ТОП 10:

Рапорт г. Булгакова г. Тормасову начало июля 1809 г.



С. 879Г.м. Делпоццо возражает перед Торомсовым об отдаче абазии, балкар и осетин и карачаевцев снова ка­бардинцам.( авторы- данный рапорт военной администрации россиской империине двухзначно ведет речь о том что бы заново Россиским ресурсом подчинить правление Абазин Кавказской губернии и других горцев администрации кабардинцев как этому сопутстововала своими стараниями Россия в на протяжении всего 18 столетия.)

813. Предписание ген. Ермолова начальнику Кавказской области от 10-го октября 1822 года № 3245

Вам известно распоряжение мое, чтобы на правой стороне Кубани никого не допускать на жительство кроме Ногайцев и то людей, по-ведением известных, а потому Абазинскому владельцу Урчспилову. О котором изволите представлять мне от 22-го минувшего сентября, 1799, нельзя сего позволить. Не бесполезно иметь в виду, что Абазинцы самый лживый и непостоянный народ, и хотя Уруспилов и ничего не делал для нас вредного, но есть у него родные, есть за Ку­банью связи, — словом, никого кроме Ногайцев на нашей стороне не селить.1

Военно-статистичечкое обозрение Росийской Империи. Издаваемое по высочайшему повелению при первом отделении департамента генерального штаба. Том 16. Часть первая. Ставропольская гкберния. Санкт.-петербург. 1851 год.

«Этот народ по первробытному характеру своему, был склонен более к мирным занятиям, нежели к хищ­ничеству и войне, более к покорности, нежели к независимости. Избегая притеснений Кабардинцев, прикубанские Абазинцы и некоторые из других родов отдались сначала под наше покровительство и поселились вблизи нашей кордонной линии в первых годах этого столетия. Неблагоразумныя меры, принятые против них местным начальством, и оскорбление обыча­ев, освященных временем и преданием, заставили их в 1808 году бежать за Кубань, в горы, к своим соотечественникам. Впоследствии, в 1820 году прикубанские Абазинцы Лоова и Дударукова аулов заняли места по Куба­ни, признали нашу зависимость и живут мирно.Остальныя Абазинския племена занимают самую высшую горную полосу праваго фланга, в непри­ступных ущельях и дебрях, между Тебердою и Губсом. Башильбаевцы, по­лупокорные, живут на верховьях Болыпаго Зеленчука, Кефара и Бежгона; Тамовцы, Кизильбековцы, Шахгиреевцы, Боговцы и Баракаевцы по верши­нам Бол. и Мал. Лабы, Ходза и Губса; последния племена, как непокорныя, ведут с нами открытую вражду. Их первый промысел — хищничество, вто­рой — скотоводство. Их аулы суть сборныя места всех отважных искателей приключений и поживы на русской границе. Недоступность мест, ими зани­маемых, даст им средство еще может быть на долгое время делать безнака­занно набеги в наши пределы; Башильбаевцы склонны к хищничеству, но несколько обуздываются близостью Надежинскаго укрепления, но зато пе­редают похищенное в горы и способствуют тайно своим единоплеменни­кам в грабеже. Все эти 5 племен весьма мало занимаются земледелием, все богатство их состоит в скоте, все щегольство — в оружии и коне.»

ДОНЕСЕНИЕ5 ПРИСТАВА НОГАЙСКОГО

И АБАЗИНСКОГО НАРОДОВ

СУЛТАНА МЕНГЛИ-ГИРЕЯ6 ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ

Н. В. ВЕРДЕРЕВСКОМУ

О ПРИЧИНАХ НЕДОВОЛЬСТВА НОГАЙЦЕВ

И СПОСОБАХ ИХ УСТРАНЕНИЯ

24 марта 1811 г. г. Астрахань

Милостивый государь! При обозрении вашим превосходительством Кавказской губер­нии благоугодно было поручить мне представить вам о подданст-венных мне ногайского и абазинского народов о поселении их и об отношении к пользам Кавказской линии, равно и о причинах беспокойствия от закубанцев и чеченцев, и какими способами воз­можно оных привлечь к спокойному и выгодному для России со­седству.

По сему исполняя волю вашего превосходительства по долгу моему и после присяги к верному служению всемилостивейшему государю соответственно высочайшей на вас возложенной доверен­ности со всею откровенностью имею счастие представить в ниже­следующем.

При вступлении моем в должность 1803 г. заведования ногайским и абазинским народами, внутри и при кордоне нашем расположен­ными, нашел оных между двух властей, а именно от приставов по внутренности управления и от кордонных начальников по связи смежности оных между собою. Противоречие между тех обоих вла­стей производило неудобности и к годам и спокойствию упомя­нутых народов, ослабляя привязанность их к российскому началь­ству, и наконец в 1804 г. произвело в большей части из сих народов предприимчивость к удалению из наших пределов за реку Кубань, в конце оного и при начале 1805 г. генерал-лейтенант Глазенап, производя за Кубанью экспедицию, употребил меня для соглаше­ния ушедших переселиться по-прежнему на Кавказскую линию, обнадеживая абазинцев и ногайцев по их нравственности ласка­тельными привилегиями, чем и удалось мне сколько посредством присяги по нашему магометанскому обряду, а более примером, пе­реселяя мать и с братьями моими в пределы линии, согласить сии народы к водворению на прежние места, и потому 1805 и 1806 гг. употреблены были на переселение и устройство тех народов, и оные между тем начали уже входить в обязанности, как-то: доставляя дешевизну от скотоводства и хлебопашества, вспомоществуя работою российским поселянам в уборке хлеба и сенокошении, сверх этого выгоднейшими для казны ценами перевозили провиант от Дон­ской границы, развозя оный по всем линейным магазейнам * и при­нятием на себя содержания почты по дороге к Кизляру, и сверх 'сего и усердное подкрепление по местному их заселению передовых постов

Таковая готовность оных и в столь короткое время обнадежи­вали на дальнейшие полезности здешнему краю, но между тем в 1807 г., без предварительного мне уведомления, по изветам непо-5 корных из дистанционных начальников, под видом подозрения от : чумы, запирались** целые ногайские аулы иногда потому только, что в нескольких сотнях кибиток, составлявших такой аул, в продолжение недели случился один умерший, при чем полицей ские из предосторожности простирались и на окрестные к тому I аулы, с которыми, им казалось, сей подозреваемый сообщался, а как таковые разведования производились посредством худых пере­водчиков, которые оговаривали без основания, и чиновниками, не * знающими нравственности сего народа, через что и умножалось число страдальцев, которые и окружались казацкою цепью, отде­лявшею их от всякого сообщения. Беспечность, свойственная не­образованному народу, быв стеснена в таком карантине без спосо­бов пропитания, которые по большей части у всех здесь народов состоят от скотоводства, а ныне весь скот находится в отдаленна от аулов для лучшей пастбищи, следовательно, и оставался отре­занным от своих хозяев; сия крайность в необходимостях произво­дила смертность, особенно над беднейшими семействами, и от сего-в некоторых аулах и действительно открывались повальные болез­ни с подозрительными признаками.

С таковыми же, кои казались уже очищенными, по самопроиз­вольному назначению оканчивался карантин и с таковыми произ­водились свидетельства, т. е. при собрании отряженных к тому чи­новников и казаков выводились из аула обоего пола обнаженными, которые и овирались*** по произволению таковых, противу обычай-ности, особенно же к женскому полу, который у них поставляется неприкосновенным и для глаз единоутробных, отвращали от на­блюдения и прочих соседственных к ним народов; а сие от них от­вращение и принималось за оскорбление от местного здесь началь­ства, которое и представляло их ослушниками; а главное началь­ство, удостоверясь на таковые представления, запретило всем азиатским народам всякие с линиею сообщения, позволяя казачьим постам таковых, кои покусятся приблизиться к границе линии, воспрещать переезд, а когда оные не послушают таковых, стрелять. Несмотря, что азиатские народы, по незнанию языка, не могли разуметь сие от казаков возвращение ее, как во время поселения народов для приласкания некоторых позволялось выбирать им по удобности места, то многие расположились внутри кордонов даже и между российских поселян, так что пашни их и др. потребности были с русскими общими, а от сего и подвергались преследованию, хищничеству и убийству. Таковые же, которые захватывались жи­выми, предавались как нарушители учреждения военному суду, в котором не имели другого посредничества, как невежественного, из простых казаков, по наряду толмача *, который едва ли разумел на их языке именовать и подручные им вещи, осуждались к мучи­тельной смерти и таковые заганивались** сквозь строй, умышлен­но в базарные дни, дабы слух в соседственных народах распро­странил сию противу их строгость, хотя сим народам и не могло быть неизвестным, что для преступивших из них всевысочайше учрежден в Моздоке пограничный суд, в котором заседают из каж­дого подведомственного народа выбранные судьи, а сии противу обычайные меры по удобности у здешних народов сообщать све­дения переливались, так сказать во все пространство гор Кавказ­ских и произвело в оных единодушное остервенение к Кавказской линии, чем и воспользовались турецкое и персидское правление, раздувая фирманами*** и подарками их ненависть; и сии были дей­ствительными причинами нападению от закубанцев и чеченцев столь великим потерям на Кавказской линии и по дороге в Грузию, и по таковому направлению соседствующих народов могло б по­следовать и вещее зло, если б не случилось нечаянного для линии облегчения от Черноморского флота Турецкой приморской крепо­сти Анапы потом и др. крепостей по берегу Черного моря, затруд­нившие связь Порты Оттоманской с Кавказскими народами.

В 1808 г. началось таковое же и для абазинского народа ка­рантинное очищение от которого не осталось ныне для здешнего края ни десятой части сего народа. От трудолюбия и изобилия которого пользовались не столько в здешнем крае, как-то: ремон­тировались кавалерийские полки лошадьми, на промышленность вывозили отсюда и во внутренние провинции: хлеб, скот, масло, мед, воск и кожи, также воронежские суконные фабрики превосход­ную их шерсть, да и Таганрогский порт отсюда получал большую часть означенных товаров. Знатная часть из сего народа пересе­лилась по-прежнему за реку Кубань, оставя большую часть своего имущества, состоящего в скоте, под присмотром определенных к тому казаков, и скитаясь между закубанцами, пользуются их вспо­моществованием, возбуждая их к линии ненависть и сия, по мне­нию моему, причина произведенному в 1809 г. нападению и раз­граблению села Каменобродского и сильному противу нас ожесто­чению, оказанному в 1810 г. во время экспедиции за Кубанью.

Восход к причинам отвращения закубанских народов, ваше пре­восходительство, усмотреть изволите трудность преклонить оных к полезному линии соседству, но не невозможность, ибо, уничто­жая оные причины прокламациею от главного в Грузии началь­ства, им ныне имеющую быть опубликованную о монаршей к ним милости, с деятельным устроением по границе меновых дворов, в которых направилось оказываемое бескорыстие к их потребностям, и в замену, не требуя более от них, как спокойного соседства по всему, вероятно, над ними сильно воздействует, а потом, направ­ляя по их нравственности посредством мены, приблизить их к до­веренности, от которой время произведет неминуемо и их добро­хотство.

В сем наиболее обнадеживает нынешнее закубанцев положе­ние с одной стороны по трудности получать от турок для них по­требность, а паче в соли, которая для них необходима и которой на линии изобилие, а с другой недонос* и действительное прекло­нение, в усердность кабардинского народа, которого знаменитость имеет сильное влияние на прочих закубанцев, большею частью им однородных и связанных по происхождению, родству и обычаям, наиболее же по произведенной в нынешнюю зиму из Крыму счаст­ливой экспедиции, от которой сильнейшие народы, обитающие по­близости к берегам Черного моря, совершенно побежденные рос­сийским оружием.

А все оное и убеждает меня по благосклонному вашему позво­лению представить вашему превосходительству, что настоящее по­ложение дел есть самое благовременное для преклонения сосед­ственных линий народов к господственному от России влиянию.

Ваш,1 милостивейший государь, '

всеподданнейший слуга Султан Менгли-Гирей.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6200, л.ч2—5. Подлинник.

 

Но затем уже в 1822 году сами Кабардинские князья испытали всю стргость и необузданность беспощадности генрала Ермолов, который не всегла удавалось, умело манипулировать и тогда Кабарда подвергалась масштабным погромам. И в эих годах Абазины поддержали Кабарду своим упорным военным противостоянием.

К Сталь

«Абазинцы верхнее-кумские вели упорную войну во время восстания Большой Кабарды 1822 году. Предводителем их был Нарту ко. Испытав поражения и значительно уменьшенные народонаселением, абазин­цы наконец успокоились и вместе с предводителем сво­им Нартуком покорились генералу Ермолову, который их водворил на том месте, на котормо живут ныне. Кумские абазинцы живут на верхней Куме и Подкумке в 4-х аулах; душ обоего пола 2550. они занимаются земледе­лием скотоводством, имеют 44000 лошадей, 34 тыс овец и 2060 штук скота. Подчиняются через карачаевского пристава начальнику центра Кавказской линии. Важ­нейшие фамилии этого рода: 1) Абуко, 2) Жантемир, 3) Трам и 4) Лоов.»

В любом случае мы видим как целый Абазинский аул обрек себя не истребление из-за того, что кабардинские всадники или хищники , не стали к это уже им подобало, на равных вступить в бой казачьим дозором и побежали прятаться за спины трамовцев, которые в сложившихся обтоятельствах никак не стали выдовать их.

Никогда Абазины не вредили умышленно своим союзникам и родственникам кабардинцам , и не разу в истории они не поступили с ними по предательски, нарушая свои обещания и клятвы. Более того вопреки всем разногласиям из-за двухстандартной и эгоистической политики кабардинских князей абазины не отказывали кабардинцам когда те искали спасения , поддержки помощи в их аулах.)

 

И так чужой силой наносили урон Абазинским старшинам эти князья –союзники и родственники. Лишь разными клятвами и известной политикой удавалась кабардинским князьям вовлекать отдельные группы родственных абазин в их авантюры и часто подставлять под дальновидно запланированную западню. Можно одним словом сказать что ложь и нечистоплотность политики кабардинских князей после сближения с Абазинам, лишь родством сумело раздробить в кровавой вражде старшин Абазин и на всегда сделать их Алты-кесеками , кусками или отдельными партиями старшин расстроенными вечной кровавой враждой умело контролируемой кабардинской политикой. И вот так от консолидирующих и верховных старшин Абазин Лоовых были отбиты остальные менее крупные старшины в лице бабуковцев, клычевцев и др. Так после этого, одни группы старшин Алты-кесек не прибегали к единению с другими. И так весь их необузданный военный потенциал умело отвели от себя кабардинцские князья посредством родства и затем своей нечистоплотной политикой. А после использовали и манипулировали в разных своих целях некоторой частью Абазинского народа, часто против их же однородцев и других своих внешних врагов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.013 с.)