Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники и причины загрязнения окружающей средыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основными источниками выделения загрязняющих веществ на АЗС являются: · резервуары с нефтепродуктами (испарения нефтепродуктов - «большие и малые дыхания»); · топливораздаточные колонки (испарения при заполнении бензобаков автомобилей); · объекты очистных сооружений (испарения нефтепродуктов и сброс остатков (после очистки) в систему канализации); · аварийные и непреднамеренные разливы нефтепродуктов на территории АЗС; · неплотности технологического оборудования и коммуникаций; · вентилляционные устройства производственных помещений АЗС и пунктов технического обслуживания, размещенных на территории АЗС; · выбросы отработавших газов автотранспорта. Основные причины утечки: · переполнение резервуаров при сливе нефтепродуктов из автоцистерн, полуприцепов и прицепов; · разъединение соединений в технологических обвязках и поломки в напорно-всасывающих трубопроводах резервуаров; · переполнение топливных баков при заправке автомобилей; · аварии на трубопроводах и обвязках колонок в результате старения металла; · неисправности раздаточных кранов и повреждения напорных рукавов; · неисправность сливо-наливных устройств резервуаров и дыхательных клапанов, разгерметизация люков резервуаров; · износ оборудования по мере выработки нормативного ресурса; · недостаточный уровень технической подготовки и дисциплины обслуживающего персонала; · недостаточный надзор за соблюдением правил эксплуатации АЗС и оборудования. Степень загрязнения нефтепродуктами в каждом конкретном случае зависит от совершенства технологических процессов на АЗС, свойств топ- лив, условий хранения, приема и заправки. Загрязнение почвы и водоемов возможно сточными, ливневыми и талыми водами, содержащими нефтепродукты. Загрязненные воды фильтруются через толщу грунтов и достигают уровня грунтовых вод, где происходит их накопление и растекание по водоносному горизонту. Загрязнение грунтов и подземных вод на территории объекта распределяется неравномерно в виде отдельных пятен в местах утечек нефтепродуктов. Поэтому реабилитационные работы проводятся на локальных участках максимального загрязнения. Количество топлива, выбрасываемое в атмосферу при испарении, зависит от объема паровоздушной смеси, концентрации и плотности паров топлива
, кг,
где: G - масса топлива в объеме газового пространства, кг; V - объем газового пространства, м3; ρi - плотность паров топлива, кг/м3; Сi - объемная концентрация паров топлива в газовом пространстве:
,
где: Рi - парциальное давление паров топлива, МПа; Рr - асболютное давление в газовом пространстве, МПа. Истечение паровоздушной смеси при эксплуатации АЗС происходит в результате вентиляции газового пространства резервуаров за счет естественной циркуляции воздуха через неплотности, в результате «больших и малых дыханий» резервуаров при заполнении и хранении топлив, а также в процессе заправки техники при вытеснении парогазовой смеси из баков машин. «Малые дыхания» вызываются суточными температурными колебаниями окружающей среды. В дневное время при повышении температуры воздуха поверхности резервуара нагреваются, давление и температура парогазовой смеси повышаются, а испарение, особенно легколетучих фракций топлива, увеличивается. Возрастание давление в парогазовом пространстве влечет за собой срабатывание дыхательного клапана и выход паровоздушной смеси в окружающую среду. На величину испарения особенно влияет заполнение резервуара топливом и связанный с ней объем газового пространства. При увеличении степени заполнения уменьшаются потери легких фракций от испарения. В ночное время при охлаждении топлива снижается давление парогазовой смеси и происходит обратное явление - воздух через впускной клапан поступает в газовое пространство резервуара. «Большие дыхания» происходят при вытеснении паровоздушной смеси в окружающую среду в процессе заполнения топливом резервуара, когда объем газового пространства уменьшается и срабатывает дыхательный клапан. Обратное явление - поступление воздуха в резервуар происходит при выдаче топлива из резервуара. Объем «большого дыхания» соответствует поступившему в резервуар количеству продукта. Объем выбросов в результате «больших дыханий» растет при увеличении числа циклов заполнения-опорожнения резервуаров и зависит от климатической зоны. В общем объеме выбросов вредных веществ «большие дыхания» составляют около 40 %, что создает иногда в рабочей зоне максимальные разовые концентрации, превышающие ПДК. При «малых дыханиях» ввиду заглубленности резервуаров объемы выбросов незначительны, поэтому при технически исправной дыхательной аппаратуре загрязнения воздушной среды практически не происходит. Пары топлива выбрасываются на каждой стадии процесса его слива- налива. При наливе бензина в резервуары на нефтебазе бензиновые пары вытесняются в воздушное пространство цистерн. При заполнении автоцистерн и при сливе бензина из цистерны в подземные резервуары на АЗС, снова происходит вытеснение паров бензина (рис. 5.3, а и 5.4, а-б). С целью снижения выбросов на автоцистернах устанавливается оборудование для улавливания (отвода) и рекуперации паров бензина (рис. 5.3, б и 5.4, в). Больше всего паров бензина вытесняется при заправке транспортного средства на АЗС. На каждый литр бензина, поставляемого на АЗС, происходит вытеснение 5-ти и более литров паров в процессе выдачи через ТРК. Кроме того, топливо испаряется, когда находится в топливных баках автомобилей.
Общие требования и рекомендации С целью уменьшения опасности загрязнения окружающей среды нефтепродуктами при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации АЗС предусмотрены соответствующие природоохраннные мероприятия, основой которых являются федеральные законы: «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 19 января 2002 г.; «Об охране атмосферного воздуха», 1982; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1991 г.; «Об экологической экспертизе», 1995; «Об отходах производства и потребления», 1998 г.; «Водный кодекс», РФ 1995 г.; «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2003 г.. Экологические требования отражены также в «Правилах технической эксплуатации автозаправочных станций», Министерство энергетики, 2001 г. и «Рекомендациях по контролю качества нефтепродуктов на автозаправочных станциях», 1997 г. На выбросы загрязняющих веществ должно быть разрешение по установленной форме, выдаваемое органами по охране природы на основании утвержденных норм предельно-допустимых выбросов. Производственная деятельность АЗС не должна приводить к загрязнению окружающей природной среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) вредными веществами выше допустимых норм. Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из источников загрязнения АЗС рекомендуется:
Рис. 5.3. Способы слива нефтепродуктов из автомобильных цистерн в подземные резервуары: а - слив без рекуперации паров, б - слив с рекуперацией паров; 1 - цистерна; 2 - атмосферный воздух; 3 - гибкий шланг для слива нефтепродуктов; 4 - наливная труба резервуара; 5 - пары углеводородов; 6 - нефтепродукт; 7 - труба для выброса паров в атмосферу; 8 - вентиляционный клапан; 9 - паровоздушное пространство резервуара; 10- коллектор для подачи паров в цистерну; 11 - гибкий шланг для подключения к паровому коллектору цистерны; 12 - труба для отвода паров из резервуара
Рис. 5.4. Способы налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны: а - налив через верхнюю горловину цистерны без рекуперации паров; б - налив через нижний патрубок цистерны без рекуперации паров; в - налив через нижний патрубок цистерны с рекуперацией паров; 1- наливной стояк; 2 - выброс паров в атмосферу; 3 - цистерна; 4 - нефтепродукт; 5 - наливной стояк с гибким шлангом; 6 - выброс паров в атмосферу через воздушный клапан; 7 - подача паров в сборный коллектор цистерны; 8 - трубопровод на наливной площадке для отвода паров на утилизацию
· поддерживать в полной технической исправности резервуары, технологическое оборудование и трубопроводы. Обеспечивать их герметичность; · поддерживать техническую исправность дыхательных клапанов, своевременно проводить их техническое обслуживание и соответствующие регулировки; · обеспечивать герметичность сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения; · осуществлять слив нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС); · не допускать переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта; · оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой; · оборудовать резервуары АЗС и топливораздаточные колонки системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина; · поддерживать в исправности счетно-дозирующие устройства, устройства для предотвращения перелива, системы обеспечения герметичности процесса слива, системы автоматизированного измерения количества сливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объема), а также устройства трубопровода после окончания операции слива. Для уменьшения выбросов в атмосферу топливо хранят, в основном, в подземных горизонтальных резервуарах, которые устанавливают на такой глубине, чтобы верхняя образующая цилиндрической части находилась на расстоянии 0,8... 1,2 м от поверхности земли. Присутствие вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих) не должны превышать предельно допустимых концентраций (ПДК), мг/м3: бензин в перерасчете на углерод 100; масла минеральные 5; окись углерода 20; тетраэтилсвинец 0,005. Для жилых районов ПДК бензиновых паров составляет (мг/м3): среднесуточная 1,5; максимальная разовая 5. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС должны поддерживаться в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия должна ежегодно проверяться с отметкой в паспорте. При использовании специальных колонок вентиляционные выбросы могут подвергаться очистке адсорбционным методом. На территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха. Отбор и анализ проб проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005. Частота и место отбора проб определяются приказом по предприятию, владеющему станцией, по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями, и фиксируются в журнале лаборатории, проводящей отбор и анализ проб. Охрана поверхностных вод должна осуществляться в соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды», Водным Кодексом Российской Федерации, ГОСТ 17.1.2.13 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и «Правилами охраны поверхностных вод». Условия отведения поверхностных сточных вод должны быть согласованы с организациями, эксплуатирующими канализационные и водосточные сети и соответствовать СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» и действующим правилам приема сточных вод в сети водоотведения». Площадка для слива автоцистерны должна быть обвалована и выполнена из материалов, обеспечивающих защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Допускается вместо обвалования использовать лотки, достаточные для улавливания возможных сливов. На АЗС должна быть обеспечена своевременная очистка канализационных сетей и очистных сооружений от осадков и уловленных нефтепродуктов, замена фильтрующих материалов. Владельцы АЗС должны организовывать лабораторный контроль химического состава сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на рельеф местности, в подземные горизонты, канализационные и водосточные сети. Условия отбора проб должны оговариваться заблаговременно при заключении договоров с химико-аналитическими лабораториями. Накопление отходов и порядок обращения с ними определены в нормативных документах: «Предельные количества накопления промышленных отходов на территории предприятия», М., 1985 г., «Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах и накопителях, расположенных вне территорий предприятий», М., 1985 г., «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Минздрав СССР, М., 1985 г.». Территория АЗС должна регулярно очищаться от производственных отходов, бытового, строительного мусора, сухой травы и опавших листьев, которые подлежат вывозу в места, определенные в установленном порядке. Места складирования, размещения производственных и бытовых отходов, а также допустимые их объемы (количества) для временного размещения на территории АЗС определяются на основании разрешения на размещение отходов производства и потребления, выдаваемого в установленном порядке. Вывоз отработанных нефтепродуктов, уловленных осадков очистных сооружений, использованных фильтрующих элементов, бытового мусора осуществляется организацией, имеющей соответствующую лицензию на право вывоза отходов в места, определенные для переработки и утилизации. Бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой. Загрязненные нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающиеся контейнеры, установленные в специально отведенном месте. По мере накопления материала он вывозится на соответствующий полигон. Сжигать пропитанные нефтепродуктами материалы или отжигать песок в необорудованнных для этой цели местах, в том числе и на территории АЗС, категорически запрещается. Отработавшие масла должны приниматься на АЗС в специально оборудованные для этой цели устройства, в соответствии с Инструкцией по организации приема отработанных нефтепродуктов на автозаправочных станциях. Участок для приема отработанных нефтепродуктов, должен быть оборудован на бетонной площадке эстакадой и сборником с поддоном. Сборник оснащен измерительными приборами для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов и герметически закрывающимся люком с надежными запорами. Нарушение требований природоохранного законодательства, установленных нормативов выбросов и сбросов, размещения отходов и других условий, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье населения, влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение хозяйственной деятельности автозаправочной станции. Системы улавливания (отвода) и рекуперации паров бензина Система рециркуляции и отвода паров при сливе-наливе топлива из автоцистерн состоит из следующих устройств (рис. 5.5): · коллектор сбора паров нефтепродуктов с внутренним диаметром не менее 100 мм; · пневмоуправляемый клапан ввода/вывода паров (устройства дыхательные УД2-80); · соединительные шланги между клапанами и коллектором; · клапан пневмоуправляемый с огнепреградителем; · устройство стыковочное, соединяющее коллектор сбора паров с приемным трубопроводом установки утилизации паров. Оборудование для слива топлива из автоцистерны в резервуар АЗС с возвратом паров показано на рис. 5.6.
Абсорбционная система улавливания и рекуперации паров бензина (рис. 5.7). Система разработана ООО ИНОТЕХ, г. Москва. Принцип работы установки заключается в абсорбции паров бензина из паровоздушной смеси в абсорбционной колонне маслом с молекулярной массой 180-190, охлажденным до -20°С с помощью холодильной установки с последующим отделением бензина и возвратом абсорбента в технологический процесс. Паровоздушная смесь компрессором подается в смеситель-теплообменник, где смешивается с очищенным воздухом, охлаждается для удаления водяных паров и направляется в теплообменник, где отдает теплоту уходящему очищенному воздуху. Затем паровоздушная смесь (ПВС) поступает в абсорбер, где пары бензина абсорбируются маслом при температуре -15...-20°С, которое предварительно захолаживается в компрессионной холодильной установке. Из абсорбционной колонны масло, содержащее бензин, стекает в емкость, откуда насосом через рекуперативный теплообменник подается в десорбер, где происходит разделение бензина от масла. При этом пар возвращается в десорбер, а жидкость сливается в
Рис. 5.7. Принципиальная схема абсорбционной системы улавливания и рекуперации паров бензина
в емкость. Далее масло подается на захолаживание, а паровая фаза (бензиновая) конденсируется в теплообменнике (дефлегматоре). Одна часть конденсата в виде флегмы подается в десорбер, другая часть (бензин) собирается в емкости. Технические характеристики абсорбционной системы улавливания (АСУ): · степень улавливания паров бензина из паровоздушной смеси 95-99%, в том числе из обедненных паровоздушных смесей с содержанием углеводородов от 1-5%; · габариты 1,5x0,8x1,2 м; · большая глубина регулирования расходных характеристик, что позволяет обеспечивать полный прием ПВС как в период заполнения резервуара топливом, так и в процессе его хранения и заправки техники; · производительность абсорбционных систем улавливания составляет от 18 до 28 тонн в год. С учетом улавливания выбросов паров бензина из бензобаков при заправке автомобилей фактическая производительность АСУ увеличивается в 3 раза и составляет от 54 до 84 тонн в год; · количество потребляемой электроэнергии - 0,4...0,6 кВтч/кг бензина; · расход оборотной воды (или антифриза) - 0,24м3/ч; · очистка воздуха - до норм ПДК. Важным достоинством данных АСУ является возможность их установки на всех типах АЗС. Также возможны различные варианты использования АСУ и подключения их к дыхательным клапанам, что позволяет осуществлять модернизацию АЗС с минимальными затратами. Отвод паров бензина при заправке техники осуществляется при помощи автоматического крана (рис. 5.8) и специальных приспособлений для герметизации
Рис. 5.8. Автоматический кран с отводом паров нефтепродуктов из топливного бака автомобиля бака, с применением коаксиальных рукавов и стыковочных соединений с коллектором сбора паров, встроенного в ТРК. Топливораздаточный кран ZVA, нашедший преимущественное распространение в Европе, имеет металлическое кольцо для всасывания паров над ограничителем заправочной горловины топливного бака. Краны американских компаний имеют коаксиальный носик с перфорациями, через которые всасываются пары бензина. Благодаря большему внутреннему диаметру горловины топливного бака относительный расход топлива при одинаковых подачах насоса на 10-15% выше для крана ZVA. При расположении пароулавливающего носика выше носика наконечника и выше ограничителя заправочной трубки обеспечивается всасывание минимальных количеств топлива. Отверстие перекрывающей системы американских кранов ограничено у перфораций, через которые пары всасываются под ограничителем заправочной трубки. При отсутствии вакуумного насоса определенное количество топлива может засасываться обратно. Рукав для улавливания паров нефтепродуктов представляет собой коаксиальный шланг, в котором пары всасываются через внутренний шланг с небольшим отверстием (сечение рукава на рис. 5.8).
Системы очистки сточных вод В процессе эксплуатации АЗС образуются сточные воды, которые подразделяют на производственные, бытовые и дождевые. Производственные сточные воды могут быть загрязненными и условно чистыми. Загрязненные сточные воды перед выпуском в водоем необходимо очистить в специальных сооружениях до действующих норм. Условно чистые воды могут быть повторно использованы, если их качество соответствует требованиям технологического производства. При несоблюдении этих требований их необходимо сбрасывать в сеть производственно-дождевой канализации с отводом на очистные сооружения. Степень загрязнения сточных вод оценивается количеством примесей в единице объема воды: мг/л или г/м3. АЗС должны иметь производственно-дождевую канализацию, бытовую канализацию и спецканализацию (для отвода вод, загрязненных этилированными бензинами). На автозаправочных станциях применяются локальные очистные сооружения (песколовки, нефтеловушки, станции нейтрализации, флотационные установки и т.д.), которые позволяют исключить сброс загрязненных сточных вод, а предварительно очищенные сточные воды могут подаваться на очистные сооружения других предприятий, включая городские очистные сооружения. Локальные очистные сооружения на АЗС должны обеспечивать очистку поверхностных сточных вод при проливах нефтепродуктов, аварийных ситуациях, загрязнений территории станции. Основные требования к очистке поверхностных сточных вод: · правильное планировочное решение территории объекта, обеспечивающее полный прием поверхностного стока дождевой канализации; · обеспечение очистными сооружениями приема расчетного количества сточных вод; · надежность и экологичность очистных сооружений, круглогодичный режим работы, наличие мероприятий по защите конструкции очистных сооружений от коррозии. Основным показателем работы очистных сооружений является качество очистки. Промышленные и сточные воды перед сбросом с территории АЗС в городскую водосточную сеть или водоем, должны быть очищены до концентрации в них нефтепродуктов - 0,05 мг/л, взвешенных частиц - не более 10,5 мг/л. Основные способы очистки: отстаивание, напорная или безнапорная фильтрация и сорбция. Способ напорных фильтраций используется в очистных сооружениях фирм: «МосводоканалНИИпроект», «ЭКОС-95», «Волна» и «Эй-Джи-Сток». Способ безнапорной фильтрации используется в очистных сооружениях фирм: «Уоттос», «Дювидаг», «Ручей», «Модуль-Эко». Технические характеристики некоторых проектов очистных сооружений приведены в табл. 5.8. Курский институт экологической безопасности разработал и серийно выпускает унифицированный ряд высокоэффективных малогабаритных модульных установок напорной флотации с 2-х и 3-х ступенчатой очисткой сточных вод от нефтепродуктов производительностью до 20 м3/ч в сочетании с самотечными и напорными фильтрами и адсорберами. Эффективность очистки по взвешенным веществам - 90-95%, нефтепродуктам - до 98-99%. Для нефтеперерабатывающих производств, нефтебаз и АЗС выпускают установки: Инстеб-1/2.5; Инстеб-1/3.5 Фв-20.
Таблица 5.8.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.012 с.) |