Тема 8. Взаимодействие государства и бизнеса в обеспечении социально ответственного поведения, роль социальной (нефинансовой) отчетности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Взаимодействие государства и бизнеса в обеспечении социально ответственного поведения, роль социальной (нефинансовой) отчетности.



 

Задание 1. Приведите примеры опыта использования корпоративной социальной ответственности для решения насущных проблем бизнеса зарубежными и отечественными компаниями.

 

Задание 2. Приведите примеры взаимодействия государства и бизнеса в обеспечении социально ответственного поведения и решения насущных проблем бизнеса в нашей стране и за рубежом.

 

Задание 3. Рассмотрите структуру процессов формирования национальных норм корпоративной культуры в условиях глобализации. Какой из её уровней характеризуют и наглядно иллюстрируют описанные ниже факты:

«Одной из важнейших функций, закрепленных действующим российским законодательством за саморегупируемыми организациями, является обеспечение соблюдения их членами правил и стандартов профессиональной деятельности. Так, например, Российское общество оценщиков (РОО) приняло Кодекс профессиональной этики своих членов. В целях упорядочения и эффективного развития рекламной деятельности Рекламным Советом России был принят Российский рекламный кодекс. Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ принят Кодекс этики аудиторов России, устанавливающий правила поведения аудиторов и определяющий основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.

1) мировой уровень, гипернормы;

2) макроуровень экономических норм, национальная экономика;
3) национальные корпоративные нормы;

4) хозяйствующие субъекты;

5) консорциум, самоорганизующиеся технологические цепочки, транснациональные компании.

 

Задание 4. В силу исторических традиций ведущая роль в развитии корпоративной социальной ответственности должна принадлежать государству. В условиях российской действительности, также как и в других странах, должны быть объединены усилия бизнес-сообщества и государства.

Как Вы считаете, почему так необходима государственная поддержка развития корпоративной социальной ответственности, а также сформулируйте, что на Ваш взгляд должно стать основной задачей органов государственной власти в данном процессе?

 

Задание 5. Проанализируйте нефинансовый публичный отчет о социальной деятельности любой российской крупной компании. Охарактеризуйте позиции, по которым составлен отчет, и дополните полученный список своими предложениями. Предложите технологию составления социального отчета.

 

Задание 6. Технологии составления социального отчета

• Чем важны социальные отчеты для крупного бизнеса?

• Нужна ли верификация социального отчета? Кто и как может ее осуществить?

• Возможно ли применение социального аудита для малого и среднего бизнеса?

• Перечислите основные стандарты, в соответствии с которыми составляется социальный отчет.

Тестовые задания

Вопрос № 1.
Какова основная причина лидерства именно европейских компаний в общемировых списках лидеров индекса Доу-Джонса по устойчивому развитию?
1) высокий уровень экологичности производств (при постоянно снижающейся энергоемкости);
2) высокие темпы роста доходов компаний;
3) низкие показатели по безработице;
4) большое число инвестиционных проектов;
5) низкий уровень расходов на производство и сырье.

Вопрос № 2.
Какой международный стандарт, действующий по принципу «триединого итога», лежит в основе индекса Доу-Джонса?
1) Global Reporting Initiative - GRI;
2) IFRS;
3) EcoMaterial 1.0/2009;
4) ИСО серии 14000;
5) ИСО 10012:2003.

Вопрос № 3.
Каким образом государственные органы власти, в том числе профильные федеральные министерства, законодательные органы, исполнительные органы на местах могут способствовать внедрению российскими компаниями корпоративной отчетности в соответствии с международными стандартами?
1) активно поддерживать корпоративную социальную ответственность, развивать новые формы социального партнерства и проводить регулярные встречи для выработки соответствующих рекомендаций для бизнеса;
2) способствовать превращению деятельности по корпоративной социальной ответственности и социального партнерства в естественный признак респектабельности российского бизнеса;
3) активно поддерживать корпоративную социальную ответственность именно как комплексную систему, стимулирующую планомерные социальные инвестиции бизнеса;
4) совместно с представителями бизнеса и его ассоциациями, а также профильными некоммерческими организациями изучать и развивать законодательные аспекты поддержки и стимулирования корпоративной социальной ответственности бизнеса, включая корпоративную благотворительность;
5) верны все ответы.

Вопрос № 4.
Комплексный подход к корпоративной социальной ответственности крупного и среднего бизнеса осуществляется в соответствии с международными стандартами по трем группам показателей: экономика, экологическая политика и социальная политика. Что в данном контексте включает в себя социальная политика?
1) мероприятия компаний по социальному развитию собственного персонала, а также благотворительные проекты местного и федерального значения;
2) мероприятия компаний, направленные на снижение негативного воздействия производства на окружающую среду, а также благотворительные цели экологического характера местного и общенационального масштаба;
3) капитальные вложения и мероприятия внедрения современных технологий, улучшающих потребительские свойства и социальную значимость производимых товаров и услуг;
4) финансовые затраты на специальное оборудование по развитию экологии производства и его безопасности;
5) верны все ответы.

Вопрос № 5.
Какое условие необходимо для того, чтобы российские компании имели возможность использовать отчетность по международным стандартам?
1) повышение роли частного сектора в инвестировании экономики;
2) рационализация управления в российском бизнесе;
3) повышение конкурентоспособности российских компаний;
4) активизация выхода российского бизнеса на международные фондовые рынки;
5) верны все ответы.

 

РАЗДЕЛ IХ. ИСТОЧНИКИ

 

Нормативные правовые акты

1. Трудовой кодекс Российской Федерации.//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г.

2. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)»

3. Федеральный Закон РФ от 24.11.1995 № 176-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»

4. Федеральный закон РФ от 23.11.1995 №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»

5. Федеральный закон РФ от 12.12.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

6. Федеральный закон РФ от 01.05.1999 №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»

7. Федеральный закон № 135-ФЗ от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

8. Федеральный закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Основная литература

1. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков, О. Н. Александрова, С. А. Антонов [и др.]; под ред. Э. М. Короткова. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 445 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

2. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. - М.: Юрайт, 2013

3. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова.-М.: КНОРУС, 2008.

 

Дополнительная литература

4. Беляева И.Ю. Инвестиционная привлекательность в системе корпоративного управления: Монография / И.Ю. Беляева, М.М. Пухова, Г.Б. Бесчастный. — М.: Финакадемия, 2008

5. Батаева Б.С. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие России: Монография.-М.: ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2010

6. Кодекс корпоративного поведения. Корпоративное поведение в России /Под общ. ред. И.В. Костикова – М.: Экономика, 2003

7. Полунин К.А. Государственное регулирование социальной ответственности российских корпораций: Монография / К.А. Полунин, И.Ю. Беляева.— М.: Финакадемия, 2010

8. Ружанская, Людмила Станиславовна. Развитие внутренних механизмов корпоративного управления в российских компаниях [Текст]: [монография] / Л. С. Ружанская; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Экон. фак. - Екатеринбург: УрГУ, 2008. - 208 с

9. Административное право России в вопросах и ответах: / учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Конин Н.М. - М.: "Проспект", 2010

10. Батаева Б.С. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие России: Монография.-М.: ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2010.

11. Парламентские слушания в Совете Федерации Федерального Собрания РФ по теме «Корпоративная социальная ответственность: цели, задачи, проблемы, законодательное регулирование» состоявшиеся 15 марта 2007 г.

12. Аналитический вестник N 26 (278). "Корпоративная социальная ответственность в современной России теория и практика". Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Аналитическое управление аппарата Совета Федерации. - М., 2005.

13. Голышев В.Г. Применение норм гражданского законодательства об ответственности: Учеб. пособие. - М.: Юнити-Дана, 2009 (Серия "Научные издания для юристов").

14. Добровольский В.И. Применение корпоративного права: Практическое руководство для корпоративного юриста. - М.: Волтерс Клувер, 2008.

15. Корпоративное право: Учебник / Отв. ред. И.С. Шиткина. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

16. Социальная хартия российского бизнеса. 16 ноября 2004 г.

17. Позиция Комитета Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности "Актуальные вопросы развития корпоративной социальной ответственности". - М., 2007

18. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2008

19. Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика применения в хозяйственных обществах. - М.: Статут, 2008

 

Интернет-источники:

20. www.ksovok.com - Корпоративная социальная ответственность

21. http://www.corp-gov.ru – Корпоративное управление в России

22. http://www.amr.ru – сайт Ассоциации Менеджеров России

23. http://www.soc-otvet.ru – сайт «Социальная ответственность бизнеса»

24. http://www.nccg.ru – сайт Национального совета по корпоративному управлению

25. http://ec.europa.eu – сайт Комиссии по занятости и социальным вопросам Европейского союза

26. http://www.csrforum.ru/ Национальный форум корпоративной социальной ответственности

 

 


РАЗДЕЛ X. ГЛОССАРИЙ.

Безопасность производства – состояние защищенности жизненных интересов личности и общества от аварий на производственных объектах и последствий указанных аварий.

Б езопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие вредных или опасных производственных факторов на работников исключено или уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Благотворительность (филантропия) – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительный корпоративный фонд – фонд, сформированный за счет средств компании и осуществляющий благотворительную деятельность.

Взаимодействие с заинтересованными сторонами – действия, предпринимаемые для создания возможностей для диалога между организацией и заинтересованными сторонами с целью формирования информационной основы для принятия решений.

Возобновляемая энергия – энергия, получаемая из источников, которые в масштабах развития человечества являются неисчерпаемыми, то есть пополняются естественным путем (солнечный свет, ветер, дождь, приливная, геотермальная теплота и т.д.).

Волонтерство (добровольчество) – неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность, имеющая социально ориентированный характер и направленная на достижение позитивных изменений в обществе.

Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) – организация, созданная в 1997 г. Коалицией за экологически ответственный бизнес в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде с целью развития системы нефинансовой отчетности среди организаций по всему миру.

Глобальное изменение климата – процесс постепенного увеличения среднегодовой температуры атмосферы Земли и Мирового океана в XX-XXI веках, который с высокой вероятностью объясняется промышленной деятельностью человека.

Глобальный договор ООН – крупнейшая международная инициатива в области КСО, целью которой является внедрение в деятельность делового сообщества по всему миру десяти универсальных принципов в отношении прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и противодействия коррупции.

Деловая этика – совокупность этических принципов и норм, которыми руководствуется организация при взаимодействии с заинтересованными сторонами в процессе принятия решений и их реализации.

Диалог с заинтересованными сторонами – специально организованная коммуникация, направленная на выстраивание отношений с заинтересованными сторонами и оптимизацию нефинансовых рисков, возникающих при различном видении будущего у организации и заинтересованных сторон.

Должная предусмотрительность – процесс выявления имеющегося и возможного негативного социального, экологического и экономического воздействия решений и деятельности организации.

Заинтересованные стороны (стейкхолдеры) – физические и юридические лица, которые могут влиять на деятельность и решения организации или испытывают на себе влияние от ее деятельности и решений.

«Зеленый» – определение, часто используемое для характеристики продукции и/или деятельности, позволяющих предотвратить или снизить ущерб для окружающей среды или способствующих эффективному использованию и сохранению природных ресурсов.

Индекс Dow Jones Sustainability Index (DJSI) – семейство индексов устойчивого развития Доу Джонса, присваиваемых компаниям из числа включенных в базовые индексы Dow Jones на основании их результативности в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.

Индекс FTSE4Good – семейство индексов устойчивого развития, рассчитываемых с учетом деятельности компаний по трем направлениям: обеспечение экологической устойчивости, качество взаимодействия с заинтересованными сторонами, соблюдение прав человека.

Индикатор – качественный или количественный показатель, дающий представление о состоянии какой-либо сферы деятельности.

Киотский протокол – принятый в 1997 г. протокол к Рамочной конвенции об изменении климата, устанавливающий рыночные механизмы (квоты) на ограничение выбросов парниковых газов для промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой.

Корпоративная социальная ответственность – ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду, предполагающая прозрачное и этичное поведение, содействующее устойчивому развитию, здоровью и благосостоянию общества, соответствующее законодательству и согласующееся с прогрессивными нормами поведения.

Массовая этическая оценка – оценка социальными субъектами действий (нравственности) любых других социальных субъектов с позиций нанесения или ненанесения ущерба (вреда) в целях достижения гражданского согласия для блокирования безнравственных (порочных, паразитических) решений и действий.

Материальный ущерб – вред, урон собственности социального субъекта.

Международная организация по стандартизации (ISO) – сеть национальных организаций по стандартизации, учрежденная в 1947 г. и разработавшая свыше 18 500 международных

стандартов по различным направлениям деятельности.

Международная организация труда (МОТ) – специализированное агентство системы ООН, созданное в 1919 г., которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости и признанных на международном уровне прав человека и прав в сфере труда.

Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» – разработанное Международной организацией по стандартизации руководство в отношении

принципов, лежащих в основе КСО, основных тем и проблем, касающихся КСО, и способов интеграции КСО в деятельность организаций.

Научно-этическая система (научная этическая система) – система этических правил, основанная на нравственном принципе как безусловной фундаментальной ценности. Отражает связь нравственности с живой управленческой практикой. Не противоречит ни одной из существующих религиозных этических систем (доктрин) и совместима с любым политическим строем (монархия, демократия и т.д.). Практическое использование этой системы позволяет купировать недостатки любых форм государственного устройства, при одновременном сохранении их лучших свойств.

Некоммерческие организации – организации, создаваемые для достижения общественного блага, которые не ставят своей основной целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Нематериальный ущерб – вред, урон психическому и физическому здоровью социального субъекта, сопровождающийся страданиями и отрицательными эмоциональными переживаниями.

Нефинансовый отчет (отчет в области устойчивого развития) – инструмент анализа и оценки деятельности организации в экономической, социальной и экологической областях, а также способ информирования заинтересованных сторон о достигнутых результатах.

Нефинансовый риск – ситуация недостижения целей, когда ожидаемое событие или положение вещей может не состояться из-за противодействия заинтересованных сторон.

Нравственные (социальные) инвестиции – это практическое использование (вкладывание) объектов интеллектуальной собственности (идей, методик и т.д.) в систему жизнедеятельности людей по совершенствованию общественных отношений.

Нравственность – действие или бездействие социального субъекта, позволяющее не наносить ущерб (вред) другим социальным субъектам.

О кружающая среда – внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие.

Ответственное финансирование – учет в деятельности финансовых организаций экологических и социальных рисков, связанных с финансируемыми проектами и клиентами, а также создание адекватных систем для управления этими рисками.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – формализованная процедура оценки потенциальных положительных или отрицательных воздействий на окружающую среду в результате осуществления того или иного проекта.

Права человека – совокупность гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, являющихся неотъемлемыми и универсальными для всех людей во всех странах мира, включая право на жизнь и свободу, равенство перед законом и свободу самовыражения, право на труд, пищу, максимально достижимый уровень здоровья, образование и социальную защиту.

Принцип – основополагающее убеждение, приводящее или влияющее на процесс принятия решения или поведение

Принципы Экватора – добровольный стандарт ответственного финансирования, разработанный группой банков и Международной финансовой корпорацией (IFC) группы Всемирного банка в целях снижения социальных и экологических рисков при проектном финансировании.

Прозрачность – открытость в отношении решений и деятельности организации, влияющих на общество, экономику и окружающую среду, а также готовность обмениваться информацией о них с заинтересованными сторонами.

Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI – основной международный стандарт нефинансовой отчетности, разработанный Глобальной инициативой по отчетности GRI и содержащий перечень экономических, экологических и

социальных показателей, характеризующих вклад организации в устойчивое развитие.

Серия стандартов Account Ability (AA1000) – серия стандартов по различным аспектам взаимодействия с заинтересованными сторонами, разработанная британским Институтом социальной и этической отчетности в целях повышения прозрачности и устойчивости бизнеса.

Социальная ответственность – ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

• согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;

• учитывает ожидания заинтересованных сторон;

• согласуется с международными нормами поведения;

• введено во всей организации.

Социальная хартия российского бизнеса – добровольная инициатива российского бизнеса, продвигаемая Российским союзом промышленников и предпринимателей, целью которой является усиление роли бизнеса в общественном развитии через интеграцию в его деятельность принципов КСО.

Социальное действие – действие субъекта, затрагивающее интересы другого субъекта.

Социальные процессы – взаимодействие субъектов по достижению ими частных, договорных и общих целей.

Социальные инвестиции – форма финансовой помощи, выделяемой на реализацию долгосрочных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия организации и повышение уровня жизни различных слоев общества.

Социальный диалог – любые типы переговоров, консультаций, обмена информацией между или среди представителей государства, работодателей, работников и других заинтересованных сторон по вопросам, представляющим общий интерес и относящимся к социально-экономической политике.

Социометр (ноосферный социометр) – синергетическая система использования шкал этической оценки для выявления уровня нравственности социального субъекта, способ профилактики социального паразитизма.

Стейкхолдер (з аинтересованное лицо) - это любой человек, внутри или за пределами организации, который имеет свои интересы в организации, либо на которого могут повлиять результаты деятельности организации.

Сфера корпоративной социальной ответственности – область социально-экономических отношений, возникающих в результате использования материально-вещественных факторов производства, в процессе организации хозяйственной деятельности и оказания обществу социально значимых услуг.

Триединый итог – оценка эффективности деятельности организации на основе ее вклада в экономическое процветание, качество окружающей среды и приумножение социального капитала.

Уровень корпоративной социальной ответственности – степень развития корпоративной социальной ответственности.

Устойчивое потребление – использование продуктов и услуг, обладающих социальными и экологическими преимуществами с учетом всего их жизненного цикла, в том числе подлежащих переработке и повторному использованию, с более длительным сроком службы, произведенных с использованием и потребляющих возобновляемые источники энергии и ресурсы, исключающих на всех этапах жизненного цикла жестокое обращение с животными.

Устойчивое развитие – развитие, удовлетворяющее потребности настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Ущерб – вред, урон, причиненный действием или бездействием одного социального субъекта другому социальному субъекту.

Уязвимая группа – группа лиц, объединенных одной или несколькими характеристиками, являющимися причиной их дискриминации или нахождения в негативных социальных, экономических, культурных либо политических условиях.

Финансовая инициатива Программы ООН по окружающей среде (UNEP FI) – глобальное партнерство между Программой ООН по окружающей среде и финансовым сектором, созданное в целях содействия финансовым институтам в вопросах интеграции принципов устойчивого развития и охраны окружающей среды в их деятельность.

Цели развития тысячелетия – заявленные в Декларации тысячелетия ООН восемь целей в области международного развития, направленных на решение проблем бедности, здравоохранения, окружающей среды и неравноправия, которые планируется достичь к 2015 г.

Шкала этической оценки (бинарная, десятибалльная и т.п.) – способ оцифровки и визуализации оценки уровня нравственности социального субъекта.

Экологическая эффективность – производство аналогичного объема товаров и услуг с использованием меньшего количества ресурсов, с меньшим объемом отходов и более низким уровнем загрязнения окружающей среды.

Экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов и среды их обитания.

Этическая оценка – определение уровня нравственности социального субъекта.

Этическое регулирование социально-экономических отношений – обеспечение обратной социальной связи между социальным субъектом, принимающим социально-экономическое решение и другими заинтересованными социальными субъектами в виде массовой этической оценки.

Этичное поведение – поведение, которое соответствует прогрессивным принципам и нормам, принятым и используемым в отечественной и международной практике.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.085 с.)