Летом овец выгоняют на пастбища в горы; в январе и феврале их содержат в загонах, «хутерах», где их кормят сеном; в остальное время года их выгоняют на пастбища в долинах или предгорьях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Летом овец выгоняют на пастбища в горы; в январе и феврале их содержат в загонах, «хутерах», где их кормят сеном; в остальное время года их выгоняют на пастбища в долинах или предгорьях.



Козы менее многочисленны, они обычно бурого цвета, их содержат вблизи аулов. Жители высоко­горных поселений, или, как их называют черкесы, «абадзе» или «абаза»*, куда беднее черкесов, живу­щих в долинах и предгорьях, и, поскольку у них нет пастбищ, они держат только ишаков и коз. которые питаются мхом и листвой кустарников.

* Черкесы в долинах презирают своих соотечественников, живущих в высокогорных районах; если равнинный черкес хо­чет оскорбить своего соседа, то он называет его «абаза»

И несмотря на то что, сами Адыгские колена называют общества Абадзехов, Натухаев, Шапсугов абазинскими или абазскими народами называя их «Абадзе- Чиль» и не относят к себе называя себя «Адыге Чиль» – (адыгские народы), С.Х Хотко,Т. В Половинкина и другие опять не признают эти явные доказательства их абазино-абхазского происхождения. И они пологают, что это Адыги у которых просто были старшины и пэтому по непонятным причинам их называли этнонимом «Абаза» вместо этнонима «Адыга». Но неправильность и явную ошибочность их суждений доказывает то, что в отличие от адыгов, слово князь (АХ/) происходит у абхазо- абазин от слова старший «АХ/ БА». И поэтому опять это обстоятельство доказывает то, что горные общества шапсугов, натухаев, абадзехов у которых были старшины были абхазо-абазинского происхождения, а не адыгского. Слово (Пши)-князь не производно от слово, старший, старшина, как у абхазо-абазин.

Т.В Половинкина абсолютно необоснованно считает, что название Абазы просто распространялось на заведомо Адыгское население. А сам абхазоязычный этнический массив никогда не распространялся на северо-запад от реки Сочи, и при этом она ссылается на какие-то новейшие исследования и специальные современные работы, которых она не называет.

Конечно, как считают некоторые необъективно, что просто потоки Абхазоязычных масс отодвигал лингвистическую границу между адыгами и абхазами или абазами ближе к Туапсе и Анапе. Объективный и научно достоверный анализ письменных источников и многие другие весомые аспекты заявляют, что горно-вертикальная зона Западного Кавказа и Кавказского Причерноморья, всегда была местом изначального формирования Абхазоязычных обществ и их единого, резко-абруптивного и гортанного языка на пространстве от гор Анапы до ледниковых вершин Эльбруса и Ушбы по обоим склонам Западно-Кавказского хребта. Ареалом изначального формирования родственных адыгских обществ и их языка было северное более пологое и менее вертикальное предгорье.

В любом случае абхазо-абазинский язык имеет очень маленькие шансы вымывать адыгский при плотном и масштабном слиянии абхазского и адыгского населения, так как языком общения становится более простой адыгский и через буквально пару поколений о родных абхазских наречьях помнят лишь старики и у молодых поколений он уходит постепенно из обихода все более инфильтрируясь со стороны адыгского становящегося языком общение смешавшихся масс. Примером может служить абазинский аул Клычевский, где молодое поколение постоянно общаясь с адыгской составляющей поселенной к ним постепенно перешло на адыгский язык. И несмотря на то, что абазины составляли 61 процент населения, абазинский вышел из обихода и его помнят лишь старики. Утратилось так же и самоназвание «абаза» местного населения его заменило «адыга» и это буквально за пару десятков лет на глазах нового времени во второй половине 20 века. Такая же картина произошла в республике Адыгее, в ауле Уляп, где большинство этого аула составляло абазиноязычное население в лице горных абазин ашкарцев. По принципам не основанным на науки и фактах С.Х, Хотко и Т. В. Половинкиной можно считать что, аул Псауче - Дахе(Клычевский) изначально имел всегда адыгское население и то что Клычевцы аборегенное население этого аула и общество чистых Абазин не в счет. И то что сами Черкесы называют его «Клыч – Куаже», то же ни о чем не говорит.

Во на карте кавказской Губернии 1806 года составленной Российской Империей обозначается Большая Абазия (авт-или Абхазия)от окрестностей Новороссийска, а общества шапсугов и натухайцев занимают лишь окрестности Анапы и реки Адагума. Очевидно, они включили в себя часть населения адыгских групп шегаков и жанеевцев, которые к этому моменту сильно сократились. Но, несмотря на это они все, же считались многими источниками в то время абазинского корня народами. Заметим для многих этих современным необъективных исследоватей, что и в 1806 году на карте Кавказской губернии есть шапсуги (шапсихи) и натухайцы(натухажцы) и есть еще совсем другая не их территория от окрестностей Новороссийска к Грузии под названием Большая Абазия (авт. или Абхазия). И при этом бесспорно и то, что по многим источникам второй четверти 19-ого века общества шапсугов, натухайцев, абадзехов, являются уже смешанными племенами абхазов и адыгов и их эти же источники относят к черкесским племенам.

Семен Броневский.- «Новейшие географические и исторические известия о кавказе» издана в 1823 году.

«Натухажцы или, правильнее, нохтока-же~ сильное колено, живущее на нижнем скате Черных гор, частично примыкающих к Черно­му морю повыше Анапы и частично подаю­щихся на север до Кубани. Земли их сопредель­ны с Большой Абхазией, начинаются в 20 вер­стах на полдень от Суджук-Кале по западной стороне Кавказа и по берегам Черного моря, простираясь во внутренность гор около ста верст по следующим речкам.»

«Шапсуги, сапчуги - живут на лесистых горах, имеющих протяжение к западу по реч­кам: Аитигир, Бугундур, на коих лежат селе­ния, принадлежащие старшинскому роду Аба-товых:Алик, Оф, Чвбик, Садта,Жинз. Все сии речки стекаются в обширное болото пониже жаиинцев и сообщаются потом с Атакумом не в дальнем расстоянии от того места, где сия последняя принимает в себя рукав Кара-Куба­ни, называемый Ерлы. В их же владении ча­стично состоят речки: Убиг, Илъгапс, Шебши, Афибс, или Кара-Кубанъ, Обун и Кучубав.

Шапсуги живут рассеянно по горам неболь­шими усадьбами, не радеют о земледелии и скотоводстве, а более промышляют воровст­вом, в чем они не уступают соседям своим на-тухажам. Владельцев не имеют, управляются старшинами, из коих знатнейшие суть: Абато-вы, Кугош-Шеншлуговы и Арслан Гирей-Ар-кашевы. Числом их полагают до 10 тысяч се­мей неоднородных колен, но составленных от смешения черкесов, абхазов и частично татар.»

« Абазехи весьма многочисленны и, по рас­сказам, занимают пространство земли вдоль по Черным горам от запада на восток до 200 верст в длину и до 100 верст в ширину. Земли их изобилуют лесом, водами, способны к хлебопашеству и славятся своим плодоро­дием. Число всех жителей, принадлежащих к Ф сему колену, полагают до 15 тысяч семей, рас-селенных весьма тесно небольшими усадьбами 5 по два и по три двора. Каждая усадьба огорожена от соседней, имеет свое пахотное поле,.3 луг, лесную дачу и воду свою в колодце или в Ф родниках, повсюду во множестве протекающих. Небольшие рощи, дубовые и чинаровые, придают весьма приятный вид, селениям, разбросанным по косогорам. Стро­ение их наподобие кабардинского - плетень, обмазанный глиною. Они сеют просо, пшени­цу, ячмень и турецкую пшеничку (кукурузу). За­нимаются также скотоводством, но не имеют достаточно пахотных и пастбищных земель, по причине частых и крутых переломов гор; наи­паче те из них, которые живут в соседстве с шапсугами и бжедуховцами, нуждаются выго­нами для скота. Прочие абазехи осенью и весною пасут скот свой, состоящий из коров, коз и овец, по обеим сторонам Лабы, а летом угоняют его в горы. Сколько известно, абазе­хи - народ трудолюбивый и менее прочих чер­кесов наклонный к буйству (Заметка от авторов статьи- аналогично и И. Дебу описывает Абазин менее способных нападать нежели обороняться и отличающихся трудолюбием и кротостью нравов). Их не почитают за коренное черкесское колено, но происшедшее от смешения абхазов и черкесов. Они не имеют владельцев, и каждый род управляется своими старшинами, из коих знатнейшие суть: Едик, Еиа-Моков, Анчоков и Жангатов.»

Карта Кавказской Губернии (1806)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.229.84 (0.019 с.)