Государство в структуре переходного общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство в структуре переходного общества.



 

Мы уже знаем, с позиций системного подхода любую сложную нелинейную целостность можно рассматривать как систему, которая по принципу матрешки входит в другую систему. В свою очередь система большего масштаба включается в систему более высокого уровня. Все они сохраняют идентичные компоненты. Моя книга, которую я пишу в данный момент, так же обнаруживает все эти функциональные части в целом и выступает целым сама по себе с входом и выходом, если ее рассматривать в единстве с автором. Любая относительно самостоятельная социально – экономическая территория лежит в этой же системе координат. Увеличивая или уменьшая масштаб, читатель может увидеть на объеме рисунка многие образования от нервной клетки до обществ в целом и принять его как единую матрицу для всех самоорганизующихся структур. Возьмем за исходный пункт последующих рассуждений, как это было сделано в начале книги, понятия «организация» и «система» как синонимы и разберемся детально с предложенной моделью взаимодействия государства и организации, с одной оговоркой, что государство есть подсистема управления макросистемы общества в целом и его отдельных частей или подсистем.

Примечание: ДМС – диагностическая модель ситуации, она есть результат переработки всей восходящей информации.

Рис 3. Единая матрица системы и ее взаимодействие с государством.

 

Повторюсь в том, что любая организация, как живая система постоянно обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Главный смысл организации заполучить из внешней среды на «входе» ресурсы и произвести эффект преобразования части из них в конечный продукт. Этот продукт становится товаром и перемещается на «выходе» в те сферы или сегменты социального пространства, где на него имеется спрос в рамках «купли – продажи». Все стадии перемещения материальных ресурсов внутри предприятия и за его пределами, их ритм и связь между разными подразделениями в режиме последовательности и синхронности составляют функцию логистики. Координирует эту активность подсистема управления или нервный центр – голова. Изучение актуального и потенциального спроса - прерогатива службы маркетинга. Именно это подразделение представляет «глаза» и «уши» организации, потому что оно определяет внутренние перестройки предприятия по адаптации к неопределенным колебаниям конъюнктуры рынка. В сущности, так функционируют все живые организмы высшего уровня, наделенные нервной системой. Аналогия с человеком более чем достаточная. Информация в нашем организме поступает по каналам органов чувств и интегрируется на высших этажах головного мозга (см. ниже). Не зря же в народе говорят - руководитель всему голова. Вещество и энергия поступают и трансформируются по звеньям пищеварительного тракта и могут использоваться для достижения разных целей. Однако не будем далеко заходить в прямых сравнениях с человеком и перейдем к внутренним звеньям хозяйственной организации.

Функциональный статус многих из них обусловлен прямым отношением к тем или иным ресурсам. Я выделю лаконично в общих чертах только основные, поскольку они тесно связаны с подвижным акцентом ряда государственных служб и учреждений. Принципиальная суть любой власти или системы управления состоит в том, чтобы оптимально во времени и пространстве осуществить преобразование ресурсов в новый продукт потребления. Управлять – это оптимизировать с помощью замкнутого контура потоки ресурсов, направленные на выполнение своей миссии, и достижение целей совместного труда «головы и тела». За счет чего происходит оптимизация движения ресурсов? Конечно же, за счет циркуляции потоков информации и материализации знаний в технологиях и выучки людей. Именно с этой точки зрения, первичным ресурсом на третьей волне перемен, по Тоффлеру является знание, понимай информация. Вот его слова: «С каждым шагом вперед добавленная стоимость возникает во все большей степени из знаний, а не из дешевого труда, из символов, а не из сырья» (44). И далее он сопоставляет его с другими ресурсами так: «Поскольку ослабляется необходимость в сыром необработанном материале, труде, времени, пространстве и капитале, знание становится источником развития экономики» (там же, с.121). Собственно живой нерв третьей волны перемен в развитии цивилизации и составляют информационные технологии.

Другим ресурсом, который может взращиваться как во внутренней среде, так и быть полученным из внешней среды - это люди. В современных условиях интенсивного производства человеческий потенциал организации и нации в целом становится одним из главных стратегических ресурсов. Общий уровень образованности людей, их способность к переобучению и адаптации к постоянно меняющимся условиям, культура, уровень мотивации труда и самореализации в значительной степени влияют на эффективность функционирования любой социально - экономической системы.

В этой связи чрезвычайное значение приобретает образовательная и коммуникативная функции государства на всей его территории. Здесь коммуникативная функция понимается как единство информационных сетей и основных магистралей, по которым перемещаются грузы между разными субъектами обмена. Было время в истории ранних эпох, когда границы совместной территорий (предтечи государства) определялись расстоянием между небольшими поселениями людей, в пределах которых можно было слышать голос зазывалы. Именно поэтому некоторые специалисты трактуют суть управления как «искусно сплетенная сеть из свойств и возможностей, вовлеченных в нее людей».

Значение же функции воспитания и образования лучше многих пространных рассуждений передает китайская мудрость: «Если планируешь на год, засевай поле, если на десять лет – выращивай сад, планируешь на долгую жизнь - воспитывай детей». Я специально останавливаюсь на этих суждениях, чтобы выделить безусловный приоритет указанных функций. Нельзя провести модернизации экономики и поставить во главу угла инициативу и предприимчивость людей, если не провести реальную модернизацию всех сторон образования и формирования корпуса истинных лидеров страны. Вместе с тем основные магистрали как артерии экономики настоятельно диктуют пристального внимания к себе. И в политике государства уже немало положительных результатов. Именно в строительстве и эксплуатации транспортных магистралей можно найти продуктивное взаимодействие общенациональных интересов и частного капитала, которое координирует государство. Эта модель диалога может стать исходной основой для поиска гибких форм и способов взаимодействия в других сферах единой социально- экономической системы. Диалог между властью и бизнесом станет более продуктивным и содержательным, если в государственные структуры начнут приходить люди с опытом предпринимательской деятельности и широким видением общих проблем выживания общества.

По многих признакам жизни назрело время для привлечения частного капитала в совершенствование образования, ибо это главное звено в цепи переходов к новому состоянию общества. Однако доминирующей мотивацией высшей школы должен стать поиск и формирование истинных лидеров новой генерации, способных к самообучению. В целях повышения престижа образования пора оградить его от массовой имитации. Нет более пагубного последствия для общества и для судьбы отдельного человека, когда он находится не на своем месте. Эта двойное зло становится особенно опасным, когда мы имеем дело с человеком, наделенным властью.

Из опыта общения с категориями состоятельных бизнесменов знаю, что многие из них, не лишенные гражданских и патриотических мотивов, ждут от государства поощряющих моральных и правовых стимулов в сфере подготовки будущего. Нельзя не заметить, что негативные тенденции бюрократизации власти накапливались в течение многих лет. В последнее время они усугублялись авантюрной стадией развития рынка и обернулись для общества тем, что власть и бизнес только начинают учиться диалогу друг с другом в контексте общих интересов города, региона и страны. НЕЛЬЗЯ ПО ИНЕРЦИИ КОМАНДОВАТЬ ТАМ, ГДЕ ДАВНО ПОРА УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ, как и НЕЛЬЗЯ ВО ГЛАВУ УГЛА СТАВИТ ТОЛЬКО ЛИЧНУЮ ВЫГОДУ ТАМ, ГДЕ УЖЕ ПОРА ПРЕОДОЛЕТЬ МЕРКАНТИЛЬНУЮ ОДНОБОКОСТЬ ЭГОИЗМА. Принципиальная суть законодательной функции государства должна свести правовое пространство к адекватному набору наиболее емких форм взаимодействия власти и бизнеса, чтобы исключить проявление живучих социальных аномалий. В этом наборе законов следует исключить полярные толкования и скрытые инструкции, позволяющие ряду чиновников чинить свой административный произвол под эгидой Фемиды. В сущности, если мы не накопим опыт создания социально - экономической среды, стимулирующей или поощряющей человеческую инициативу, нам не выбраться из рутины бюрократии. Энергия же многих людей все еще вязнет в этой рутине и фактически большей частью уходит на тщетную борьбу за право на самостоятельный бизнес и его защиту, а не развитие. Наш бизнес, по-прежнему, выживает, благодаря изобретательности и усилиям незаурядных людей, и медленно развивается под прессом субъективизма не лучших чиновников. Все эти негативы осложняются искаженно функционирующей ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ в едином контуре управления всего государства, порой сводя деятельность власти к полному отсутствию ее. Столь деформированная система управленияоторвала законодательную ветвь власти от реалий жизни и привела практику общества к сонму неудачных законов и множества брешей между ними. Без полноценного или двуединого контура управления, в котором петля обратной связи объективно отражает последствия решений, мы опять скатимся к порочному кругу искаженных коммуникаций и будем пожинать плоды неэффективного менеджмента.

Особое значение для любого вида производства имеет такой ресурс как сырье или природные богатства, а также те продукты труда одного предприятия, которые становятся исходным сырьем для другого хозяйствующего субъекта, в силу технологической взаимозависимости. Очевидная аксиома, что природные богатства – монопольное достояние всего народа, которому служит государство, должна стать непреложным постулатом строительства и развития государственной системы. Вместе с тем никто лучше государственных органов не сможет стать эффективным посредником в стыковых зонах противоречия интересов, между смежными предприятиями и отраслями. Сетевые системы, разного масштаба и уровня имманентно нуждаются в беспристрастном координаторе или медиаторе.

Государство имеет преимущество в том, что оно может гибко использовать правовую базу для становления сетевых моделей интеграций капитала на основе интереса всех субъектов в разных масштабах от отдельных предприятий и банков до межотраслевых и межрегиональных ассоциаций. Опираясь на общий интерес именно государство способно противодействовать возникновению гипермонополий под знаком защиты узко корпоративного капитала в ущерб механизмам здоровой конкуренции. Данная функция государства становится особенно важной в свете последних тенденций в мировой экономике. Сегодня на смену или в качестве альтернативы спонтанной конкуренции приходят пролонгированные контракты всех участников группового бизнеса от постоянных поставщиков до постоянных потребителей. Все они кровно заинтересованы друг в друге и устанавливают партнерские отношения на долгий срок. В этой связи регуляторные функции государства должны приобретать большую мобильность и системность. Умения чиновников высшего ранга, вовремя и адекватно отреагировать на колебания внешней среды и действия партнеров, могут стать правовым гарантом всех договоренностей в разнообразных групповых бизнес - линиях.

Однако государство теряет способность ответить ожиданиям людей или стать гарантом социальной справедливости и безопасности, когда ему не удается уравновесить положительные тенденции гражданского общества, его частных инициатив и практику отправления власти, действующим аппаратом чиновников, завуалировано мыслящих интересами коррумпированного клана.

Исходя из этих положений, и принимая меру условности понятий, можно разделить модель эффективного государства на комплекс «монологических» функций по вертикали и «диалогических» по горизонтали. Комплекс первых функций жестко «прошивает» сверху деловой цикл любого предприятия и нормой закона регулирует его поведение на определенных стадиях движения ресурсов и товара в пространстве производство - обмен - потребление. Комплекс вторых функций мягко «сшивает» сбоку пространство культуры и координирует взаимодействие всех субъектов социума в контексте морали и неписанных правил или стереотипов поведения.

Разумеется, регуляторные функции государства пользуются чаще жесткими санкциями и представлены триединством основных ветвей власти. Координирующие функции государства в условиях рыночной экономики все больше срастаются с деятельностью гражданских институтов, охватывающих разные социальные группы и сферы жизни. Они опираются на мягкие механизмы и формы контроля от порицания и поощрения до изоляции и отвержения.

Переходная эпоха закрепила в стандартах массового сознания нашего общества и его элиты уязвимо однобокую формулу высшей власти: государство создает правила игры и следит за их соблюдением всех участников спонтанного взаимодействия. Однако смею утверждать, что это слишком упрощенная трактовка сути системы государственных учреждений в постиндустриальном обществе. На самом деле, если за отправную точку взять классические понятия патриархов рыночной экономики, то общий принцип взаимодействия государства и группового или частного эгоизма людей надо искать в меняющемся сопряжении «видимой» и «невидимой руки» обмена продуктами труда и собственностью в обществе. Причем принцип сопряжения подразумевает неизменное присутствие каждой из них, как и должно быть в здоровом теле. Высшие этажи мозга мало вмешивается в работу центров, регулирующих функции тела. Но такое положение дел не означает, что кора мозг совсем отстранена от управления. Другими словами государство всегда сохранит основной набор институтов. Однако удельный вес каждой из его функций будет постоянно варьировать в зависимости от стадий развития культуры и яруса или сферы бизнеса. Наша традиция отправления власти в России по законам примитивного общества веками сводилась к крылатой фразе: «Чего моя левая нога хочет?». Это привело государство к полному бюрократическому параличу и охлократии под лозунгом: «что хочу, то и ворочу» - для каждого авантюрного нигилиста.

В современных условиях строительства нового государства взаимодействие институтов власти и механизмов рыночной экономики включает в себя маневрирование или поиск оптимальных способов между двумя полюсами: «регулирование – свободный обмен». Неоправданный перекос в сторону регулирования сопровождается тем, что многие группы людей пассивно «повисают на помочах» государства и ждут уравнительного распределения с извращенным пониманием справедливости. Перекос в сторону свободного нерегулируемого обмена чреват тем, что наиболее авантюрная часть людей начинает попирать истинную справедливость необузданным правовым цинизмом в угоду человеческой алчности. Как уж тут сохранить пространство для реализации общенациональных интересов и целостность общества, а государству стать воплощением и стражем справедливости? Выход один - он лежит в переходе к системному видению и умению сочетать полярные или бинарные категории мышления при выработке стратегических и тактических решений, общих и частных сценариев деятельности. Именно переход к многомерному мышлению может стать важным шагом к дебюрократизации власти, ибо еще раз скажу, нельзя лечить болезнь с помощью средств, которые ее породили. Если в частном бизнесе уже имеются здоровые прецеденты, когда заработная плата управленцев ставиться в зависимость от результатов труда, то почему - бы не ввести такие критерии в работу чиновников? Пока же любой посетитель государственных учреждений, если он пришел по своей инициативе, мешает этому чиновнику воплощать закон Паркинсона.

Заостряя проблему, я бы сказал так, что каждый дееспособный чиновник должен знать теорию бизнеса не хуже, а даже лучше или полнее и глубже, чем любой предприниматель и фактически владеть МАКРОСИСТЕМНЫМ ВИДЕНИЕМ проблем общества в целом или его отдельного региона. Именно таким уровнем отражение мира обладают высшие центры человеческого интеллекта. Масштаб и горизонт мышления у них по статусу разный. Чиновник стоит на страже общих интересов, а бизнесмен – своих частных интересов. И данное противоречие, имеющее изначальную природу, нельзя разрешить, уповая только на гражданскую сознательность и мораль. Воля и сила государства, персонифицированные в личностях высших чиновников – главный противовес власти склонностям человеческого эгоизма к правовому нигилизму. Пока же мы наблюдаем порой диаметрально противоположный стиль поведения некоторых чиновников, наделенных большими полномочиями.

Характерной стороной такого стиля стало ничем неоправданное отстранение государства от процессов авантюрного перехода общенародной собственности в руки частного капитала. Приходится констатировать, что агрессивный частный капитал по законам выгоды скупал на протяжении ряда лет по одной и той же правовой схеме полуживые предприятия. Не утруждая себя тем, чтобы вкладывать деньги в их модернизацию, свежеиспеченные владельцы выкачивали остаточный капитал и бросали на произвол судьбы, пришедшие в упадок, оборотные и необоротные фонды вместе с людьми, которые когда-то создавали эти предприятия и срослись с ними всем строем своей жизни.

Столь долгое отступление я позволил для того, чтобы поставить вопрос, актуальный для взаимодействия крупного бизнеса и государственной власти в России: «В чьих руках должны находиться природные богатства, энергетика и недра земли, на которых перманентно строят свой деловой цикл базовые отрасли экономики?». Только в руках всех членов общества. Государство же обязано оставаться посредником и держать монополию на этот стратегических ресурс любого народа, чтобы целесообразно торговать, сдавать в аренду или даже кому-то, представлять бесплатно, для того, чтобы укреплять тенденцию приращения стоимости в ряду поколений граждан этого государства. Чиновники, стоящие на страже интересов общества, должны просчитывать долгосрочные перспективы любой формы экономического использования общенациональных ресурсов. И двигаться в экономической политике поэтапно от малых сроков аренды и частичных продаж ресурсов и сырья к более длительным срокам и объемам по мере того, как частный капитал подтверждает свою правовую культуру поведения во всех качествах от арендатора и инвестора до собственника и спонсора территории.

В этой связи передача в частные руки, какой – то части из них, может состояться после надежных гарантий, проверенных временем и полезных для обеих сторон. Что же касается градообразующих предприятий, то контрольный пакет акций предпочтительно оставлять в руках государства, ибо частный капитал никогда не будет решать социальные вопросы в полном объеме и создавать полноценную инфраструктуру таких городов. История последних лет знает ни мало примеров, когда власть ходит в просителях у собственников на ее территории и становится объектом критики недовольных людей. А частный капитал, лишенный ограничительных рамок, форсировано скупает стратегическое сырье от нефти и газа до леса и земли. Что же останется в руках государства через несколько лет, и насколько оправдано лишать его права на естественную монополию? Не превратиться ли такое государство в инструмент защиты интересов богатого меньшинства против нищего большинства? История многократно учит – крайне поляризованное общество, всегда непрочно и недолговечно.

Банально, но любое общество крепнет и процветает, когда в нем создается стимулирующая среда для производительного труда в основных сферах бытия. К числу основных отраслей экономики, главным образом, относятся переработка сырья и машиностроение. Может ли частный капитал без многостороннего участия государства осуществить радикальную модернизацию технологий в этих отраслях? Реальный ход событий последних лет свидетельствует больше о том, что нет. Тогда, возникает естественный вопрос: «На каких началах должен взаимодействовать частный и государственный капитал для того, чтобы наша страна вышла на качественный прорыв в модернизации всех сфер экономики»? Ведь давно стало очевидным, что без технического обновления многие области человеческого труда, никогда не смогут создавать конкурентоспособные товары высокого качества. Убежден, что только мудрая и многогранная политика государства, может создать питательную среду для смешанных инвестиций (частного и общенационального капитала) в обновление технического парка всего хозяйственного механизма. Уповая на всеохватный эффект «невидимой руки», как ложную палочку - выручалочку, мы довели до критической стадии износа старое оборудование даже в тех, сферах труда, где укрепился частный капитал. Отсутствие зримых перемен наращивает признаки кризиса и чрезвычайных ситуаций. И мы и сегодня, в силу слабости государственных институтов продолжаем поверхностно жонглировать новыми понятиями и, уповая на некоторые постулаты теории рынка, переоцениваем одностороннюю возможность частного капитала, изменить социально – экономическую ситуации в стране.

Стимулирующая функция государства является сквозной и определяющей в пространстве социума, где каждый человек проходит все стадии жизненного цикла. Только государственные институты могут поддерживать атмосферу здоровой и противодействовать нездоровой конкуренции людей, влиять на параметры социальной мобильности наиболее достойных людей, устремленных много работать и получать по труду. На современном этапе постиндустриального развития формулой государственной деятельности может быть следующая метафора: государство - это универсальный игрок, играющий тренер, который переходит из одной команды своих воспитанников в другую, помогая слабому из них мобилизовать резерв, и одновременно следит за тем, чтобы общая победа достигалась без нарушения правил игры. Если оно уклонятся от этой грани средообразующей функции, его пирамида вырождается в групповщину, со всеми дефектами закрытого клана. А общество разрывается на отчужденные слои людей друг от друга, и никакая надуманная идеология не способна его консолидировать. Почему это неизбежно?

Дело в том, что, несмотря на то, что, информация становится основным ресурсом в постиндустриальном обществе, многие сферы обмена веществ человек с окружающей средой полностью зависят от наличия сырьевых богатств территории. Лес, газ, нефть, реки и моря, недра земли и сама земля остаются главным источником. От них берет начало деловой цикл большинства областей человеческого труда на «входе» системы. В этой связи государство и должно выступать рачительным хозяином этих ресурсов. Правовой приоритет статуса государства по отношению к ним формирует комплекс регуляторных и координирующих функций его институтов. Отсюда, можно выделить коммерческие функции государства, при отправлении которых оно должно уметь гибко торговать, кредитовать, давать дотацию и спонсировать с пользой для дела. Переводит или передавать полностью в частные руки даже основные средства коммуникации и сообщения или транспортные магистрали не менее опасная вещь, если оставить их совершенно недоступными для частной конкуренции. Весьма острые противоречия возникли при столкновении интересов муниципальных предприятий и частных фирм, занимающихся перевозками пассажиров на определенной территории. Какая сумма налога будет стимулирующей, и кто из сторон выдержит конкуренцию за количество пассажиров? Где цена услуг, приемлемая для всех? Вот вопросы, которые нельзя решить, если исключить диалог по согласованию общих интересов. Собственно государство должно всегда оставаться субъектом социального пространства и сочетать в себе сразу множество ипостасей, исключая инфляцию какой – то одной из них. Государство – это стол и точка поиска компромисса между частным и общим интересом. Эта центр притяжения и равновесия центробежных и центростремительных сил между разными группами и обществом в целом.

В равной степени государство может и должно упреждающе поощрять производство определенных видов товара, гибко варьируя коридором механизма ценообразования как на полюсе «входа» - закупок сырья или ресурсов, так и на полюсе «выхода» товара, его продвижения и продаж. При эффективно поставленной службе тотального и территориального маркетинга государство может создавать режим благоприятствования для производства тех товаров, спрос на которые приобретает критическую величину. И делать это тогда, когда частный капитал, в силу механизма свободной конкуренции, исключает возможность маневра, в сторону адекватных предложений и сохраняет естественный для «невидимой руки» эффект инерции. Никто лучше государства не может отстаивать общенациональный интерес, на то и создавала история человечества разные формы монархии и бюрократической иерархии. Тот, кто поставлен выше всех, обязан смотреть дальше и шире всех.

Одним словом государство обязано пользоваться льготным стимулированием производства тех товаров, дефицит которых стал актуальным для корзины типичного потребления тех или иных социальных страт. Льготное стимулирование имеет широкий диапазон его применения, и оно может проявить себя на разных стадиях делового цикла производства: от поставок сырья и людских ресурсов до субсидий на расходы при «выходе» и движению товаров к потребителю. Основой формирования реальной программы стратегического и тактического маркетинга в управлении жизнедеятельностью отдельной территории как субъекта рыночного пространства вполне могут стать идеи ряда исследователей, удачно обобщенных и обогащенных автором недавно изданной и весьма содержательной монографии на данную тему (41).

Назревшей потребностью стало долгосрочное кредитование строительства жилья для молодых семей. Уверен, что в сельской местности, запущенной до предела, государство будет опять поставлено перед необходимостью строительства бесплатного жилья для специалистов с высшим образованием. Такая забытая аварийная практика, по Прохорову, уже имела место в СССР. И мы с трудом уходим от нее. Не должны остаться в стороне от подвижной шкалы кредитования частные банки. И государство должно развернуть их сеть к созданию доступных финансовых ресурсов тем, кто созрел для самостоятельного дела в сфере малого и среднего бизнеса. У государственных институтов достаточно рычагов воздействия на эти финансовые «монастыри» со своим уставом. Просто нужен государственный горизонт мышления и воля, ибо мы непростительно медленно воплощаем в жизнь тривиальную истину о том, что без этих сфер бизнеса нам не состояться жизнеспособным государством с рыночной экономикой, а разорванная пирамида накапливает взрывоопасное отчуждение социальных полюсов общества. Мы медлим который раз в истории с актуальными решениями и наш переход от понимания того, что надо делать к реальным действиям утопает в бесплодных кампаниях и в политических спорах. Можно давать человеку кредит, но если он не найдет применение своим силам, чтобы достойно заработать и оплатить его, любой цикл: «производство – потребление» или движение капитала может повиснуть в воздухе, и страна окажется в руинах

Одновременно с этим государство должно неизменно осуществлять антимонопольную функцию для того, чтобы поддерживать условия свободного обмена, ибо только наличие конкуренции на полюсе предложений включает процессы улучшения качества товаров и механизм ценообразования, приемлемый для потребителя. В сущности, мы стоим перед одним важным постулатом в контексте антимонопольной политики государства. Передавать в руки частному капиталу необходимо только то, что может стать рентабельным без признаков монополии, и такую долю, чтобы не потерять рычаги воздействия при перекосах интересов в сторону корпоративных и клановых позиций в ущерб обществу в целом. Одной налоговой политикой преодолеть последствия упущенного контроля никогда еще не удавалось. Нужны более продуманные и подвижные рамки свободы частным инициативам. Опыт «проб и ошибок» не должен нас пугать, скорее наоборот – мобилизовать к более интенсивному накоплению удач и положительных прецедентов. Здоровое и сильное общество являет собой единую сеть тесного переплетения смешанного капитала, который интенсивно перемещается по линиям обмена между разными субъектами собственности.

Однако до сих пор мы не научились поощрять инвестиции частного капитала в большую экономику, связанную с ведущими отраслями производства. Движимые своим интересом предприниматели не рискуют вкладывать деньги в крупные промышленные проекты. Государство же пока избегает инвестировать и стимулировать льготами людей, готовых взять на себя инициативу в этой сфере производства, где оборот капитала и прибыль растянуты на более долгий срок во времени по сравнению с предприятиями с коротким циклом оборота денег. Зияющие пустоты в этих экономических нишах лишают общество сбалансированного развития и эффективного сопряжения усилий всех субъектов труда и власти.

С моей точки зрения, предложенная графическая модель системной матрицы, позволяет более адекватно управлять многими сторонами жизнедеятельности территории любого масштаба от региона до общества в целом. Она служит основой для поиска или даже «нащупывания» правильного сочетания видимой и невидимой руки во всех четырех ярусах экономики, выделяемых в истории Запада при деятельности государства – во - благо. В этой связи обратимся к литературе. «Целостная структура управленческих отношений государства – во - благо выглядит следующим образом:

Первый ярус - бытие частных интересов суверенных лиц, становление отдельных судеб, накопление частных капиталов;

Второй ярус - взаимодействие единичных или мелких групповых интересов: а) в пределах семейных отношений; б) в пределах отраслевых или сословной деятельности; в) на розничном и мелкооптовом рынке товаров и услуг;

Третий ярус - широкомасштабный обмен товарами и услугами между сословиями, отраслями с появлением частичного государственного регулирования отношений;

Четвертый ярусобщегосударственное регулирование: а) совокупность оставшихся, неразрешенных проблем после состоявшегося взаимодействия субъектов на втором и третьем ярусе; б) совокупность отношений, обеспечивающих саморазвитие целого как такового» (цит. по 45, с. 82).

Даже неискушенным взглядом можно усмотреть присутствие форм государственного регулирования в экономике на более ранних стадиях развития западной цивилизации. На мой взгляд, новое время не исключает, а предполагает более тонкую и многогранную политику государства в развитии механизмов самоорганизации макросистемы постиндустриального общества. Естественно, что в зависимости от яруса отношений и сферы труда акценты функций государства будут варьировать. Особенности того или иного района в координатах матричной модели должна определять их новые сочетания. Специфика и возможности внутренних ресурсов должны определять развитие сбалансированных производств, включая подготовку кадров. При этом феномен «сбалансированность» подразумевает т ри уровня взаимосвязи: региональный, межрегиональный и федеральный на базе сетевых структур. Конкретное наполнение матричной модели не меняет ее общей сути. И в этом контексте необходимо осуществить глубокий социально – экономический анализ профиля всех малых и больших территорий как единого организма или матричной модели, опираясь на принцип матрешки. Эту схему можно использовать для взвешенных управленческих решений и в поиске альтернатив преодоления неизбежных кризисов, которые возникают в жизненном цикла любой системы.

Нельзя пренебрегать тем, что современное сообщество приобрело такую сложность и взаимную зависимость, что любая из мировых экономик может выйти из него с меньшими потерями, если лидеры всех стран осознают реальную необходимость единения усилий и координации действий. Они должны поступать так, как это делают опытные рыбаки, когда, оказавшись в одной лодке в штормовую погоду, они ловко и слаженно лавируют между накатами волн. Системное мышление и ключевые положения синергетики должны способствовать прозрению нашего сознания и стать основой поиска совместных решений позитивного выхода из очередного планетарного хаоса. Мои размышления находят созвучие в словах П. Друкера о сильном правительстве в современном обществе: «И так же, как мы хвалим композитора за его способность писать «подходящую для исполнителя музыку», которая лучшим образом использует определенную исполнительскую характеристику валторна, скрипки или флейты, точно так же мы можем дойти до похвалы законодателям, которые лучше систематизируют специфическую задачу, чтобы сделать ее наиболее соответствующей возможностям тех или иных самоуправляющихся, частных учреждений плюралистического общества».

Своими размышлениями я показал конструктивный потенциал системного мышления и совсем не претендую на готовые ответы там, где нужен открытый диалог и психологическая готовность к коллективному поиску и сопряжению сил. Сделать это можно на основе сетевых структур разного уровня от внутренней среды отдельной организации внутри страны до трансконтинентальных корпораций международного уровня. Мы должны преодолеть соблазн, совершая множество действий, неизменно реагировать звуками литавр победы, там, где эти совместные действия привели к явным ошибкам. В условиях высокой неопределенности и сложности мира ошибки – это важный опыт и они служат во благо, если мы, мужая, будем учиться их не повторять, а извлекать урок во имя прогресса цивилизации под знаком единения. Одним из немногих признаков и провозвестников растущей международной интеграции экономик можно рассматривать производство нового поколения пассажирских воздушных лайнеров в России. В создании этого типа самолетов участвуют многие страны мира. Первые ласточки предвещают перемены в сезонах года. Сетевые структуры трансконтинентального уровня – новый виток развития человечества. С этимтезисом перекликается прогноз на 2020 год того же А.Неклесса, «ибо сетевая организация лучше приспособлена к динамичному, турбулентному состоянию социальной среды, где вместо непрерывной функции она реализует дискретные проекты»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.034 с.)