ТОП 10:

Международные стандарты ИСО 9000 версии 1994 года



 

Международные стандарты ИСО 9000 версии 1994 года с одной стороны направлены на развитие менеджмента качества, а, с другой – обеспечивают право потребителя на информацию о качестве продукции. При этом: ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 – это модели (требования к СМК) для различных видов сертификации, а ИСО 9004 – это руководства по построению СМК и определению их элементов.

Стандарт ИСО 9004 версии 1994 года содержал требование об обязательном документировании всех аспектов деятельности предприятия (раздел 4 стандарта). Документированию подлежал 21 элемент сертифицированной СМК, а именно элементы:

4.1 Ответственность руководства (Политика и Цели в области качества, обязанности (Матрица ответственности), представитель руководства по СМК, анализ со стороны руководства);

4.2 Система качества (документирование СМК и процедур качества, планирование качества);

4.3 Анализ контракта (процедура анализа, проведение анализа, сохранение данных);

4.4 Управление проектированием (документирование процедуры управления проектированием, планирование проектирования и разработки, требования к входным и выходным данным проектирования и разработки, анализ проекта, проверка, утверждение и изменение проекта);

4.5 Управление документацией и данными (процедура управления всеми документами и данными, утверждение, доступность, внесение изменений, изъятие устаревших и т.п.);

4.6 Закупки (процедура закупок, оценка и выбор поставщиков, данные о качестве продукции, требования к документам на закупку, контроль закупаемой продукции);

4.7 Управление продукцией, поставляемой потребителем (процедуры проверки, хранения и обслуживания продукции (собственности) потребителя);

4.8 Идентификация и прослеживаемость продукции (процедура идентификации и прослеживаемости продукции на всех стадиях производства);

4.9 Управление процессами (планирование процессов производства, документирование процесса производства, использование соответствующего оборудования, соответствие программам обеспечения качества, наблюдения и управления параметрами процессов изготовления, критерии качества работ, определение и аттестация специальных процессов (спецпроцессов);

4.10 Контроль и испытания (разработка методик контроля и испытаний, процедура входного контроля, контроль в процессе производства, окончательный контроль, документирование данных контроля);

4.11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием(разработка процедуры управления, калибровки и технического обслуживания контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, выбор и идентификация контрольного, измерительного и испытательного оборудования, протоколы поверок);

4.12 Статус контроля и испытаний (методики статуса и контроля);

4.13 Управление несоответствующей продукцией (документирование процедуры управления несоответствующей продукцией, анализ и управление несоответствующей продукцией);

4.14 Корректирующие и предупреждающие действия (процедура корректирующих и предупреждающих действий, анализ эффективности);

4.15 Погрузочно–разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация поставляемой продукции(процедуры и методики погрузочно–разгрузочных работ, хранения, упаковки, консервации и поставка продукции);

4.16 Регистрация данных о качестве продукции (процедуры идентификации, сбора, регистрации и т.д. данных о качестве, сохранение данных);

4.17 Внутренние проверки качества (процедуры проведения аудитов СМК, планирование, оформление результатов, анализ и оценка эффективности);

4.18 Обучение(процедура определения потребности, обучение, сохранение данных);

4.19 Обслуживание (процедуры выполнения, проверки, информация об обслуживании);

4.20 Статистические методы (процедуры управления статистическими методами);

4.21 Затраты на качество (процедуры определения, сбора и анализа затрат на качество).

К середине 1999г. в мире сертифицировали по ИСО 9000-1994г. свои системы качества более 300 тысяч предприятий. В России первые сертификаты на СМК были получены по ИСО 9000-1994г.

В настоящее время всем понятно, что развитие предпринимательства, достижение успеха в бизнесе невозможно без развития систем качества, без применения в организации принципов TQM.

 

Всеобщее управление качеством (TQM) по МС ИСО 9000-2000

Начало формирования концепции TQM, как уже говорилось, относится к 80-м годам прошлого столетия. Концепция TQM была представлена как направление, ориентированное на применение подходов качества на всех уровнях предприятия и ко всем его функциям.

По стандарту ИСО 8402-1987: «TQM это подход к руководству организаций, нацеленный на участие всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды всех членов организации и общества».

TQM трактуют также как критерий различных премий по качеству:

- Европейская награда за качество;

- Американская национальная награда им. Болдриджа;

- Японская премия им. Деминга;

- Премия правительства РФ в области качества.

TQM базируется на принципах тотального управления качеством, которые объединяют и координируют работу всех подразделений предприятия от отдела маркетинга и производственных отделов и заканчивая работой по приемке продукции от поставщиков. Наглядно это можно представить в виде «Спирали качества» (Фейгенбаум), которая охватывает весь ЖЦП от маркетинга до утилизации и позволяет представить ход создания продукции, как некий непрерывный постоянно улучшающийся и развивающийся процесс. Управление качеством распространяется на все элементы ЖЦП, при этом качеством должны заниматься все сверху донизу и снизу вверх.

Для реализации TQM предприятию необходимо определить, сформулировать и разработать:

- Миссию, Видение, Политику в области качества, Руководство по качеству, Цели в области качества;

- систему управления качеством (ответственность, полномочия, взаимодействие);

- систему планирования качества на всех уровнях (в подразделениях и службах);

- систему обеспечения качества;

- систему непрерывного улучшения качества.

Таким образом, стандарты ИСО 9000- 2000 и различные региональные и национальные премии в области качества образуют совместный механизм распространения TQM во все сферы экономики и позволяют предприятиям улучшить свои экономические показатели.

Модель качества

Для наглядного представления общего принципа обеспечения качества может быть использована «Модель качества» (рисунок 1). Целесообразность разработки такой модели объясняется тем, что моделирование вообще позволяет абстрагироваться от частностей какого-либо конкретного явления, чтобы яснее показать его сущность.

К настоящему времени практика уже достаточно убедительно показала, что основными факторами качества служат:

- необходимая материальная база (покупные материалы и комплектующие изделия, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт и т. д.);

- квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);

- глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием в целом и управление качеством – в частности.

Смысл представленной «Модели качества» заключается в следующем: материальная база предприятия и персонал определяют основные условия производства и служат «базой качества». На схеме под «созданием продукции» подразумевается весь ЖЦП: от маркетинга и разработки, изготовления и обслуживания, до утилизации. Если предприятие имеет хорошую материальную базу и квалифицированный персонал, если на предприятии создана обстановка действительной заинтересованности работников в результатах своего труда, это означает, что имеется благоприятная основа для выпуска продукции высокого качества (база качества).

Положительное влияние такой базы изображено в виде вектора качества. И если на предприятии будет четко организовано управление качеством, тогда под воздействием вектора качества «петля качества» превращается в восходящую спираль, и качество продукции повышается до требуемого уровня после каждого цикла управления.

 

Рис. 1 Модель качества

 

Если же на предприятии нет необходимой материальной базы или работники не заинтересованы в высоком качестве своего труда, это означает, что нет той основы, которая требуется для создания высококачественной продукции. При этом вектор качества будет равен нулю, и восходящая спираль превратится в плоскую петлю, т.е. работа по управлению качеством будет проходить вхолостую, без повышения качества продукции.

Из изложенного следует, что спираль качества демонстрирует состояние качества на предприятии. Она наглядно показывает, есть повышение качества или его нет.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.33.158 (0.009 с.)