Триединство базовывых подсистем личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Триединство базовывых подсистем личности.



 

Личность как ось духовности в человеке не отрицает, а интегрирует все функции и свойства психической организации человека. Многие из них образуют свои подсистемы, о чем правильно указывает В. Козлов, апеллируя к системной парадигме. Он предлагает рассматривать их в качестве отдельных «Я». И дает следующее обозначение: «Это устойчивые констелляции, сгустки человеческого опыта, формы с которыми человек идентифицируется, считает их своими» (20,с.163). В целостной структуре системы человека важное место занимает несколько «Я», объединенных понятием «Я – концепция». Выделим их и определим функциональный статус во внутреннем пространстве целостной структуры личности. Для удобства восприятия позволю себе использовать как синонимы понятия «самость» и «Я»

Так, одной из базовых подсистем является телесная самость. Центром этой самости является образ физического «Я» каждого из нас, дифференцированный на собственно телесный компонент и материальный аспект положения человека в мире вещей. Телесная самость формируется наиболее интенсивно под влиянием двигательного центра, но ее первые признаки появляются с выходом дитя в пространство социального космоса. В зрелые годы жизненного цикла человек будет бороться с бренностью своего тела и чувством смертности в себе с помощью разных приемом самозащиты, прибегая к полярным установкам отношения к нему. История базовых культур Западной цивилизации знала диаметрально противоположную смену отношения человека к своей телесности: от полного отрицания и аскезы (иконическая культура) до культа телесности (культура Ренессанса). Мне трудно удержать в себе предположение о том, что вся история человечества представляет собой колебание между телом и духом, по закону энантиодромии Гераклита, захватывающих односторонние культовые устремления нескольких поколений людей.

Нынешняя эпоха массового потребления утрированно развернула телесную подсистему к материальному обогащению вещами жизнь многих поколений и слоев людей. Ведь одной из функций телесного «Я» является стремление к расширению пространства и накоплению вещей, на которые человек может распространить инстинкт «мое», отождествить себя с ними. Материальное «Я» может распространяться на территорию и питать чувство локального или общенационального патриотизма и даже выходить за их пределы.

Не менее важной подсистемой человека является его социальное «Я», которая обнимает комплекс или веер ролей, субъектом которых становится человек в обществе. С раннего детства ребенок начинает играть чаще рядом друг с другом в ролевые игры с куклами, машинами, подражая стандартам взрослых людей. С возрастом в его жизнь входят уже игры друг с другом по правилам, в которых заложена мораль и этика культуры, которую он усваивает в процессе игровой активности как преобладающей линией его развития. Все основные этапы первой половины жизни, человек усваивает самые разнообразные формальные и неформальные роли в жизни многих групп, куда он включается для совместной жизни и деятельности. Социальные роли, как гроздь винограда, облепляющая ветвь, занимают определенную часть траектории его жизни и диктуют свои требования и ожидания, принятых в социуме стандартов поведения, действий и мышления. Закон вертикальной мобильности в обществе побуждает большую часть людей добиваться карьерного роста по ступеням социальной пирамиды, ибо они сулят больше власти, комфорта, престижа, денег и других привилегий. В основе этих устремлений лежит растущие притязания чувства значимости, здоровое честолюбие и нездоровое тщеславие тех, кто приобретает эти атрибуты высокого статуса далеко не честным путем и не за реальные заслуги перед обществом. Каждая новая роль, субъектом которой становится человек, наполняет и видоизменяет общий репертуар его поведения в жизни. Вместе с тем одинаковые роли творят наш облик и делают похожими друг на друга представителей одних страт и статусов. Привычные роли и их функции вносят в его стиль поведения устоявшиеся стереотипы, придают всем психическим процессам определенную косность и зауженную повторяемость. Не зря же шутят так, что человека – это цепь привычек на ходулях. И важно сознательными усилиями периодически не только менять роли, но и вносить в исполнение привычных ролей новые импульсы нестандартности, новизны и творчества. К сожалению, многих людей мало занимают такие креативные мотивы при усвоении и отправлении социальных ролей. Традиционный для психики режим экономии сил ограничивает усилия большинства людей рамками сухого и формального соблюдения ролевых обязанностей, обременяющих каждый день их трудовой деятельности привычными шаблонами и монотонностью. Ко всему добавлю, что перемены в виде карьерного продвижения далеко не частое событие в жизни людей, да и оно не всегда зависят от самого человека. Человек полноценно включается в те роли, которые становятся для него способом социальной самореализации, и где многое обусловлено его внутренними мотивами к достижению. Но такое явление в обществе скорее исключение, чем правило, вот почему для многих людей творчество в должности редкая штука или недопустимая роскошь, которую часто не поощряют, а предпочитают ей добросовестную исполнительность конформиста. Яркие и неординарные люди, отягощенные творческими устремлениями своего духа, если даже находят удовлетворение в работе, развивают в себе способности к постижению глубинных основ человеческого бытия и не уходят от поиска своих ответов на вопросы экзистенциального уровня. И здесь самое время обратиться к третьей подсистеме в структуре личности человека – духовному «Я».

Духовное «Я» занимает особое место в структуре личности. Как и физическую самость духовное «Я» можно разделить на две ипостаси. Первая – это нематериальные ценности, которые определяют круг значимых отношений личности к разным сторонам бытия и к самому себе, захватывающие повседневную жизнь людей. Скажем, чувство достоинства или любовь детям, ни на каких весах материального измерения определить эти ценности невозможно. Ими живет большинство людей, наполняя своими страстями их субъективное толкование и ссорясь между собой по поводу расхождения их смыслов. Вторая – это высшие сакральные ценности бытия человека, к которым он обращается в критических условиях своей жизни, когда происходят экстраординарные события, разверзающие бездну иллюзорности всех ответов на вековечные вопросы экзистенциального или вертикального уровня бытия. В круг этих вопросов, на которые человек постоянно пытается дать свой или чужой ответ, чтобы уравновесить в себе миг и вечность, входят такие как вопрос о смысле жизни и труда, место добра и зла, пороков и добродетелей. В этих пластах звучат вопросы служения и тоски или скуки, одиночества и единения под знаком скоротечности самой жизни и ее трагедийности, если она не находит позитивный противовес. И без этого духовного измерения жизни, имеющего вертикальное восхождение, наше бытие превращается в фарс смерти над бренным телом под ярким флером мелких чувственных удовольствий.

Ядром смыслообразующих мотивов духовного уровня является стремление к совершенству самой личности. В изгибах духовной подсистемы находятся истоки совести и этики, как исходной основы диалога и паритета людей и наши религиозные верования. Именно в этой высшей многогранной ипостаси человека пробуждается и изливается ноуменальная или собственно духовная сила и светозарность духа в нас, когда ее удалось преодолеть давление дольних ценностей и диктат телесной или социальной самостей. Тысячи лет мудрые люди разных вероучений и воззрений накапливали опыт психологических практик работы человека над собой, концентрируясь на структурах духовного уровня своей личности. Эту психотерапевтическую работу души, в которой больше искусства, чем чистой науки, должен проводить каждый человек, устремленный сделать себя чище, добрее и увереннее в себе, готовый без страха принимать этот мир во всех его лучших формах проявления как благодать, наполняя ее светом пространство общей жизни и стойко переносить превратности судьбы. Пока же этот уровень духовной работы занимает незначительную часть людей, может так и должно быть, ведь эпохи отличаются тем, какое место в жизни общества занимает это духоборческое меньшинство? …

Все, выделенные мною подсистемы целостного «Я» личности, находятся в тесном единстве и обусловливают друг друга. В этом своеобразном треугольнике может доминировать то одна, то другая подструктура. Однако уровень развития личности определяется тем, насколько ей удалось расширить духовный ресурс и обогатить его за счет актуализации скрытого потенциала.

В контексте становления базовых культур истории человечества менялось представление человека о себе и мире, формировались определенные тенденции в развитии каждой из ипостасей его многоликого «Я».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.28 (0.006 с.)