ТОП 10:

Отдела сельского хозяйства. -Т. 1867 № 5-6



С. 133Горских племен, живущих на пространстве меж­ду реками Бзыбью и Туапсе было два: на юге в бассей­нах рек Бзыби и Хомупсе жили абазинцы, к северу от них жили убыхи. Оба племени говорили и говорят на осо­бом языке.

Они жили посреди лесов и любили их. Леса достав­ляли им возможность к обороне и в них же находили средства для своего существования.

Эти горцы вообще распахивали земли и самые ору­дия, служившие им для поднятия нови, были очень низких качеств и на устройство их шли лишь самое не­обходимое количество железа.

Железной бороны они вовсе не знали. Что же каса­ется до других простых и мелких земледельческих ору­дий, то устройство их было очень простое и самое упо­требление их очень ограничено. Вследствие недостатка и дороговизны железа.

Эти абазинцы умели приготовлять грубых порох и отливать пули для своих гладкоствольных ружей. Часто вместо винцовых пуль, они употребляли другие металлы, которые находили в некоторых сланцах по ущелью р. Аше. Найденные нами в этом ущелье пули были ве­личиной с лесной орех цилиндрической формы. При маленькой обделке, пули эти, по уверению офицеров местных войск, могут готовиться для гладкоствольных ружей.

С134. Благодаря раскошной флоре, горцы с большой охотой занимались пчеловодством в лесах и на лугах и получали отличной доброты мед, не имеющий по словам эмигранта Лапинского, подобного себе в це­лом мире. Воск абазинцы продавали в Турцию или про­менивали его на иностранные фабррганые товары.

Другие, не менее важные занятия абазин составляли разведение мелкого и крупного рогатого скота. Ско­товодство вообще составляло важное занятие и было очень распространено между горцами обоих склонов Главного Кавказского хребта.

С135. Для мелкого скота - овец, коз - луга и открытые

посреди лесов поляны представляли нужные удобства. Шерсть их абазины употребляли на приготовление шерстяных материй, войлоков, башлыков, бурок, столь популярных и полезных предметов в их суровой боевой жизни, с которою они сзакомились с молодых

лет.

Из бараньего меха они выделывают папахи и зим-

обувь. Рыбною ловлею абазины занимались мало: это отчастиоттого, что здешние реки мелки и морские рыбы редко заходят в реки для метания икры.

Абазины жили маленькими обществами в деревянных домах, покрытых дранью. Употребление стекол зналитолько богатые люди, жившие недалеко от морского берега. В домах поддерживался зимой и осенью неугосаемый огонь.

На каком он основании в всупительной статье своей работы « Бесленей-мост Черкесии» он абсолютно надумонно заявляет, что Абазины-ашкарцы были обществами не демократического, а аристократического уклада.

С.Х. Хотко.Восточное закубанье в контексте этносоциальной и демографической истории Черкесии.

«В случае с абазинами речь идет о двоим: :• сплуатации крестьянства — со стороны абазинских князей и стоящих над ними кабарднн: бесленеевских или темиргоевских князей Та образом, абазины являлись единственной г пой среди горского населения Западного К авказа , имевшей феодальную структуру обществ крайней мере, такой была картина в XVII" — вой половине XIX веков.»

О том , что у Абазов нет владетелей, а лишь старшины избираемые обществом, пишут все достовернейшие , поголовно источники 18-19 века.

И вообще лексика Абазинского языка абсолютно доказывает то, что они не имели господ и управлялись изначально и всегда старшинами, а не владетелями и господами. Слово АХ/- правитель, присходит от абазинского слова АХ/БА_(старший, старшина, старейшина.) Надо было бы С.Х Хотко показать весь материал таких авторов как П.С. Паллас, И. Ф. Гильденштедт и многих других.

Из заметок путешествия (1793-1794)на Кавказ академика П-С Палласа.

« Большая Абаза включает в себя следующие основ­ные племена:

1. Бешилбай, проживающее в лесистых горах на бере­гах речек Капир и Цих, которые, соединяясь около высо­ких гор, впадают в Большой Зеленчук слева. Далее они проживают в Черных горах около истоков Урупа и частью также на берегах Большого и Малого Тегена, которые текут среди гор и впадают в Уруп или Уарп слева. Этот упрямый и беспокойный народ оказывает очень мало ува­жения князьям и не подчиняется никакой власти; они не были покорены даже русскими войсками, посланными

Для них. По характеру и образу жизни они не отличаются от прочих абазин. Их поселения также располагают­ся: в лесистых местах или в труднодоступных ущельях. Вследствие того, что они живут в лесах и на горах, земле-лелне у них не развито, но они пасут коз и овец и уделяют много внимания пчеловодству. В этой области мы приобретаем. тот самый знаменитый опьяняющий, или как его еще называют, сводящий с ума мед, который пчелы собирают с рододендронов и азалии понтийской. Племя Бешилбайб влачит нищенское существование более, чем их соседии, и его члены являются великими разбойниками.

2. Баракай, другое абазинское племя, проживает в об-лзлти между реками Псина и Малая Лаба вблизи точки, гле вышеупомянутая река впадает с правой стороны в 5:лыную Лабу. Псина берет свое начало в южном углу лл: :ких гор, так же, как Теген, и впадает в Малую Лабу : лт оза. Баракай имеют всего несколько деревень, и во всех : то:; ллениях схожи с прочими абазинами.

Письмо А. Кнтстантинова А. Стахиеву. 23 декабря 1779г. Бахчисарай.

«С тех пор и поныне, как из оной, неподвластной никому Абазы, так и от самых черкесов, так называемые простые мужики, убегая равно невольникам, ибо всякий уздень име­ет право такого одного целую семью или из семьи, кого пожелает, продать, променять или подарить; у Абазы же такого нет, а все друг другу равны, присоединяются беспрестанно к абазинцам, что есть причиною их изо дня на день умножения.»

З) К стати как это омерзительно переводить работу Клапрота с оригинала и искажать смысл слова женщина( авт.-в смысле рабыни) на немецком на жену. Получается у любого Абазина – Алтыкесека Кабардинский Князь мог забрать скот лишь необходимый для пропитания его пребывания в пути, а вот любая жена абазинка могла подкладываться под кабардинского князя. А горячие и воинственные во всех источниках Абазины допускали , это из-за страха смерти, истребления, лишения имущества, такую мерзость со своими, женами, получается, сестрами, матерями . По данной извращенной логике сыновья и братья женщины бы испугавшись кабардинского князя и своей смерти, принимали этот ужас за норму. Так перевели работу Клапрота некоторые известные авторы в Кабарде. А ведь приезжая гостить к союзным и породнившимся некоторым Абазинам Алты-кесекам , князь просто по обычаю гостеприимства не забирал , а получал скот необходимый для пропитания его и его свиты. И не жену любого Абаса, что просто смешно, а бесправных, безродных рабынь , часто угоняемых Абазинами у тех же Кабардинцев, просил для себя кабардинский князь. С этой рабыней он позволял два три дня в пути делить ложе или иметь половую связь пока не вернется к себе, к своей семье, детям и жене. Да такое, сословие бесправных женщин – рабынь было подмечено еще Эвлией Челеби только у Кабардинцев. Э. Челеби. « Кто знает, что там произойдет впоследствии, а ныне вследствии указанных обстоятельств, народ Кабарды стал мусульманским. Они грешат внебрачными связями со своими рабынями.»

Кстате данное самое низшее сословие женщин это как раз являлась состовной частью кабардинского общества и именно в кабарде с данной сомой бесправной и не защищено группой позволяло себе высшее сословие кабардинцев такие откровенно безнравственные и бесчеловечные явления.

И вообще абазины-алты кесеки были разобщены и стравлены кабардой в междуусобицу только после заключения с ними родстсвенного союза. И союз этот был хитрым ходом для удержания сих воинственных, на то время многочисленных, ближайших к ним абазин, которые при открытой вражде всегда громили кабардинцев. Но при этом не преследовали цели, властвовать, делать им пакости, и всеми путями ослаблять. И затем расколов кровной враждой Алтыкесекских старшин, они ослабиваших пременивали на свою сторону, давая им помощь и покровительство в вражде с соплеменниками , и львиную долю имели от этой междуусобицы сами, а военной силой были соблазненные ими некоторые ослабшие старшины. Вобщем от верховных групп Лоовцев они пытались все время отбить хитростью и коварством, остальных абазинских старшин как Клычевцев, Бабуковцев и др. на свою сторону .

Надо заметить для таких как С.Х . Хотко занимающихся просто всеми силами затмить военную доблесть, необузданную воинственность племен Абазе, то что никогда силой оружия не покоряли Кабардинцы Абазин и сам же Хотко должен знать истинное положение вещей и о котором говорят источники.

Интересно хотелось бы спросить на каком основании Самир Хамидович поспешно зключает вообще то, что Ашкарские абазины не были самостоятельными и не имели старшин и вообще жили на адыгской земле?

И на каком основании приводимые С.Х Хотко, источники, которые являются рапортами и докладами экспедиций царских военачальников говорят о непристанных военных действиях абазин, а данный исследователь во всупительное статье выставляете, будто все это сопротивления Кабардинцев и Бесленейцев. А абазины в аулах, которых разворачиваются кровавые драмы в этом плане на далеком менее военноспособном плане. Другими словами кабардинцы и бесленейцы непрестанные воины и стратеги обороняли абазин и их аулы как главные силы.

Но почему тогда они все в самые отчаенные и напряженные периоды часто, находят убежище и последнее спасение в абазинских аулах. Особенно лидеры тех же приводимых С.Х. Хотко беглых кабардинцев и так же бесленеевцев часто при карательных экспидициях царских военачальников оказывались за спинами абазин в абазинских аулах , которые расхлебывались своей воинственностью и пожарищами своих аулов и населения. Может просто то что партии Кабардинских и Бесленейских князей спасались там, заворив искусно какую - нибудь интригу на линии с царскими военачальниками которым они клялись и спекулировали неустанно о своей давнем подданстве и верности Российским Императорам. А затем разными убеждениями и хитроумными политическими комбинациями организовывали за счет народов Абаза и их дикй необузданной воинственности набеги.

Несмотря на то, что есть авторы, которые говорят, что именно Беглые кабардинские группы особо воинственные и предприимчивые к военным действиям были главной военной силой походов закубанских народов на линию, нельзя сказать, что они так отчаянно и искренне приследовали так сильно раздуваемую независимость от России горцев. Так называемое освободительное движение горцев которым успешно манипулировали разные державы и личности часто маскировали лишь собственные корыстные цели, и наживу при разных походах Закубанских горцев( большей частью Абазского корня народностей). Можно в силу неопровержимых источников увидеть что часто не принципы благородства и рыцарства, не самопожертвенная военная доблесть во имя иделов свободы и справедливости, не жажда военных приключений была причиной разных вылазок кабардинских князей ударной силой котроых большей частью были Абазины, абазинского корня общества к которым также относились и Абадзехи( Низовые Абазы).

Надо бы сказать при тех же самых карательных экспедициях часто те же главные предводители и иницаторы монгих военных набегах на линия беглые кабардинцы всегда считались давними природными поданными Российских императоров и императриц и при этом сами кабардинские князья сразу же ссылались на эту их давнюю и особую близость на фоне остальных горцев к Российскому двору и престолу. Ведя преговоры при карательных экспидициях, со многими военночальниками разными приемоми и комбинациями они умело находили обоснованнын оправдания и напоминали что они давние подданные императора и во всех происходивших волнениях и набегах их вина на самом последнам месте. Так эти князья еще до нападений и жестоких кровавых расправ часто могли умело вести преговоры с генералами и искусно отводить от себя вину и разорение избавляя себя от кровывых драм отчаянных сопротивлений , которыми расхлебывались абазинские аулы, как молниеотводы карательных экспидиций царских генералов. Но при этом не всегда удавалось и кабардинским князьям иих селеньям избегать ужасающих кровавых истреблеий и расправ при карательных экспедициях. Так обычный кабардинский народ страдал и проливал кровь сполна во всех этих запутанных и непонятных разборках.

Сами же кабардинские князья на во всей этой кровавой путанице политических интриг, выливавшихся в набеги на кардоны и крепости линии, и ответные карательные экспедиции даже умудрялись иметь большие материальные выгоды которые обогащали их. Играя на разных противоречьях между Закубанскими обществами, которых подвергали антироссиской агитации разные державы в борьбе против Царской Россией, те же беглые кабардинцы вели скрытую, антироссийскую пропоганду и неустанные клятвы верности военному командования Россиской империи с другой стороны. Кабардинские князьям даже в этой ситуации проворачивать хитроумные прибыльные мероприятия, из которых за счет постоянного выставления себя в привелегии давних подданных Российских Императоров, выходили с минимальными потярями и жертвами.

В описании подвигов Засса его современника и соратника Атарщикова рассказывается интересное обстоятельство послужившее причиной знакомства, сближения и дальнейшей взаимовыгодной дружбы и сотруднечества Беглого Кабардинского князя Джембулата Атажукина и известного генерала Григория Христофоровича Засса. Данный князь Беглых кабардинцев считался непокорным и скрывался со своим народом в ущельях непокорных Абазин и вообще Атажукины имели статус верховных в кабардинском княжеском сословии. Вот и случай , который сблизил, кабардинского вепрховного князя Джембулата Атажукина и генерала Г.Х. Засса был обычный, считавшийся нормой для кабардинской внешней политики маневр. Такие политические маневры применяли эти князьяо при первом же возможном случае, как к абазинам, которых они давно удерживали и манипулировали посредством навязанного ими же родства, так и по отношению друг к другу и к другим соседним народам. И этот маневр не что иное, другое как, умелое пронырство и продуманное лживое хитроковарное предательство, которым не гнушались кабардинские князья и в нашем примере Джембулат Атажукин, ради своей алчности и низких и корыстных интересов.

Поэтому есть основания поправить С.Х. Хотко и сказать, что часто именно так называемые кабардинские и бесленейские лидеры освободительного движения горцев скрывались и находили убежище у абазинских групп и никак не из-за большой заботы или попытки навязать дух обороны и воинственности недостовавшего абазинами. Настраполяя их к набегам на линию, своими политическими приемами пронырства эти общеизвестные имена героев пробирались к лидерству и возглавлению набегов. И затем с минимальными потерями руками абазинского большинства загребая жар, имели хорошую долю с миниальными жертвами. А во время ответных карательных экспидициях на абазинские аулы , они часто по возможности старались умело выйти па максимуму сухими из воды все сваливая лишь на Абазин, при переговорах с военачальниками. И действительно карались Абазинские аулы конечно генералами не за чужие нападения на линию и кардоны, ибо именно абазинские народы с их населением были главным контенгинтом во многих опустошительных и сокрушительных нападений на кардоны и крепости. Но главными инициатороми, настирополителями были беглые кабардинцы , а точнее их князья, которые часто входили своими предводительскими инициативами и активизмом в доверие Абазины и умело маневрируя, часто направляли эту бешеную энергию, дух воинственности и горячности в вектор преслудуемой ими в действующий момент политики. Почему практически нет пример, что бы Абазинские партии прятались в аулах Бесленнев и Кабардинцев, при карательных походах царских военачальников, а всегда это были партии кабардинских и бесленейских князей. Почему эти главные зачинщики и организаторы ,пробиравшиеся в лидеры не оборонялись в своих аулах с со своим населением, а перебиралисьв абазинские со своим окружением оставляя свои аула?

Н.А Волконский-«Кавказ в 1787-1799 годах» изуцелевших остатков георгиевского архива.

«На этом обрываются все сведения о наших военный действиях в 1789 г., и был ли произведен поиск, а равно; каким результатам привел он, - остатки Георгиевского архива данных не представляют; но должно думать, что большая часть недостающих сведений имеется в делах Моздокского и Кизлярского архивов, и, конечно, в свое время будет извлечена3 из них.

Отношения наши к кабардинцам в течение 1789 л не только не улучшились, но все более убеждали, что мы имеем в них соседей ненадежных. Поведение их выражалось своеволием внутри страны и сношением с закубанцами и даже с турками - чего мы вправе были ожи­даете по признакам предыдущего года, и в предупрежде­ние чего было направлено наше особенное внимание. Кроме того, кабардинцы, как видно из их поведения, на­ходили, что делали нам большую честь своим поддан­ством, и очень были недовольны нашим надзором и вме­шательством в их домашние дела, где того требовали не только наши интересы, но и их собственное благоденствие- на которое они, впрочем, смотрели с дикой и своеобраз­ной точки зрения. Им не понравилось также, между про­чим, и выселение в наши пределы изъявивших нам по­корность закубанцев, и они, не оставляя нас своими раз­бойничьими проделками, пользовались при этом всяким случаем свалить на них вину и поставить их в недружелюбные к нам отношения. Словом, они в лице своих пред­ставителей, нами обласканных и возвеличенных, стремиглись удержать за собою полную самостоятельность, неза­висимость и неприкосновенность, а также пользоваться нашим покровительством только в тех случаях, где это было выгодно для них одних. Вследствие их раздоров с покорившимися нам абазинцами и разных обид и инт­риг мы в начале года лишились весьма интересного и важного для нас в политическом отношении абазинско­го владельца Серали Лоова, который наконец вынужден был бежать обратно за Кубань. Генерал Текелли употре­бил все усилия, чтобы возвратить его назад и в простран­ном письме, ублажая его обещанием всяких выгод и удов­летворением за несправедливо причиненные ему обиды, писал:

«Заверяю Вас святостью монаршаго благоположения к народам, обитающим под высокою Ея И. В. самодер­жицы всероссийской державою, что вы воспримете то упокоение, каковым всяк верноподданный пользуется, и мне весьма будет приятно, если приедете ко мне, где удо­стоверитесь более о прямом моем попечении о Вас и на­родах, прибегающих под покров сильной десницы цар­ства всероссийского, и получите все от Нас захваченное кабардинцами» и т.д. 1

На это именно попечение о народах кабардинцы смот­рели с ревнивым неудовольствием, и им в особенностине нравилось наше покровительство их, старым закля­тым врагам осетинам, щипать и обижать которых по-прежнему-они были лишены возможности.(авторы-возможности раньше имели кабардинцы только за счет укрепления и привелегий которые им были даны материальной военной и политической поддержкой со сторно Российского престола как давним и природным поданным Российских императоров и Императриц со времен царя Ивана Грозного.) Неудоволь­ствие это достигло, наконец, крайних пределов, и в конце мая представитель фамилии Джембулатовых Бекмурза, \ премьер-майор Атажук Хамурзин и Кучук Жанхов (Джанхотов?) с сообщниками установили между собою присягою обязательство, о котором бригадир Горич донес так :

«Буде Россия заступать не престанет протекцией бла­гонамеренных ей народов осетинцев, не допуская им (ка- бардинцам) оных горцев расхитить, также к угнетению и совсем лишению, жизни или стяжания и самаго княжелецкаго достоинства Алия Селетгереева яко одинакаго, но имением движимаго и недвижимаго владением дос- таточнаго акта пользоваться самим. Таковыя насилия, - продолжал Горич, - между ими напредь сего бывали, но ныне, считаясь подданными всероссийскому престолу, сих бесчинств им позволять совсем невозможно.Тот же Алий Селетгереев прибегнул к покровительству Всеавгустейшия Монархини, и наместническому правлению пред сим представ, просил защищения от таковых наглых наси­лий; он же желает поселиться от нас показанных местах со всеми ему подвластными. Итак, Джембулатовы явно противятся всему нашему положению. Буде по их кап- - ризам так как бы должны не дадим волю к порабоще­нию благонамеренных нам осетинцев и к уподлению на жертву не оставим у всероссийского престола просящего от насилия их покровительства владельца Алия Се­летгереева - ни в чем по нашим требованиям делать не будут, о чем единодушно между собою утвердили присягой», и проч. ;

Бригадир Горич видел в этом со стороны кабардинцев «наглое сопротивление» людей, не чувствующих всех Монарших благодеяний, и приходил к заключению, что их необходимо обуздать «за вредное злоумышление и про­тивное нашим предприятиям». Спустя некоторое время, в октябре, Горич приводит один факт, сам по себе в сущ­ности неважный, но освещающий наше стремление того времени поселить раздор между кабардинцами и закубанцами и прекратить таким образом существование между ними вредных для нас отношений. Дело состояло в том, что владелец Большой Кабарды Атажук Эльбздухин пустился к бесленёевцам, конечно, с своими холопа­ми, составлявшими его охрану, разведать, что там у них делается. На возвратном пути он встретил трех турок, которые скупали за Кубанью лошадей. Поймав их и ото­брав бывших при них десять лошадей, он отправился своею дорогою - как вдруг был настигнуть бесленеевцами и атакован ими. Произошла «перепалка», кончивша­яся тем, что турки были отняты; лошади же остались достоянием Эльбздухина, который пригнал их к Беш­тау. Горич свое донесение закончил так:

«Сиятельнейший граф! Я почитаю сие ему неудачею, но тем доволен, что они непримиримую вражду будут иметь»...

 

Они успешно могли теми же известными ихметодами водить за нос царских генералов и умело теми же маневрами решать свои низкие корыстные интересы. Так Джембулат Атажукин в описанном выше стиле предав абазин у которых же и скрывался, слил информацию отряду Засса о хорошо приготовившимся к обороне Тамовском ауле( аул ашкарских абазин ) на который спланирован был поход и предложил им взять врасплох Кизилбековский( аул ашкарских абазин), к которому он показал все подходы. Затем позже информатора, который сливал информацию закутонного в башлык и бурку видели в рядах оборонявших аул Кизилбековцев. Предательство и коварство высшего порядка продуманного самым тщательным образом ибо иначе никак нельзя назвать политику, которую проводил верховный князь беглых кабардинцев Джембулат Атажукин. Одним предательским маневрам убил он двух зайцев. Сделали великую услугу генералу Зассу, подставив целый абазинский аул на неожиданное истребление, и заручились за тем его поддержкой и всяческой помощью в своих интересах. И так же симитировали братскую помощь и заботу, поспешив к кизилбековцам которых он , предупредил о нападении в самый последний момент начал им играть роль помагающих в их беде, котрую они по своей неострожности и слабой военно бдительности, допустили к себе. Так все было сделано четко, абазины кизил бековцы стали с должной им открытостью отвечать благодарностью на полную катушку Джебулату Атажукину. А это ответное участия во всех предлогаемых им мераприятий в походах на укрепления и линию. А так же много друго что, могли умело запросить кабардинские лидеры, как благодарность за их заботу у абазин. При этом генерал Засс вообще не подвергал бы в ответных карательных экспидициях Джембулата Атажукина разорению и более того помогал бы по мере возможности решать свои проблемы. И хотелось бы спросить у Самиро Хамидовича, разве таким образом систематически не поступали кабардинские князья со всеми народами корня АБАЗА на протяжении всей истории? С этой очень результативной политикой братского предательству, с которым невозможно было бороться мужеством и доблестью абазинский народ уж просто ничего не мог поделать, при том, что у каждого второго абазина мать была кабардинка. Горячие и откровенные клятвы и клятво преступления , которые так же умело оправдывались перед родственными абазиными были парализующим оружием которым удавалось влиять на умы и настроения абазинских групп, а так же не давало возможности окончательно дистанцироваться от политики Кабардинсих князей.

Можно кончно сразу же осудить и обвинить в предвзятости такие трактовки и объясненияй причин и реалий событий тех лет. Но есть в истории абазино-кабардинских отношений хоть один документ, где хоть раз абазины обратились за помощью к более сильным и надежным, в войне как заключают разные авторы кабардинцам? Был хоть один случай, что какая нибудь группа абазин искала и находила убежище и военную поддержку в кабардинских или бесленейских аулах? Был хоть один случай, что бы абазины просили царское военное командования для безопасности преселить их поближе к кабардинским и бесленейским аулам? Не один абазинский старшина ни разу не обращался, ни к Бесленейским, ни к Кабардинским князьям за военной поддержкой и помощью. И никогда не один абазинский князь или старшина после какого-либа серьезного набега и вылазки, на линию покинув свой аул, не прятался и не скрывался для большей оборонительной эффективности в бесленейских и кабардинских обществах и аулах. В этом плане все было, как это часто демонстрируют источники наоборот.

Можно без преувеличения сказать, что почти все карательные экспедиции и кровавые расправы в абазинских аулах имели кабардинскую причину и подвергались за братскую поддержку, предоставление убежища и принятие главного военного участия в организуемых нападениях на крепости и кардоны.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.8.46 (0.011 с.)