То же от 16-го сентября 1818 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

То же от 16-го сентября 1818 года



Добрый приятель мой! Вам известны причины, которые заставили меня наказать жителей Трамова аула и я теперь повторю вам, как приятелю, что никогда не потерплю, если кто у себя укрывать будет разбойников или людей, вредных подданным великого моего Госу­даря; но я не хотел наказать самого Трамова и докажу ему, что всег­да стараться буду об его выгодах, и о чем прошу вас объявить ему. Я скоро буду у вас, и Кабардинцы увидят, что я ни малейшего не ищу сделать им зла; напротив, для собственной пользы их желаю, чтобы они были спокойны. Я знаю, что Кабардинцы будут иметь ко мне до­веренность, ибо я никогда не изменяю словам моим, и что скажу, на­всегда в том постоянен; но Кабардинцам надлежит знать, что Трамов один пострадал за шалости всех Кабардинцев и их дело не допустить его терпеть разорение и бедность.

У видясь с вами, обо всем переговорим обстоятельно, а между тем и самому Трамову сказал я, чтобы он подвластных ему остановил от переселения за Кубань, ибо жаль было бы мне, чтобы жители Кабар-ды искали убежище между другими народами, в зависимости будучи от них и в подчиненности.

Я не должен допустить их до сего и, конечно, того не сделаю, раз­ве сам и они решатся на сей неблагоразумный поступок; но тогда они должны будут сами себя упрекать. Прошу вас, любезный приятель, объявить им о сем. Желаю весьма вас видеть и непременно то ис­полню.2

 

 

Академик П-С Паллас.

«Страну, расположенную к западу до Черного моря, на­чиная от истоков Кубани у подножия Эльбруса, высочай­шей горы всего Кавказа, населяют следующие племена.

1. Малая Абаза, или Алти-кесек, насчитывающая 6 племен: Шангемир, Клыч, Кеша, Лоу, Биберт, Дуда- рук.

Народ Малой Абазы или Алти-кесек-Абаза занимает область между речкой Марух и рекой Подкума; следова­тельно, они занимают часть турецких и часть русских по­граничных земель. Подчиняясь не князьям, но старейши­нам племен, они считаются ( авторы – интерсно немецкий академик не напрямую говрит о подчинении абазин кабардинцам, а применяет термин считаются. Кем считаются и на каких основаниях? Должно быть, конечно,Российским престолом в угоду своим давним и природным подданными кабардинцам, политически выгодно было в предыдущие десятелетия содействовать этому и покровительствовать лживым претензиям кабардинцев, таким образом выстовлявших родство и союз в подданство и зависимость. И только потом когда часть Абазин Алты-кесек приняло самостоятельно присягу на подданство и прешло под Российское управление, кабардинцам отказали в претязаниях на подчинение той части абазин басхагов их давних союзников и родственников, но никак не завоеванных вассалов., которых всеми поддержкой россиского ресурса узурпировали своими маневрамикнязья кабарды.)

В свою очередь кабардинцы, борясь за независимость, ввиду разногласий между собой, в разные времена более или менее стремились к покровительству русских; большая часть этого отважного народа удерживает свою свободу, запершись в теснинах гор за Кубанью. Недавно покрови­тельство России приняли следующие племена, управляе­мые ныне комендантом Константиногорска: 1. Лоу или Лоова фамилия, насчитывающая 1500 человек; 2. Биберт или Бибердова фамилия, около 1600 человек; 3. Клыч или Клычевафамилия, 600человек; 4. Шантемир или Шантемирова фамилия, 1700 человек. Эти фамилии населяют возвышенную область по соседству с реками Кума и Под­кума и живут рассеянно в небольших деревушках. Абази­ны раньше были христианами, но в настоящее время их знать исповедует магометанскую религию. В их образе жизни и одежде они подобны черкесам, точно так же схо­жи и языки этих двух народов. Хотя первые и занимаются земледелием, они обеспечивают себе пропитание главным образом скотоводством, и владеют необычайно прекрасны­ми лошадьми. Они были бы богатым народом, в соответ­ствии с их идеалом богатства, если бы черкесские князья были менее деспотичны и алчны в своих требованиях. При их капитуляции генерал-майору Фабрициану они заявили о своей независимости от этих низких князей, но во время последующих, более снисходительных правителей, они снова подчинились ярму высокомерных кабардинцев. На­конец, им был навязан даже образ жизни последних, с целью предотвратить, в случае чего, их бегство от границ России. Следствием этого чванства было то, что преобла­дающая часть абазин убежала от этих господ и образовала новые поселения за Кубанью. Действительно, требование кабардинцев на подчинение этого народа основано на яв­ной узурпации. В связи с этим, под лживым предлогом дружбы князья абазин были приглашены на ассамблею, якобы с целью установить более тесные связи с кабардин­цами, но затем коварные друзья истребили их и остатки их фамилий, после чего вынудили (абазинских) дворян подчиниться их главенству и поселиться недалеко от Беш­тау.

Главные места первоначального проживания абазин за русскими границами суть следующие:

2. Клыч, на реке Калмурза, впадающей в Кубань около места, называемого Каменный мост, или по-татарски Таш- купир, или Мыва-Ламиш по-черкесски. 2. Трамкт, на речке Теберда, впадающей в Кубань слева, ниже Каменно­го моста, так же, как речка Сона или Шона, в месте, где мы обнаружили христианскую греческую церковь.

3. Лукт, на реке Карданек. 4. Асланкт, на реке Хасаут, которая после соединения с рекой Карданек впадает в Зеленчук или Инджик. 5. Дударукват, на берегу Малого Зеленчука. 6. Биберт, на реке Марух, впадающей в пре­дыдущую слева. Место называется Кетшега, на правом берегу Кубани, принадлежит, собственно, Клычам.

По этому описанию деревень, которыми владеет племя Джантемир на берегах Нартсана, читатель может соста­вить себе представление о поселениях абазин и черкесов.

3. Большая Абаза включает в себя следующие основ­ные племена:

Бешилбай, проживающее в лесистых горах на бере­гах речек Капир и Цих, которые, соединяясь около высо­ких гор, впадают в Большой Зеленчук слева. Далее они проживают в Черных горах около истоков Урупа и частью также на берегах Большого и Малого Тегена, которые текут среди гор и впадают в Уруп или Уарп слева. Этот упрямый и беспокойный народ оказывает очень мало ува­жения князьям и не подчиняется никакой власти; они не были покорены даже русскими войсками, посланнымипротив них. По характеру и образу жизни они не отлича­ются от прочих абазин. Их поселения также располагают­ся в лесистых местах или в труднодоступных ущельях. Вследствие того, что они живут в лесах и на горах, земле­делие у них не развито, но они пасут коз и овец и уделяют много внимания пчеловодству. В этой области мы приоб­рели тот самый знаменитый опьяняющий, или как его обычно называют, сводящий с ума мед, который пчелы собирают с рододендронов и азалии понтийской. Племя Бешилбай влачит нищенское существование более, чем их соседи, и его члены являются великими разбойниками.

4. Баракай, другое абазинское племя, проживает в об­ласти между реками Псина и Малая Лаба вблизи точки, где вышеупомянутая река впадает с правой стороны в Большую Лабу. Псина берет свое начало в южном углу плоских гор, так же, как Теген, и впадает в Малую Лабу справа. Баракай имеют всего несколько деревень, и во всех отношениях схожи с прочими абазинами.

5. Туби, или Убух проживает в горах выше Шаукеши и далее на запад.

6. Шапсуги населяют область, примыкающую к Чер­ному морю, и предпочитают лесистые горы на западной стороне речек Антигир, Бугундур, Алин, Оф, Шебин, Са- таса и Шипе; на берегах первых двух речек находятся де­ревни Абат, принадлежащие дворянину с этим же именем. Преобладающая часть шапсугов живет рассеянно по полям отдельными фамилиями; несколько их деревушек распо­ложены на берегах Сатасы и Шебина. Эти абазины не за­нимаются ни скотоводством, ни земледелием, но главным образом грабежом. У них нет князей, и тот, чья фамилия наиболее многочисленная или воинственна во время их походов, считается главным управителем. Их противоза­конный обычай грабить путешественников особенно тре­вожит турков, добирающихся до окрестностей Анапы. Вышеупомянутые речки образуют широкое болото ниже Сани, связывающей их с Аттакумом, около местечка, где эти речки сливаются с рукавом Кара-Кубани, называемым Ерли.

Натухаш, или вернее Натху-Кайчи, другое абазин­ское племя, обитающее на вершинах Черных гор, которые в районе Анапы выходят к Черному морю и ответвление которых достигает в западном направлении Кубани…..»

Акдемик Клапрот

«Все абасы делятся на Большую и Малую Абазу или Абаза, к первой принадлежат также племена, живущие на той стороне Кавказских гор у Черного моря, и поэто­му, именуемые черкесами Kuschnsib Abassu, т.е. загориые абасы. Я (т.е. Клапрот - Л.К.) теперь опускаю описание различных племен, живущих но ту сторону Кубани, именно с востока на запад или с верховьев вниз. Ради полноты я буду соединять известия Палласа со своими, чтобы они далеко согласовались.

С.450 1. Так называемая Малая Абаза по-татарски А1- tiKesek, т.е. шесть частей,_ именуются у черкесов Backech и сами себя называют Tapanta. Они живут ча­стично еще на этой стороне Кубани до Podkuma и эти являются русскими подданными, хотя черкесы присва­ивают себе верховенство над ними. Их зависимость от коменданта маленького укрепления Константиногорск между тем весьма служит защитой против их угнетате­лей. Племена живущие по эту сторону (Кубани - Л.К.) следующие:

Lou - около 1500 голов (человек - Л. К.)

Bibert - около 1600 голов Klisch - 600 голов Dschantemir -1700 голов

Однако теперь они потеряли многих от чумы, так что их хозяйственное число может быть отмечено не точно. Эти племена живут рассеяно у верховьев Кумы и Подкумка в маленьких селениях. Впе русских границ есть следующие племенные мест­ности Меной Абазы.

6-Klitsdi (Клыч) на речке Калмурзе Джилгасса, кото­рая впадает справа в Кубань в тридцати верстах ниже Каменного моста. Далее они также имеют ниже распо­ложенное селение Кечега на правом берегу Кубани.

7. Трамкт на Теберде, которая впадает в Кубань с ле­вой стороны ниже Каменного моста; в равной мере на речке Шона, которая также впадает в Кубань слева. Пле­мя Трам как здесь так и на Беш-Тау знаменито своей красивой породой лошадей.

С.451 3. Лoy или лоукъаджъ числом около 200 семейств

проживают на Малом Карданек, который впадает спра­ва в Малый Инжик.

4. Асланкт или Аслан - Герей на реке Аксаут которая соединяется с Малым Карданеком.

5. Дударакъай - числом в 250 семейств, состоящих под властью нескольких старшин, среди которых Бу-Аслпн Дударук. Живут они частично в сторону от этой реки на 20 верст.

6. Биберт на речке Марау или Марух, которая впада­ет с левой стороны в Малый Инджик.

Дорога от русской границы к этим пародам идет от редута Кубанского по Куме, потом вверх по этой реке мимо гор Мара и Барамут, через Каменный мост на Ку­бань. Она хороша и удобна для проезда телегой, хотя в некоторых местах несколько холмиста. В местах их жи­тельства есть узкие скалистые долины, где ездят лишь верхом. Снежные горы можно самому пешком перейти обеими сторонами Инджика и приходить так на име­ретинскую область Лечкум расположенную в истоках Цхалис-цкам, в древности Гиппус.

С.452 Алтыкесек не имеют общего главаря, но стоят под различными узденями, которые лишь тогда почи­таются, когда имеют много денег и имущества. Они имели большую приверженность к кабардинскому Адиль-Гирею Атажукину и оказывали ему слепое по­слушание. Он пойманный сидел некогда с Атажукой Хамурзиным и Исмаельбек Атажукой в Екатериносла- ве, но бежал, проведенный одним ногайцем на двухко­лесной татарской телеге. Благодаря различным престу­плениям против России он должен был покинуть свое жилище в Большой Кабарде и бежать с 100 черкесскими всадниками к дударуковским абасам( авторы-ныне аул Псыж.) на малый Инджик. Его отряд увеличивался день ото дня и в качестве убеж­денного врага русских, он делал частые разбойничьи нападения на их пределы. Он имел связь со всеми маго­метанскими духовными лицами в горах и пользовался их влиянием на племена живущие по ту сторону Куба­ни, склоняя к религиозной войне против России. Одна­ко провидением он был уготовлен, потому что в 1807 г. он умер от чумы и из его шайки остались в живых лишь три человека. Эти абасы, живущие во вражде с Россией, между тем имеют друзей и родственников на русской стороне, ко­торых они скрытно через Кубань посещаю!', также хо­дят при удобном случае через казачьи станицы в‘сооб­щничестве с ногайцами грабить близлежащие селения, и делят добычу с ними абасами, живущими на русской стороне. Кабардинские разбойники находят здесь убе­жище и состоят с ними в связи, кабардинцы также при­водят часто туда добытые разбоем людей и скот на про­дажу, по ту сторону Кубани. Всем этим преступлениям можно легко препятствовать соседними подчиненными России ногаями, но они сами соединяются с абасами.»

(Авторы - Интересный парадокс, кабардинские князья несколько столетий в письмах и обращениях к Российским императорам и императрицам, своими лицами потирали стопы, рабски просили помощи военной и политической, выпрашивали своими лесными обращениеми повышения их систематических жалований, обозначали что всегда и всем они будут верными холопами и рабами и Россиских Вседержавнейших Монархов и Монархинь, а тут когда начали сужаться все удовлетворения их привелегий и обласкивания их самых разных притхотей и желаний они начали заниматься преступлениями и показывать свой характер. При этом они начали, искать убежища и поддержки к Абазинам в их горы и ущелья в Закубанья, куда все восемнадцатое столетие из-года в год, они же князья Кабарды организовывали Российские сокрушающие экспедиции в качестве проводников и природных подданных и привеорженцев Российского престола. А теперь они снова побежали клясться в новом родстве и союзе с их братьями Абазинами, родство и союз и взаимовыгодные экономические отношения, которые посредством манипуляцией Россиского ресурса они все время пытались закрепить как господство и сюзеренетет над Абазинами. С 16 века имея все от Российских монархов, от жалований до военной и политических ласк за клятвы в верности и льстивых признаниях своего нижайшего холопства и рабства, а так же постоянной военной службы и прислужничества, они начали теми же маневрами чернить и настропалять против Российского престола этих независимых и абсолютно не знавших и не представлявших еще Россию закубанских народов. Знакомы Российские монархи и военачальники были этим горцам больше сокрушающими экспедициями в их горы, что скрытно и умело, организовывали князья Кабарды, которые при этом имели огромные бонусы и выгоды тогда. А тепрерь, так сильно потреппанные в течение всего 18 столетия силой Русского оружия Закубанские Абазины, умелыми маневрами клятв и убеждений, абсолютно совершенной и убедительнейшей, но обманчивой дипломтией, ущелья Абазин настрапаленные князьями Кабарды, обрушились на Российские крепости и кардоны. И начался период открытых и ожесточенных противостояниях и нелетов на Кавказскую Линию, и волнения горских народов во всем Закубанье и Кабарде.. Дикая необузданная воинственность, жажда военных приключений и рыцарства, абсолютная легковерность и простота и часто политическая неорентированность Абазин, систематично позволяли Кабардинским князьям скрывать свою истинную сущность и предательские преступления и вовлекать Абазин в новые авантюры и свои кровывые политические игры. Притом, что многие источники называют абазин миролюивыми, добронравными, кроткими, и так же есть генералы как Ермолов и Булгаков, которые из-за этих кабардинских капканов и ловушек обозначали абазин и лживыми и вероломными.

При этом сами эти генералы и Булгаков и Ермолов не замечали своей предвзятости и абсолютной беспомощности и близорукости, если не учесть их принципные и бесправные административные, экономические и политическите злоупотреблениями естественными потребностями и обычами Абазин. И поэтому многие другие военачальники по праву критиковали не адекватность и не справедливост своих коллег.)

«Кабардинцы гнались за ушедшими и требовали их вы­дачи, но башилбайцы, воспрепятствовав возвращению их вооруженной рукой, принудили кабардинцев, после не­которых ошибок и без ожиданного успеха в их предприя­тиях, возвратиться к новопроизведенным своим узденям, дабы отмстить над ними свои неудачи. Сии изменники свое­го народа, доведенные до крайности, просили во время бунта кабардинцев против России в 1779 году начальников на Кавказской линии принять их под свою защиту и по­лучили желаемое согласие. Вследствие сего часть их посе­лена была внутри кордона, близ крепостей. Таким образом избавились они от угнетения кабардинцев. Осетинцы* же, оставшиеся под игом сих извергов, жили в вершинах Ку­мы за кордоном, претерпевали от притеснителей своих крайнее мучение и, не взирая на узденство, отлучающее их от народа, угнетаемы были наравне с прочими. Состоя­ние сих несчастных, сделавшись совершенно для них не­сносным, принудило их разбежаться отчасти за Кубань, к своим единоплеменным, а других, в знатном числе,— к живущим в нашем кордоне. Столь неожиданное умноже­ние сделалось для первых тягостным; по причине их стес­нения встретились разные неудобства, а особливо по со­единении сих выходцев с ногайцами, с коими они не мог­ли ужиться по разности с ними в происхождении и прави­лах. Сие произвело новое между ними несогласие, ссоры и грабежи: одни у других старались сманивать подвласт­ных н защищать беглецов. Просьбы, от сего происходив­шие, крайне затрудняли российское начальство.

Положение осетинцев* становилось еще жалостнее, как по причине частых набегов, претерпеваемых ими от ка­бардинцев, равно и от обид, ногайцами производимых. Сии неудобства уничтожены были распространением их жилищ по вершинам рек, впадающих в Кубань и Куму, и учреждением нового поста в вершинах сей последней ре­ки под ведомством абазинского пристава, который сильны­ми своими разъездами предохранял их от хищнических набегов, неблагоприятствующих им кабардинцев. Таковы­ми благоразумными и выгодными для сего, столь угнетеного кабардинцами абазинского народа, доставлен ему покой .(Авторы- а ведь переселяли абазин с их ущелий российские войска и закубанские экспедиции да и все эти злоуботребления князей кабарды, которые так сильно потрепали и Абазин Басхагов, были спонсируемыми Россиским ресурсом, котрым умело и хитроумно распоряжались князья Кабарды. Все эти невыгодные административные перетрубации совершаемые Российским начальстовом с этой частью Абазин Басхагов все 18 столетие привели к тому что, Абазины были рассеяны и разбросаны и самым последним спсением было у них уход в Закубанья,в выскогрные ущелья находившихся на той стороне собратьев. Именно когда Абазины напрямую заявили в 1799 году во аремя усмирительной экспидиции генералу Фабрициону о том что они не звисили и не зависят от этих низких князей Кабарды их решено было превести ближе к кардонов к недупщению новых бунтов и восстаний которые автомотически вовлекаются и абазины, которые масштабно увеличивали силу и набеги на линию зачинщиков-кабардинских князей

В народе сем, по примеру ногайцев, учрежден родо­вой суд, составленный из равного числа людей, взятых из трех их сословий. Сия мера, по общему мнению, к улучше­нию народного состояния долженствовала прекратить своеволие владельцев и уменьшить безответственное нм повиновение узденей.

Абазинцы, восчувствовав выгоды, происшедшие от за­веденного между ними порядка и спокойствия, соединени­ем лх приобретенного, также важность данной им защиты, уаедомили о счастливом своем положении живущих за Кубанью алтыкисеков: посему они значащими партиями начали просить местное российское начальство о позволе­нии соединиться с своими однородцами, обещая перевесть v собой более 30 000 народ а. Таким образом народ сей от человеколюбивого и благоразумного с ним обращения по- - за милость то, чего прежде не могли сделать все старания и иждивения начальствовавших на Линии, имевшие едннственной целью уменьшение числа противников, за Кубанью живущих. бо хотя им и отказано было о переселении па нашу сторону по причине мира с Отоманской Портой, по сне не воспрепятствовало им остаться более преданными российской, нежели турецкой,стороне.

Кабардинцы, лишась столь для них сильного воспомоще.твования абазинцев, кои не только трудолюбием своим доставляли им пропитание, но и защищали их вооружен­ное рукой, сделались после отступления их и сами менее строптивыми; сверх того, потеряли удобность пере­езда за границу, отчего прекратилась их связь с закубанцами.

Сей добрый, трудолюбивый народ абазинский состоял пегда из 17 000 душ; он доставлял местным жителям вся­кое потребности и содействовал к их дешевизне; также кавалерийские полки получали от него в ремонт луч­ших лошадей; от него выводились сгонщиками внутрь России большие гурты скота; от пего, наконец, снабжался Таганрогский порт кожами, маслом, медом и воском: а Воронежские суконные фабрики — добротной овечьей шерстью. Он, сделавшись попечением местного начальст ва, из рассеянного по своему единодушию усиленным, взаимно связью укрепленным и в надежде быть защи­щаемым, следственно, спокойным, восчувствовал благо­деяния, получаемые от России, и за то питал нелицемер­ные чувства благодарности к своим избавителям. Но вскоре за сим прекратились все меры, правительством предпринятые к твердому основанию его благополучия.

Неспособность их пристава, буйство: казаков и науше­ние турков заставили сей народ в 1804 году бежать вме­сте с ногайским пародом за реку Кубань, откуда уже в 1805 году возвратились они к прежним жилищам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.018 с.)