировке цели (целей).

· Разработка социального проекта состоит в оп­ределении перечня мер (мероприятий) и ответственных испол­нителей, производстве необходимых расчетов по ресурсам, зак­лючении договоров на выполнение работ, поставку материалов, оборудования и др. Результатом разработки являются, напри­мер, конкретная социальная программа или план, а также со­ответствующие расчеты на календарные периоды.

· Принятие и утверждение социального про­екта происходит по специальной процедуре с фиксацией в официальном документе.

· Выполнение социального проекта, как правило, обеспечивается существующей структурой. При необходимос­ти могут создаваться специальные управленческие структуры, подразделения, звенья (должности). С учетом каких-либо зна­чимых факторов в проект «по ходу» могут вноситься коррек­тивы в сторону его расширения или «ужимания».

· Подведение итогов выполнения социального проекта основывается на учете отчетной и контрольной информации и отражается в соответствующем документе, закрывающем данный проект.

Работы, обеспечивающие социальный проект, группируют­ся по следующим видам: информационные, аналитические, экспертные, организационные, координационные, правовые, финансовые, кадровые, мотивационные, материально-техни­ческие, снабженческие, коммерческие, учебно-обучающие, прогнозные, пропагандистские.

Программа — это разрабатываемый и реализуемый комп­лекс задач и мероприятий, имеющих определенное содержание, и направленный на достижение конечной цели.

Социальные программы — один из видов программ, класси­фикация которых дана в таблице 8. Каждый признак отражает ту или иную сторону программы — содержательную, уровне-вую, временную. Программы можно рассматривать как разно­видность проектов.

Целевая программа и система управления, обеспечивающая ее реализацию (выполнение), называется про­граммно-целевым управлением (ПЦУ). Если у программы нет или слабо работает обеспечивающая структура, то она «зави­сает», т.е. ее выполнение проблематично. Это — одна из рас­пространенных «программных болезней».

Как итоговый документ, социальные программы имеют раз­личные формы с соответствующими реквизитами, название и количество которых зависит от ряда факторов.

13 Ответ: Мотивация, как функция управления – процесс создания условий, оказывающих воздействие на человека ипозволяющих направлять его деятельность в нужную для организации сторону, заинтересовать в активной и добросовестной работе. Бывают внешние и внутренние мотивы к своему делу. Внешние - матер. (прямые стимулы – з/п, косвенные- дополнительное свободное время) и нематер. Мотивы (слава, почет). Неэконом. Способы мотивации бывают – организ-ые (участие в делах уч-ия) и моральные (признание публичное, личное).



№14 1.Медико-социальная работа в наркологии.

Алкоголизм, наркомании и токсикомании принадлежат к наиболее значимым социальным болезням. Психоактивные вещества (ПАВ) могут рассматриваться как исторически выявленные и социально закрепленные адаптогеныПсихобиологические эффекты алкоголя и наркотиков обуславливают не только их социальную роль, но и определяют многочисленные формы их негативного влияния на индивидов и на социум в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.053 с.)