ТОП 10:

Обоснование необходимости СМК



Как уже говорилось, СМК могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.

Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции, в конечном счете, устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы.

Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. СМК может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

Подход к разработке и внедрению СМК по ИСО 9000

Подход к разработке и внедрению СМК состоит из нескольких ступеней, включающих:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

(Прежде, чем приступить к созданию на предприятии СМК, высшее руководство должно проанализировать состояние дел и убедиться, что его бизнес жизнеспособен, по крайней мере, на ближайшие 2 – 3 года. Продукция предприятия, хотя и востребована на рынке, но качество ее оставляет желать лучшего. Чтобы выжить, на предприятии необходимы перемены. Это и должно стать предпосылкой к принятию решения о разработке СМК.)

б) разработку политики и целей организации в области качества;

(Разработку основополагающих документов СМК (Миссия, Видение (Стратегическая цель), Политика и Цели в области качества) высшее руководство должно взять на себя. Только в этом случае оно осознанно подойдет к тем преобразованиям, которые необходимо будет сделать на предприятии при внедрении СМК.)

в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

(На этом этапе необходимо определиться с основными бизнес-процессами, разработать карту (схему) взаимодействия процессов, определиться со структурой предприятия. Структуру любого Российского предприятия, при внедрении СМК, необходимо изменять, т.к. она не вписывается в рыночную экономику. Необходимо будет назначить «владельцев» процессов, установить для процессов показатели результативности и эффективности, разработать матрицу ответственности высшего руководства по СМК, включить обязанности по СМК в должностные инструкции (ДИ) руководителей, ИТР и служащих.)

г) установление и определение необходимых ресурсов, и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

(Владельцы процессов и руководители подразделений должны быть наделены необходимыми полномочиями и ресурсами для достижения целей в области качества, а также должна быть определена их ответственность за результаты работы.

При разработке бюджета организации на год в нем должны быть предусмотрены ресурсы, необходимые для достижения Целей в области качества и обеспечения функционирования процессов СМК.)

д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

(Методы измерения должны быть объективны и давать достоверные результаты.

Показатели процессов должны быть:

- измеримы, т.е. определены в конкретных цифрах (например: дефектность – не более 1%, снижение затрат - на 10% и т.п.);

- достижимы, т.е. реально выполнимы при некотором напряжении в заданные сроки;

- амбициозны, т.е. превышать ранее достигнутые результаты и требовать для достижения несколько больших усилий, чем раньше.)

е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

(Измерения результативности и эффективности каждого процесса должны проводиться с определенной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально). Данные должны накапливаться и анализироваться, чтобы можно было проследить динамику процесса и сделать вывод о том, как и в каком направлении, развивается процесс.)

ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

(Должны быть разработаны предупреждающие мероприятия по улучшению СМК (обычно в начале года). Мероприятия должны быть направлены на устранение «корневых» причин потенциальных несоответствий.)

и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества.

(Должна быть разработана система постоянного улучшения СМК. Например: регулярное проведение совещаний по качеству в подразделениях и Советов по качеству на предприятии, регулярное проведение внутренних аудитов СМК, анализ результативности процессов, действующих на предприятии, анализ результативности работы подразделений и служб по достижению Целей в области качества, выпуск ежеквартальных Аналитических отчетов по СМК для высшего руководства и т.п.)

Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся СМК.

Организация, принимающая указанный выше подход, создает у потребителя уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.

Документы для СМК

Основой обеспечения качества являются документы различного вида, описывающие СМК и все нюансы деятельности предприятия по обеспечению результативности процессов ЖЦП и вспомогательных процессов, направленных на удовлетворение требований потребителя.

Необходимо иметь в виду, что:

- обеспечение качества начинается с разработки требующихся документов;

- создание качества осуществляется при точном исполнении документов;

- фиксация достигнутого уровня качества и результативности процессов производится в документах(записи);

- пути улучшение качества определяются в результате анализа документов, содержащих данные о качестве функционирования СМК и ее процессов;

- действия по улучшению качества фиксируются и отслеживаются по документам (мероприятия, программы и т.п.).

Требуется отметить, что на Российских предприятиях при управлении качеством часто действует практика «тройного стандарта»:

- думаем одно (при определении требований к качеству);

- пишем другое (при задании требований к качеству);

- делаем третье (при выполнении требований к качеству).

Одной из самых главных задач, стоящих перед руководством, при создании СМК, является устранение из практики работы «тройного стандарта» управления и переход на «единый стандарт» управления качеством:

Пишем то, что думаем, выполняем то, что записано!

Таким образом, основой обеспечения качества является процесс документирования СМК и всей деятельности подразделений и служб предприятия.

В состав документов СМК предприятия (организации) по ГОСТ Р ИСО 9001-2008 входят:

- основополагающие документы СМК (Миссия, Видение (Стратегическая цель), Политика в области качества, Цели в области качества);

- Руководство по качеству;

- документированные процедуры и записи, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2008;

- документы, включая записи, необходимые на предприятии для обеспечения эффективного планирования, осуществления и управления процессами.

Степень документированности (количество и виды документов) на предприятии зависит от:

- размера предприятия, его структуры и вида деятельности;

- сложности и взаимодействия процессов как основных, так и вспомогательных;

- компетентности (квалификации) персонала.

Один документ может содержать требования одной или более документированных процедур, требуемых ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (например, часто на предприятиях разрабатывается один документ «Управление корректирующими и предупреждающими действиями»). Документированная процедура может быть реализована (изложена) в двух или более документах (Например, документированная процедура «Управление документацией», может быть изложена в документах: «Порядок разработки и управления основополагающими документами СМК», «Порядок разработки документированных процедур СМК», «Порядок разработки и управления документами на процессы СМК» и др.) Изложение этой процедуры в одном документе потребует разработки очень объемного документа, пользоваться этим документом будет трудно, возникнут сложности с внесением изменений и т.п.

Стандарт не определяет форму документов, она устанавливается предприятием.

Формы документов, приведенные в настоящем пособии, являются рекомендуемыми.

Стандарт не определяет носитель документов: они могут быть на «твердом» носителе, например, на бумаге; на электронном носителе, например на дискете или флэше; в электронном виде на сервере.

Обеспечение качества определяется следующими факторами:

- полнотой и достаточностью документов для результативного и эффективного функционирования СМК;

- качеством разработки документов СМК: доступность изложения, полнота сведений для правильного выполнения работы (операций), прогрессивность и т.п.;

- знанием персонала требований соответствующих документов;

- точным выполнением персоналом требований документов к выполняемым работам (операциям);

- периодическим анализом достаточности имеющихся документов СМК, соответствия их содержания выполняемым работам, своевременным внесением изменений и разработкой новых, недостающих документов.

Вообще говоря, СМК на предприятии может быть создано тремя способами:

- первый способ: покупается сертификат на СМК у соответствующей компании (найти такую компанию не сложно) и руководство его демонстрирует всем заинтересованным лицам. Очевидно, что фактически никакой СМК на предприятии не будет и результат от такой сертификации будет плачевным;

- второй способ: нанимается консалтинговая компания, которая разрабатывает комплект документов СМК предприятия, описывающий как выполняются требования ГОСТ Р ИСО 9001. Документы внедряются на предприятии. Затем эти документы предъявляют органу по сертификации и получают сертификат. Результат, как и в первом случае, будет плачевным, потому что исполнители, как правило, отторгают то, что сделано не ими. Кроме того, люди со стороны, не зная всех тонкостей работы предприятия, его особенностей, традиций и т.п., просто не смогут создать документацию высокого качества. СМК окажется не эффективной и, как следствие, не работоспособной;

- третий способ: нанимается консалтинговая компания, которая обучает и консультирует работников предприятия при разработке документов СМК. Работники предприятия с помощью консультантов сами разрабатывают и внедряют документы СМК. Только в этом случае может быть создана эффективно работающая система качества предприятия.

 


ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

7.1 Разработка приказа и плана мероприятий по созданию СМК

Обеспечение качества на предприятии начинается с принятия решения о создании СМК, которое оформляется в виде Приказа по предприятию (Форма и пример оформления Приказа приведены в Приложении 1).

В приказе должны быть кратко изложены причины необходимости создания СМК, определены основные работы и этапы разработки СМК, сроки их выполнения и ответственные за выполнение работ. Должно быть назначено должностное лицо, ответственное за создание СМК в целом. Обычно ответственным за создание СМК назначается Первый заместитель Генерального директора или Директор по управлению качеством. К приказу должен прилагаться План мероприятий по созданию СМК, в который включаются названия работ, сроки их выполнения, должности или фамилии исполнителей, а также оценка результативности работ.

В приказе может быть принято решение о выборе и привлечении к работам по созданию СМК консалтинговой (консультационной) компании. Привлечение к работам по созданию СМК консалтинговой компании позволяет:

- сократить сроки создания СМК;

- обучить персонал предприятия по ИСО 9000;

- обеспечить более качественную разработку документов СМК;

- подготовиться к сертификации СМК по ГОСТ Р ИСО 9001.

Обучение персонала должно проводиться поэтапно: сначала нужно обучить (с отрывом от работы) топ-менеджеров (высшее руководство), затем среднее звено руководителей (начальники подразделений и служб) и, наконец, специалистов, которые будут непосредственно заняты разработкой документов СМК. При обучении специалистов должна быть обеспечена доля специализации: работники службы качества, метрологи, технологи, конструктора и т.д. Кроме обучения по общим вопросам выполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001, работники соответствующих служб должны получить специальные знания по СМК в соответствии с профилем своей работы.

Целесообразно приказом о начале разработки СМК утвердить и План мероприятий по созданию СМК. Работа по созданию СМК и подготовке к сертификации, обычно длиться 1,5 – 2 года. План мероприятий позволяет:

- оценить объемы работ;

- установить последовательность и сроки выполнения работ;

- распределить работы по исполнителям работ и подразделениям;

- определить результативность выполнения конкретных работ.

Форма Плана мероприятий по созданию СМК и пример оформления приведены в Приложении 2.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.014 с.)