Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марта (4 апреля) 1780 г. Пера

Поиск

«...Пред некоторым временем отправлен отсюда водяным путем салагор Хюрджи-Сулейман с не­скольким числом каменщиков, плотников и других мастеровых людей для починки Суджукской и Со­гумской крепостей на абазинском берегу.»

Из заметок путешествия (1793-1794)на Кавказ академика П-С Палласа.

«Большая Абаза включает в себя следующие основ­ные племена:

1. Бешилбай, проживающее в лесистых горах на бере­гах речек Капир и Цих, которые, соединяясь около высо­ких гор, впадают в Большой Зеленчук слева. Далее они проживают в Черных горах около истоков Урупа и частью также на берегах Большого и Малого Тегена, которые текут среди гор и впадают в Уруп или Уарп слева. Этот упрямый и беспокойный народ оказывает очень мало ува­жения князьям и не подчиняется никакой власти; они не были покорены даже русскими войсками, посланными

тт:т;:з них. По характеру и образу жизни они не отлича-к т: л от прочих абазин. Их поселения также располагают­ся: з лесистых местах или в труднодоступных ущельях. Вследствие того, что они живут в лесах и на горах, земле-лелне у них не развито, но они пасут коз и овец и уделяют чн::о внимания пчеловодству. В этой области мы приобретаем. тот самый знаменитый опьяняющий, или как его:: ючко называют, сводящий с ума мед, который пчелы:::н:ают с рододендронов и азалии понтийской. Племя Бешилбайб влачит нищенское существование более, чем их: осели, и его члены являются великими разбойниками.

2. Баракай, другое абазинское племя, проживает в об-лзлти между реками Псина и Малая Лаба вблизи точки, гле вышеупомянутая река впадает с правой стороны в 5:лыную Лабу. Псина берет свое начало в южном углу лл::ких гор, так же, как Теген, и впадает в Малую Лабу: лт оза. Баракай имеют всего несколько деревень, и во всех: то:; ллениях схожи с прочими абазинами.

3. Туби, или Убух проживает в горах выше Шаукеши и лалее на запад.

4. Шапсуги населяют область, примыкающую к Чер­ному морю, и предпочитают лесистые горы на западной стороне речек Антигир, Бугундур, Алин, Оф, Шебин, Са-таса и Шипе; на берегах первых двух речек находятся де­ревни Абат, принадлежащие дворянину с этим же именем. Преобладающая часть шапсугов живет рассеянно по полям отдельными фамилиями; несколько их деревушек распо­ложены на берегах Сатасы и Шебина. Эти абазины не за­нимаются ни скотоводством, ни земледелием, но главным образом грабежом. У них нет князей, и тот, чья фамилия наиболее многочисленная или воинственна во время их походов, считается главным управителем. Их противоза­конный обычай грабить путешественников особенно тре-зожит турков, добирающихся до окрестностей Анапы. Вышеупомянутые речки образуют широкое болото ниже Сани, связывающей их с Аттакумом, около местечка, где?ти речки сливаются с рукавом Кара-Кубани, называемым Ер ли.

5. Натухаш, или вернее Натху-Кайчи, другое абазин­ское племя, обитающее на вершинах Черных гор, которые з районе Анапы выходят к Черному морю и ответвление которых достигает в западном направлении Кубанью и наконец, впадает в нее слева; здесь живет фамилия Куйсук 2. Бакан, на берегах которой находится деревня Калабат,населенная несколькими разобщенными фамилиями. Эта речка течет сквозь горы с юго-запада на северо-восток и образует длинное ущелье, по которому проходит дорога на Анапу; в конце ущелья речка впадает в Аттакум. В возвы­шенных на берегах которой, как и на вышеупомянутой, проживает фамилия старейшины Ислам Шухи. 8. Нефил или Непил, на которой расположены деревни, управляе­мые старейшиной Шупако Кашо. 9. Псиф. Между Непилом и этой речкой мы видели прямоугольную стену и роз. имеющие 4 прохода, как в римском лагере. К северу от топей, образуемых Кубанью, находятся высокие надмо­гильные холмы, называемые курганами, с большого рас­стояния похожие на форты. Согласно традиции, раньше здесь стоял город Шантгир, резиденция темиргоевского хана, от которого темиргоевцы и черкесы ведут свое про­исхождение. Это укрепление к западу граничит с речкой Непил, а на востоке - с речкой Псиф; его диаметр - около трех верст. 10. Кудака, на берегах которой находятся де­ревни потомков старейшин Немери Примурзы и Шупако Кашо. По соседству с этой рекой находятся несколько не­фтяных источников.

Натухаши - самое могущественное племя абазин, жи­вут на этой стороне Кавказа. Они живут в узких долинах гор, покрытых лесом. Их земледелие незначительно, и удивительно, что, несмотря на прекрасные пастбища, они не уделяют должного внимания скотоводству. Продол­жительные междоусобицы и естественная склонность к грабежам являются величайшими препятствиями к пра­вильной оседлой жизни этого народа. Они находятся в состоянии войны со всеми другими племенами, исключая жанинцев, которые являются их соседями. Все натухаши одеты скверно и ведут несчастную жизнь. Они выращива­ют небольшое количество ржи и держат иногда свиней - животное, которое очень редко встречается у других народов этой страны. Казаки-некрасовцы, переселившиеся с Тамани в окрестности Анапы на турецкой территории, получили право ловить рыбу в Кубани именно при про­текции натухашей, и приносят плоды своего промысла на рынок Анапы.»

«Есть еще несколько других деревень темиргоев на берегах Шаукеши, реки, подобной Лабе, вытекающей с вершин снежных гор. Сразу за ее истоком высочайший горный хребет простирается на юг до Черно­го моря, в то время как Черные горы, покрытые необъят­ными лесами, в которых живут абазины, простираются на северо-запад до Анапы. Река Шаукеша имеет высокий левый берег и низкий правый; она течет по границе леса з обоих направлениях и пересекает местность, удивительно благоприятную для земледелия и скотоводства на всем протяжении до впадения ее в Кубань в 30 верстах ниже Лабы.»

 

Из описания путешествия по Кавказу (1769-1774 г)Академика И.А.Гильденштедта.

«Абхазия разделяется на три части: 1) юго-западная которая располагается на склонах гор напротив моря между реками Кубань и Энгури; последняя отделяет Абхазию от Мингрелии, 2) северо-западная часть, 3) северо - восточная часть Алти-Кесек.

К юго-западной части, которая и является сосос но старой Абхазией, относятся округа Хирпит, Чат Саде и Аипка, которые черкесы называют Кушхасн есть загорские. Этой частью управляют турки через л который располагается в крепости Сокункала у Чет моря и обычно избирается из абхазской княжеске и т лии Мудавио. Прежний паша носил имя Абай, которое грузины переделали в Сабар и попало в русский атлас под названием Сабаици.

2. Северо-западная Абхазия включает в себя округа Туби, Убух, Шапсих, или Шапсо, Ахе и Кокуш у рек Ху-адж и Сахи и у кубанских рек, которые граничат с черкес­скими округами Бжана и Сатукаи. Турки имеют в крепо­сти Шочуккала у Черного моря надзирателей над этими округами, однако им мало повинуются.

3. Северо-восточная часть - самая маленькая. Когда еще в прошлом столетии кабардинские князья пересели­лись далее на восток к Тереку, то абхазы захватили их области и стали подданными кабардинских князей. Алты-Кесек, то есть 6 частей, поскольку они насчитывают 6 ро­дов, расположен между черкесскими округами Кабарда и Беслен, около кубанской реки Инджик и Уасп, или Арга, и верховий Кумы. Уезды называются Кизилбек, Там, Шеграи, Барокаи, или Бах с 300 семей, Башилбай с 1000 се­мей и Сабар. На эти уезды кроме собственных князей пре­тендуют князья черкесского уезда Беслен и потомки собственных князей из родов Мудавио и Шараша, которые еще не отказались от своих прав и потому живут в посто­янных распрях; они увеличили их в 1769 году своим враж­дебным отношением к России, за что генерал фон Медем жестоко наказал их.»

Из книги описания нардов Кавказа профессора И.Г Георги издававшейся в С-Петербурге в 1776-1799 годы

«Авхазы, или абазы

Они называют себя абазами, а землю свою - Абаза грузинцы же именуют их авхазетами. Авхазия составляв часть Кубани, исключая часть, принадлежащую России,которая простирается от гор до Черного моря. Граничит востока со сванетами, к югу с грузинами, к западу ограничивается Черным морем, а к северу прилегла к черкесам

Раньше авгазы были подвластны особым князькам, зависевшим от грузинских царей, теперь зависят частью. от Порты, а некоторые уезды принадлежат кавказским князьям. Настоящих владетелей у себя почти не имеют, но избирают их из старших фамилий, однако и те имеют у них немного власти. В последнюю турецкую войну оказывали они против России неприятельские действия, но не имели в том никакого успеха и потеряли свой столичный город Анапу. По заключении же в 1789 году мира остались они при прежних своих обрядах и управлениях.

Что касается веры, то приметны в них некоторые следы прежнего христианства. Калтагос ихний представляет со­бой некоторый род первосвященника, и должен быть хо­лостой, добрых нравов и примерного поведения.

Авхазы в разсуждении нравов, обычаев, языка, жилища, одежды, веры и прочего весьма сходны с черкесами, так что их почти и распознать не можно.»

Так в заключении мы отчетливо видим что все работы, таких авторов как Т.В. Половинкина, С.Х. Хотко это не просто, не беспристрастные и не объективные, а являются сплошным антинаучным подлогом и фальсификацией. Они абсолютно не подкрепляют научными аргументами свои выводы, не считаются с научными принципами и методам в своих подходах, и просто игнорируют, скрывают и большей частью искажают источники и материалы, на которые они ссылаются которым они же и противоречат. У них абсолютно не имеется детального анализа и учета все до последнего аспектов по поднятым ими вопросам, истории, этнографии, этногенеза Абхазоязычного и Адыгоязычного этнических массивов. И самое обидное, кто им дал научное и человеческое право просто фальсифицировать, узурпировать и проявлять такое пренебрежение, надменность, и бесправность в адрес Абхазоязычного этнического массива?

Мы же при этом хотели прояснить у С.Х Хотко следующее:

1) На каком основании он искажая оригинал отчета комиссии по использованию земель на северо-восточном берегу черного моря между реками Туапсе и Бзыбью в местах где говорится об абазинцах (авт.- о абхазо-абазиноязычных обществах) населявших долины рек Аше, Туапсе, Псезуапсе он исправляет на горцы? Как это назвать, если не подлогам и просто явной фальсификацией самого материала источника? Можно бы было от себя, как автор поправить к тексту желаемое от себя, но искажение материала самого источника это просто неприемлимо.

Отчет комиссии по исследованию земель на северо-восточном берегу Черного моря между реками Туапсе и Бзабью. Записки Кавказского отдела сельского хозяйства. - Т. 18675-6

С. 133 Горских племен, живущих на пространстве меж­ду реками Бзыбью и Туапсе было два: на юге в бассей­нах рек Бзыби и Хомупсе жили абазинцы, к северу от них жили убыхи. Оба племени говорили и говорят на осо­бом языке.

Они жили посреди лесов и любили их. Леса достав­ляли им возможность к обороне и в них же находили средства для своего существования.

Эти горцы вообще распахивали земли и самые ору­дия, служившие им для поднятия нови, были очень низких качеств и на устройство их шли лишь самое не­обходимое количество железа.

Железной бороны они вовсе не знали. Что же каса­ется до других простых и мелких земледельческих ору­дий, то устройство их было очень простое и самое упо­требление их очень ограничено. Вследствие недостатка и дороговизны железа.

Эти абазинцы( авт-у С.Х Хотко в работе «Старые черкесские сады» вместо фразы «Эти Абазинцы», «Эти горцы») умели приготовлять грубых порох и отливать пули для своих гладкоствольных ружей. Часто вместо свинцовых пуль, они употребляли другие металлы, которые находили в некоторых сланцах по ущелью р. Аше. Найденные нами в этом ущелье пули были ве­личиной с лесной орех цилиндрической формы. При маленькой обделке, пули эти, по уверению офицеров местных войск, могут готовиться для гладкоствольных ружей.

С. 134 Благодаря раскошной флоре, горцы с большой охотой занимались пчеловодством в лесах и на лугах и получали отличной доброты мед, не имеющий по словам эмигранта Лапинского, подобного себе в це­лом мире. Воск абазинцы продавали в Турцию или про­менивали его на иностранные фабричные товары.

Другие, не менее важные занятия абазин составляли разведение мелкого и крупного рогатого скота. Ско­товодство вообще составляло важное занятие и было очень распространено между горцами обоих склонов Главного Кавказского хребта.

С. 135 Для мелкого скота - овец, коз - луга и открытые посреди лесов поляны представляли нужные удобства. Шерсть их абазины употребляли на приго­товление шерстяных материй, войлоков, башлыков, бу­рок, столь популярных и полезных предметов в их су­ровой боевой жизни, с которою они сзакомились с мо­лодых лет.

Из бараньего меха они выделывают папахи и зим­нюю обувь.

Отчет комиссии по исследованию земель на северо-восточном берегу Черного моря между реками Туапсе и Б зыбъю.// Записки Кавказского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.012 с.)