Тема 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности (ксо). Стандарты и кодексы ксо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности (ксо). Стандарты и кодексы ксо.



Определения понятий «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная ответственность». Составляющие компоненты корпоративной социальной ответственности: социальные обязательства, социальное реагирование, социальная ответственность. Сравнительный анализ концепции социальной ответственности и социального реагирования.

Корпоративная социальная ответственность (Corporate Social Responsibility, CSR) - экономика, экология и социальная политика предприятия. Корпоративное управление. Концепция «корпоративного эгоизма» (М. Фридман), «компания собственников». Концепция корпоративного альтруизма, «компания участников». Концепция «разумного эгоизма». Жизнеспособность организации – концепция тройной нижней грани (Д.Элкингтон). Интересы различных групп интересов (стейкхолдеров) в формулировании приоритетов корпоративной социальной политики.

Идеология промышленного патернализма. Гендерный аспект. Глобальное неравенство. Типология режимов социального государства (Г.Эспинг-Андерсен). Корпоративное гражданство, глобальное корпоративное гражданство.

Понятие социальной политики. Понятие социально-рыночного государства. Социальная ответственность бизнеса – экономические, политические, экологические, социальные аспекты. Бизнес и общество — взаимодействие, этика бизнеса. Этика бизнеса: экономическая, правовая, этическая и добровольная социальные виды ответственности (модель пирамиды корпоративной социальной ответственности А. Керолла).

Дилемма экономической эффективности и общественного блага в контексте бизнес-развития. Социальная экономика. Миссия корпоративной социальной политики. Роль собственников и топ-менеджеров корпораций в реализации социальной политики. Роль НКО в реализации корпоративной социальной политики. Понятие социального партнерства. Преимущества компаний, проводящих активную социальную политику. Качества корпоративной социальной политики — системность, прозрачность, широта, многообразие. Государство как актор корпоративной социальной политики – создание условий для развития социальной политики предприятий.

Международный стандарт ИСО 14000 (экология и безопасность окружающей среды). Международный стандарт ИСО 18000 (Охрана труда и техника безопасности на предприятии). Международный стандарт ИСО 26000 (Руководство по социальной ответственности). Международные стандарты качества ISO, требования по качеству рабочего места. Международный стандарт IC CSR-08260008000 Социальная ответственность организации. Требования.

Источники:

обязательные: 1-3, 5, 7, 8

дополнительные: 15, 18, 25, 26

 

Тема 2. Модели корпоративной социальной ответственности: российский и зарубежный опыт

Факторы становления концепции корпоративной социальной ответственности в конце XIX – начале XX столетий.

Особенности развития корпоративной социальной ответственности в России: исторические, географические, социальные, политические и др. Трансформация промышленного производства и структуры рабочей силы в 19 веке (отделение дома от фабрики, «годовые», влияние сменного характера работы, фабричные общежития/казармы) (исследование Дементьева). Законодательство Российской империи, регулирующее социальную ответственность предприятий. Особенности социальной инфраструктуры предприятий в конце 19 – начале 20 века. Социальное страхование как основа корпоративной социальной политики. Культура и быт рабочих на предприятиях в 1920-30 гг. Формирование «соцкультбыта». Здравоохранение – от корпоративной к участковой медицине. Патернализм советского типа. Социальная инфраструктура предприятий и социальная ответственность советского типа. Монопромышленные города, рабочие поселки. Трансформация соцкультбыта в постсоветский период – приватизация и муниципализация. Этапы развития в постсоветский период – сокращение социальной инфраструктуры, ее стабилизация и оптимизация.

Развитие корпоративной социальной политики за рубежом. Европейская промышленная революция и трансформация промышленного производства. Занятость детей, женщин, законы о труде. Британские законы о бедных, деятельность работных домов. Роль протестантизма в формировании социальной ответственности предпринимателей. Филантропия. Кэтбери – квакерское предприятие с высокой социальной ответственностью. Англосаксонская и рейнская модели капитализма. Логика корпоративного управления (модель «группы интересов» и модель «акционеров»). Роль институциального оформления хозяйственного процесса. Отделение дома от работы и собственности от управления. Роль профсоюзного движения в Европе. Социальное страхование. Бисмаркианская модель социальной политики – создание ориентированного на предприятия социального страхования. Государство всеобщего благоденствия (welfare state).

Эволюция концепции социальной ответственности и ее интерпретации: классический подход, теория корпоративного альтруизма, теория «разумного эгоизма», интегрированный подход. Этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ веке (Фредерик и Грюниг): социальная ответственность фирм, корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная способность к реагированию, корпоративная социальная нравственность, социальный разум. Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности. Современные подходы к корпоративной социальной ответственности: агентская теория, теория оценки эффективности корпоративной социальной деятельности и др.

Модели корпоративной социальной ответственности в зарубежных странах: американская, европейская, британская, канадская и азиатская.

Роль «этичных инвестиций» в повышении уровня инвестиционной привлекательности корпораций. Оценка деятельности корпорации «этическими инвесторами». Этические индексы: Индекс Домини, индекс устойчивого развития Доу Джонса. Развитие концепции социального маркетинга и корпоративного гражданства в развитых рыночных экономиках. Корпоративная социальная ответственность с позиции концепции корпоративного гражданства. Роль корпоративного управления в соблюдении принципов КСО.

Источники:

обязательные: 1-3,

дополнительные: 5-7, 10,11, 16, 18, 22-26

 

Тема 3. Корпоративная социальная ответственность и ее правовое регулирование

Регулирование корпоративной социальной ответственности в РФ. Роль государства в развитии и поддержании КСО – правовое регулирование, налоговая политика, институциональная политика. Мотивы реализации корпоративной социальной ответственности российскими организациями. Создание эффективной системы социальной ответственности. Идеология социально-ответственного предпринимательства, правовой контекст. Социальная ответственность бизнеса и приоритетные национальные проекты в России.

Современное состояние законодательства в сфере социальной ответственности бизнеса и его перспективы. Уровни нормативного регулирования отношений в сфере корпоративной социальной ответственности. Взаимодействие бизнеса и государства в решении проблем социальной ответственности.

Благотворительность и бизнес. Социальная политика, социальные проекты предприятий. Принципы, приоритеты, нормы, формальные и неформальные правила регулирующие социальную политику предприятий. Особенности мотивации российских предприятий. Мотивация предпринимателей в отношении социальной политики предприятий в России (традиции, модернизационный подход, прагматизм). Социальные установки о роли предпринимателей в общественном развитии.

Деятельность фондов местного развития\сообщества, СМИ, общественные организации, ассоциации менеджеров (Ассоциации Менеджеров по корпоративной ответственности, Ассоциация Менеджеров, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), Деловая Россия, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общественная палата Российской Федерации). Социально-ответственное поведение и корпоративная культура.

Партнерство с некоммерческими организациями как способ повышения социальной ответственности российского бизнеса. Партнерство с благотворительными фондами, международными организациями. Новые социальные технологии в российских компаниях. Использование конкурсных механизмов в решении социальных проблем территорий. Законодательные аспекты партнерства бизнеса с НКО.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.005 с.)