Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
То же от 16-го сентября 1818 годаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Добрый приятель мой! Вам известны причины, которые заставили меня наказать жителей Трамова аула и я теперь повторю вам, как приятелю, что никогда не потерплю, если кто у себя укрывать будет разбойников или людей, вредных подданным великого моего Государя; но я не хотел наказать самого Трамова и докажу ему, что всегда стараться буду об его выгодах, и о чем прошу вас объявить ему. Я скоро буду у вас, и Кабардинцы увидят, что я ни малейшего не ищу сделать им зла; напротив, для собственной пользы их желаю, чтобы они были спокойны. Я знаю, что Кабардинцы будут иметь ко мне доверенность, ибо я никогда не изменяю словам моим, и что скажу, навсегда в том постоянен; но Кабардинцам надлежит знать, что Трамов один пострадал за шалости всех Кабардинцев и их дело не допустить его терпеть разорение и бедность. У видясь с вами, обо всем переговорим обстоятельно, а между тем и самому Трамову сказал я, чтобы он подвластных ему остановил от переселения за Кубань, ибо жаль было бы мне, чтобы жители Кабар-ды искали убежище между другими народами, в зависимости будучи от них и в подчиненности. Я не должен допустить их до сего и, конечно, того не сделаю, разве сам и они решатся на сей неблагоразумный поступок; но тогда они должны будут сами себя упрекать. Прошу вас, любезный приятель, объявить им о сем. Желаю весьма вас видеть и непременно то исполню.2
Академик П-С Паллас. «Страну, расположенную к западу до Черного моря, начиная от истоков Кубани у подножия Эльбруса, высочайшей горы всего Кавказа, населяют следующие племена. 1. Малая Абаза, или Алти-кесек, насчитывающая 6 племен: Шангемир, Клыч, Кеша, Лоу, Биберт, Дуда- рук. Народ Малой Абазы или Алти-кесек-Абаза занимает область между речкой Марух и рекой Подкума; следовательно, они занимают часть турецких и часть русских пограничных земель. Подчиняясь не князьям, но старейшинам племен, они считаются ( авторы – интерсно немецкий академик не напрямую говрит о подчинении абазин кабардинцам, а применяет термин считаются. Кем считаются и на каких основаниях? Должно быть, конечно,Российским престолом в угоду своим давним и природным подданными кабардинцам, политически выгодно было в предыдущие десятелетия содействовать этому и покровительствовать лживым претензиям кабардинцев, таким образом выстовлявших родство и союз в подданство и зависимость. И только потом когда часть Абазин Алты-кесек приняло самостоятельно присягу на подданство и прешло под Российское управление, кабардинцам отказали в претязаниях на подчинение той части абазин басхагов их давних союзников и родственников, но никак не завоеванных вассалов., которых всеми поддержкой россиского ресурса узурпировали своими маневрамикнязья кабарды.) В свою очередь кабардинцы, борясь за независимость, ввиду разногласий между собой, в разные времена более или менее стремились к покровительству русских; большая часть этого отважного народа удерживает свою свободу, запершись в теснинах гор за Кубанью. Недавно покровительство России приняли следующие племена, управляемые ныне комендантом Константиногорска: 1. Лоу или Лоова фамилия, насчитывающая 1500 человек; 2. Биберт или Бибердова фамилия, около 1600 человек; 3. Клыч или Клычевафамилия, 600человек; 4. Шантемир или Шантемирова фамилия, 1700 человек. Эти фамилии населяют возвышенную область по соседству с реками Кума и Подкума и живут рассеянно в небольших деревушках. Абазины раньше были христианами, но в настоящее время их знать исповедует магометанскую религию. В их образе жизни и одежде они подобны черкесам, точно так же схожи и языки этих двух народов. Хотя первые и занимаются земледелием, они обеспечивают себе пропитание главным образом скотоводством, и владеют необычайно прекрасными лошадьми. Они были бы богатым народом, в соответствии с их идеалом богатства, если бы черкесские князья были менее деспотичны и алчны в своих требованиях. При их капитуляции генерал-майору Фабрициану они заявили о своей независимости от этих низких князей, но во время последующих, более снисходительных правителей, они снова подчинились ярму высокомерных кабардинцев. Наконец, им был навязан даже образ жизни последних, с целью предотвратить, в случае чего, их бегство от границ России. Следствием этого чванства было то, что преобладающая часть абазин убежала от этих господ и образовала новые поселения за Кубанью. Действительно, требование кабардинцев на подчинение этого народа основано на явной узурпации. В связи с этим, под лживым предлогом дружбы князья абазин были приглашены на ассамблею, якобы с целью установить более тесные связи с кабардинцами, но затем коварные друзья истребили их и остатки их фамилий, после чего вынудили (абазинских) дворян подчиниться их главенству и поселиться недалеко от Бештау. Главные места первоначального проживания абазин за русскими границами суть следующие: 2. Клыч, на реке Калмурза, впадающей в Кубань около места, называемого Каменный мост, или по-татарски Таш- купир, или Мыва-Ламиш по-черкесски. 2. Трамкт, на речке Теберда, впадающей в Кубань слева, ниже Каменного моста, так же, как речка Сона или Шона, в месте, где мы обнаружили христианскую греческую церковь. 3. Лукт, на реке Карданек. 4. Асланкт, на реке Хасаут, которая после соединения с рекой Карданек впадает в Зеленчук или Инджик. 5. Дударукват, на берегу Малого Зеленчука. 6. Биберт, на реке Марух, впадающей в предыдущую слева. Место называется Кетшега, на правом берегу Кубани, принадлежит, собственно, Клычам. По этому описанию деревень, которыми владеет племя Джантемир на берегах Нартсана, читатель может составить себе представление о поселениях абазин и черкесов. 3. Большая Абаза включает в себя следующие основные племена: Бешилбай, проживающее в лесистых горах на берегах речек Капир и Цих, которые, соединяясь около высоких гор, впадают в Большой Зеленчук слева. Далее они проживают в Черных горах около истоков Урупа и частью также на берегах Большого и Малого Тегена, которые текут среди гор и впадают в Уруп или Уарп слева. Этот упрямый и беспокойный народ оказывает очень мало уважения князьям и не подчиняется никакой власти; они не были покорены даже русскими войсками, посланнымипротив них. По характеру и образу жизни они не отличаются от прочих абазин. Их поселения также располагаются в лесистых местах или в труднодоступных ущельях. Вследствие того, что они живут в лесах и на горах, земледелие у них не развито, но они пасут коз и овец и уделяют много внимания пчеловодству. В этой области мы приобрели тот самый знаменитый опьяняющий, или как его обычно называют, сводящий с ума мед, который пчелы собирают с рододендронов и азалии понтийской. Племя Бешилбай влачит нищенское существование более, чем их соседи, и его члены являются великими разбойниками. 4. Баракай, другое абазинское племя, проживает в области между реками Псина и Малая Лаба вблизи точки, где вышеупомянутая река впадает с правой стороны в Большую Лабу. Псина берет свое начало в южном углу плоских гор, так же, как Теген, и впадает в Малую Лабу справа. Баракай имеют всего несколько деревень, и во всех отношениях схожи с прочими абазинами. 5. Туби, или Убух проживает в горах выше Шаукеши и далее на запад. 6. Шапсуги населяют область, примыкающую к Черному морю, и предпочитают лесистые горы на западной стороне речек Антигир, Бугундур, Алин, Оф, Шебин, Са- таса и Шипе; на берегах первых двух речек находятся деревни Абат, принадлежащие дворянину с этим же именем. Преобладающая часть шапсугов живет рассеянно по полям отдельными фамилиями; несколько их деревушек расположены на берегах Сатасы и Шебина. Эти абазины не занимаются ни скотоводством, ни земледелием, но главным образом грабежом. У них нет князей, и тот, чья фамилия наиболее многочисленная или воинственна во время их походов, считается главным управителем. Их противозаконный обычай грабить путешественников особенно тревожит турков, добирающихся до окрестностей Анапы. Вышеупомянутые речки образуют широкое болото ниже Сани, связывающей их с Аттакумом, около местечка, где эти речки сливаются с рукавом Кара-Кубани, называемым Ерли. Натухаш, или вернее Натху-Кайчи, другое абазинское племя, обитающее на вершинах Черных гор, которые в районе Анапы выходят к Черному морю и ответвление которых достигает в западном направлении Кубани…..» Акдемик Клапрот «Все абасы делятся на Большую и Малую Абазу или Абаза, к первой принадлежат также племена, живущие на той стороне Кавказских гор у Черного моря, и поэтому, именуемые черкесами Kuschnsib Abassu, т.е. загориые абасы. Я (т.е. Клапрот - Л.К.) теперь опускаю описание различных племен, живущих но ту сторону Кубани, именно с востока на запад или с верховьев вниз. Ради полноты я буду соединять известия Палласа со своими, чтобы они далеко согласовались. С.450 1. Так называемая Малая Абаза по-татарски А1- tiKesek, т.е. шесть частей,_ именуются у черкесов Backech и сами себя называют Tapanta. Они живут частично еще на этой стороне Кубани до Podkuma и эти являются русскими подданными, хотя черкесы присваивают себе верховенство над ними. Их зависимость от коменданта маленького укрепления Константиногорск между тем весьма служит защитой против их угнетателей. Племена живущие по эту сторону (Кубани - Л.К.) следующие: Lou - около 1500 голов (человек - Л. К.) Bibert - около 1600 голов Klisch - 600 голов Dschantemir -1700 голов Однако теперь они потеряли многих от чумы, так что их хозяйственное число может быть отмечено не точно. Эти племена живут рассеяно у верховьев Кумы и Подкумка в маленьких селениях. Впе русских границ есть следующие племенные местности Меной Абазы. 6-Klitsdi (Клыч) на речке Калмурзе Джилгасса, которая впадает справа в Кубань в тридцати верстах ниже Каменного моста. Далее они также имеют ниже расположенное селение Кечега на правом берегу Кубани. 7. Трамкт на Теберде, которая впадает в Кубань с левой стороны ниже Каменного моста; в равной мере на речке Шона, которая также впадает в Кубань слева. Племя Трам как здесь так и на Беш-Тау знаменито своей красивой породой лошадей. С.451 3. Лoy или лоукъаджъ числом около 200 семейств проживают на Малом Карданек, который впадает справа в Малый Инжик. 4. Асланкт или Аслан - Герей на реке Аксаут которая соединяется с Малым Карданеком. 5. Дударакъай - числом в 250 семейств, состоящих под властью нескольких старшин, среди которых Бу-Аслпн Дударук. Живут они частично в сторону от этой реки на 20 верст. 6. Биберт на речке Марау или Марух, которая впадает с левой стороны в Малый Инджик. Дорога от русской границы к этим пародам идет от редута Кубанского по Куме, потом вверх по этой реке мимо гор Мара и Барамут, через Каменный мост на Кубань. Она хороша и удобна для проезда телегой, хотя в некоторых местах несколько холмиста. В местах их жительства есть узкие скалистые долины, где ездят лишь верхом. Снежные горы можно самому пешком перейти обеими сторонами Инджика и приходить так на имеретинскую область Лечкум расположенную в истоках Цхалис-цкам, в древности Гиппус. С.452 Алтыкесек не имеют общего главаря, но стоят под различными узденями, которые лишь тогда почитаются, когда имеют много денег и имущества. Они имели большую приверженность к кабардинскому Адиль-Гирею Атажукину и оказывали ему слепое послушание. Он пойманный сидел некогда с Атажукой Хамурзиным и Исмаельбек Атажукой в Екатериносла- ве, но бежал, проведенный одним ногайцем на двухколесной татарской телеге. Благодаря различным преступлениям против России он должен был покинуть свое жилище в Большой Кабарде и бежать с 100 черкесскими всадниками к дударуковским абасам( авторы-ныне аул Псыж.) на малый Инджик. Его отряд увеличивался день ото дня и в качестве убежденного врага русских, он делал частые разбойничьи нападения на их пределы. Он имел связь со всеми магометанскими духовными лицами в горах и пользовался их влиянием на племена живущие по ту сторону Кубани, склоняя к религиозной войне против России. Однако провидением он был уготовлен, потому что в 1807 г. он умер от чумы и из его шайки остались в живых лишь три человека. Эти абасы, живущие во вражде с Россией, между тем имеют друзей и родственников на русской стороне, которых они скрытно через Кубань посещаю!', также ходят при удобном случае через казачьи станицы в‘сообщничестве с ногайцами грабить близлежащие селения, и делят добычу с ними абасами, живущими на русской стороне. Кабардинские разбойники находят здесь убежище и состоят с ними в связи, кабардинцы также приводят часто туда добытые разбоем людей и скот на продажу, по ту сторону Кубани. Всем этим преступлениям можно легко препятствовать соседними подчиненными России ногаями, но они сами соединяются с абасами.» (Авторы - Интересный парадокс, кабардинские князья несколько столетий в письмах и обращениях к Российским императорам и императрицам, своими лицами потирали стопы, рабски просили помощи военной и политической, выпрашивали своими лесными обращениеми повышения их систематических жалований, обозначали что всегда и всем они будут верными холопами и рабами и Россиских Вседержавнейших Монархов и Монархинь, а тут когда начали сужаться все удовлетворения их привелегий и обласкивания их самых разных притхотей и желаний они начали заниматься преступлениями и показывать свой характер. При этом они начали, искать убежища и поддержки к Абазинам в их горы и ущелья в Закубанья, куда все восемнадцатое столетие из-года в год, они же князья Кабарды организовывали Российские сокрушающие экспедиции в качестве проводников и природных подданных и привеорженцев Российского престола. А теперь они снова побежали клясться в новом родстве и союзе с их братьями Абазинами, родство и союз и взаимовыгодные экономические отношения, которые посредством манипуляцией Россиского ресурса они все время пытались закрепить как господство и сюзеренетет над Абазинами. С 16 века имея все от Российских монархов, от жалований до военной и политических ласк за клятвы в верности и льстивых признаниях своего нижайшего холопства и рабства, а так же постоянной военной службы и прислужничества, они начали теми же маневрами чернить и настропалять против Российского престола этих независимых и абсолютно не знавших и не представлявших еще Россию закубанских народов. Знакомы Российские монархи и военачальники были этим горцам больше сокрушающими экспедициями в их горы, что скрытно и умело, организовывали князья Кабарды, которые при этом имели огромные бонусы и выгоды тогда. А тепрерь, так сильно потреппанные в течение всего 18 столетия силой Русского оружия Закубанские Абазины, умелыми маневрами клятв и убеждений, абсолютно совершенной и убедительнейшей, но обманчивой дипломтией, ущелья Абазин настрапаленные князьями Кабарды, обрушились на Российские крепости и кардоны. И начался период открытых и ожесточенных противостояниях и нелетов на Кавказскую Линию, и волнения горских народов во всем Закубанье и Кабарде.. Дикая необузданная воинственность, жажда военных приключений и рыцарства, абсолютная легковерность и простота и часто политическая неорентированность Абазин, систематично позволяли Кабардинским князьям скрывать свою истинную сущность и предательские преступления и вовлекать Абазин в новые авантюры и свои кровывые политические игры. Притом, что многие источники называют абазин миролюивыми, добронравными, кроткими, и так же есть генералы как Ермолов и Булгаков, которые из-за этих кабардинских капканов и ловушек обозначали абазин и лживыми и вероломными. При этом сами эти генералы и Булгаков и Ермолов не замечали своей предвзятости и абсолютной беспомощности и близорукости, если не учесть их принципные и бесправные административные, экономические и политическите злоупотреблениями естественными потребностями и обычами Абазин. И поэтому многие другие военачальники по праву критиковали не адекватность и не справедливост своих коллег.) «Кабардинцы гнались за ушедшими и требовали их выдачи, но башилбайцы, воспрепятствовав возвращению их вооруженной рукой, принудили кабардинцев, после некоторых ошибок и без ожиданного успеха в их предприятиях, возвратиться к новопроизведенным своим узденям, дабы отмстить над ними свои неудачи. Сии изменники своего народа, доведенные до крайности, просили во время бунта кабардинцев против России в 1779 году начальников на Кавказской линии принять их под свою защиту и получили желаемое согласие. Вследствие сего часть их поселена была внутри кордона, близ крепостей. Таким образом избавились они от угнетения кабардинцев. Осетинцы* же, оставшиеся под игом сих извергов, жили в вершинах Кумы за кордоном, претерпевали от притеснителей своих крайнее мучение и, не взирая на узденство, отлучающее их от народа, угнетаемы были наравне с прочими. Состояние сих несчастных, сделавшись совершенно для них несносным, принудило их разбежаться отчасти за Кубань, к своим единоплеменным, а других, в знатном числе,— к живущим в нашем кордоне. Столь неожиданное умножение сделалось для первых тягостным; по причине их стеснения встретились разные неудобства, а особливо по соединении сих выходцев с ногайцами, с коими они не могли ужиться по разности с ними в происхождении и правилах. Сие произвело новое между ними несогласие, ссоры и грабежи: одни у других старались сманивать подвластных н защищать беглецов. Просьбы, от сего происходившие, крайне затрудняли российское начальство. Положение осетинцев* становилось еще жалостнее, как по причине частых набегов, претерпеваемых ими от кабардинцев, равно и от обид, ногайцами производимых. Сии неудобства уничтожены были распространением их жилищ по вершинам рек, впадающих в Кубань и Куму, и учреждением нового поста в вершинах сей последней реки под ведомством абазинского пристава, который сильными своими разъездами предохранял их от хищнических набегов, неблагоприятствующих им кабардинцев. Таковыми благоразумными и выгодными для сего, столь угнетеного кабардинцами абазинского народа, доставлен ему покой .(Авторы- а ведь переселяли абазин с их ущелий российские войска и закубанские экспедиции да и все эти злоуботребления князей кабарды, которые так сильно потрепали и Абазин Басхагов, были спонсируемыми Россиским ресурсом, котрым умело и хитроумно распоряжались князья Кабарды. Все эти невыгодные административные перетрубации совершаемые Российским начальстовом с этой частью Абазин Басхагов все 18 столетие привели к тому что, Абазины были рассеяны и разбросаны и самым последним спсением было у них уход в Закубанья,в выскогрные ущелья находившихся на той стороне собратьев. Именно когда Абазины напрямую заявили в 1799 году во аремя усмирительной экспидиции генералу Фабрициону о том что они не звисили и не зависят от этих низких князей Кабарды их решено было превести ближе к кардонов к недупщению новых бунтов и восстаний которые автомотически вовлекаются и абазины, которые масштабно увеличивали силу и набеги на линию зачинщиков-кабардинских князей.» В народе сем, по примеру ногайцев, учрежден родовой суд, составленный из равного числа людей, взятых из трех их сословий. Сия мера, по общему мнению, к улучшению народного состояния долженствовала прекратить своеволие владельцев и уменьшить безответственное нм повиновение узденей. Абазинцы, восчувствовав выгоды, происшедшие от заведенного между ними порядка и спокойствия, соединением лх приобретенного, также важность данной им защиты, уаедомили о счастливом своем положении живущих за Кубанью алтыкисеков: посему они значащими партиями начали просить местное российское начальство о позволении соединиться с своими однородцами, обещая перевесть v собой более 30 000 народ а. Таким образом народ сей от человеколюбивого и благоразумного с ним обращения по- - за милость то, чего прежде не могли сделать все старания и иждивения начальствовавших на Линии, имевшие едннственной целью уменьшение числа противников, за Кубанью живущих. бо хотя им и отказано было о переселении па нашу сторону по причине мира с Отоманской Портой, по сне не воспрепятствовало им остаться более преданными российской, нежели турецкой,стороне. Кабардинцы, лишась столь для них сильного воспомоще.твования абазинцев, кои не только трудолюбием своим доставляли им пропитание, но и защищали их вооруженное рукой, сделались после отступления их и сами менее строптивыми; сверх того, потеряли удобность переезда за границу, отчего прекратилась их связь с закубанцами. Сей добрый, трудолюбивый народ абазинский состоял пегда из 17 000 душ; он доставлял местным жителям всякое потребности и содействовал к их дешевизне; также кавалерийские полки получали от него в ремонт лучших лошадей; от него выводились сгонщиками внутрь России большие гурты скота; от пего, наконец, снабжался Таганрогский порт кожами, маслом, медом и воском: а Воронежские суконные фабрики — добротной овечьей шерстью. Он, сделавшись попечением местного начальст ва, из рассеянного по своему единодушию усиленным, взаимно связью укрепленным и в надежде быть защищаемым, следственно, спокойным, восчувствовал благодеяния, получаемые от России, и за то питал нелицемерные чувства благодарности к своим избавителям. Но вскоре за сим прекратились все меры, правительством предпринятые к твердому основанию его благополучия. Неспособность их пристава, буйство: казаков и наушение турков заставили сей народ в 1804 году бежать вместе с ногайским пародом за реку Кубань, откуда уже в 1805 году возвратились они к прежним жилищам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.231 (0.011 с.) |