Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обоснование необходимости СМКСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже говорилось, СМК могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей. Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции, в конечном счете, устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. СМК может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям. Подход к разработке и внедрению СМК по ИСО 9000 Подход к разработке и внедрению СМК состоит из нескольких ступеней, включающих: а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; (Прежде, чем приступить к созданию на предприятии СМК, высшее руководство должно проанализировать состояние дел и убедиться, что его бизнес жизнеспособен, по крайней мере, на ближайшие 2 – 3 года. Продукция предприятия, хотя и востребована на рынке, но качество ее оставляет желать лучшего. Чтобы выжить, на предприятии необходимы перемены. Это и должно стать предпосылкой к принятию решения о разработке СМК.) б) разработку политики и целей организации в области качества; (Разработку основополагающих документов СМК (Миссия, Видение (Стратегическая цель), Политика и Цели в области качества) высшее руководство должно взять на себя. Только в этом случае оно осознанно подойдет к тем преобразованиям, которые необходимо будет сделать на предприятии при внедрении СМК.) в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества; (На этом этапе необходимо определиться с основными бизнес-процессами, разработать карту (схему) взаимодействия процессов, определиться со структурой предприятия. Структуру любого Российского предприятия, при внедрении СМК, необходимо изменять, т.к. она не вписывается в рыночную экономику. Необходимо будет назначить «владельцев» процессов, установить для процессов показатели результативности и эффективности, разработать матрицу ответственности высшего руководства по СМК, включить обязанности по СМК в должностные инструкции (ДИ) руководителей, ИТР и служащих.) г) установление и определение необходимых ресурсов, и обеспечение ими для достижения целей в области качества; (Владельцы процессов и руководители подразделений должны быть наделены необходимыми полномочиями и ресурсами для достижения целей в области качества, а также должна быть определена их ответственность за результаты работы. При разработке бюджета организации на год в нем должны быть предусмотрены ресурсы, необходимые для достижения Целей в области качества и обеспечения функционирования процессов СМК.) д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса; (Методы измерения должны быть объективны и давать достоверные результаты. Показатели процессов должны быть: - измеримы, т.е. определены в конкретных цифрах (например: дефектность – не более 1%, снижение затрат - на 10% и т.п.); - достижимы, т.е. реально выполнимы при некотором напряжении в заданные сроки; - амбициозны, т.е. превышать ранее достигнутые результаты и требовать для достижения несколько больших усилий, чем раньше.) е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса; (Измерения результативности и эффективности каждого процесса должны проводиться с определенной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально). Данные должны накапливаться и анализироваться, чтобы можно было проследить динамику процесса и сделать вывод о том, как и в каком направлении, развивается процесс.) ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин; (Должны быть разработаны предупреждающие мероприятия по улучшению СМК (обычно в начале года). Мероприятия должны быть направлены на устранение «корневых» причин потенциальных несоответствий.) и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества. (Должна быть разработана система постоянного улучшения СМК. Например: регулярное проведение совещаний по качеству в подразделениях и Советов по качеству на предприятии, регулярное проведение внутренних аудитов СМК, анализ результативности процессов, действующих на предприятии, анализ результативности работы подразделений и служб по достижению Целей в области качества, выпуск ежеквартальных Аналитических отчетов по СМК для высшего руководства и т.п.) Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся СМК. Организация, принимающая указанный выше подход, создает у потребителя уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации. Документы для СМК Основой обеспечения качества являются документы различного вида, описывающие СМК и все нюансы деятельности предприятия по обеспечению результативности процессов ЖЦП и вспомогательных процессов, направленных на удовлетворение требований потребителя. Необходимо иметь в виду, что: - обеспечение качества начинается с разработки требующихся документов; - создание качества осуществляется при точном исполнении документов; - фиксация достигнутого уровня качества и результативности процессов производится в документах (записи); - пути улучшение качества определяются в результате анализа документов, содержащих данные о качестве функционирования СМК и ее процессов; - действия по улучшению качества фиксируются и отслеживаются по документам (мероприятия, программы и т.п.). Требуется отметить, что на Российских предприятиях при управлении качеством часто действует практика «тройного стандарта»: - думаем одно (при определении требований к качеству); - пишем другое (при задании требований к качеству); - делаем третье (при выполнении требований к качеству). Одной из самых главных задач, стоящих перед руководством, при создании СМК, является устранение из практики работы «тройного стандарта» управления и переход на «единый стандарт» управления качеством: Пишем то, что думаем, выполняем то, что записано! Таким образом, основой обеспечения качества является процесс документирования СМК и всей деятельности подразделений и служб предприятия. В состав документов СМК предприятия (организации) по ГОСТ Р ИСО 9001-2008 входят: - основополагающие документы СМК (Миссия, Видение (Стратегическая цель), Политика в области качества, Цели в области качества); - Руководство по качеству; - документированные процедуры и записи, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001-2008; - документы, включая записи, необходимые на предприятии для обеспечения эффективного планирования, осуществления и управления процессами. Степень документированности (количество и виды документов) на предприятии зависит от: - размера предприятия, его структуры и вида деятельности; - сложности и взаимодействия процессов как основных, так и вспомогательных; - компетентности (квалификации) персонала. Один документ может содержать требования одной или более документированных процедур, требуемых ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (например, часто на предприятиях разрабатывается один документ «Управление корректирующими и предупреждающими действиями»). Документированная процедура может быть реализована (изложена) в двух или более документах (Например, документированная процедура «Управление документацией», может быть изложена в документах: «Порядок разработки и управления основополагающими документами СМК», «Порядок разработки документированных процедур СМК», «Порядок разработки и управления документами на процессы СМК» и др.) Изложение этой процедуры в одном документе потребует разработки очень объемного документа, пользоваться этим документом будет трудно, возникнут сложности с внесением изменений и т.п. Стандарт не определяет форму документов, она устанавливается предприятием. Формы документов, приведенные в настоящем пособии, являются рекомендуемыми. Стандарт не определяет носитель документов: они могут быть на «твердом» носителе, например, на бумаге; на электронном носителе, например на дискете или флэше; в электронном виде на сервере. Обеспечение качества определяется следующими факторами: - полнотой и достаточностью документов для результативного и эффективного функционирования СМК; - качеством разработки документов СМК: доступность изложения, полнота сведений для правильного выполнения работы (операций), прогрессивность и т.п.; - знанием персонала требований соответствующих документов; - точным выполнением персоналом требований документов к выполняемым работам (операциям); - периодическим анализом достаточности имеющихся документов СМК, соответствия их содержания выполняемым работам, своевременным внесением изменений и разработкой новых, недостающих документов. Вообще говоря, СМК на предприятии может быть создано тремя способами: - первый способ: покупается сертификат на СМК у соответствующей компании (найти такую компанию не сложно) и руководство его демонстрирует всем заинтересованным лицам. Очевидно, что фактически никакой СМК на предприятии не будет и результат от такой сертификации будет плачевным; - второй способ: нанимается консалтинговая компания, которая разрабатывает комплект документов СМК предприятия, описывающий как выполняются требования ГОСТ Р ИСО 9001. Документы внедряются на предприятии. Затем эти документы предъявляют органу по сертификации и получают сертификат. Результат, как и в первом случае, будет плачевным, потому что исполнители, как правило, отторгают то, что сделано не ими. Кроме того, люди со стороны, не зная всех тонкостей работы предприятия, его особенностей, традиций и т.п., просто не смогут создать документацию высокого качества. СМК окажется не эффективной и, как следствие, не работоспособной; - третий способ: нанимается консалтинговая компания, которая обучает и консультирует работников предприятия при разработке документов СМК. Работники предприятия с помощью консультантов сами разрабатывают и внедряют документы СМК. Только в этом случае может быть создана эффективно работающая система качества предприятия.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА 7.1 Разработка приказа и плана мероприятий по созданию СМК Обеспечение качества на предприятии начинается с принятия решения о создании СМК, которое оформляется в виде Приказа по предприятию (Форма и пример оформления Приказа приведены в Приложении 1). В приказе должны быть кратко изложены причины необходимости создания СМК, определены основные работы и этапы разработки СМК, сроки их выполнения и ответственные за выполнение работ. Должно быть назначено должностное лицо, ответственное за создание СМК в целом. Обычно ответственным за создание СМК назначается Первый заместитель Генерального директора или Директор по управлению качеством. К приказу должен прилагаться План мероприятий по созданию СМК, в который включаются названия работ, сроки их выполнения, должности или фамилии исполнителей, а также оценка результативности работ. В приказе может быть принято решение о выборе и привлечении к работам по созданию СМК консалтинговой (консультационной) компании. Привлечение к работам по созданию СМК консалтинговой компании позволяет: - сократить сроки создания СМК; - обучить персонал предприятия по ИСО 9000; - обеспечить более качественную разработку документов СМК; - подготовиться к сертификации СМК по ГОСТ Р ИСО 9001. Обучение персонала должно проводиться поэтапно: сначала нужно обучить (с отрывом от работы) топ-менеджеров (высшее руководство), затем среднее звено руководителей (начальники подразделений и служб) и, наконец, специалистов, которые будут непосредственно заняты разработкой документов СМК. При обучении специалистов должна быть обеспечена доля специализации: работники службы качества, метрологи, технологи, конструктора и т.д. Кроме обучения по общим вопросам выполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001, работники соответствующих служб должны получить специальные знания по СМК в соответствии с профилем своей работы. Целесообразно приказом о начале разработки СМК утвердить и План мероприятий по созданию СМК. Работа по созданию СМК и подготовке к сертификации, обычно длиться 1,5 – 2 года. План мероприятий позволяет: - оценить объемы работ; - установить последовательность и сроки выполнения работ; - распределить работы по исполнителям работ и подразделениям; - определить результативность выполнения конкретных работ. Форма Плана мероприятий по созданию СМК и пример оформления приведены в Приложении 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.240.208 (0.01 с.) |