Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек – это свернутая ВселеннаяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Земля, небо и я одного корня; Десять тысяч вещей и я одной субстанции ПЕТРОЗАВОДСК 2009 ПРЕДИСЛОВИЕ: ОТ АВТОРА-- 3 ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК И МИР – ЗЕРКАЛО ДРУГ ДРУГА-- 4 ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА НАУКИ-- 5 ЗАОЧНЫЙ ДИАЛОГ В ВИДЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ-- 5 ПЕРЕХОД ОТ ОДНОМЕРНОГО К МНОГОМЕРНОМУ МЫШЛЕНИЮ. 9 ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН СИСТЕМЫ И ЕЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЗНАКИ-- 11 МАТРИЧНАЯ ИЛИ ОБЩАЯ КОНФИГУРАЦИЯ СИСТЕМЫ-- 11 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ-- 15 ГЛАВА 3. СИНЕРГЕТИКА – НОВЫЙ ВИТОК ПОЗНАНИЯ МИРА-- 22 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПОНЯТИЯХ СИНЕРГЕТИКИ-- 22 РОСТ ДЕРЕВА – ОБЩАЯ СХЕМА САМОРАЗВИТИЯ СИСТЕМ-- 26 ГЛАВА 4.ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ В СВЕТЕ СИНЕРГЕТИКИ-- 30 ЖИВОТНЫЙ ОРГАНИЗМ КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА-- 30 ЦЕНТРЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕК-- 33 ГЛАВА 5. ЛИЧНОСТЬ КАК МНОГОМЕРНАЯ ЖИВАЯ СИСТЕМА-- 36 ТРИЕДИНСТВО БАЗОВЫВЫХ ПОДСИСТЕМ ЛИЧНОСТИ. 36 ОБРАЗ «Я» ЧЕЛОВЕКА В СРЕЗАХ КУЛЬТУР ЕВРОПЫ-- 39 ИЗМЕНЧИВОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ПОДСИСЕМ ЛИЧНОСТИ-- 41 ПОЛИФОНИЯ – ЗАЛОГ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-- 43 ГЛАВА 6. РОЛЬ КРИЗИСОВ В ЖИЗНЕННОМ ЦИКЛЕ ЧЕЛОВЕКА-- 45 КРИЗИСЫ ДЕТСТВА КАК ФАКТОР РОЖДЕНИЯ ЛИНОСТИ-- 45 ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ КРИЗИСОВ В ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ-- 49 ГЛАВА 7. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР В ЭКОНОМИКЕ-- 53 ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ-- 53 ОРГАНИЗАЦИЯ - БИПОЛЯРНАЯ ВИБРИРУЮЩАЯ СТРУКТУРА-- 57 ЛИНЕЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ДИНОЗАВРЫ ИНДУСТРИИ. 61 ДИВИОЗИОННАЯ МОДЕЛЬ – АДАПТИВНОЕ ВЕТВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ. 64 ПРОЕКТНЫЕ ГРУППЫ – ДЕСАНТЫ МАТРИЧНОЙ СТРУКТУРЫ-- 67 НОВЫЕ СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ. 71 СТРаТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – УДЕЛ ТВОРЧЕСКИХ НАТУР- 75 ГЛАВА 8. ОБЩЕСТВО КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА-- 78 СТУПЕНИ ИСТОРИИ И ЗАКОНЫ СОЦИУМА-- 78 ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО В КООРДИНАТАХ СИСТЕМЫ-- 82 СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ-- 85 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА В СВЕТЕ СИНЕРГЕТИКИ-- 87 РИТМЫ КОЛЕБАНИЙ – ФАКТОР ДИНАМИКИ ОБЩЕСТВА-- 87 ЛЮДИ - ЖИВОТВОРНОЕ ЯДРО СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА-- 96 ГОСУДАРСТВО В СТРУКТУРЕ ПЕРЕХОДНОГО ОБЩЕСТВА. 100 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА-- 110
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Закон цикличности развития живого свернут в суточном ритме Малое в большом равно, как и большое в малом ПРЕДИСЛОВИЕ: ОТ АВТОРА Эта книга задумана была давно и созревала в течение ряда лет. Многие годы я пытался понять для себя, что лежит в основе целесообразного поведения животных и человека и почему так много общего между строением и жизнедеятельностью человека и общества. Я углубился в чтение целого ряда книг по биологии и философии. Увлекся изучением стыковых наук о человеке как биосоциального существа. С увлечением проштудировал десятки объемных монографий, одни обладали большой глубиной, другие - идеологической мелкотой, многие из них стоят у меня на книжных полках. Особенно меня увлекли книги и сборники по кибернетике и теоретической биологии. Я бы мог привести не один десяток авторов, которым я благодарен за те идеи, которыми они обогатили мой ум. Поиск более конструктивных подходов вывел меня на ежегодные сборники по системным исследованиям. В них всегда находились статьи, затрагивающие вопросы, интересующие меня. Постепенно системный подход овладел моим мышлением, и я стал изучать все сложные динамические явления сквозь призму этой парадигмы. В данной книге я предпринял попытку взглянуть одновременно на человека как биосоциальное существо, организацию как форму совместного труда группы людей и общество как форму интеграции групп людей с позиций системного подхода. При этом я исходил из тезиса о том, что между этими системами нет принципиальных различий, ибо, воплощая принцип матрешки или вхождения одной системы в другую, они обладают идентичной структурой. Углубляя свое понимание этой идентичности, я обратился к понятиям синергетики, зародившейся в лоне системного подхода. В данной книге я постарался в координатах ряда понятий и образных сравнений, доступных массовому читателю, показать конструктивную способность этой науки в познании более глубоких законов мироздания, которые лежат в основе самоорганизации всех малых и больших систем, наделенных потенциалом саморазвития. Я отдаю себе отчет в том, что взялся за трудную задачу, и у меня нет уверенности, что я с ней успешно справился. Успокаивает то, что неудачный результат тоже полезный опыт, ведь он заряжает мышление на поиск обоснованных возражений, а, следовательно, обогащает активное знание коллективного разума о мире. При спорности ряда идей и отдельных формулировок могу твердо сказать одно, в работе над этой книгой я был искренним в своих рассуждениях и стремился быть понятным теми, кто не равнодушен к исканиям научной мысли. Свои размышления адресую думающей части молодых людей, ищущих свои ответы на вопросы современной цивилизации и питающих интерес к постижению глубоких законов развития общества. Сохраняю надежду, что какие-то мои мысли найдут отзвук в умах пытливых читателей, ибо они просто обязаны стать лучше и умнее, чем мы, впитывая идеи старших поколений или возражая им, чтобы делать этот мир более гуманным и чуть совершеннее, чем удалось нам. ВВЕДЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК И МИР – ЗЕРКАЛО ДРУГ ДРУГА
Человек живет в пространстве, обставленном зеркалами, в щели между которыми проникают отблески Истины, играя на его лице
Человечество на протяжении тысячелетий пытается понять себя и мир. Этот драматический процесс имеет кольцевую взаимообусловленность. Новый виток постижения законов и механизмов функционирования мира вещей, как и всей Вселенной, ставит человека перед необходимостью более глубокого понимания себя. Стала уже тривиальным суждением привлекательная идея о том, что человек – это свернутая Вселенная, а Вселенная – это развернутый человек. Но как это единство и сходство объять и объяснить путались и путаются в конструкциях одномерного чувственного и рационального мышления многие поколения людей. И, пожалуй, только системный подход стал наиболее конструктивным ключом в ответе на этот вопрос. Надо сказать, что человеку изначально свойственно в понимании мира ставить себя в центр этого мира. Среди ученых возникла даже такая образная идея о том, что человек в этом мире находится в комнате, обставленной зеркалами, и видит только себя, но что он там видит, рождает каждая эпоха. И он объяснял мир, исходя из того, как он понимал себя. Научный и бытовой язык не всегда тесно врастали друг в друга, а границы языка каждого человека создавали ту модель внешнего мира, в пределах которой он определял и строил все формы своего взаимодействия с ним. Так, средневековая культура, рождая ряд новых представлений человека о себе, развивала в нем ощущение единства всего сущего и предвосхищала переливы старых идей и появление новых ценностей, нарождающейся эпохи Ренессанса. Но в этих прямых аналогиях виделась рука и лик творца. В средние века считали, что «плоть человека – из земли, кровь - из воды, дыхание – из воздуха, а тепло – из огня. Каждая часть человеческого тела соответствует части вселенной: голова – небесам, грудь воздуху, живот – морю, ноги – земле, кости соответствуют камням, жилы – ветвям, волосы – травам, а чувства – животным. Микрокосм – не просто малая часть целого, не один из элементов вселенной, но как бы уменьшенная и воспроизводящая ее реплика» ((13, с.70). Однако, с моей точки зрения, несмотря на точность фразы в ее современном абстрактном понимании, общая идея функционального тождества систем разного уровня все же ускользала из столь прямых аналогий в объяснении устройства мира. В этом традиционном объяснении мира явно доминировало образное мышление, ограниченное ассоциациями чувственного сходства внешних признаков. Современное научное мышление, не отрицая адекватность чувственного знания, оперирует более обобщенными и конструктивными категориями в рамках новых парадигм. Среди них особое место занимает системный подход, центральным узлом методологии которого является понятие «система». Обратимся к этому узлу многих линий развития современной познавательной мысли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.007 с.) |