Человек – это свернутая Вселенная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек – это свернутая Вселенная



 

Земля, небо и я одного корня;

Десять тысяч вещей и я одной субстанции

ПЕТРОЗАВОДСК 2009
Оглавление:

ПРЕДИСЛОВИЕ: ОТ АВТОРА-- 3

ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК И МИР – ЗЕРКАЛО ДРУГ ДРУГА-- 4

ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА НАУКИ-- 5

ЗАОЧНЫЙ ДИАЛОГ В ВИДЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ-- 5

ПЕРЕХОД ОТ ОДНОМЕРНОГО К МНОГОМЕРНОМУ МЫШЛЕНИЮ. 9

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН СИСТЕМЫ И ЕЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЗНАКИ-- 11

МАТРИЧНАЯ ИЛИ ОБЩАЯ КОНФИГУРАЦИЯ СИСТЕМЫ-- 11

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ-- 15

ГЛАВА 3. СИНЕРГЕТИКА – НОВЫЙ ВИТОК ПОЗНАНИЯ МИРА-- 22

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПОНЯТИЯХ СИНЕРГЕТИКИ-- 22

РОСТ ДЕРЕВА – ОБЩАЯ СХЕМА САМОРАЗВИТИЯ СИСТЕМ-- 26

ГЛАВА 4.ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ В СВЕТЕ СИНЕРГЕТИКИ-- 30

ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА-- 30

ЦЕНТРЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕК-- 33

ГЛАВА 5. ЛИЧНОСТЬ КАК МНОГОМЕРНАЯ ЖИВАЯ СИСТЕМА-- 36

ТРИЕДИНСТВО БАЗОВЫВЫХ ПОДСИСТЕМ ЛИЧНОСТИ. 36

ОБРАЗ «Я» ЧЕЛОВЕКА В СРЕЗАХ КУЛЬТУР ЕВРОПЫ-- 39

ИЗМЕНЧИВОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ПОДСИСЕМ ЛИЧНОСТИ-- 41

ПОЛИФОНИЯ – ЗАЛОГ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-- 43

ГЛАВА 6. РОЛЬ КРИЗИСОВ В ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ ЧЕЛОВЕКА-- 45

КРИЗИСЫ ДЕТСТВА КАК ФАКТОР РОЖДЕНИЯ ЛИНОСТИ-- 45

ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ КРИЗИСОВ В ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ-- 49

ГЛАВА 7. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ЭКОНОМИКЕ-- 53

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ-- 53

ОРГАНИЗАЦИЯ - БИПОЛЯРНАЯ ВИБРИРУЮЩАЯ СТРУКТУРА-- 57

ЛИНЕЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ДИНОЗАВРЫ ИНДУСТРИИ. 61

ДИВИОЗИОННАЯ МОДЕЛЬ – АДАПТИВНОЕ ВЕТВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ. 64

ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ – ДЕСАНТЫ МАТРИЧНОЙ СТРУКТУРЫ-- 67

НОВЫЕ СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ. 71

СТРаТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – УДЕЛ ТВОРЧЕСКИХ НАТУР- 75

ГЛАВА 8. ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА-- 78

СТУПЕНИ ИСТОРИИ И ЗАКОНЫ СОЦИУМА-- 78

ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО В КООРДИНАТАХ СИСТЕМЫ-- 82

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ-- 85

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В СВЕТЕ СИНЕРГЕТИКИ-- 87

РИТМЫ КОЛЕБАНИЙ – ФАКТОР ДИНАМИКИ ОБЩЕСТВА-- 87

ЛЮДИ - ЖИВОТВОРНОЕ ЯДРО СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА-- 96

ГОСУДАРСТВО В СТРУКТУРЕ ПЕРЕХОДНОГО ОБЩЕСТВА. 100

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА-- 110


САМОРАЗВИТИЕ СИСТЕМ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Закон цикличности развития живого свернут в суточном ритме

Малое в большом равно, как и большое в малом

ПРЕДИСЛОВИЕ: ОТ АВТОРА

Эта книга задумана была давно и созревала в течение ряда лет. Многие годы я пытался понять для себя, что лежит в основе целесообразного поведения животных и человека и почему так много общего между строением и жизнедеятельностью человека и общества. Я углубился в чтение целого ряда книг по биологии и философии. Увлекся изучением стыковых наук о человеке как биосоциального существа. С увлечением проштудировал десятки объемных монографий, одни обладали большой глубиной, другие - идеологической мелкотой, многие из них стоят у меня на книжных полках. Особенно меня увлекли книги и сборники по кибернетике и теоретической биологии. Я бы мог привести не один десяток авторов, которым я благодарен за те идеи, которыми они обогатили мой ум.

Поиск более конструктивных подходов вывел меня на ежегодные сборники по системным исследованиям. В них всегда находились статьи, затрагивающие вопросы, интересующие меня. Постепенно системный подход овладел моим мышлением, и я стал изучать все сложные динамические явления сквозь призму этой парадигмы.

В данной книге я предпринял попытку взглянуть одновременно на человека как биосоциальное существо, организацию как форму совместного труда группы людей и общество как форму интеграции групп людей с позиций системного подхода. При этом я исходил из тезиса о том, что между этими системами нет принципиальных различий, ибо, воплощая принцип матрешки или вхождения одной системы в другую, они обладают идентичной структурой.

Углубляя свое понимание этой идентичности, я обратился к понятиям синергетики, зародившейся в лоне системного подхода. В данной книге я постарался в координатах ряда понятий и образных сравнений, доступных массовому читателю, показать конструктивную способность этой науки в познании более глубоких законов мироздания, которые лежат в основе самоорганизации всех малых и больших систем, наделенных потенциалом саморазвития.

Я отдаю себе отчет в том, что взялся за трудную задачу, и у меня нет уверенности, что я с ней успешно справился. Успокаивает то, что неудачный результат тоже полезный опыт, ведь он заряжает мышление на поиск обоснованных возражений, а, следовательно, обогащает активное знание коллективного разума о мире. При спорности ряда идей и отдельных формулировок могу твердо сказать одно, в работе над этой книгой я был искренним в своих рассуждениях и стремился быть понятным теми, кто не равнодушен к исканиям научной мысли. Свои размышления адресую думающей части молодых людей, ищущих свои ответы на вопросы современной цивилизации и питающих интерес к постижению глубоких законов развития общества. Сохраняю надежду, что какие-то мои мысли найдут отзвук в умах пытливых читателей, ибо они просто обязаны стать лучше и умнее, чем мы, впитывая идеи старших поколений или возражая им, чтобы делать этот мир более гуманным и чуть совершеннее, чем удалось нам.

ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК И МИР – ЗЕРКАЛО ДРУГ ДРУГА

 

Человек живет в пространстве, обставленном зеркалами, в щели между которыми проникают отблески Истины, играя на его лице

 

Человечество на протяжении тысячелетий пытается понять себя и мир. Этот драматический процесс имеет кольцевую взаимообусловленность. Новый виток постижения законов и механизмов функционирования мира вещей, как и всей Вселенной, ставит человека перед необходимостью более глубокого понимания себя. Стала уже тривиальным суждением привлекательная идея о том, что человек – это свернутая Вселенная, а Вселенная – это развернутый человек. Но как это единство и сходство объять и объяснить путались и путаются в конструкциях одномерного чувственного и рационального мышления многие поколения людей. И, пожалуй, только системный подход стал наиболее конструктивным ключом в ответе на этот вопрос.

Надо сказать, что человеку изначально свойственно в понимании мира ставить себя в центр этого мира. Среди ученых возникла даже такая образная идея о том, что человек в этом мире находится в комнате, обставленной зеркалами, и видит только себя, но что он там видит, рождает каждая эпоха. И он объяснял мир, исходя из того, как он понимал себя. Научный и бытовой язык не всегда тесно врастали друг в друга, а границы языка каждого человека создавали ту модель внешнего мира, в пределах которой он определял и строил все формы своего взаимодействия с ним.

Так, средневековая культура, рождая ряд новых представлений человека о себе, развивала в нем ощущение единства всего сущего и предвосхищала переливы старых идей и появление новых ценностей, нарождающейся эпохи Ренессанса. Но в этих прямых аналогиях виделась рука и лик творца. В средние века считали, что «плоть человека – из земли, кровь - из воды, дыхание – из воздуха, а тепло – из огня. Каждая часть человеческого тела соответствует части вселенной: голова – небесам, грудь воздуху, живот – морю, ноги – земле, кости соответствуют камням, жилы – ветвям, волосы – травам, а чувства – животным. Микрокосм – не просто малая часть целого, не один из элементов вселенной, но как бы уменьшенная и воспроизводящая ее реплика» ((13, с.70).

Однако, с моей точки зрения, несмотря на точность фразы в ее современном абстрактном понимании, общая идея функционального тождества систем разного уровня все же ускользала из столь прямых аналогий в объяснении устройства мира. В этом традиционном объяснении мира явно доминировало образное мышление, ограниченное ассоциациями чувственного сходства внешних признаков. Современное научное мышление, не отрицая адекватность чувственного знания, оперирует более обобщенными и конструктивными категориями в рамках новых парадигм. Среди них особое место занимает системный подход, центральным узлом методологии которого является понятие «система». Обратимся к этому узлу многих линий развития современной познавательной мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.006 с.)