Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центры управления системы человекСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В свете первого признака каждый человек на генетическом уровне несет определенный потенциала витальной или жизненной энергии. Приходилось ли вам, читатель, сажать рядом саженцы или наблюдать их рост на краю полянок или на вырубках? Вы не могла не заметить, что сила развития у них разная. Один растет на глазах, а другой едва теплит в себе жизнь, явно отставая в развитии от первого. И разве среди людей мы не наблюдаем такой же разброс витальной энергии роста и жизнестойкости? Поскольку человек свернул в своей биологической организацию всю спираль эволюции живого вещества планеты, в нем тесно переплетаются механизмы саморегуляции всех ступеней этого процесса. Вертикальная мобильность человека в обществе хотя и зависит от общего потенциала этой энергии, но для его успешности, куда большее значение имеет умение полезно и конструктивно использовать ее во времени. Энергичный человек может растратить впустую свою жизнь, если не научится оптимально структурировать время и распределять свою активность соразмерно актуальным способностям и конструктивным усилиям в русле жизненных целей. Жизненная энергия человеческой индивидуальности связывает его с законами биологического развития живого вещества в них его земные корни, которые роднят его со всеми бренными существами планеты, в них вся феноменология чувственной и телесной самости человека. Но человек имеет еще одни корни своей сущности, незримые нити которых восходят на уровень космической самоорганизации мира и образуют его ноуменальную или духовную самость. Человек включает не только плоть и душу, как чувственное начало, он включает в себя еще и дух. И можно бесконечно спорить, как соединяется телесная энергия и духовная в каждом из нас. Одно непреложно, игнорировать Дух в универсуме уже вряд – ли возьмется самый воинственный эмпирик и однобокий физик, приверженный традиционному сциентизму. Лично я не могу разделить мнение одно из лидеров интегральной психологии в России В.Козлова, который исходит из того, что витальная энергия трансформируется в силу духа. В то же время, признавая наличие Духа, он оставляет его за скобками сознания, справедливо утверждая, что мы не может постичь его природу и вездесущность. Но, если мы не можем объяснить его суть, это ему не мешает присутствовать внутри нас и в мире. Мне сдается, что человек – это воронка пересечения двух видов энергий: одна восходит из корней дольнего мира, другая – нисходит или изливается от корней горнего мира. А вот как они взаимодействуют, наука не может объяснить. Тут я согласен и В.Козлов, который весьма продуктивно использует методологию системного подхода применительно к человеку, и более того, он рассматривает сознание само по себе как систему, наделенную всеми признаками саморазвития (20). И я позволю себе в столь сложном разделе обратиться к цитатам из его интересной и новаторской книги. Так, он пишет, что в последнее время появились исследования, «рассматривающие психику человека как сложную многоуровневую саморегулирующуюся систему, открытую для взаимодействия с другими системами и обладающей способностью производить новые структуры и способы организации» (20, с133). Утверждая, что в рамках системного подхода сложилось новое интегральное направление в психологии, В. Козлов указывает, что это направление « позволяет ухватить сознание в целостности – как активное, открытое, саморазвивающееся неструктурированное пространство, способное наполнять реальность смыслом, отношением и переживанием. Этот подход дает возможность объединить телесные переживания (ощущения) эмоции, чувства, мышление и духовные переживания в целостность, в единство системы «Человек» и показать при каких условиях возможно достижение ею подлинной целостности (там же с.45). Что же, весьма нетривиальное толкование, вступающее в противоречие с традиционным академизмом психологической науки! Мне бы хотелось далее затронуть траекторию развития человека с ее начала, когда в эмбриональном состоянии будущего человека происходит бурный рост трех зародышевых листков, из которых формируется организация индивида. Первый обусловливает развитие внутренних органов, второй – мышечного аппарата, а третий определяет формирование нервной системы. Эти три исходных начала во многом определяют конституцию человека, сказываются на других триединых механизмах и центрах саморегуляции. Человеческое сознание как саморазвивающаяся система, если взять за основу тезис В. Козлова, проявляя себя в конкретном случае как единство во множественности, обретает три основных контура саморегуляции системы человека. Каждая из них по мере развития системы наслаивается над другими, интегрируя или свертывая их в единую подсистему контура управления системы. Первым центром регуляции жизни становится эмоциональный контур. В своих исходных началах он дифференцирует мир на приятные и неприятные переживания, концентрируя их вокруг материнской груди и ротовой полости дитя. Включение в сферу активности ребенка мышечного аппарата, особенно интенсивно при освоении вертикального положения, доминирующим становится двигательный цент регуляции. А примерно с пятилетнего возраста, борьбу за приоритет начинает выигрывать речевой центр регуляции, который ляжет в основу ряда произвольных функций психики ребенка. Излагая важные положения эзотерической философии, Б.Муравьев соотносит преобладание одного из этих трех центров управления с определенным типом людей. Он пишет, что в эзотерической философии «эти типы различаются соответственно преобладанию в Личности одного из трех психических центров: интеллектуальный тип (человек думающий, высчитывающий, анализирующий), эмоциональный (человек чувствительный, артистичный, романтический) и, наконец, «человек действия». Получается, что человек это система с переплетением ряда триад в ее развитии и функционировании. Так, нарождающаяся система в период эмбрионального развития этот сгусток живого вещества открыт внутренней среде материнского организма. На вход этой системы через пуповину поступают необходимые для развития вещества. На выходе эта интенсивно формирующаяся биологическая система имеет продукты обмена, циркулирующие в общем древе кровеносной системы с организмом матери. На этой стадии скорее можно говорить о подсистеме в единой системе матери. Принципиально важно осознавать, что генетический код живого вещества, свернувшийся в ДНК человека, ускоренно повторяет все этапы эволюции в развитии отдельного ребенка. Переход новорожденного в пространство или колыбель социальной среды радикально меняет исходное соотношение внутренней и внешней среды, как и условия функционирования этой новоявленной системы социума. Развертывание генетической программы биологического развития уже с первых минут попадания в новые условия вписывается в культуры той среды, которая охватывает жизнь родившегося дитя. Его система открывается новым каналам взаимодействия с этой средой и втягивает в процессы обмена новые элементы потока жизни, частью которого он теперь она становится. И как мы уже знаем, психика ребенка как аппарат отражения мира и моделирования его отдельных явлений в виде чувственных образов дополнятся регуляторной функцией на уровне становления механизма движения. В последующем доминирующую роль регуляции возьмет на себя вербальный механизм или контур управления. Мне импонирует идея В.Козлова о существовании целого ряда языков или знаков сознания, которыми оно наполняет активность системы человека. Автор справедливо подчеркивает определенную последовательность формирования их в процессе эволюции и выстраивает следующих ряд этих знаков: ощущения, эмоции и чувства, образы, символы, знаки. И, несмотря на то, что все они могут быть объединены понятием «знаки», выделение особой категории знаков остается правом автора, и я не вижу необходимости ставить под сомнение этот ряд носителей информации. Культура как смысловое поле и ее многообразная архитектоника знаков, которую Ю.Лотман назвал семиосфера по аналогии с биосферой, вторгаются в процессы развертывания биологического кода развития и закладывают в психическом аппарате системы ребенка новый уровень саморегуляции - личность. В нарождающейся личности происходит диалектическое взаимодействие двух главных потоков информации, определяющих становление этого нового качества целого системы человека. Биологическая информация развертывает наследственный опыт развития организма, а социальная информация, несущая опыт наследия поколений, свертывает его в структурах личности. Превращение натуры в культуру или окультуривание индивида называют механизмом социализации. Эффектом социализации является рождения качественно новой целостности человека – его личности. Понятие «личность» столь же неопределенно, как и само понятие «Дух». Мы все их постоянно применяем, но сказать что-то точное не можем. Для меня личность представляют собой проявление высших духовных ноуменальных начал в человеке, или эманацией Духа на земле через высшие уровни развития человека и его регуляцией поведения. Личность – это вертикальная ось восхождения человека к высшим уровням культуры и к ее непреходящим сакральным ценностям. И далеко не каждая личность способна поднимать себя на эти вершины развития. Подлинные признаки личности в системе человека появляются на стадии возникновения механизма индвидуализации, когда человека начинает сам себя строить, освобождаясь от прямых влияний социума. На мой взгляд, собственно рождение личности происходит, когда система человека обретает высокую эмансипацию от стандартов культуры и его фаза реактивности уступает превалирующую роль фазе избирательной активности на основе индивидуальной шкалы ценностей и высших этажей пирамиды мотивации, где безусловный приоритет начинает занимать духовное или собственно личностное начало. Здесь духовное начало понимается как волевая инстанция, поднимающая систему человека над другими центрами регуляции жизнедеятельности. В свете сказано приведу трактовку личности двух ярких мыслителей. Личность есть дух человека, считает М. Шелер и пишет: «Деятельный центр, в котором дух является внутри конечных сфер бытия, мы будем называть личностью в отличиеот всех функциональных центров, которые, при рассмотрении их с внутренней стороны, называются также «душевным» центрами (50, с.52 ) И прежде чем двигаться дальше, найду поддержку в словах великого соотечественника Н.А. Бердяева: «Личность не рождается от отца или матери, она происходит от Бога, является из другого мира; она свидетельствует о том, что человек есть точка пересечения двух миров, что в ней происходит борьба духа и природы, свободы и необходимости. Личность в человеке не детерминирована наследственностью, биологической или социальной, она есть свобода в человеке, возможность победы над детерминацией мира» (5, с. 21). Если оттолкнуться от этих положений, то личность в каждом из людей и образует высший механизм управления человека самим собой, истоки которого лежат на пересечении витальной и духовной сил его развития, и если пренебрегать одной из них, то можно потерять его истинную двуединую суть. Примечательно, что каждый контур управления в процессе онтогенеза или жизненного цикла отдельного человека становился центром его самости, на основе которого происходил процесс взаимодействия с внешним миром, осуществлялась избирательная актуализация информационных потоков и действий, которые обеспечивали адаптацию и развитие системы в континууме микросреды. Наличие нескольких центров управления и их интеграция на уровне высшей или «тотальной самости» (как полагает К.Уилбер) т.е. собственно личностных механизмов выступают условием функциональной гибкости и упругости системы человека, позволяющие ему не только а даптироваться, но и адаптировать к своим потребностям внешнюю среду.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.183 (0.007 с.) |