Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределение ресурсов между проектами портфеляСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обзор существующих моделей и методов распределения ресурсов Одной из важных задач управления проектами является задача распределения ресурсов. Механизмы распределения ресурса составляют обширный и чрезвычайно важный, с точки зрения практических приложений, класс механизмов управления проектами. Далее в настоящей работе в рамках теоретико-игрового подхода будет сформулирована и решена задача распределения ресурсов между проектами, входящими в портфель проектов, реализуемых организацией. Но прежде чем переходить к постановке задачи распределения ресурса по проектам портфеля, рассмотрим уже разработанные модели распределения ресурса, их специфику и степень применимости к задачам управления портфелями проектов. Теоретико-игровые модели анализа и синтеза механизмов управления являются предметом исследований в теории управления организационными системами [13]. Специфика управления проектами заключается, в том числе, в том, что они реализуются в рамках матричных структур, в которых исполнитель оказывается подчинен одновременно нескольким "равноправным" управляющим органам - например, руководителю проекта и своему функциональному руководителю (в отличие от линейных структур, в которых существует древовидная иерархия подчинения [112]). Такие структуры получили название систем с распределенным контролем. Систематически впервые их модели исследованы в [122]. Полная характеризация решений задачи управления в системе с несколькими управляющими органами (центрами) и одним управляемым субъектом - агентом - получена в [64, 75]. В дальнейшем модели с распределенным контролем развивались в нескольких направлениях: в [60] получено решение задачи управления для двухуровневой системы с несколькими центрами и несколькими агентами, характеризуемыми векторными предпочтениями; в [13, 60, 65] изучалась роль высшего руководства в согласовании интересов центров; в [61] рассматривались модели так называемых Х-структур, в которых руководство исполнителями осуществляла управляющая компания; в [9] приведены модели матричных структур, в которых руководитель проекта обладает приоритетом принятия решений перед функциональным руководителем; в [120] изучена модель согласованного взаимодействия в четырехуровневой структуре с приоритетом функциональных руководителей над руководителями проектов. Помимо кратко рассмотренных выше систем с распределенным контролем, существуют еще несколько подходов к построению механизмов распределения ресурса. Во-первых, это подход, основывающийся на решении задач распределения ресурсов на сетях - решении задач дискретной оптимизации, позволяющих минимизировать время выполнения проекта или упущенную выгоду в ситуации, когда продолжительности работ проекта зависят от используемых на них количествах ресурса [13, 10]. Во-вторых, это - модели с сообщением информации, в которых количество ресурса, выделяемое агентам, зависит от их заявок. При этом возникает проблема манипулирования информацией, результаты исследования которой приведены в [41, 117]. Портфели проектов характеризуются, в частности, тем, что для них существенной оказывается возможность несовпадения интересов управляющих органов, отвечающих за реализацию (или заинтересованных в реализации) тех или иных проектов (будем дальше называть их руководителями проектов - РП) и владельцев ресурсов, необходимых для реализации проектов (условно будем называть последних функциональными руководителями - ФР). Поэтому возникает задача построения модели такого распределения ресурсов между проектами, входящими в портфель, которое позволяло бы согласовать интересы всех заинтересованных участников. Эта задача и решается ниже в настоящей работе. Для этого сначала дается общее описание модели, формулируется задача оптимального распределения ресурсов в рамках централизованной схемы. Далее решение этой задачи (эффективность распределения ресурса) сравнивается с эффективностью использования схемы, учитывающей интересы ФР и РП и с эффективностью введения трансфертных (внутрифирменных) цен на ресурс. В заключение, будет рассмотрен модельный пример, иллюстрирующий полученные результаты. Описание модели распределения ресурсов между проектами портфеля Пусть имеется множество N= {1, 2, …,n } проектов - претендентов на включение в портфель, и множество M = {1, 2, …,m } ресурсов различных видов. Обозначим уу >0- количество ресурса j-го вида, используемое при реализации i-го проекта, У i = (yi1, y i2,…, y im) - вектор ресурсов, используемых при реализа- ции i-го проекта, jy = (jy1, jy2,…, jyn) - вектор распределения ресурса j-го вида, y = ||yij|| - матрица распределения ресурса, i ∈N, j ∈M. Обозначим Hi(yi) - доход, получаемый от реализации i-го проекта, в зависимости от количества ресурсов на нем, cj(jy) - затраты на использование ресурсаj-го вида, i ∈N,j ∈ M. Централизованная схема Задача распределения ресурса в общем виде заключается в том, чтобы распределить ресурс, максимизируя "прибыль" - разность между доходом от реализации проектов и затратами на использование ресурса: (1)x = arg max Распределение ресурса в соответствии с (1) назовем централизованной схемой, так как она не учитывает интересов исполнителей работ по проектам и "владельцев" ресурсов и может быть реализована централизованно высшим руководством. Отметим, что, так как выше не оговаривались свойства функций дохода и затрат, то задача (1) имеет максимально общий вид и включает в себя как частные случаи, наверное, все мыслимые постановки задач распределения ресурсов между проектами, включая задачи формирования портфеля проектов (проекты, на которые в оптимальном решении не выделяются ресурсы, включать в портфель не следует). Действительно, например, ограниченность ресурсов может учитываться в функции затрат (так называемый метод штрафных функций), наряду с возможностью закупки ресурсов (привлечения кредитов) вне рассматриваемой организации; дискретность задачи (получения отличного от нуля дохода от реализации проекта только в случае, если на него выделено не менее заданного суммарного количества ресурса или ресурсов в заданной комплектности) может учитываться в функции дохода и т.д. Итак, выражение (1) дает оптимальное распределение ресурсов между проектами портфеля, но не учитывает интересов участников организационной системы. Поэтому рассмотрим модель согласования интересов последних при распределении ресурсов. Распределенный контроль: согласование интересов Пусть РП i выплачивает ФР j сумму Яу за использование ресурса zy >0,i ∈ N, j ∈ M. Условие компенсации затрат ФР (то есть условие согласованности выборов ФР [115, 122]) имеет вид: 1'еЛГ Вычислим максимальные выигрыши РП (при реализации наиболее выгодных для них по отдельности распределений ресурса): Wi= max [Hi(yi)- J^c (y)],i ∈N. Запишем условие того, что существует система платежей от РП к ФР, такая, что выигрыш каждого из РП не меньше, чем при независимой деятельности каждого из них: y >WbicN. b Из [122] известно, что условие согласованности интересов РП (между собой и с ФР) имеет вид: где (4) Λ(z) = {λij≥0, i ∈N,j ∈K | (2) и (3) }. Из [122] известно, что интересы РП могут быть согласованы тогда и только тогда, когда Получаем, что справедливо следующее утверждение: Утверждение 3. Если 3z: Λ(z) ≠∅,то Λ(x) Содержательно утверждение 3 означает, что, если согласование интересов РП возможно, то распределение ресурса, предлагаемое в рамках централизованной схемы, также является согласованным. Отметим, что это отнюдь не означает согласованность любого централизованного решения по распределению ресурса между проектами портфеля. Трансфертные цены Частным, но достаточно распространенным на практике, случаем взаимодействия участников организационной системы при реализации портфеля проектов является использование так называемых трансфертных (внутрифирменных - различий между этими понятиями мы делать не будем) цен, определяющих стоимость использования РП единицы того или иного ресурса. Обозначим затраты РП на использование ресурса (5) ф„) = rj + Дуц, i eN.j eN. Отметим, что ставки γj и Д зависят только от вида ресурса и не зависят от того, в каких проектах ресурс используется (система цен является унифицированной). Тогда целевая функция j-го ФР имеет вид: Обозначим Yj= ^Уу и предположим, что cj(jy) = Cj(Yj), j ∈M. Предположим, что функции затрат являются дифференцируемыми, выпуклыми (использование ниже условий первого порядка при поиске оптимального распределения ресурса неявно подразумевает, что реализованы будут все проекты из множества N) и равными в нуле нулю. Тогда оптимальное с точки зрения j-го ФР количество используемого ресурса имеет вид: Условие того, что при использовании трансфертных цен каждый из ФР получит тот же выигрыш, что и при централизованной схеме, имеет вид: (8) nγj + βj Cj'-1(βj) = Cj&Xy),j ∈M. ieiV Условие совпадения количеств ресурсов, выделяемых на каждый проект при централизованной схеме и при использовании трансфертных цен, запишем в виде Таким образом, справедливо следующее утверждение. Утверждение 4. Использование централизованной схемы (1) при распределении ресурсов между проектами портфеля эквивалентно использованию системы трансфертных цен, удовлетворяющих (8) и (9). Подчеркнем, что при заданном оптимальном распределении ресурса (1) может не существовать эквивалентной системы трансфертных цен, то есть множество решений системы (8)-(9) может оказаться пустым. Аналогичным утверждению 4 образом можно записать условия эквивалентности механизма согласования интересов и механизма трансфертных цен (см. пример ниже). Пример распределения ресурсов между проектами портфеля Рассмотрим пример (обобщающий соответствующие результаты, приведенные в [117]), иллюстрирующий применение описанного выше подхода для случая организационной системы с двумя проектами (и, соответственно, двумя РП) и одним видом ресурса (и, соответственно, одним ФР). Пусть у ФР имеется единичное количество ресурса (отметим, что количество ресурса фиксировано). Стратегией ФР является выбор действия y ∈ [0; 1], содержательно интерпретируемого как количество ресурса, выделяемого на первый проект. Соответственно, (1 -y) характеризует количество ресурса, выделяемого на первый проект. РП получают доходы, зависящие от того количества ресурса, которое было выделено на соответствующий проект: H1(y) = y, H2(y) = 1 -y. ФР несет затраты c(y) = α y2 /2 + (1 -y)2 /2, где α≥0. Минимум функции затрат ФР достигается при действии 1/(1 + α). Определим наиболее выгодное для первого РП количество ресурса (максимизирующее разность между H1(y) и c(y)): [1, а<\ Выигрыш первого РП при этом равен \\-а12,а<\ \ [2(1 +α) Определим наиболее выгодное для второго РП количество ресурса (максимизирующее разность между H2(y) и c(y)): у2 = 0. Выигрыш второго РП при этом равен W2 = 1 /2. Определим действие y 0, доставляющее максимум выражению [H1(y) + H2(y) - c(y)]: y 0 = 1 /(1 + α), и вычислим следующую величину: W0 = [H1(y0) + H2(y0) - c(y0)] = 2(α + 1) Условие согласованности имеет вид: W1 + W2 ≤W0. Так как величины W1 и W0 зависят от параметра α, то можно найти множество значений этого параметра, при которых условие W1 + W2 ≤W0 выполнено. Возможны следующие варианты: 1. α≤1, при этом W1 + W2 ≥W0 и W1 ≥W2, следовательно, в 2. α ∈ [1; 2], при этом W1 + W2≥W0и W2≥ Wh следовательно, 3. α≥2, при этом W1 + W2 ≤W0, следовательно, в данном диа Рассмотрим последний случай более подробно. Из условий согласования получаем, что должно иметь место 7< Положив λ1 = λ2 = λ, получим: λ = α, что всегда удов- 2(1 + α) летворяет условию λ ≤----------. 2(1 +α) Таким образом, условия утверждения 5 выполнены при α ≥2. При этом рассмотрение механизмов с внутрифирменной ценой за ресурс бессмысленно, так как суммарное количество ресурса фиксировано. В заключение рассмотрения примера найдем условия эквивалентности механизма согласования интересов и механизма трансфертных цен. Рассмотрим случай α ≤1. При этом весь ресурс расходуется на первый проект (имеет место режим конкуренции РП, характеризуемый аукционным решением их игры [122]) и ФР получает от первого РП вознаграждение, равное c(у1) + W2 + ε, где ε - сколь угодно малая строго положительная константа. Пусть теперь первый РП использует пропорциональную систему стимулирования ФР со ставкой β:σL(y) = γ + β y. Целевая функция ФР имеет вид σL(y) - c(y). Выбираемое им действие максимизирует его целевую функцию, то есть: y*(β) = Для того, чтобы побудить ФР отдать весь ресурс на первый проект руководителю первого проекта следует положить β= α, тогда y*(α) = 1. Для того, чтобы вознаграждение ФР при использовании линейной системы стимулирования совпадало с вознаграждением, получаемом в механизме согласования интересов, должно выполняться γ= ε + (1 - α)/2. Таким образом, мы рассмотрели три схемы распределения ресурса между проектами портфеля: централизованную; учитывающую интересы руководителей проектов и функциональных руководителей; и основанную на унифицированных трансфертных ценах за используемые ресурсы. В рамках рассмотренной модели получены условия эквивалентности этих схем распределения ресурса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.152 (0.008 с.) |