Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая охрана окруж среды в промышленностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В условиях научно-технической революции количественные и качественные изменения в общественном производстве негативно сказываются на природе. В структуре экономики возрастает удельный вес промышленности, некоторые отрасли, например химия, черная и цветная металлургия, наиболее вредны для состояния окружающей среды. Увеличиваются размеры и мощность предприятий, все более разрушительными для природы становятся технологии производства. Цели охраны окружающей среды в промышленности ставятся непосредственные, перспективные и конечные. Так, непосредственной целью является сохранение и оздоровление окружающей среды в процессе экономического развития, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений людей. Перспективная цель — организация безотходного производства в промышленности. И наконец, конечная цель — обеспечение экологизации всей произ-водственно-хозяйственной деятельности, что является средством реализации принципа сочетания экономических и экологических интересов. Правовыми мерами по обеспечению промышленной безопасности являются: 1) лицензирование отдельных видов деятельности (проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях); 2) сертификация технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; 3) экспертиза промышленной безопасности проектной документации (требования к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта); 4) контроль за выполнением требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта: • соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов; • наличие лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта; • укомплектованность штата работников в соответствии с квалификационными требованиями; • правильное хранение опасных веществ; • разработка декларации промышленной безопасности; • заключение договора страхования риска ответственности за причинение вреда при его эксплуатации; • ведение учета аварий и инцидентов на нем и др. Экологизация экономических отношений заключается в установлении экологических требований, предъявляемых к осуществлению всех видов хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Экологические требования дифференцируются по стадиям хозяйственного процесса, включая размещение, строительство, сдачу в эксплуатацию и эксплуатацию хозяйственного объекта. Экологические требования, предъявляемые к строительству и вводу в эксплуатацию хозяйственных объектов Федеральный закон РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 18.10.95 г. регламентирует правовые основы создания строительного объекта. Ведение строительной деятельности допускается при наличии следующей документации: 1) архитектурного проекта, выполненного в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Это задание представляет собой комплекс обязательных экологических и технических требований к проектированию и строительству объекта; 2) строительного проекта, утвержденного на основе положительного заключения государственной экологической экспертизы и акта об отводе земельного участка на местности. При выполнении строительных работ хозяйствующий субъект обязан: ♦ выполнять строительные работы в соответствии с архитектурным и строительном проектами, в которых закрепляются строительные и санитарные нормы и правила, предъявляемые к строительству данного объекта; ♦ принимаются меры по охране природных ресурсов и природной среды. К числу природоохранных мероприятий, которые обязан выполнить хозяйствующий субъект в процессе строительства, относятся: 1) снятие и хранение плодородного слоя земель, который по завершении строительных работ подлежит восстановлению; v 2) проведение мероприятий по благоустройству территории, включая озеленение территории, обустройство дорог и обеспечение эксплуатации инженерных коммуникаций на данной территории. Действующим законодательством предусмотрены гарантии выполнения названных требований: ♦ во-первых, при выполнении строительных работ осуществляется авторский и строительный надзор, т. е. надзор за соблюдением проекта строительства; ♦ во-вторых, санитарно-эпидемиологический надзор, который выполняется санитарно-эпидемиологической службой Минздрава РФ; ♦ в-третьих, государственный экологический контроль, который проводится федеральными органами исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Нарушение названных требований к строительству и реконструкции хозяйственных объектов влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных государственных органов. Ввод в эксплуатацию — осуществляемая в строго установленной юридической форме процедура сдачи построенного объекта исполнителем и приемки его приемочной комиссией с участием органов государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологических служб, строительного надзора и представителей хозяйствующего субъекта. Процедура приемки объекта в эксплуатацию включает в себя: ♦ проверку строительной документации и фактического состояния объекта; ♦ проведение испытаний хозяйственного объекта; ♦ введение в действие, то есть включение в постоянный технологический цикл. Действующим законодательством запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов до уровня предельно допустимых нормативов, не оборудованных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, а также без завершения запроектированных работ по восстановлению нарушенной природной среды. 31. Правовая охрана окруж среды в с\х Земли, используемые в сельском и лесном хозяйстве, выполняют функцию средств производства. И в данном качестве они особенно подвержены негативному воздействию хозяйственного процесса. Вопросы использования и охраны земель регулируются актами земельного законодательства. Среди них Конституция РФ (ст. 9), Земельный кодекс РСФСР 1991 г. (с учетом изменений, внесенных Конституцией РФ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструктивный материал Роскомзема. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Земельный кодекс РСФСР (ст. 53) обязывает хозяйствующих на земле субъектов осуществлять комплекс мероприятий по охране земель от истощения и загрязнения; эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, применять природоохранные технологии, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности. В содержание охраны сельскохозяйственных земель входит два комплекса мероприятий: охрана земли от истощения и от загрязнения. Земельный кодекс РФ (ст. 100, 101) и дополняющие его земельно-правовые акты вкладывают в содержание данного понятия меры по сохранению, восстановлению, улучшению плодородия почв, предотвращению сокращения сельскохозяйственных земель как источников продовольственно-сырьевого фонда страны. В числе таких мер — борьба с ветровой и водной эрозией почв, бесхозяйственным отношением к земле, мелиорация (совокупность организационно-технических мероприятий по коренному улучшению земель путем их осушения, т. е. освобождения от излишней влаги, либо их орошения — обводнение районов, испытывающих недостаток влаги), рекультивация земель (восстановление нарушенных земель для приведения их в состояние, пригодное по целевому использованию.) В условиях современной системы сельского хозяйства можно выделить два направления природоохранительной деятельности: охрану окружающей среды и всех ее элементов от вредного воздействия сельскохозяйственного производства и охрану сельского хозяйства от вредного воздействия ант-ропогенной окружающей среды. Первое направление предполагает выполнение обязанностей, возло-женных на сельскохозяйственные предприятия, акционерные общества, организации и объединения, фермерские хозяйства по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе осуществление всех необходимых для этого мероприятий. Их выполнение производится в рамках основных направлений развития сельскохозяйст-венного производства с индустриализацией сельского хозяйства, мелиора-цией земель, химизацией. Применение системы машин, интенсивных технологий в растение-водстве в целях получения высоких устойчивых урожаев возлагает на агротехническую службу сельскохозяйственных предприятий и объеди-нений обязанности по проведению обязательных мероприятий по со-хранению почвенных угодий и повышению плодородия земель. Сооружение животноводческих комплексов и агропромышленных пред-приятий требует соблюдения установленных правил по обеспечению вводимых объектов очистными устройствами, обезвреживающими сточ-ные воды и Другие отходы, а также проведения мер по утилизации отходов путем их эффективного использования в сельском хозяйстве. При размещении животноводческих предприятий предусматривается выделение санитарно-защитных зон. Сельскохозяйственное предприятие или фермерское хозяйство обязано возместипъ вред, причиненный загрязнением земель, вод. лесов сточными водами и другими необезвреженными отходами производства. Должност-ные лица, виновные в нарушении правил охраны природы, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Согласно ст. 21 Федерального закона о животном мире сельскохозяй-ственные предприятия обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных и иных работ. В ст. 46 Закона об охране окружающей природной среды закреплены экологические требования в сельском хозяйстве. Так, предприятия, объе-динения, организации и граждане, ведущие сельское хозяйство, обязаны выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной расти-тельности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил при-роды, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека. Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатыва-ющие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые са-нитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхности водосбо-ров водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований вытечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение эколо-гически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Меры по охране окружающей природной среды должны соблюдаться и при проектировании и строительстве мелиоративных систем. Так, при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию осушительных систем должны быть приняты меры по сохранению водного баланса на окружающей территории, с тем, чтобы не причинить вреда лесным ресур-сам, наземному животному миру и другим природным объектам; обводни-тельных систем по охране рыбных запасов — путем устройства соответствующих заградительных сооружений, препятствующих проник-новению молоди и взрослых рыб на поливные сельхозугодья; должны учитываться пути миграции животных посредством сооружения гостов, троп. иных устройств, предотврашающих гибель животных. Проектные организации, проектирующие мелиоративные сооружения, сельскохозяйственные предприятия, принявшие их к эксплуатации, обя-заны возместить вред, причиненный нарушением правил охраны животно-го мира, лесньгх ресурсов и других природных объектов. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны при пла-нировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ и эксплу-атации мелиоративных систем принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, эко-номному использованию вод, охране земель, лесов и иной растительности от истощения, затопления, полтопления и по предупреждению других вредных последствий для окружающей природной среды. Нарушение ука-занных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства либо эксплуатации этих систем до устранения недостатков или прекращение таких работ по предписанию специально уполномочен-ных на то государственных органов в области охраны окружающей при-родной среды, с одновременным прекращением финансирования работ учреждениями банков (ст. 47 Закона об охране окружающей природной среды). Важнейшим направлением повышения урожая сельскохозяйственных культур является сбалансированная химизация нашего сельского хозяйства, ставшая по сути врагом номер один для земель сельскохозяйственного назначения. Под химизацией сельского хозяйства понимается совокупность орга-низационно-технических мер, направленных на применение в сельском хозяйстве химических препаратов агрохимикатов (минеральных удобрений, ядохимикатов, пестицидов), предназначенных ддя борьбы с сорняками, болезнями и вредителями растений. Цель химизации — повышение уро-жайности и увеличение производства продукции сельского хозяйства. Но одновременно возникают побочные негативные ее последствия в виде загрязнения окружающей среды и причинения вреда здоровью человека, лесной растительности, животному миру. Для повышения плодородия земли человек использует химические удобрения, для уничтожения нежелательных растений и животных — хи-мические пестициды. Термин «пестициды» охватывает все химические соединения, используемые человеком дяя уничтожения растений и живо-тных или контроля за ними, включая гербициды, используемые для уничтожения сорняков. Все пестициды, а их используется около 2000 различных видов, имеют некоторые общие характеристики. Они высоко-токсичны и имеют двойное действие: непосредственно убивают живой организм и в то же время уничтожают источник пищи для другого. Желая контролировать рост сорняков и лесной растительности, мы попали в сильную зависимость от гербицидов. Важным фактором использования гербицидов и пестицидов является их влияние на почву. Эти химические вещества под воздействием почвен-ных микроорганизмов способны трансформироваться в другие, но могут также и оказывать влияние на состав почвы. Удобрения и пестициды через почву загрязняют продукты питания, что сказывается на здоровье человека. По Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» за превышение норм содержания химических веществ в продуктах питания виновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа. Признается целесообразным распространение среди населения простейших индикаторов для выявления загрязнения реализуемых продук-тов сельского хозяйства. В целях охраны здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия химических средств Закон об охране здоровья граждан от 12 июля 1993 г. запрещает без соответствующего разрешения Минздрава РФ применение новых химических средств и стимуляторов роста. Ответствен-ность за организацию правильного применения ядохимикатов в сельском хозяйстве несет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Испытаниями пестицидов руководит Государственная комиссия по хими-ческим средствам борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ. В Министер-стве здравоохранения РФ и Министерстве сельского хозяйства и продо-вольствия РФ действует служба контроля за остатками пестицидов в пищевых продуктах и других объектах. Контроль за уровнем содержания пестицидов в атмосфере, воде и почве был возложен на Комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ. Министерства сельского хозяйства и продовольствия республик по согласованию с Минздравом РФ ежегодно пересматривают и утверждают Список химических и биологических средств борьбы с вредителями, бо-лезнями растений и сорняками, разрешенных для применения в сельском хозяйстве. Одновременно даются обязательные рекомендации по приме-нению нового препарата. Для всех разрешенных к применению пестицидов установлены пре-дельно допустимые концентрации (ПДК) в объектах окружающей среды, установлены порядок учета и хранения ядохимикатов, а также правила, согласно которым химические обработки посевов, насаждении и других угодий проводятся только после предварительного обследования их, опре-деления степени поражения вредителями и заселения полезными видами насекомых. О начёте работ с ядохимикатами предварительно оповещаются близлежащие населенные пункты, органы местного самоуправления, а также соответствующие службы. На границах обрабатываемых участков выставляются единые знаки безопасности для работ с пестицидами, запре-щающие проведение полевых работ и нахождение скота и птицы на таких участках до истечения установленных карантинных сроков, При обработке пестицидами различных объектов должны предусмат-риваться также меры по охране атмосферного воздуха, источников водо-снабжения и почвы. В целях предотвращения сноса пестицидов на акватории водоемов санитарными правилами запрещено применение всех пестицидов на расстоянии менее 300 м от водоема санигарно-бытового пользования, а при значительных уклонах сельскохозяйственных палей в сторону водоема защитную зону увеличивают до 500 м. Для рыбохозяйст-венных водоемов защитная зона устанавливается шириной не менее 500 м, а в определенных случаях — 2000 м. Для профилактики загрязнения окружающей среды минеральными удобрениями также необходимо соблюдать правила их производства, хра-нения, транспортировки и применения. Вред, причиненный окружающей среде предприятиями, использующи-ми химические и другие вещества, подлежит возмещению. Виновные должностные лица несут административную, уголовную ответственность (ст. 249 УК РФ). Действующее законодательство предусматривает целый ряд правовых мер охраны сельского хозяйства от вредного воздействия окружающей среды. Тем самым обеспечивается ее охрана от тех негативных изменений, которые возникают в результате деятельности промышленных, строитель-ных и иных предприятий. Так, в соответствии с водным законодательством сельхозпредприятия имеют право на предъявление иска о возмещении ущерба, причиненного посевам, почвам загрязнением окружающей среды сточными неочищен-ными водами и другими отходами производства; в соответствии с Законом об охране атмосферного воздуха — о возмещении потерь в урожае сельско-хозяйственных культур, происшедших в результате загрязнения сельхозу-годий неочищенными и необезвреженными выбросами промышленных предприятий. Земельный кодекс РФ предусматривает обязанность пред-приятий, деятельность которых связана с нарушением почвенного покрова, снимать, хранить и наносить плодородный слой почвы на рекультивирус-мые земли или малопродуктивные угодья, а также по окончании необхо-димых работ приводить земельные участки в состояние, пригодное для их использования по назначению. Важной мерой, направленной на охрану сельскохозяйственных угодий, является возмещение потерь сельскохозяй- ственного производства при изъятии земель сельскохозяйственного назна-чения для несельскохозяйственных надобностей. Большое значение имеет также требование, касающееся недопущения нанесения ущерба сельско-хозяйственному производству потравой посевов дикими животными. Если несельскохозяйственные объекты оказывают лишь индустриаль-ное давление на экосистемы, находящиеся в сфере их воздействия, то сельскохозяйственное производство имеет более глубинные последствия как для окружающей среды, так и для общества. Во-первых, сельскохозяйственный фон не менее экологически агрес-сивен для природы, чем промышленный. Небольшая ферма с 400 коровами дает такой же загрязняющий эффект, как районный центр с 40 тыс. жителей. Поэтому вокруг животноводческих комплексов и ферм устанав-ливаются санитарные зоны шириной от 1,5 до 2 км. Во-вторых, современное сельскохозяйственное производство сопро-вождается применением значительного количества агрохимикатов. Напри-мер, уже в середине 80-х гг. каждый четвертый житель планеты питался туками, т.е. продукцией, полученной за счет применения средств химиза-ции. В-третьих, функционирование сельскохозяйственных производствен-ных систем не замыкается в себе, как это происходит в промышленных системах, а вторгается в функционирование природных процессов. Так, земледелие изменяет природные процессы в почвах, находящихся в сфере хозяйственной эксплуатации, заставляя их давать положительные или отрицательные результаты (повышение или снижение почвенного плодо-родия, пресечение или развитие эрозионных процессов и т.п.). В силу этого сельскохозяйственное производство при неправильной его организации может привести к значительным негативным процессам в функционировании экологических систем, находящихся в сфере воздей-ствия агропромышленного комплекса. Например, нарушение правил вне-сения агрохимикатов может повлечь за собой гибель естественных опылителей, чем нарушаются естественные циклы. В-четвертых, нарушение взаимодействия общества и природы в сфере сельхозпроизводства в конечном счете может значительно сказаться на здоровье населения. Так, химизация земледелия приводит к нарушению ряда естественных геохимических и биохимических процессов, поскольку рост урожайности сельскохозяйственных культур сопровождается выносом из почв все большего количества минеральных веществ, прежде всего калия, фосфора, азота и металлов. А недостаток в продуктах питания, например, молибдена, ведет к заболеванию кариесом; йода — болезням Поскольку воздействие сельхозпроизводства на окружающую среду возрастает, возникает потребность в ландшафтном подходе. Ландшафт — территориальная система, состоящая из взаимодейству-ющих природных или природных и антропогенных компонентов и комп-лексов более низкого таксономического ранга; управление ландшафтом — деятельность общества по организации рационального взаимодействия человеческой деятельности и ландшафта. щитовидной железы, железа — мочекровию, лития — к психически забо-леваниям; магния и хрома — к развитию склероза и т.п. Законодательством предусмотрены три основных вида требований к объектам сельскохозяйственного производства: а) они должны быть экологически безопасны сами по себе; 6) технологии и приемы сельскохозяйственных работ должны быть максимально экологизированы, вплетены в естественные процессы экс-плуатируемых природных объектов: в) производимая сельскохозяйственная продукция должна быть безопасной для человеческого здоровья. Производство ее, а также транспортировка и хранение разрешаются при соблюдении санитар-но-гигиенических правил и норм. Наряду с указанными требованиями законодательством установлена правовая защита: а) природных объектов — от вреда, получаемого в результате сельско-хозяйственной деятельности. Так, органам, осуществляющим государст-венный контроль за использованием земель, дано право приостанавливать те агротехнические работы сельхозпредприятия, которые могут привести к процессам, снижающим плодородие почв; права сельскохозяйственных предприятий и других пользователей земли как землепользователей могут быть ограничены, если их производство наносит вред природным объектам и т.п.; б) самой сельскохозяйственной деятельности — от вреда, причиня-емого несельскохозяйственной сферой производства. Например, пред-приятия, причинившие сельскохозяйственным угодьям вред в результате загрязнения атмосферного воздуха производственными выбросами, обя-заны возместить хозяйствам — собственникам, землевладельцам и зем-лепользователям стоимость причиненных убытков (ст. 26 Закона РСФСР об охране атмосферного воздуха). Сельское хозяйство — это сфера активного взаимодействия общества и природы, в которой естественные экосистемы преобразуются в качест-венно новые агрозооэкосистемы. Как правило, они обедняются человеком, поскольку на пахотных полях, например, вместо богатого естественного разнотравья выращиваются монокультуры. А обеднение экосистем вызы-вает их неустойчивость (сила экосистемы заключается в многообразии составляющих ее культур). Поэтому важнейшей проблемой экосистем, находящихся в сфере се-ллозпроизполствп. является сочетание агроиенозов (преобразовательных систем) с биоценозами (системами, сохраненными в первозданном виде).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.236 (0.012 с.) |