Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер действия нефтепродуктов, признаки отравления и первая медицинская помощь пострадавшим

Поиск

Аналогично тому, как при трении стеклянной палочки о шерстяную ткань возникают заряды статического электричества, так и при перекачке топлива происходит его электризация.

В условиях эксплуатации АЗС топливо электризуется при:

· прокачке по рукавам и трубопроводам;

· прохождении через фильтры;

· ударе струи о твердую поверхность;

· разбрызгивании в воздухе при падении с высоты;

· контакте с шелковыми и шерстяными тканями.

Наэлектризованные частицы топлива отдают свои заряды поверхности цистерны или резервуара, и, если последние не заземлены, на их поверхнос­ти может накопиться статическое электричество напряжением в несколько тысяч вольт. Это очень опасно в пожарном отношении, так как напряжение в 300-500 В уже может вызвать искру, температура которой способна воспла­менить смесь паров топлива с воздухом.

Удельная электрическая проводимость топлива характеризует его способность релаксировать электрические заряды.

Электризуемость топлива характеризует его способность накапливать электрические заряды.

Разряд электростатических потенциалов через паровоздушную среду может явиться одним из источников зажигания горючих смесей при сливо-наливных операциях и заправке техники.

В этом отношении электризуемость рассматривается как характеристи­ка пожаро-, взрывоопасности топлива.

Электризация происходит при разделении электрических зарядов в ад­сорбированном слое на границе раздела фаз. Электризация топлива пропор­циональна концентрации молекул, склонных к адсорбции. Если таких моле­кул нет или их мало, то горючее не электризуется. Если их много, то горючее электризуется, но заряд из него быстро уходит (релаксирует) через стенки в землю, т.е. горючее становится проводником электрических зарядов.

В обычных условиях топливо имеет нулевой заряд, т.е. содержание по­ложительных и отрицательных зарядов одинаково. Удельное сопротивление углеводородных топлив

 

 

Если разряды одного знака из горючего убрать, то оно станет заряжен­ным или наэлектризованным. Таким образом, электризация топлива - про­цесс разделения зарядов и скопление зарядов одного знака на границе разде­ла фаз, а противоположного знака - в объеме топлива. В основе механизма электризации лежит процесс перехода электронов между молекулами и по­верхностями.

Скорость разделения зарядов зависит от скорости адсорбции, которая определяется свойствами составляющих топливокомпонентов. В статичес­ких условиях электризация не возникает. Она появляется в динамических ус­ловиях и интенсивность ее возрастает с увеличением скорости течения.

Электризуемость зависит от содержания в топливе воды, продуктов окис­ления, механических примесей, присадок, наличия электрических и магнит­ных полей. Растворенная вода способствует электризации, а эмульсионная вода - препятствует. Влияние воды объясняется ее высокой адсорбционной способностью, а примесей (солей) - способностью проводить заряды. Вяз­кость влияет на время релаксации зарядов.

Для предупреждения возникновения пожара от разряда статического электричества необходимо:

· надежно заземлять автоцистерны, трубопроводы и резервуары при сливе- наливе топлива;

· исключать заправку техники открытой струей и разбрызгивание топлива;

· не прерывать струю топлива при заправке;

· предупреждать образование паровоздушных горючих смесей.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АЗС

И ОХРАНЕ ТРУДА

Автомобильные заправочные станции относятся к объектам повышен­ной пожарной и экологической опасности, и к ним предъявляется комплекс требований по обеспечению безопасной технической эксплуатации, защите окружающей среды и охране труда.

Кроме того, АЗС являются объектами повышенного внимания крими­нальных элементов, что вызывает необходимость защиты от тайного проник­новения к объектам АЗС с целью ограбления или вывода из строя жизненно важных систем и оборудования.

Повышенная пожарная и экологическая опасность АЗС вызвана специ­фическими физико-химическими свойствами нефтепродуктов, их способно­стью воспламеняться при определенных концентрациях с воздухом, электри­зоваться при перекачке и заправке, вредно воздействовать на человека и ок­ружающую природу.

Технические аспекты обеспечения безопасности функционирования АЗС включают в себя правильный выбор технических средств и систем безопас­ности, их грамотное проектирование с учетом свойств нефтепродуктов и ус­ловий эксплуатации, монтаж, обслуживание, обеспечение четкого взаимодей­ствия персонала охраны и сотрудников АЗС.

На каждой стадии проектирования, строительства и эксплуатации АЗС должны учитываться требования, предусмотренные соответствующими нор­мативными документами.

5.2.1. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Общие требования

Требования пожарной безопасности определены следующими доку­ментами:

· ППБ 01-03. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации;

· НПБ 111-98*. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопас­ности;

· ВППБ 01-01-97. Правила пожарной безопасности предприятий нефтепродуктообеспечения;

· НПБ 105-95. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности;

· Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности объектов продуктообеспечения. М. 1997.;

· Перечень нормативных правовых актов, действующих в системе пожар­ной безопасности. М. 1998.;

· Изменения и дополнения к нормам пожарной безопасности (вып. 2.-2000).

Классификация помещений и наружных установок АЗС по взрывопожарной и пожарной опасности осуществляется в соответствии с НПБ 105-95.

Расход воды на пожаротушение зданий АЗС определяют по СНиП 2.04.02-84. Общий расход воды на охлаждение наземных резервуаров следу­ет принимать не менее 15 л/с. Наружное противопожарное водоснабжение АЗС, расположенных вне населенных пунктов, можно не предусматривать, если на этих АЗС применяют только двустенные наземные резервуары об­щей вместимостью не более 40 м3, или подземные резервуары и отсутствуют помещения обслуживания. На таких АЗС предусматриваются дополнительные стационарные или передвижные огнетушители, тип и количество которых со­гласуется с подразделениями Государственной противопожарной службы.

Помещения АЗС необходимо оборудовать пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения в соответствии с НПБ-110-96.

С учетом требований ППБ 01 -03 в качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания. ТРК рекомендуется оснащать самосрабатывающими огне­тушителями.

АЗС должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения в соответствии с проектом и перечнем технических документов по эксплуа­тации, пожарной безопасности и охране труда при функционировании АЗС.

 

Средства пожаротушения

Первичные средства пожаротушения для производственных и обще­ственных помещений АЗС выбираются в соответствии с требованиями при­ложения 3 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03). Нормы содержания первичных средств пожаротушения в зависимос­ти от расчетной производительности АЗС приведены в табл. 5.7.

Таблица 5.7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.006 с.)