Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок – схема. Матрица ответственности. Комментарии (при необходимости)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В разделе приводится блок – схема (алгоритм) выполнения работ по данной инструкции (стандарту).
Рис. 2 Пример блок – схемы (алгоритма)
Рядом с блок – схемой или на отдельной странице располагают «Матрицу ответственности» (См. таблицу 3). Таблица 3 Форма матрицы ответственности (рекомендуемая форма и пример заполнения)
Сокращения в матрице (пример): ВП –владелец процесса, РП – руководитель процесса, Рз – разработчик документа, ОД – ответственный за документацию, КП – команда процесса, Н ЦМК – начальник центра менеджмента качества, Н ОМК – начальник отдела качества, ПВР – представитель высшего руководства. В матрице описывают (кратко) действия, которые необходимо выполнять по блок – схеме и указывают: О – ответственного (должностное лицо) за выполнение соответствующего действия, И – исполнителя (то лицо, которое непосредственно выполняет действие), С – соисполнителя (если он имеется). Если действия требуют пояснений, то их дают в комментариях к соответствующим действиям. Если комментарии не требуются, то делают пометку: «Без комментариев» Например (см. таблицу 3): 5.1 Выпуск организационно-распорядительного документа - без комментария. 5.2 Документирование процесса 5.2.1 Разработка документа на процесс или изменений к нему Для разработки документа на процесс руководитель процесса назначает разработчика. Документ на процесс содержит следующие структурные элементы: - титульный лист; - термины и определения, сокращения, обозначения (при необходимости); - сфера действия; - блок-схема. Матрица ответственности. Комментарии; - паспорт процесса; - перечень ссылочных документов (при необходимости); - приложения (при необходимости); - лист регистрации изменений. К подлиннику документа на процесс и ко всем копиям прикладывают лист согласования и лист «Показатели и критерии». И так далее. Матрица управления документами В Матрице управления документами указывают документы, разрабатываемые по данной инструкции (стандарту), должностное лицо, готовящее соответствующие документы, должностное лицо, утверждающее соответствующие документы, порядок введения в действие документов, доступ к документу, место хранения подлинника и копий, срок и место хранения после отмены или окончания действия документа. Форма «Матрицы управления документами» (рекомендуемая) и пример заполнения приведены в таблице 4.
Таблица 4 Форма «Матрицы управления документами» (рекомендуемая) и пример заполнения
Перечень ссылочных документов Должны быть перечислены все документы, на которые есть ссылки в тексте данного документа с указанием номера раздела, подраздела, пункта, в котором сделана ссылка на документ. Форма «Перечня ссылочных документов» (рекомендуемая) и пример заполнения приведены в таблице 5. Таблица 5 Форма «Перечня ссылочных документов» (рекомендуемая) и пример заполнения
Перечень приложений (если имеются приложения) Например: Приложение А. Форма плана мероприятий. Приложение Б. Рекомендации по составлению плана мероприятий. И так далее. Сами приложения (если они имеются). Лист регистрации изменений. Лист регистрации изменений входит в состав документа и обычно является последним листом. Форма «Листа регистрации изменений» (рекомендуемая) и пример оформления приведены в приложении 3.
7.5 Документ на процесс
Одним из принципов построения систем качества по ИСО 9000 является «Процессный подход», при этом считается, что желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Разработка документов на процессы, которые позволили бы организовать наиболее эффективные способы реализации процессов предприятия, является очень важным моментом в создании СМК и обеспечении результативности процессов. Разработка документов на конкретные процессы необходимо начинать после того, как будет определен перечень процессов первого уровня, необходимых для функционирования предприятия, и составлена карта (схема) взаимодействия их между собой. Разработка карты (схемы) взаимодействия процессов необходима для точного определения всех входов и выходов конкретных процессов. 7.5.1 Термины и определения В данном разделе приведены некоторые термины и определения (дополнительно к ГОСТ Р ИСО 9000), которые могут потребоваться при разработке документов на процесс. 1 владелец процесса: Должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении ресурсы, необходимые для эффективного осуществления процесса: персонал, инфраструктуру, материальное и программное обеспечение; управляет ходом процесса и несет ответственность за результативность и эффективность процесса перед вышестоящим руководителем. 2 вышестоящий руководитель: Должностное лицо, которое несет ответственность за результаты и планирует результаты процессов, ведет анализ информации о результатах и принимает управленческие решения для достижения максимальной эффективности этих результатов. 3 входы процесса: Материальные и нематериальные объекты, подлежащие преобразованию в ходе процесса. 4 выходы процесса: Результаты преобразований входов процесса с использованием ресурсов. Выходом процесса может быть любая продукция: услуги, программные средства, технические средства, перерабатываемые материалы, документы. Примеры выходов процесса: -актуализированные Руководство по качеству, МИК, РИ и другие нормативные документы (Процесс «Управление СМК»); - комплектующие изделия, материалы, сырье (Процесс «Управление закупками»); -готовая продукция (например: автомобили, станки и т.п.) (Процесс «Управление производством»); - производственное оборудование, соответствующее нормативной документации (Процесс «Управление обслуживанием и ремонтом оборудования»). Примечание – Выходы должны полностью отражать достижение целей процесса и быть направленными на достижение принятых «Целей в области качества предприятия». 5 документ на процесс: Документальное оформление процедуры, элементов и требований к процессу. 6 команда процесса: В команду процесса должны входить: Владелец и руководитель данного процесса; владельцы процессов, поставляющих входы; владельцы процессов, потребляющих выходы; должностные лица, указанные в паспорте процесса в разделе «Контрольные точки процесса» в графе «Кто измеряет или наблюдает (должность)»; должностные лица, указанные в матрице ответственности документа на процесс, в графе «ответственный». 7 критерий: Признак, на основании которого производится оценка (мерило, значение показателя). 8 мониторинг: Слежение, надзор, содержание под наблюдением; измерение или проверка через определенные интервалы времени, главным образом с целью регулирования и управления. 9 объект: Все, что приходит на вход и выходит с выхода процесса (документ, заготовка); ресурсы и ограничения. 10 ограничения (внутренние и внешние): То, что ограничивает действия процесса (например: требования законодательных актов, требования по экологии и т.п.). 11 основные процессы: Процессы, в результате которых производится продукция для потребителя (процессы, обеспечивающие добавление ценности для потребителя, т.е. то за что готов платить потребитель). К основным процессам относятся процессы: производства, поставки продукции потребителю, сервисное обслуживание и ремонт, утилизации (т.е., то что включено в контракт между изготовителем и потребителем). Примечание - Процессы состоят из подпроцессов. 12 поддерживающие процессы: Процессы, необходимые для обеспечения эффективного и результативного функционирования основных процессов. К поддерживающим процессам относятся все процессы, которые непосредственно не добавляют ценность для потребителя (например: процесс управления персоналом, процесс обслуживания и ремонта оборудования, процесс управления финансами и т.п.). Необходимо отметить, что без поддерживающих процессов невозможно обеспечить эффективное и результативное функционирование основных процессов. 12 подпроцесс: Самостоятельный процесс, инициируемый в ходе выполнения некоторого процесса более высокого уровня и являющийся его составной частью. 13 показатель: То, по чему можно судить о состоянии, развитии, ходе и т.п, чего-либо (качество, количество, затраты, время). 14 процессы управления: Процессы по управлению деятельностью и принятию решений на предприятии. 15 руководитель процесса: Должностное лицо, которое несет ответственность за оперативное управление процессом, а также за выполнение действий, определенных матрицей ответственности документа на процесс, с целью обеспечения стабильного протекания процесса. 7.5.2 Содержание (состав) документа на процесс Оформление титульного листа (рекомендуемое) На титульном листе должно быть указано: - предприятие, например: ОАО «АЗ «УРАЛ», ЗАО «Трек» и т.п.; - что это документ системы менеджмента качества; - что это документ на процесс; - наименование процесса, например: «Управление закупками»; - обозначение процесса (идентификационный номер по системе принятой на предприятии), например: ДП-ПУ-1 ДЗ 7.4-01 (Обозначение означает, что это: Документ на процесс, процесс управления первого уровня, разработан Дирекцией по закупкам, по разделу 7.4 ГОСТ Р ИСО 9001, первый по этому разделу); - документ на процесс должен быть утвержден вышестоящим руководителем, в данном примере – Генеральным директором, подпись, расшифровка подписи, дата; - документ на процесс должен быть введен в действие Приказом по предприятию, дата и № приказа и дата, с которой документ обязателен для применения на предприятии; - документ должен быть подписан разработчиком, владельцем процесса, руководителем процесса и согласован со службой качества. Должны быть указаны должности лиц, подписывающих документ, их фамилии и дата подписания. - к документу на процесс ежегодно должны разрабатываться и прикладываться «Показатели и критерии процесса», которых он должен достичь в текущем году. Показатели должны быть утверждены Генеральным директором. 2 Термины и определения, сокращения, обозначения 2.1 Термины и определения В этом разделе приводятся термины и определения, используемые в данном документе на процесс, которые не являются общеупотребительными. Если термин или определение взяты из какого – либо источника, то необходимо дать ссылку на этот источник, в скобках (обозначение стандарта, наименование документа и т.п.). Ссылки на разделы, пункты, страницы и т.п. документа делать не нужно. Например: Продукция: результат процесса (ГОСТ Р ИСО 9000-2008). Сокращения
Приводятся расшифровки всех сокращений, которые встречаются в данном документе. Например: УГК – управление Главного конструктора. Обозначения Приводятся условные обозначения, применяемые в блок – схемах (алгоритмах). - процедура, действие процесса - оценка, принятие решения
- вход, выход процесса - корректировка - действие предыдущего (последующего) процесса или процедуры
Сфера действия В общем случае документ на процесс должен распространяться на: - владельца и руководителя данного процесса; - владельцев процессов, поставляющих входы в настоящий процесс: далее перечислить владельцев (должностных лиц), например: директор по управлению качеством, директор по закупкам и т.д.; - владельцев процессов, принимающих выходы из настоящего процесса: далее перечислить владельцев (должностных лиц), например: директор по производству, финансовый директор и т.д.; - самостоятельные подразделения предприятия, непосредственно задействованные в данном процессе: например, центр менеджмента качества, центр информационных технологий, управление технического контроля и т.д.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.012 с.) |