Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размеры допустимых к ремонту дефектов на стальных резервуарах

Поиск
Типы дефектов Ност , на ре­монтируемом участке после зачистки, % Допустимый к ремонту размер (протяженность, площадь) дефекта; мм, мм2   Примечание
Первый пояс корпуса ОКЭ* Первый пояс корпуса ОКЭ*
Сквозные линейные дефекты   В<0,5мм L<100мм (< 50 мм2) В< 1,0мм L<200mm (< 200 мм2) Расстояние между дефек­тами > 200мм Расстояние между дефек­тами > 100мм
Сквозные плоскостные дефекты     <25мм2   <300 мм2 Расстояние между дефек­тами >50мм Расстояние между дефек­тами >50мм
  Несквозные дефекты >75   <500000 мм2 не ограни­чивается Σ ПРD**<2,0 м2 на каждые 10 м2 поверхности Σ ПРD ** не ограничива­ется
  75> Ност >50   <200000 мм2 не ограни­чивается Σ ПРD **<1,5 м2 на каждые 10 м2 поверхности Σ ПРD ** не ограничива­ется
  50> Ност >25   <50000 мм2   <200000 мм2 Σ ПРD **<1,0 м2 на каждые 10 м2 поверхности Σ ПРD **<1,5 м2 на каждые 10 м2 поверхности
<25 Размеры дефекта и технология ремонта аналогичны соот­ветствующему типу сквозного дефекта

* ОКЭ - остальные (кроме первого пояса корпуса) конструктивные элементы резервуара: листы кровли, понтоны (плавающие крыши), днища, второй и третий пояса корпуса.

** Σ ПРD - суммарная площадь ремонтируемого дефекта.

Таблица 3.13

Сравнительные прочностные показатели металлополимерных материалов

Характеристика «Дурметалл» «Полимет»
Данные проспекта Результаты испытаний образцов
Твердость по Бринелю, МПа      
Прочность соединения, МН/м2: при растяжении при изгибе при сдвиге (на срез) при сжатии   17-25   17,5 28/1,2 15/1,5   20-23,6
Теплостойкость, °С +300 -60..+150 -200...+150
Соотношение компонентов по объему 1:1 1:1 1:1
Удельный вес, г/см3 2,7 2,7 2,8
Длительность охлаждения, ч 3-4    
Электрохимическое воздействие Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Контактная коррозия Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Загрязнение питьевой воды Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Гарантийный срок хранения Не ограничен - Не ограничен
Модуль упругости, МПа - -  

*При температуре +300 °С

В настоящее время освоен серийный выпуск материала «Полимет» в различной упаковке. Его высокие физико-химические характеристики под­тверждены сертификатом качества.

Контроль качества выполненных сборочных и сварочных работ осуще­ствляется:

· внешним осмотром мест и элементов исправления в процессе сборки, сварки резервуара с измерением сварных швов;

· испытанием швов на плотность;

· проверкой сварных швов рентгено- и гамма-просвечиванием или другими физическими методами;

· окончательное испытание резервуара на прочность, устойчивость и плотность.

Перед осмотром сварных швов проводится очистка их от шлака, грязи, брызг металла и окалины. Наружному осмотру подвергаются 100% всех свар­ных швов, выполненных при ремонтных работах. Сварные швы по внешнему виду должны удовлетворять следующим требованиям:

· иметь гладкую или мелкочешуйчатую поверхность (без наплывов, прожогов, сужения и перерывов) и плавный переход к основному металлу;

· наплавленный металл должен быть плотным по всей длине шва, не иметь трещин, скоплений и цепочек поверхностных пор (отдельно расположенные поверхностные поры допускаются);

· все кратеры должны быть заварены;

· размеры швов должны соответствовать стандартам и проверяются шаблонами.

Обнаруженные при внешнем осмотре дефекты должны быть устране­ны до проведения испытаний элементов резервуара на плотность. Дефекты сварных соединений должны быть устранены посредством вырубки или вып­лавки соответствующих участков швов с последующей сваркой. Подчеканка сварных швов не допускается.

Контролю плотности сварных швов подвергаются 100% швов, выпол­ненных в период ремонтных работ, вакуум-методом, керосиновой пробой или методом химических реакций.

Испытание плотности стыковых швов осуществляется путем обильно­го смачивания их керосином. Контролируемую сторону шва очищают от гря­зи и ржавчины и окрашивают водным раствором мела. Окрашенная поверх­ность должна просохнуть.

Смачивание шва керосином производится опрыскиванием не менее 2 раз струей под давлением из краскопульта, бачка керосинореза или паяльной лампы. Допускается протирать швы 2-3 раза тряпкой, обильно смоченной керосином.

Испытания плотности двусторонних нахлесточных швов и стыковых швов, сваренных на остающейся подкладке, осуществляются введением керосина под давлением 1-2 кгс/см2 в зазор между листами или подкладной планкой через специально просверленные отверстия. Отверстия после про­ведения испытания заваривают.

На поверхности, окрашенной меловым раствором, в течение 12 ч после смачивания не должно появляться пятен, а при температуре ниже 0 °С - в течение 24 ч.

В зимних условиях для ускорения процесса контроля разрешается сма­чивать керосином сварные швы, предварительно нагретые до температуры 60-70 °С. В этом случае процесс контроля плотности сокращается до 1 ч.

 

 

ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНЫЕ КОЛОНКИ

3.2.1. УСТРОЙСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ

 

Назначение. Предназначены для заправки автотранспортных средств отфильтрованным топливом и выполняют следующие основные функции:

· отпуск топлива в бак потребителя по заданной оператором дозе в литрах;

· отпуск топлива в бак потребителя на заданную сумму денег;

· отображение информации о розничной цене одного литра топлива и возможность ее корректировки с контроллера;

· отображение информации о заданной и отпущенной дозе топлива в физических и денежных единицах при разовом отпуске;

· отображение информации о суммарном количестве отпущенного топлива по вызову оператора;

· сохранение в отсчетном устройстве информации о суммарном количе­стве отпущенного топлива;

· аварийное прекращение выдачи дозы непосредственно с колонки или контроллера;

· продолжение отпуска заданной дозы при устранении аварии с разреше­ния оператора;

· программная защита от несанкционированного доступа кода поста и значения юстировочного коэффициента;

· возможность монтажа колонки на расстоянии до 30 м от резервуара.

Классификация. ТРК классифицируют по следующим признакам:

· по мобильности: переносные, стационарные;

· виду привода: с ручным, электрическим, комбинированным;

· способу управления: ручного, от местного задающего устройства; от дистанционного задающего устройства; от автоматического задающего устройства;

· способу размещения: одинарные - для обслуживания одного потребите­ля; двойные - для одновременного обслуживания двух потребителей;

· составу выдаваемого топлива: для выдачи однокомпонентного топлива, для образования и выдачи топливной смеси; номинальному расходу топлива, л/мин.: 25; 40; 50; 100; 160; основной погрешности, %: ± 0,25...0,4;

· способу размещения сборочных единиц: в одном корпусе, в нескольких корпусах;

· по типу отсчетного устройства: с механическим и электрическим устройством.

 

Маркировка ТРК по ГОСТ 9018

ТРК выпускаются:

· однотопливные, двухтопливные с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним видом топлива с раздельным учетом выдаваемого топлива через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-0,25-1/1т);

· двухтопливные, четырехшланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя видами топлив с учетом выдаваемых доз через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД- 50-0,25-1/2т);

· трехтопливные, шестишланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя из трех видов топлива с учетом выдаваемых доз через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-0,25-1/Зт);

 

· четырехтопливные, восьмишланговые с возможностью одновременной заправки двух автомобилей одним или двумя из четырех видов топлива с учетом доз топлива через каждый раздаточный кран (например, тип 2КЭД-50-0,25- 1/ут).

Устройство. ТРК состоит из: насоса, приводимого электрическим дви­гателем; фильтра грубой очистки, установленного на всасывающем патрубке насоса; газоотделителя, установленного на нагнетательной линии после на­соса; устройства для снижения производительности насоса в конце выдачи дозы, установленного после газоотделителя; фильтра тонкой очистки; изме­рителя объема дозы топлива; раздаточного крана; индикатора рукава; отсчетного устройства, связанного с измерителем объема, (рис. 3.11).

Принцип работы. На дистанционном устройстве задается доза. При снятии раздаточного крана включается насос, который подает топливо в газоотделитель через клапан, измеритель объема и раздаточный кран топливо поступает в бак автомобиля.

С целью сокращения гидравлических сопротивлений и уменьшения габаритов трубопроводной обвязки колонок, осуществляется объединение ряда узлов гидравлической системы в один узел (моноблок). Как правило, в моноблок объединяют насос, фильтры, газоотделитель, поплавковую камеру, обратный клапан. В этом случае измеритель объема и электродвигатель устанавливают непосредственно на моноблок.

Рис. 3.11. Принципиальная гидравлическая схема двухпостовой ТРК:

1 - клапан приемный; 2 - счетчик с датчиком расхода; 3 - измеритель объема;

4 - клапан электромагнитный; 5 - рукав напорный; 6 - индикатор; 7 - кран раздаточный; 8 - моноблок; 9 - фильтр грубой очистки; 10- насос; 11 - фильтр тонкой очистки; 12 - газоотделитель;

13 - камера поплавковая

 

 

Насос-моноблок включает в себя:

Фильтр для очистки топлива от механических примесей в бензине - размером более 100 мкм, в дизельном топливе - с размером более 20 мкм.

Насос (рис. 3.12) роторно-шиберный, роторно-поршневой или лопаст­ной. Состоит из корпуса, ротора и двух крышек. Направление вращения ро­тора указано стрелкой на шкиве электродвигателя. Во время вращения рото­ра лопатки под действием центробежной силы прижимаются к внутренней поверхности камеры корпуса насоса, образуют замкнутые объемы и пере­носят жидкость из всасывающей полости в нагнетательную. Между всасы­вающей и нагнетательной полостями расположен перепускной клапан с ре­гулировочным винтом. Клапан открывается, если давление в нагнетатель­ной полости превышает ОД5...0Д8 МПа, и насос начинает частично рабо­тать «на себя». При достижении давления 0,25...0,3 МПа насос полностью работает «на себя».

Газоотделитель с поплавковой камерой, предназначен для удаления из топлива газов и паров, которые мешают точной работе счетчика жидкости. В газоотделителе скорость потока жидкости уменьшается за счет увеличения площади проходного сечения, при этом пузырьки газов и паров выделяются в верхней части газоотделителя и удаляются. Газоотделитель состоит из двух камер -

 

 

Рис. 3.12. Роторно-шиберный насос:

1, 2, 4- крышки; 3 - корпус; 5, 7,8- втулки; 6 - сальниковая набивка; 9 - пружина;

10 - гайка; 11 - шкив; 12 - специальная шайба; 13 - пробка; 14 - прокладка; 15 - регулировочный винт; 16- пружина; 17- клапан; 18- ротор; 19- лопатка; 20 - штуцер

 

 

непосредственно газоотделителя и поплавковой камеры. В нем уста­навливают при необходимости два фильтрующих элемента с тонкостью филь­трования 20 мкм. Корпус закрывается крышкой с прокладкой. В нижней его части имеется пробка для слива топлива при смене фильтрующих элементов или при ремонтах. Жиклерное отверстие соединено с поплавковой камерой, в корпусе которой расположен игольчатый клапан, обеспечивающий слив скопившегося горючего во всасывающую полость насоса. Воздух удаляется из камеры через отверстия в крышке, сообщающиеся с атмосферой.

Верхний обратный клапан устанавливается между газоотделителем и счетчиком жидкости. Он состоит из корпуса, в котором запрессовано седло и установлен клапан. Корпус закрывает крышка с уплотнительной прокладкой. Когда колонка не работает, клапан препятствует обратному сливу горючего из системы измерения. Кроме того, обратный клапан выравнивает давление, когда колонка не работает и под действием внешних факторов в измеритель­ной системе создается избыточное давление. В этом случае давление через отверстие в тарелке клапана открывает его и избыточное давление отводится через штуцер газоотделителя в поплавковую камеру.

Корпус насоса-моноблока с торцов закрыт крышками: задней и пере­дней. В нижней части задней крышки имеется отверстие для слива остатков топлива при ремонтах с пробкой. Поплавковая камера закрыта крышкой.

Фильтры грубой очистки предназначены для предохранения насосов от твердых частиц размером более 80-100 мкм.

Фильтры тонкой очистки предназначены для очистки топлив от твер­дых частиц размером 5-20 мкм (обычно более 20 мкм) с целью предохране­ния от преждевременного износа и отказа в работе техники потребителя.

Насосы колонок бывают различных конструкций. Кроме роторно-пла- стинчатых объемных насосов применяют многоступенчатые погружные на­сосы, которые устанавливают отдельно от ТРК внутри резервуаров с топли­вом на всасывающих линиях трубопроводов. Такие насосы могут обслужи­вать несколько колонок одновременно. Например, погружной насос АООТ «Промприбор» или погружной топливно-насосный агрегат ПТНА-Ш, пред­назначенный для подачи различных видов жидкого топлива из резервуара к различным колонкам.

Устройство для снижения расхода в конце выдачи дозы предназначено для повышения точности отпуска дозы и представляет собой электромагнит­ные клапаны одинарного или двойного действия. Клапаны одинарного дей­ствия только снижают расход в конце выдачи дозы, двойного действия - до­полнительно перекрывают трубопровод после окончания выдачи дозы. Коман­ды на снижение расхода и полное перекрытие трубопровода выдает система управления колонкой. Интервал между командами составляет 0,4-1,0 л.

Измеритель объема предназначен для измерения объема горючего, про­ходящего через колонку. Он состоит из корпуса цилиндров, основания, бо­ковых крышек цилиндров, корпуса золотника. Корпус цилиндров является измерительной камерой. Он имеет четыре цилиндра с гильзами, в каждом из которых размещены поршни, попарно соединенные кулисой. Поршни снаб­жены манжетами. Объем каждого цилиндра равен 125 см3. Ход поршня ог­раничен четырьмя упорами, которые регулируют точность измерения горю­чего. Упоры закрываются крышками и пломбируются. Под давлением жид­кости поршни поочередно перемещаются к оси счетчика, вытесняя жидкость из противоположного цилиндра через золотник и трубопровод. При этом дви­жение поршней передается коленчатому и вертикальному валикам, связан­ным со счетным устройством. Коленчатый вал установлен вертикально в двух опорах скольжения. На верхнюю часть его посажен золотник, который под действием вращения коленчатого вала перераспределяет вход и выход горючего. Нижняя часть золотника притерта к корпусу, а верхняя - к уплот­нению с пружиной. Валик корпуса золотника уплотняется манжетой. Ход поршней регулируется изменением зазора между кривошипом коленчатого вала и кулисой.

СЧЕТНОЕ УСТРОЙСТВО представляет собой указатель объема разо­вой выдачи и суммарного объема горючего, прошедшего через счетчик жид­кости. Счетное устройство приводится в действие вращением коленчатого вала счетчика жидкости. За один оборот коленчатого вала счетчик жидкости отмеряет объем горючего, равный 0,5 л.

ИНДИКАТОР служит для контроля заполнения измерительной систе­мы топливом. Появление пузырьков воздуха в индикаторе указывает на от­клонения в режиме работы газоотделителя или негерметичность всасываю­щей системы.

РАЗДАТОЧНЫЙ КРАН С РУКАВОМ предназначен для заправки тех­ники топливом. Рукав длиной от 3,5 до 5 метров маслобензостойкий, одним концом присоединяется к патрубку индикатора, другим к раздаточному кра­ну с отсечным клапаном. Рукав заземляется проволокой, пропущенной внут­ри. Отсечной клапан предназначен для автоматической отсечки потока го­рючего после прекращения работы насоса. Он регулируется на давление 0,04- 0,06 МПа и предупреждает слив топлива из рукава.

Топливораздаточные краны являются неотъемлемой частью любой топливораздаточной колонки и непосредственно участвуют в обеспечении ее высоких метрологических характеристик.

Во всем мире для топливораздаточного оборудования АЗС принята си­стема «полного рукава», т.е. вся гидросистема колонки должна быть посто­янно заполнена топливом, поэтому для удержания топлива в гидравличес­кой системе колонки в раздаточном кране предусматривается соответствую­щее устройство - отсечной клапан.

Среди топливораздаточных кранов самыми простыми являются кра­ны с ручным управлением. Краны состоят из корпуса, соединительного ус­тройства с рукавом сливного патрубка, рабочего клапана с рычагом управ­ления и, при необходимости, отсечного клапана. Для работы с топливораздаточными колонками применяются краны с Ду 20 и Ду 25. По конструк­ции рабочего клапана краны подразделяются на краны с клапанами, от­крывающимися по давлению и против давления; по конструкции механиз­ма автоматического отключения: краны с роликовым механизмом расцеп­ления штоков, и с шариковым механизмом и подвижной опорой. Кроме того, краны могут иметь отдельный или совмещенный с основным отсеч­ной клапан. Все краны имеют вакуумный механизм автоматического от­ключения, состоящий из мембраны с роликами или шариками, эжектирующего устройства и системы каналов, связывающих надмембранную по­лость, эжектирующее устройство и сигнальное отверстие на конце слив­ного патрубка. Когда сигнальное отверстие не покрыто жидкостью, надмембранная полость связана непосредственно с атмосферой и отсос из нее воздуха постоянно компенсируется. Как только жидкость перекрывает от­верстие, в надмембранной полости понижается давление и мембрана, сжи­мая возвратную пружину, втягивается, увлекая за собой механизм расцеп­ления, и разрывает механическую связь рабочего клапана с рычагом уп­равления, закрывая при этом клапан.

С целью сокращения потерь топлива при наливе в баки автомобилей применяют краны с откачкой вытесняемых из баков паров для последующей их утилизации, а также различные устройства для отключения крана при выпадении его из заправляемой емкости. Мировые фирмы выпускают огра­ниченное количество моделей кранов, совершенствование которых идет в основном за счет улучшения внешнего вида, повышения технологичности и надежности. Конструкция же кранов остается практически неизменной. В связи с ужесточением экологических требований ведущие фирмы выпуска­ют краны для колонок с отводом паровоздушной смеси.

Краны изготавливаются с ниппельным или конусным присоединением к топливораздаточному рукаву, с вращающимся соединением, предотвращаю­щим перекручивание рукава, а также с разрывной или предохранительной муфтами, предотвращающими повреждение топливораздаточной колонки при движении автомобиля с оставленным в бензобаке краном.

Поставляемая вместе с краном муфта разрывная предназначена для пре­дотвращения повреждения топливораздаточной колонки, соединения топливораздагочного рукава с ТРК и краном. Разрывное усилие составляет 25 кгс.

Для этих же целей служит и муфта предохранительная, которая, кроме того, обеспечивает поворот крана относительно рукава и предотвращает перекру­чивание топливораздаточного рукава.

На российском рынке широко применяются зарубежные топливораздаточные краны германской фирмы «ELAFLEX»: ZVA 1.0 FS (со стандартным носиком), ZVA 1.0 RFS (с тонким носиком) и ZVA 1.0 TFS (для дизельного топлива). Эти краны поставляются с разрывными муфтами SSB 16, обеспе­чивающими также поворот крана на 360°. Муфта устанавливается между раз­даточным краном ZVA и шлангом и разрывается в случае, если водитель за­был вынуть раздаточный кран из бензобака. Клапан, находящийся в разрыв­ной части, останавливает вытекание топлива из шланга. Максимальное коли­чество вытекаемого топлива не превышает 120 мл. Фирма «OPW» (Голлан­дия) выпускает автоматические топливораздаточные краны OPW 11-AL 3/4 (для бензина) и OPW 7Н1 (для дизельного топлива).

С целью обеспечения возможности выдачи топлива нескольких сортов одной колонкой применяют многорукавные колонки (4, 6 и более рукавов) с самостоятельными гидравлическими системами. Такие колонки позволяют сокращать площадь зоны заправки и увеличивают пропускную способность АЭС в часы «пик».

Топливораздаточные колонки с насосно-измерительной системой, выде­ленной в самостоятельный блок, удобны в эксплуатации, т.к. они позволяют устанавливать блоки непосредственно у резервуаров в стороне от заправоч­ных островков, что сокращает длину всасывающих трубопроводов, уменьшая тем самым гидравлические потери и потребляемую мощность электродвига­телей, а также создает благоприятные условия для обслуживания и ремонта.

Для решения экологических проблем применяют специальные разда­точные краны, которые улавливают пары топлива, выбрасываемые из горло­вин топливных баков автомобилей при их заправке. Эти краны имеют допол­нительные клапаны для забора паров из бака автомобиля, двухканальные (ко­аксиальные) раздаточные рукава, для отвода паров в резервуары, специаль­ные клапаны, уравновешивающие расходы топлива и паров, огневые предох­ранители и т.п.

Краны состоят из корпуса, соединительного устройства с рукавом сливного патрубка, рабочего клапана с рычагом управления и, при необходимости, отсечного клапана.

Топливораздаточные краны бывают с ручным управлением (РУ), руч­ным и автоматическим отключением (АК). Краны различаются по условно­му проходному сечению (ДУ: 10; 20; 25; 32 и 40 мм), каждому из которых соответствует номинальный расход топлива:

 

Условное проходное Номинальный расход
сечение крана, мм топлива, л/мин
   
   
  160-200
  Свыше 200

 

 

Смесераздаточные краны, предназначенные для выдачи смеси бензина с маслом для заправки транспортных средств с двухтактными двигателями (мопеды, мотоциклы, мотороллеры и др.), представляют собой два крана, объединенных в одном корпусе и управляемых одним рычагом. Из-за своей сложности эти краны не получили большого распространения, как и смесе­раздаточные колонки, поскольку автомобильные масла в основном продают расфасованными в мелкую тару.

 

Недостатком устройств автоматического отключения является подсос воздуха и образование пены на поверхности топлива в баке, которая приво­дит к преждевременному срабатыванию механизма отключения.

Недостатком кранов с рабочим клапаном, открывающимся по давлению, является большое усилие на рычаге управления для удержания пружины в рабочем состоянии.

Недостатком кранов с клапанами, открывающимися против давления, является большое начальное усилие при открытии крана.

В нашей стране выпускают краны топливораздаточные РКТ-20 (03-7592) и АКТ-20 марки 03-4382 производства АО «МОПАЗ» (г. Малоярославец Ка­лужской обл.), предназначенные для заправки машин отечественного и им­портного производства (табл. 3.14).

 

Таблица 3.14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.019 с.)