Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из раздела общества шапсугов . Данная информация была записана симоном джанашия в ауле афипсип у кубанских шапсугов.

Поиск

«

10.05.1929.

11.05.1929.

»

»

Из того полевого материала собранного Симонм Джанашия в 1929 году при опросе стариков адыгейских аулов, можно уверенно сказать что термин «Азега», которым Люлье обобщил все племена Абхазских наречий сохранялся и его все еще помнили некоторые старики в Адыгейских аулах.

По записанным при опросах в различных аулах материалам по обществам «азега». Многие старики к 1929-ому году слышали, но не знали, к кому относится это наименование, некоторые не слышали и не знали. В Афиипсипе один опрашиваемый, говорил, что не знает к кому относится это наименование и предпологал их нахождение в сторону Кабарды и Ингушетии. Но по общему заключению тех, кто заявлял, что слышал и знает общества «Азега» можно заключить, что под Азегами понимались общества в горах на побережье. Одни авторы их относили к Абхазам, другие обозначали «Азега» находившимися рядом с Абхазами. А один бесленейский старик увязывал их с Хакучами. Приведенные хоть и смутно сохранившиеся материалы по обществам, именовавшимся Азега, неоднозначно намекают о них как о соседних и идеинтичных Абхазам и не как не относимым Адыгами к их Адыгскому с ними общему происхождению.

Некоторые информаторы ставя «Азега», с оседями Абхазов и увязывая их территорию с Хакучами дествительно нам говорят, о все еще сохранявшимся у некотрой группы Адыгского населения этнонима Зихи (адыгский вариант Азега), котрым именовались общества на пространстве Туапсинского сектора. И материал противоречит тому, что этноним Адыги произошел от трансформации этнонима обществ побережья Зихи.

Термин Азега адыги никак не ставят этнически идентичными себе и даже обобщают им Абхазоязычное побережье, когда береговые Абхазы- Апсилы термином «АзыХВа»у обозначают береговые общества идущие за СадзыХВа(Садзы) далее к Анапе.

 

По изображенным, насыщенным горизонтальям данной топографической карты мы видим как сильно пересечена и вертикальна зона формирования Абхазо-абазиноязычных обществ, где их селения отдельными усадьбами были разбросаны на дальних расстояния вдоль ущелий, по склонам. И у каждой усадьбы должно было быть свое защитное ограждение «гвара» от внешнего лесного массива и внутри свой маленький дворик для скота.

Красными кружками выделены на данной топографической карте округло вытянутые, округленновыпуклые окрнчания склонов ХВА области пониженных вершин Ц/ЫХВА(ЗИХИЯ)

Красными кружками выделены на данной топографической карте округло вытянутые, округленно выпуклые окончания склонов «а-ХВА» области пониженных вершин а-Ц/ЫХВА(ЗИХИЯ)

Фото поселка Агой

Фото берега у поселка Новомихайловское

Академик П-С Паллас(1741-1811)

«Дома абазин отличаются от домов черкесов только тем, что они никогда не располагаются в ряд, прямоугольно или рондо, и не имеют общего двора, но стоят отдельно, имеют маленький двор и обеспечивают свою безопасность прочными ограда­ми, окружающими жилища. Крыши их домов - это легкие балки, крытые листьями и длинными стеблями травы. Кушетка или софа представляет собой разновидность ди­вана, изготовленного из дерева и стоящего внутри дома»

Ж.Б. Таверенье(1605-1689)

«Эти селения, особенно в Черкесии построены все по одному образцу, с расположением домов вокруг одной большой площади посредине их.»

Мы видим и по анализу источников что, черкесы - адыги являлись аборигенами более пологого предгорья, а горно-вертикальная зона, где селения разбрасывлись на дальние расстояния без общего двора являлась ареалом абхазоязычных обществ.

 

Академик Генрих Юлиус Клапрот. Путешествовавший в 1807-1808 годах по Кавказу.

Абассинские села на Северном Кавказе отличаются от черкесских тем, что дома в них не располагаются,близко друг к другу, квадратами или кругами, обступая один общий двор, а расположены в лесах. Они имеют маленький дворик, а весь дом ради безопасности окружен прочной изгородью. В иных отношениях они схожи с черкесскими в их внутреннем устройстве и стиле построек. Кроме семейных комнат, у них есть отдельные помещения для проживания гостей, а вместо печи - камин из плетня, покрытый глиной. Сами дома построены из тех же материалов, с высокой кровлей из стропил, покрытой хворостом и травой. Постелью является своего рода софа, слева от входа, из войлока и по­душек на деревянном остове. На стенах хижины висят шкуры, одежда, соломенные циновки разных цветов, изготовленные самими хозяевами, и их ору­жие. Под кровлей они хранят запасы кукурузы, что собирают и подвешивают в пучках.

1788 г. августа 24-го- Последние числа ноября.-Журнал похода действий Кавказского Корпуса, генерала –аншефа и кавалера Текеллия…

«Третье, главное, поколе­ние закубанских народов - абазинцы и поколения от них абазехи. Последние живут по рекам Шелкуче, Спаге, а абазинцы начинаются от Абина и их жилища по-над Чер­ным морем до самой Имеретии простираются. Абазины, хотя природы черкесской, как язык их доказывает, поныне составляют совсем почти особливый народ, едва друг друга разумеют; их обычаи, даже и одеждой совсем разные. Все абазинцы живут по обычаю древних времен, стали друг другу приближаться дворами, а не деревнями, но всякая фамилия живет одна в недальнем расстоянии от другой, и по которой-нибудь реке живут несколько сот фамилий, более или менее, как место позволит. Абазин­цы гораздо дичее черкесов, не имеют они никаких вла­дельцев и их старшины выбираются по обстоятельствам; эекоторая только часть их, близ Имеретии, имеет своего хяязя, и то по-соседству турецких городов и в недальности от Анадолии. В рассуждении ж закона они не ма­гометане и не христиане, а почти верования никакого не имеют.»

Надо заметить что общество абадзехи в 18-ом веке было сравнительно небольшой группой и производным коленом от абазови занимало, лишь ущелье рек Пчасы и Шелкучи и на раннем этапе подвергшихся с о стороны адыгского языка ассимиляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.42.225 (0.008 с.)