Эдмунд спесер-«описание поездок по западному кавказу в 1836 году». -мир черкесии-нальчик-2008 год. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эдмунд спесер-«описание поездок по западному кавказу в 1836 году». -мир черкесии-нальчик-2008 год.



 

«В Сучали я увидел решительную перемену, произошедшую в обличии людей и даже в некото­рых обычаях и нравах, заметно отличающих этих людей от жителей Нижней Абазии или, более пра­вильно говоря, той части Черкесии, между Джуком(авторы-Джубга) и Кубанью, которая населена главным образом кабарда-черкесами, то есть чистыми черкесами, поселившимися здесь в большом числе по той при­чине, что Кабарда находится в непосредственной близости от Владикавказской военной дороги, а также потому, что Кабарда не имеет таких же бла­гоприятных условий обороны в высоких горах и мощных ущельях, как те, что существовали в об­ластях Черкесии непосредственно у побережья.»(авторы- изестный англичанин Эдмунд Спенсер, обазночает масштабное оттеснение населения предгорий или настоящих черкесов масштабными и систематичными военными действиями и колонизацией царских войск, которые в большом количестве поселились в ущельях на пространстве Нижней Абазии между Кубанью и Джубгой.)

 

Пора сказать о том кто такие на самом деле зихи не имевшие никокого отношения к синдо - меотским племенам в античную эпоху,

ни к касогам в средние века, ни к черкесии и черкесам 14.15,16 веков. Вообще

что бы не было больше никаких, недорозумений, обид и претензий между абхазо-адыгскими этносами изначальными аборигенами Западного Кавказа,

пора четко обозначить законный и изначальный Абхазо-абазиноязычный и Адыгоязычный ареал двух автохтонных этномассива Западного Кавказа. Так же пора показать реально без преукрас и недомолвок со всем негативным и позитивным, как реально складывалась история и взаимоотношения между абазинами и кабардинцами, Большой и малой Абазии с Черкесией. Все приводимые нами факты в данной работе подкреплены множеством источников.

Бесспорно Абазины чтили всегда и чтут свое родство с Адыгами и с кем бы то не было и никогда его не предовали.Но это не значит что они должны забыть себя и стать Адыгами, зыбыв себя и что они Абазы. Это так же не значит что все что они имеют и они сами должно явлется адыгским, а не их собственным Абазским.

kavkazmonitor1

 

Количество сообщений: 311

Географическое положение: Кавказ - Георгия

Очки: 306

Репутация: 17

Дата регистрации: 2010-02-09

 

Тема: Черкесское возмущение на Элоте Вс 07 Ноя 2010, 14:58

 

Очередной Чачхалия появился на горизонте!

 

На этот раз - не полуумный журналист, а Генеральный секретарь Всемирного абхазо-абазинского Конгресса, небезызвестный Геннадий Аламия.

 

Его открытое письмо Путину по поводу Олимпиады-2014, свидетельствует о том, что озвученная им и Чачхалия позиция является системной, и является закономерным итогом абхазских фальсификаций по отношению к Убыхии.

 

Прискорбно видеть, что эти фальсификации внедрены в сознание и черкесских историков, что подтверждает подпись Самира Хотко под фальсифированной "исторической" справкой.

 

Как обстоит дело на самом деле?

 

1. Черномоское побережье от реки Шахе до реки Бзыбь (Псыбэ) это территория исторической Убыхии.

 

2. Язык убыхов НЕ являлся "срединным" языком между черкесским и абхазским. Убыхский язык стоит гораздо ближе к черкесскому, чем к абхазскому.

Кроме того, большая часть убыхов перешла на черкесский язык. По свидетельству источников, к середине 19 сека убыхский язык употреблялся только в высокогорных убыхских обществах.

 

3. Самоназвание убыхов - бъёх. Черкесы называли их - Убых, абхазы называли их - Садзен (Асадзен). То есть Садзы - это не отдельный народ (как представляют фальсификаторы), а просто абхазское название убыхов.

 

4. Территория Абхазии, что подтверждается всей совокупностью метериалов, начиналась за рекой Бзыбь. Крепость Гагра была построена русскими для предотвращения вторжений убыхов в Абхазию.

 

В чем состоит фальсификация?

 

1. Фальсификация состоит в том, что абхазское название убыхов (садзен) выдается за отдельный абхазоязычный народ, отличный от убыхов, территория которого якобы простиралась по черноморскому побережью от реки Бзыбь до реки Хоста. Территория убыхов тем самым, суживается от реки Хоста до реки Шахе. Тем самым как бы "узаконивается" право Абхазии на часть убыхской территории Бзыбь-Псоу, и выдвигается претензия на территорию побережья от р. Псоу до р. Хоста. В предверии Олимпиады, по понятным причинам, отдельно упоминается Сочи.

 

2. Убыхский язык объявляется "промежуточным", срединным между черкесским и абхазским. А садзы-джигеты же якобы были чисто абхазоязычными.

 

3. Тем самым налицо попытка перетянуть убыхское "одеяло" целиком на сторону Абхазии.

 

4. Понятно, что требование черкесов признать геноцид и Красную поляну (Сочи) символом геноцида разбивает тщетельно выстраиваемую абхазскую фальсификацию. По этой причине рождаются пассажи Чачхалия, Аламия, Багапша и Ко.

 

Прискорбно, что эта фальсификация получила широкое распространение. Подпись Самира Хотко просто шокирует. Или заставляет посмотреть на него по-другому.

 

"Ученые" повторяют эти фальсификации из одной работы в другую, ссылаясь друг на друга, а не источники.

 

"Исследователи" пишут: "Язык садзов-джигетов, по-видимому (!!!) являлся одним из изолированных диалектов абазинского языка".

 

Между тем, фактологический базис весьма ограничен:

 

1. Исследованиями материалов Эвлия Челеби установлено, что еще в середине 17 века язык саша, на котором говорили "садзы-джтгеты" был очень близок языку убыхов. (То есть язык "абхазоязычных" садзов-джигетов на самом деле оказался убыхским!).

Замечу, что это единственное (!) существующее в природе свидетельство о характере "садзского" языка!

 

2. Абхазы еще в начале 20 века не употребляли названия "Убых". Они для обозначения этого народа использовали термин "Садзуа" ("Асадзуа"). То есть "садзы" - это не какой-то отдельный абхазоязычный народ, а просто абхазское название убыхов.

 

Механизмы фальсификации

 

1. Инал-Ипа в своей книге помещает рисунки черкесов графа Гагарина с подписью "Абхазские воины" Сегодня это широко гуляет по Абхазии.

 

2. Баграт Шинкуба объявил убыхский язык "срединным", тем самым отдалив его от черкесского и приблизив к абхазскому.

 

3. Территория от р. Бзыбь до р. Хоста объявлена территорией Садзо-Джигетии вместо Убыхии, соответствующая седьмая звездочка с соответствующим описанием помещена на флаг Абхазии над ладонью.

 

4. В книге Турчанинова "Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа", изданной центром абхазоведения отмечается: "Язык убыхов, как показывают НАШИ (!) исследования, был в древности ближе языку родственных им абхазов и абазин (об адыгах - ни слова!!!), чем теперь. Современный убыхский язык язык образовался в результате сильной инфильтрации со стороны черкесов". Вот так опять тонко отдалили убыхский язык от черкесского в сторону абхазского!!!

 

5. "Расшифровывая" древнейшие МАЙКОПСКИЕ (!) надписи Турчанинов напрямую читает их СОВРЕМЕННЫМ (!) абхазским языком. Подгонка очевидна. При этом в число мифических "ашуйцев" он относит только абхазов, абазин и убыхов. Но никаких адыгов!!!!

 

Если перевернуть ситуацию, то даже представить себе трудно, чтоб например, центр адыговедения приписывал какие-нибудь древние СУХУМСКИЕ (!) надписи исключительно черкесам, даже ни словом не упоминая абхазов. Но они так с нами спокойно поступают.

 

В этом же ряду стоит и политический ход: предоставление гражданства Абхазии убыхам, но игнорирование черкесов.

 

И мы всё это - Кушаем. Радуемся. Умиляемся.

 

Эти мифологемы прочно укоренились в абхазском обществе и частично в научной среде, в том числе и среди наших, печально знаменитых - черкесских.

 

Поэтому дурачку Чачхалия вторит уже Президент Всемирного абхазо-абазинского Конгресса Аламия. Легко прогнозировать, что скоро появятся и другие, на фоне разгорающейся борьбы вокруг Олимпиады 2014 в Сочи.

 

Вопрос: Что со всем этим делать нам, черкесам?

_________________

 

 

http://www.elot.ru/forum/viewtopic.php?t=6558

Andzor

*****

 

 

Зарегистрирован: 07.02.2007

Сообщения: 678

Откуда: Восточная Черкесия (Кабарда) Добавлено: Вс Дек 26, 2010 2:52 am Заголовок сообщения:

 

ANGIE писал(а):

хотабыч

абхазов вообще мало, а уж в глобальной сети тем более...поэтому, к сожалению, мнение абхазской общественности не представлено на большинстве подобных ресурсов.

ну раз так - постараюсь ответить по пунктам:

1)как я понимаю, Чачхалия - московский абхазец, не пользующийся авторитетом среди абхазского общества, выразил свое личное мнение и по своей собственной инициативе...впереди паровоза так сказать

2)Аламия хотел как лучше, но получилось как всегда. Неплохо писал от том что абхазская и черкесская символика должны быть представлены на олимпиаде, но увлекся витязем со звездами, думаю это было лишнее. но это опять-таки сугубо мое личное мнение, т.к. в Абхазии об этом особо никто не слышал и не обсуждал сей факт.

3)Багапш - не могу понять, чем он вам так сильно насолил. как любой политик имеет свои плюсы и минусы, но не стоит судить именно в негативном ключе, ИМХО

4)споры на тему убыхской земли лично мне очень неприятны, я всегда знала что убыхи занимали промежуточное положение между адыгами и абхазами, т.е. были связующим звеном. Я не историк, поэтому в подобные споры вступать не буду, но со стороны смотрится очень некрасиво, особенно про границы Абхазии по реке Бзыбь и тд и тп

5) а насчет казаков, впервые прочла эту новость с негативными комментариями у своего друга-абхаза в фейсбуке. Потом увидела на элоте. Больше никаких обсуждений этого в Абхазии не слышала. Никто у нас массово в казаки не вступает, а над новоявленными абхазскими казаками могут только посмеяться. И я не считаю, что это, как и многое другое нужно воспринимать как личное оскорбление, нанесенное нами черкескому народу. Тем более как говорил горный черкес, казаки воевали на нашей стороне в войну.

 

 

1. Почему бы политикам и историкам малочисленных абхазов не заниматься спокойно своими делами, а не приписывать себе майкопскую культуру, письменность, Лапинского и т.д. Ведь речь идет уже не о злых грузинах, переписавших под себя историю Абхазии, а о черкесах?

 

2. Кроме злополучныз стрел Аламия предложил открыть памятник в Красной поляне Путину с АБХАЗО-АБАЗИНСКИМ конгрессом. Извините за вопрос: А ГДЕ ЧЕРКЕСЫ???? Не при чем???

 

3. Символика Красной поляны имеет отношение к Русско-Черкесской войне. Там 21 мая 1864 года русские войска провели парад победы. И в 2014 году исполнится 150 лет этому событию. В Абхазии, не воевавшей с Россией во время Русско-Черкесской войны, выселение произошло позже, в 1877 году, в ходе Русско-Турецкой войны. И день памяти у абхазов - 31 мая.

 

Эти события не имеют отношения ни к 21 мая 1864 года, ни к 150-летию этого события в 2014 году, чтобы так рьяно туда лезть, отталкивая локтем черкесскую проблематику.

 

4. По границе Абхазии в 19 веке по р. Бзыбь посмотри любую карту Абхазии 19 века.

 

5. Убыхи народ, близкий к черкесам. Даже если он промежуточный, называть абхазов, абазин И УБЫХОВ одним этносом (абаза) - перебор. Про привязывание именно к ним майкопской письменности и культуры и игнорирование адыгов - вообще ни в какие ворота не лезет.

 

6. И поскольку это идет повсеместнно - заканчиваю тем же вопросом, с которого начал: больше нечем заняться политикам и историкам малочисленного народа, кроме как своими действиями рвать отношения с черкесами?

_________________

Моя страна - Черкесия

 

Вернуться к началу

 

 

Andzor

*****

 

 

Зарегистрирован: 07.02.2007

Сообщения: 678

Откуда: Восточная Черкесия (Кабарда) Добавлено: Вс Дек 26, 2010 3:05 am Заголовок сообщения:

 

ANGIE писал(а):

Ну 90% не такой уж плохой результат)))

HetT

Черкесы получить его конечно же могут, но только на общих основаниях, если конечно они не воевали, либо имеют еще какое-то отношение к Абхазии.

Я лично считаю, что неплохо было бы предоставить черкесам упрощеный вариант получения гражданства. Не раздавать всем поголовно, но облегчить процедуру - думаю, это было бы справедливо. Но к сожалению абхазское законодательство во многих сферах еще очень и очень далеко от совершенства, плюс в этой области (как и везде в совке) процветает коррупция, и иной раз даже самим гражданам абхазии трудно получить заветный зеленый паспорт, грустно - но факт.

 

Только один способ есть получения гражданства черкеесами (исключая фиктивные браки естественно) - "доказывать" в суде что ты абазин. Не по братски. На оппозицию тоже надежд нет в плане улучшения абхазо-адыгских отношений - оппозиция борется только за свое участие в распиле денег и имущества...... А историки и политики тем временем - все строчат и строчат беспрепятственно. С 1993 года ой сколько уже настрочили против черкесов... ДЛЯ ЧЕГО И ЗАЧЕМ???

_________________

Моя страна – Черкесия

 

 

Andzor

*****

 

 

Зарегистрирован: 07.02.2007

Сообщения: 678

Откуда: Восточная Черкесия (Кабарда) Добавлено: Вс Ноя 07, 2010 9:25 am Заголовок сообщения:

 

Gedonist писал(а):

 

1) Убыхский язык абслютно самостоятельный и имеет больше согласных звуков, чем любой черкесский диалект (убыхский язык вообще входит чуть-ли не первый или второй в мире язык по количеству согласных фонем). Образец звучания убыхского я предлагал тебе найти на ютубе, ладно приведу линк сам:

http://www.youtube.com/watch?v=vRj-8oCmnkU

 

А где я говорил что он не отдельный? Я говорил что он гораздо ближе к черкесскому языку, чем к абхазскому. И Убыхия (в том числе и Красная Поляна) - составная часть ЧЕРКЕСИИ, а не Абхазии.

_________________

Моя страна - Черкесия

 

Последний раз редактировалось: Andzor (Вс Ноя 07, 2010 9:28 am), всего редактировалось 2 раз(а)

 

atraz

студент

 

 

Зарегистрирован: 11.07.2008

Сообщения: 46

Добавлено: Вт Ноя 09, 2010 1:40 am Заголовок сообщения:

 

kavkazmonitor2 писал(а):

Это крайне опасная политика для Абхазии, т.к. уже в среднесрочной перспективе абхазский этнос потеряет свое численное преимущество. В то же время из-за большей рождаемости (3:1) роль армянского этноса в Абхазии возрастет и уже через 5-7 лет он превзойдет по количеству абхазов....

 

У абхазов своих проблем хватает.

 

 

У них проблемы с демографией, и при этом в Абхазии не дают гражданство черкесам. Армяне получают, а черкесы нет. Мне тоже не нравится политика абхазский властей и деятелей как Аламия или Чачхадия. Как война - так черкесы братья, как мир - черкесы чужие. Так не бывает. Почему бы не давать гражданство черкесам наравне с убыхами, почему не оставить черкесов в покое по вопросу геноцида и Олимпиады? Почему просто не промолчать, а не танцевать под российскую дудку?

 

Вернуться к началу

 

 

ADIGE

*****

 

 

Зарегистрирован: 26.10.2010

Сообщения: 1148

Добавлено: Вт Ноя 09, 2010 10:03 am Заголовок сообщения:

 

Batraz

 

 

у армян деньги есть,поэтому как всегда они врываются на земли которые в скором будущем будут золотоносить как предполагается,а Черкесам что бы там сейчас получить гражданство надо "закосить" под Абазэ,или что то в этом роде.куда это годится? Граждане Абхазы,не боитесь что такими темпами скоро Сухум станет арасочи-2?) эта проблама для абхазии пос серьёзней на сегодняшней день чем непонятки с грузинами!

 

танцевать всем приходится под чью то дудку,за это их я бы сильно не винил,им кроме как на руских надеятся не на кого в принципе. не на нас же)) мы сами не можем понять как и что вокруг нас происходит вообще.

 

Вернуться к началу

 

 

горный черкес

*****

 

 

Зарегистрирован: 15.03.2007

Сообщения: 1965

Откуда: Нальчик Добавлено: Вт Ноя 09, 2010 10:57 am Заголовок сообщения:

 

Больше интересен возможный вариант когда абхазо-абазинский какой-нибудь конгресс вместе с Путиным и Ко. вместе поскорбят о прошедшей кавказской войне и потом будут пить и веселисться на этой злочастной Олимпиаде - вот это будет сильный удар по адыго-абхазским отношениям. Что касается Аламия и Чачхалия - первый уже сам потерял всех своих адыгских друзей которые были с ним ещё до войны и во время войны - так ему и надо - пусть пишет что хочет - он уже никому не интересен - на надо привлекать к нему внимание. А Чачхалия вообще командир "московского" батальона (это те абхазцы, кто всю войну просидел в Москве), хотя его брат говорят воевал и очень хорошо... Так что он не абхазец - он москвич. Что касается абхазского гражданства, то да есть проблемы у адыгов (кроме добровольцев, если участвовал в боевых действиях - то никаких проблем нет с получением гражданства). Такой подход считаю не правильным, но это абхазская земля и им самим решать что там как. А в общем по Абхазии скажу так - у меня там пока ещё осталось несколько друзей - езжу к ним и нашим землякам время от времени, знаю порядочных абхазцев, а а всё остальное мне не нравится что там происходит. Молодёжь сплошное ворьё и наркоманы, работать не хотят - блатные-цветные - охреневшие до невозможности, к адыгам относятся очень плохо. Мы ночью с другом подвезли двоих с Нового Афона в Сухум - бесплатно конечно, Так они у нас кепку с задней полки украли))))))))))) Поэтому всем отезжающим в Абхазию советую - никого не подвозить и никому не доверять, ценные вещи, деньги и машину всегда держать в поле зрения. на пляже всем вместе не купаться - кто-то должен смотреть за вещами. С местными завсегдатаями баров и ресторанов не знакомится - ворьё и наркоманы.

И поменьше верить местной болтовне про геройства и чудеса.

К сожалению у меня лично вот такие вот выводы на данный момент...

И не армяне или кто ещё угроза абхазскому народу - а они сами - молодёжь - ворьё и наркоманы - ложные стремления и стереотипы...

_________________

я не истина в последней инстанции

 

 

BerzegHuasha

Увлеченный

 

akujma

не думай, что мы такие идиоты. Грузинам не удалось заболтать вас, а вам нас и подавно не удастся. Сочи были столицей Черкесии, объединявшей абаза, адыгов и карачаево-балкарцев, общим языком традиционно был адыгабзэ, Адлер в исторических документах именуется Арткъуадж. Граница Черкесии с Абхазией проходила по Гагрскому хребту. Дальше уже жили не черкесы (т.к. черкес - это не адыг, а свободный горец, гражданин Черкесии), а абхазы, всегда были плечом к плечу с мегрелами и грузинами, в том числе и во времена ВОВ (1763-1864).

К черкесам можно отнести абазин тапанта, шкарау, ахчыпсыг1в, садзыг1в, убыхов, все адыгские субэтносы, къарачай и балкар; и то что сейчас благодаря пропаганде вражеского государства это отрицается и всячески вносится раскол и ненависть между частями некогда единой общности, явление временное. Если абазины ближе к абхазам, то их переселение в Абхазию думаю никто запрещать не будет.

Осетины, ингуши, абхазы не относятся к черкесам. Также как и чеченцы, хотя у них и наличествовало стремление к свободе, их удаленность от центра кавказской цивилизации не может включать их в число черкесов.

 

akujma

Увлеченный

BerzegHuasha написал(а):

 

Куджма, вот ваш удел с такими знатоками как этот брахман-лунатик Сидан обсуждать нашу науку.

 

Берзеггуаща (кстати, гуаща тоже Абазское слово). Знаток он похлеще тебя. Но ты у нас, я смотрю, тоже знаток. Просто маститый. Грамотами видимо обвешенный. Я даже представляю книжки каких авторов ты читаешь, а может ты и есть автор этих книжек. Тетка у меня одна есть, было время, она возмущалась о своей подруге черкешенке, типа вообще обнаглела, она говорит, что черкесы потомки Атлантиды, вообще, мол, зазнались, мы потомки Атлантиды. Знала бы она про тебя, хорошо инетом пользоваться не умеет, а то она очень эмоционально переносит этот бред весь. Ты на нее похож, делишь то, что тебе не принадлежит и не принадлежало никогда. Никогда не было "единой" Черкесии. То, что тюрки называли кучу родственных народов одним словом (Черкес), это не значит, что была единая Черкесия. И вообще, что за бред брать себе чужое название, которым тебя назвали другие. Но деньги ты хорошо отрабатываешь.

 

 

2010-10-05 22:37:12

Автор: BerzegHuasha

Увлеченный

 

куджма

Во-первых не гуаща, а Хуаща "имя личное" - не буду уж тут объяснять что оно значит, т.к. такие эксперты как ты и олигофрен сидан все равно это поле распахать не смогут, во-вторых, гуащэ "госпожа" исконно черкесское слово, а в тапантинский язык оно попало также, как остальные 30% лексики этого языка, включая и ныне ставшее самоназванием абаза. Именем абаза восточные черкесы (кабардинцы), выражаясь твоими словами, "называли кучу родственных народов (субэтносов) одним словом (абаза, либо абазэ жылэ), это не значит, что была единая, измышленная, ныне получившая имя, и тем не менее, все же остающаяся весьма эфемерной "Абазашта". И вообще, что за бред брать себе чужое название, которым тебя назвали другие!.

Вы должны именовать свою "Абазашту" - Тапанташта, а этноним абаза принадлежит в первейшую очередь западным горским и причерноморским адыгам - абдзахам, далее убыхам, шапсугам и даже бжедугам!

 

А вообще из твоих реплик я понял, что ты не так далек от этого шизофреника сидана, с его многочисленными боязнями западной цивилизации. Не понимаю таких людей, зачем тогда сидеть за компьютером и пользоваться программным обеспечением, написанным тегами на английском языке и ни на каком другом! Во всем мире Япония, Индия, Китай на микроуровне все программисты пользуются английскими командами, либо аббревиатурами от англ. одни русские хотят и в лаптях сидеть и компьютером пользоваться, да еще и вносить деструктивизм в мировую цивилизацию. Как сгниет у них ядерное оружие,

 

BerzegHuasha

Увлеченный

 

меня просто поражает такой низкий уровень образования, не знать своего собственного самоназвания! Тут же в качестве доказательства хамство и свинство, такое свойственное деэтниизиорованным маргиналам. Акуджма, не лучше ли тебе подойдет ник "сивая кобыла", я засомневался в твоем абазинском происхождении, точнее я теперь полагаю, что тут собираются абазины а-ля буравчик, которого "дед абазин вместе с русскими врастал в НАШУ промёрзлую землю", вероятно в "Абазашту", на территориях отгеноциженной Черкесии.

Учись грамотей у Генко, если уж мне не доверяешь

 

 

 

2010-10-06 20:47:51

Автор: akujma

Увлеченный

 

BerzegHuasha

 

Необразован ты. Я если хамлю, я хамлю тебе, а не твоему народу, не перегинай палку. Я тебе говорю про самоназвание как есть, тапанта - тюркское слово, которым тюрки называли Абазин, спустившихся на равнину, это слово так и переводиться с тюркских языков - "равнинный житель". И Абазины никогда сами себя не называли тапанта. И, характеризируя меня, не сравнивай ни с кем. И, тем более, не приписывай всему народу. Ты на себя посмотри, Убых, который не осознает себя даже Убыхом. И ты будешь учить нас, как сохранить себя??? Ты, который не можешь сохранить свое самосознание. Где гарантии, что ты завтра не будешь называть себя не Черкесом а Мураном, Карбабосом или еще каким нибудь удивительным словом?

 

BerzegHuasha

Увлеченный

 

И далее у меня такой вопрос, кто из вас первым сменил свое самоназвание, условно назовем их абхазы или абазины? Ведь если вы выходцы из одного народа, то у вас соответственно должно быть единое САМОназвание! Абхазы (от черкесов посредством грузин) - апсуа, абазины (от черкесов посредством русских, т.к. вернее сказать тапантинцы) - абазы (от черкесов)? Дайте мне объяснение, с точки зрения абхазоведения.

ПУБЛИКАЦИИ» Версия для печати

 

 

2010-12-10 Авраам Шмулевич

Абхазо-черкесские отношения: «братство навек» или «развод в коммунальной квартире»?

Интервью с Русланом Кешевым, Председателем Черкесского Конгресса КБР

 

1. Вот уже почти двадцать лет Абхазия де-факто независимое государство. Какой вклад внесли черкесы в борьбу Абхазии за независимость и в становление абхазской государственности. Эти факты малоизвестны широкой общественности.

 

 

С началом распада Советского Союза были расширены контакты между черкесской и абхазской общественностью – и между политиками, и между деятелями культуры и науки. Кроме того, в Сухуме была учреждена Конфедерация народов Кавказа, проведен Всемирный фестиваль абхазо-черкесской культуры.

 

 

С началом войны в Абхазии 14 августа 1992 года началось широкое добровольческое движение со стороны многих народов Кавказа, которое сыграло заметную роль, особенно на начальном этапе, в абхазо-грузинском конфликте. Что касается черкесских добровольцев, то достаточно отметить, что начальником штаба, а затем министром обороны Абхазии во время войны был черкес (кабардинец) Султан Сосналиев. Именно отряд черкесов (кабардинцев) под командованием Муаеда Шорова взял штурмом здание Совмина и водрузил на нем знамя победы. Во всей Абхазии знают имена полевых командиров Ибрагима Яганова, командира отряда кабардинских добровольцев, ныне председателя независимого черкесского общественного движения «Хасэ», погибших на войне Гену Карданова, Адама Хуаде и многих других. За время военного конфликта в Абхазии черкесы потеряли около 100 человек из 2 – 2,5 тысяч черкесских добровольцев, воевавших в Абхазии.

 

 

Черкесские республики России (Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия) оказывали Абхазии значительную гуманитарную помощь и во время войны, и после нее, когда Абхазия находилась в многолетней блокаде со стороны России.

 

 

2. Помнят ли в Абхазии вклад черкесских добровольцев в войну за Независимость? Как он увековечен?

 

 

Старшее поколение Абхазии конечно помнит об участии черкесских добровольцев, но молодежь многого не знает. Учебники по истории Абхазии также весьма скромно упоминают об этом вкладе, что вызывает сожаление. Сейчас в Абхазии стоит вопрос об увековечении памяти Султана Сосналиева, рассматриваются различные предложения.

 

3. Как развивались за эти годы абхазо-черкесские отношения?

 

 

Правительство Абхазии оказывает некоторую поддержку семьям погибших добровольцев, организует детский отдых на черноморском побережье, проводятся культурные мероприятия. Но, на мой взгляд, о каких-то серьезных отношениях сегодня говорить не приходится.

 

 

Есть и проблемы, требующие незамедлительного решения. Например, Вы знаете, что без гражданства в Абхазии невозможно приобрести и оформить недвижимость. Сегодня с такой проблемой к нам обращаются многие черкесы.

 

Абхазия позиционирует себя как единственное в современной истории государство народа абхазо-черкесской группы: гражданство Абхазии согласно ее законодательству, предоставляется абазинам и убыхам.

 

Но кроме абазин, абхазов и убыхов в эту группу входят еще черкесы («адыгейцы», «кабардинцы», черкесы и «шапсуги»). Однако законодательство Абхазии не предусматривает получение гражданства черкесам. И это конечно неправильно: если гражданство предоставляется представителям других народов абхазо-черкесской группы, то почему черкесы должны быть исключением? Этот вопрос поднимался прежним руководством Союза Абхазских добровольцев Кабардино-Балкарии, и мы считаем, что его нужно решить.

 

4. Как вы оцениваете сегодняшнее отношение политической верхушки Абхазии к черкесскому вопросу?

 

 

Черкесский вопрос – это наследие Русско-Черкесской войны 1763 – 1864 гг., в результате которой черкесский народ подвергся геноциду, и сегодня 90 % черкесов проживают более чем в 50 странах мира. Черкесы, оставшиеся на Родине, были искусственно разделены на шесть субъектов и четыре «разных» народа – «адыгейцев», «кабардинцев», черкесов и «шапсугов», несмотря на единое самоназвание и общий язык. Сегодня черкесская диаспора по численности в 10 раз превышает общее количество черкесов Кавказа, и фактически не имеет возможности вернуться на историческую Родину.

 

Политическое руководство Абхазии понимает остроту черкесского вопроса, и проблему черкесской диаспоры. Абхазия имеет такую же проблему - абхазская диаспора, пусть и не такая многочисленная, как черкесская, также превышает абхазское население Абхазии.

 

Абхазское руководство вообще не высказывается публично по черкесскому вопросу. Учитывая политическую ситуацию, в которой находится сегодня Абхазия – сильное российское влияние на эту страну, мы не ждем от Абхазии решительного «прорыва» в черкесском направлении и благодарны им за это молчание.

 

Однако отдельные политические деятели Абхазии, в том числе и довольно влиятельные, с подачи определенных сил в РФ, высказывают такие вещи, которых мы не ожидали даже от самых реакционных противников.

 

 

5. Что из себя сегодня представляет Абхазия? Какова Абхазская правящая элита и общество, их «качество»?

 

 

Сегодня в Абхазии наблюдается безусловный экономический рост. Увеличиваются темпы строительства, работают все органы государственной власти, силовых структур, медицинские и образовательные учреждения.

 

На мой взгляд, несмотря на усиливающееся присутствие России, абхазская правящая элита держит курс на укрепление государственности Абхазии, и эта позиция имеет серьезную поддержку в абхазском обществе.

 

Есть проблемы криминализации общества и коррупции власти, характерные и для России. В этом плане поразителен опыт Грузии, где эти проблемы были успешно решены.

 

В абхазском обществе во время блокады традиционные ценности частично были утрачены. Среди молодежи распространенна блатная культура. К сожалению, то же самое можно сказать обо всем Северном Кавказе, но в Абхазии эти негативные тенденции более бросаются в глаза. Вместе с тем абхазская молодежь достаточно патриотична, и, в общем, способна обеспечить будущее Абхазии.

 

На мой взгляд, несмотря на усиливающееся присутствие России, абхазская правящая элита держит курс на укрепление государственности Абхазии, и эта позиция имеет серьезную поддержку в абхазском обществе.

 

 

6. Сейчас в российских СМИ много пишут о том, что Красная поляна – это земли именно абхазов. Вопрос Красной поляны, Олимпиады и геноцида черкесов – вопрос политический или лингвистический?

 

 

Красная поляна – место, где планируется проведение сочинской Олимпиады 2014 года. Для черкесов это место имеет трагическую символику – именно там состоялось последнее сражение Русско-Черкесской войны, именно там 21 мая 1864 года имперские войска провели парад победы над Черкесией. Русско-Черкесская война, длившаяся с 1763 по 1864 годы, окончилась для черкесов катастрофически. Черкесский народ подвергся геноциду, более 90 % оставшихся в живых черкесов были изгнаны с Кавказа, и, как писали источники «от многочисленного цельного народа на Кавказе остались небольшие этнические островки…».

 

Геноцид черкесов был признан Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 7 февраля 1992 года. Теперь мы добиваемся международного признания геноцида черкесов и репатриации черкесов на историческую Родину.

 

В связи с планируемым проведением Олимпиады в Сочи внимание мирового сообщества к проблеме черкесского народа возрастает. И именно сейчас некоторые абхазские политики выступили с заявлениями, что Красная поляна – земля абхазов. Думаю, политический подтекст этих заявлений очевиден.

 

Нам пытаются навязать какие-то бессмысленные лингвистические дискуссии. В связи этим уместно отметить, что конкретно в 19 веке, в том числе естественно, и в 1864 году, когда закончилась Русско-Черкесская война, граница Черкесии и Абхазского княжества проходила по реке Бзыбь, а это, как вы знаете, гораздо южнее не только Красной поляны, но и современной границы Абхазии по реке Псоу.

 

Автономное княжество Абхазия под руководством своего владетельного князя Михаила Шервашидзе не принимало участие в борьбе черкесов против российской империи, и поэтому трагическая символика Красной поляны в связи с событиями 21 мая 1864 года относится только к народам, составлявшим Черкесию в 19 веке.

 

Мы против переписывания черкесской истории в угоду какой бы то ни было политической конъюнктуре, с чьей бы подачи это не происходило.

 

 

7. Многие черкесы высказывали недовольство некоторыми выступлениями абхазских представителей, например, на прошедшей в апреле в Москве в МГИМО МИД РФ  научно-практической конференцией, «Россия-Абхазия: 200 лет дружбы и взаимоотношений», посвященной 200-летию вхождения Абхазии в состав Российской империи, выступлениями там абхазской делегации. Расскажите, о чем речь и насколько эти взгляды отражают мнение абхазского общества и политического руководства.

 

 

На конференции в МГИМО писатель Денис Чачхалия назвал позицию черкесов в связи с Олимпиадой в Сочи недружественной и высказал мнение, что вопрос Красной поляны имеет отношение к Абхазии. Это то, о чем мы только что говорили. Российские СМИ стали писать об этот как раз после этой конференции. Хочу еще раз подчеркнуть, что в 19 веке – периоде о котором, собственно идет речь, вся территория вплоть до реки Бзыбь входила в состав Черкесии. И даже в 20 веке большевики отмечали реку Бзыбь как границу собственно Абхазии, поэтому подобного рода пассажи как минимум, необоснованны, и не могут привести ни к чему, кроме ухудшения абхазо-черкесских отношений.

 

Абхазское политическое руководство, естественно, не высказывает оценок подобных Чачхалия. Надеюсь, что подобные высказывания не найдут поддержки и в абхазском обществе. Но что нас не может не волновать – это искажение истории Черкесии в учебниках по истории Абхазии, которые издаются там в последнее время. Мы призываем абхазских историков более объективно и правдиво относиться к написанию подобных работ, учитывая, что это не безобидное занятие, а закладка фундамента, который может испортить абхазо-черкесские отношения.

 

То же самое можно сказать и по отношению к некоторым абхазским политикам и общественным деятелям.

 

Надо помнить, что черкесы и абхазы относятся к единой абхазо-черкесской языковой группе кавказских языков и история показала, что это братство не только лингвистическое.

 

 

8. Отношения абхазов и черкесов сегодня – что это: «братство навек», «развод в коммунальной квартире»?

 

 

Я думаю, что время эйфории «векового братства», наблюдавшаяся сразу после Абхазо-Грузинской войны 1992-1993 гг. уже проходит, и не считаю это трагедией. Скорее это естественный процесс, отражающий развитие современного абхазского и черкесского общества. На мой взгляд, сегодня излишняя эйфория, еще характерная для черкесского общества, мешает взглянуть на проблемы более объективно. Однако есть понимание, что нашим народам пора перейти к выстраиванию более ясных, прагматичных и взаимовыгодных отношений.

 

 

9. Вы были единственным черкесским деятелем из РФ, принявшим участие в работе Тбилисской конференции. Почему вы туда поехали? И почему вы один?

 

 

Приглашение участвовать в работе конференции из черкесских организаций России получил только Черкесский Конгресс. Поэтому все разговоры, что какие-то черкесские организации получили приглашение, но отказались поехать – вымысел и политические спекуляции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.166 (0.184 с.)