Формирование режима личной власти Сталина
Похожие статьи вашей тематики
В 20-х гг. XX в. в «верхах» партии развернулась активная борьба за власть, итогом которой стало установление единолич- ной власти И.В. Сталина. Начало этой борьбе в 1922 г. поло- жила болезнь Ленина. В партии встал вопрос о его преемнике. Некоторые склонны были видеть таким преемником Троцкого, назначенного в 1922 г. по личной просьбе Ленина заместителем председателя Совнаркома.
Однако этот выбор не устраивал многих. С болезнью Лени- на расклад сил в партийном руководстве изменился, и ведущие позиции в ней стали занимать Зиновьев (возглавлявший Петро- градский Совет), Каменев (замещавший Ленина в Совнаркоме) и Сталин (в 1922 г. избранный на должность Генерального сек- ретаря ЦК). Именно аппарат секретариата ЦК обеспечивал Сталину в конечном итоге преимущество перед остальными претендентами на лидерство в партии. К концу 1922 г. Сталин обладал в партии наиболее реальной властью: почти половина секретарей губернских парторганизаций назначалась им.
Сталин, Зиновьев и Каменев были едины в стремлении не до- пустить к власти Троцкого. Чуть позже их «тройка» расши- рилась до «семерки»: к противникам Троцкого прибавились Бухарин, Томский, Рыков и Куйбышев.
Борьба за власть в партии происходила в рамках двух внут- рипартийных дискуссий: о внутрипартийной демократии и поли- тике НЭПа.
Дискуссии о внутрипартийной демократии. В партии зрело недовольство «низов» «верхами», недовольство рядовых коммунистов чиновниками партаппарата, назначаемыми сверху, недовольство самой системой «назначенства». Это недовольство и вылилось в широкую дискуссию по вопросу о внутрипартийной демократии. Однако резолюция X съезда РКП(б), запрещавшая в партии любые фракции, дала возможность правящей «тройке» легко расправиться с «демократической оппозицией» под предлогом сохранения единства партии. Троцкий, заявивший о существовании правящей «тройки» в партии, лишился постов наркома военных дел и председателя Реввоенсовета республики потом был выведен из состава Политбюро. Однако сама «тройка» вскоре распалась. В 1925 г. на XIV съезде партии Зиновьев, Каменев, их сторонники, прежде всего ленинградские коммунисты, и примкнувшие к ним участники прежней оппозиции во главе с Троцким образовали так называемую новую оппозицию.
На съезде вновь был поднят вопрос о партийной демократии, Каменев обвинил Сталина в диктате, заявив генсеку, что он
« может выполнять роль объединителя большевистского штаба» однако аргументы оппозиции не были поддержаны первичными организациями. Против новой оппозиции вновь было использо- вано обвинение во фракционности. Многих оппозиционеров ис- ключили из партии. Зиновьев был отстранен от руководств Петроградским (Ленинградским — после переименования го - рода) Советом, несколько позже, к 1927 г., Троцкий и Зиновьев были вообще исключены из партии, в начале 1928 г. Троцким и его сторонники сосланы в Алма-Ату.
Дискуссии о НЭПе. Полное поражение потерпела оппозиция и в вопросе о путях развития НЭПа.
Кризисы в развитии экономики, характерные для периода НЭПа, вызывались неравномерным распределением средстет между промышленностью и сельским хозяйством. На протя- жении 20-х гг. промышленность так и не смогла обеспечить де- ревню необходимыми товарами. Восстановление разрушенной» в годы войны промышленности было закончено к 1926 г., и еле- дующим шагом должна была стать ее модернизация, замена устаревшего оборудования, которое использовалось с довоенных времен. А это требовало огромных инвестиций.
Эти инвестиции были осуществлены путем искусственного занижения цен на сельскохозяйственную продукцию и повы- шения цен на промышленные товары. Крестьянам становилось невыгодно продавать хлеб государству по низким закупочным ценам. Они либо припрятывали его до лучших времен, либо вы- ращивали зерновые в минимальном количестве, необходимом для собственного потребления, отчего в стране постоянно воз- никали хлебозаготовительные кризисы, а количество заготовлен- ного зерна уменьшалось год от года. На протяжении 20-х гг. в партийном руководстве не утихали споры о дальнейших путях развития экономики. За противоборством различных течений в партии стояла борьба за власть между этими группировками. Споры явственно обозначили сторонников двух направлений:
Левая» оппозиция
(Л. Троцкий, Е. Преображенский)
| «Правая» оппозиция (Н. Бухарин, А. Рыков, М. Томский)
| Настаивали на установлении «дик- татуры промышленности», установ- лении низких закупочных цен на зерно и высоких на промышленные
| Считали, что сначала требуется удовлетворить потребности кре- стьян в промышленных товарах, следовательно, сделать упор на
|
Левая» оппозиция
(Л. Троцкий, Е. Преображенский)
| «Правая» оппозиция (Н. Бухарин, А. Рыков, М. Томский)
| товары. Средства, необходимые для развития промышленности, должны быть перекачаны из част- ного сектора экономики путем уси- ленного налогообложения кресть- янства и неравного товарообмена между городом и деревней
| развитие легкой промышленности. Ликвидировать техническое отста- вание деревни предполагалось пу- тем объединения крестьян в коо- перативные хозяйства, которые постепенно влились бы в государ- ственный сектор экономики
| Сталин, представлявший собой центр в этих дискуссиях, ла- вировал между этими позициями, поочередно присоединяясь к одной из них. В 1924 г. после первых хлебозаготовительных трудностей руководство партии одобрило курс, получивший на- звание «лицом к деревне», и «деревенский НЭП», включавший в себя не только экономические, но и политические меры. Ме- ры по «деревенскому НЭПу» предлагал Бухарин:
• снижался сельхозналог, и заранее устанавливалась его ставка;
• разрешалось применять наемный труд и арендовать землю;
• отменялись репрессивные меры против частной торговли;
• избирательные права получали лишенные их ранее мелкие торговцы и лица, использующие чужой труд.
Однако очередные трудности хлебозаготовок в 1925—1926 гг. показали недолговечность этого нового курса: в 1926 г. сельхоз- налог был опять увеличен, а закупочные цены на хлеб снижены на 15—20%. В том же году капиталовложения в промышлен- ность были резко увеличены.
Подобный поворот был следствием разгрома «левой» оппози- ции. Если первоначально идеи, высказывавшиеся «левыми», дис- кредитировались по политическим соображениям, то после их поражения эти же идеи были взяты на вооружение Сталиным для разгрома «правых», что в конечном итоге предопределило конец НЭПа.
Образование СССР
В 1918—1921 гг. процесс объединения территорий бывшей Российской империи шел по двум направлениям:
1 вхождение республик и автономных областей в состав РСФСР;
2 заключение двусторонних договоров между республиками и РСФСР.
В марте 1918 г. была создана первая автономная республика в рамках РСФСР — Татаро-Башкирская. Однако право на нацио- нальное самоопределение быстро вошло в противоречие с инте- ресами центральной власти. Руководство автономии попыталось создать в ней свою мусульманскую организацию РКП(б) и свою мусульманскую Красную армию. Центральные власти, обеспоко- енные ростом подобного национализма, на VII съезде партии в 1919 г. провели постановление о запрещении всех коммуни- стических национальных организаций. Автономные права респуб- лики были значительно урезаны.
В 1920—1922 гг. такой же урезанный вариант автономии был предоставлен другим народам: дагестанцам, монголам, кал- мыкам, киргизам, крымским татарам и т. д. Исключение состав- ляла только Туркестанская АССР, которой была предоставлена более широкая автономия. К концу 1922 г. в РСФСР входило 10 автономных республик и 11 автономных областей.
В марте 1922 г. под давлением центра был создан союз рес- публик Закавказья — Закавказская ССР. В ведение его органов переходили финансы, внешние сношения, оборона, внешняя тор- говля, транспорт и управление экономикой трех республик.
Подписанные в 1919—1921 гг. двусторонние договоры меж- ду РСФСР и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Украиной и Белоруссией создавали систему связи республик через Рос- сию. Оставалось выработать основные принципы внутри новой федерации.
10 августа 1922 г. для выработки проекта будущего федера- тивного государства была образована, комиссия во главе со Ста- линым (народным комиссаром по национальностям). Ровно через месяц комиссией был представлен проект, предполагавший, что все республики войдут в состав РСФСР на правах автономии. Проект был одобрен представителями Армении, Азербайджана и Белоруссии и подвергнут критике со стороны представителей Украины и Грузии. Против плана «автономизации» выступил и Ленин. Он предложил план объединения равных республик, а не подчинения автономных республик РСФСР. Был принят план Ленина. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и избрал новый союзный законодательный орган — Центральный исполнительный комитет (ЦИК).
В ЦИК были избраны четыре председателя, по одному от каждой республики: от РСФСР (России), УССР (Украинской), БССР (Белорусской), ЗСФСР (Закавказской).
Следует отметить, что Совнарком Союза не был образован — его функции взял на себя Совнарком РСФСР.
Союзные документы — Договор и Декларация — провозгласили:
• добровольность объединения;
• равноправие республик в Союзе;
• право выхода из Союза каждой республики;
• право доступа в Союз всем социалистическим республи- кам, как существующим, так и тем, которые будут суще- ствовать в будущем.
Конституция СССР 1924 г. Формирование органов власти
В январе 1923 г. ЦИК СССР из представителей всех респуб- лик была образована комиссия по подготовке проекта новой со- юзной Конституции. Проект Конституции был одобрен ЦИК, и Конституция введена в действие в 1923 г., а текст ее было решено представить II съезду Советов СССР для окончательно- го утверждения. Собравшийся в январе 1924 г. II съезд Сове- тов СССР утвердил Конституцию СССР.
Конституция определяла верховным органом власти нового государства съезд Советов. Очередные съезды Советов долж- ны были созываться ежегодно. Допускался также созыв чрез- вычайных съездов Советов. В период между съездами Советов верховным органом власти СССР являлся Центральный испол- нительный комитет Союза, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Президиум ЦИК СССР стал постоянно работающим учреж- дением, заседаниями которого поочередно руководили четыре председателя: М.И. Калинин (1875—1946), Н.Н. Нариманов (1870—1925), Г.И. Петровский (1878—1958) и Л.Г. Червяков (1892—1937). ЦИК СССР образовал первое союзное прави- тельство — Совет народных комиссаров во главе с В.И. Ле- ниным.
Следует отметить, что, формально являясь федеративным го- сударством, по сути СССР таковым никогда не был. Право на
выход республик из его состава существовало только на бу ге, в действительности же СССР представлял собой практи- чески унитарное государство с достаточно жесткой центра- лизацией, в котором в основу административно-территориаль- ного деления страны был положен национально-этнический принцип.
Для граждан союзных республик устанавливалось единое со- юзное гражданство.
Принципиальное значение для развития советского конститу- ционного законодательства имела глава 7, регламентировавшая деятельность Верховного Суда СССР, который учреждался при ЦИК СССР. Таким образом, в Конституции СССР впервые по- явился раздел о правоохранительных органах и принципах пра- восудия. К компетенции Верховного Суда СССР относились:
• рассмотрение дел по обвинению высших должностных ли~~ Союза в преступлениях по должности;
• обеспечение единства и законности деятельности ниже- стоящих судов;
• разрешение судебных споров между союзными республи- ками, а также подготовка заключений о законности тех или иных нормативных документов союзных республик с точки зрения их соответствия Конституции СССР.
В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. была учреж- дена должность прокурора Верховного Суда СССР, который да- вал заключение по всем вопросам, подлежавшим разрешению этим судом; поддерживал обвинение и опротестовывал в ЦИК СССР судебные решения. В целях объединения усилий союзных республик в борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом Конституция оформила при СНК СССР особый государственный орган — Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), надзор, за законностью действий которого осуществлял прокурор Верховного Суда СССР. Заключительная глава Конституции устанавливала герб и государственный флаг СССР, определяла Москву столицей СССР. 3 апреля 1924 г. в РСФСР была образована комиссия под председательством Д.И. Курского для приведения Конституции России в соответствие с общесоюзным Основным законом. 14 мая 1925 г. XII съезд Советов РСФСР утвердил новый текст Конституции. Органами отраслевого управления в Союзе являлись общесоюзные и объединенные наркоматы. Общесоюзные наркоматы
создавались только в Союзе. Это наркоматы иностранных дел, внешней торговли, военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфа. Объединенные наркоматы имелись в Союзе и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руководили соответствующими наркоматами республик. Третью группу со- ставили республиканские наркоматы, которые имелись только в союзных республиках. Конституция подчеркивала доброволь- ность объединения республик и сохраняла за ними право сво- бодного выхода из Союза. Гарантировалось право союзных республик на постоянство территорий, хотя и допускались тер- риториальные изменения, но только с согласия каждой заинте- ресованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Гражданин каж- дой республики считался одновременно и гражданином Союза.
Переход от восстановления народного хозяйства к периоду ее дальнейшего развития поставил задачи перестройки аппарата управления экономикой. Была изменена структура ВСНХ, в со- ставе которого были созданы управления по отраслям промыш- ленности, а также плановое управление. Роль планирующих ор- ганов значительно повысилась в процессе разработки первого пятилетнего плана. СНК СССР принял специальное постанов- ление о работе Госплана.
Усилилось влияние органов ЦКК РКИ на работу государственного аппарата. Органам ЦКК РКИ большую помощь оказывал актив, общественные организации. При ЦКК РКИ было создано Центральное бюро жалоб трудящихся.
В это время интенсивно развивалась национальная государст- венность народов СССР. В 20—30-е гг. XX в. шел непрерывный рост национально-государственных образований, перерастание менее развитых форм национальной государственности в бо- лее развитые. Так, если в декабре 1922 г., когда образовался Союз ССР, в нем было 15 национальных государств (4 союзные и 11 ав- тономных республик), то к декабрю 1936 г. союзных республик стало 11, а автономных — 22. Это объясняется национально-го- сударственным размежеванием в Средней Азии, проходившем в 1925—1929 гг. III съезд Советов СССР (май 1925 г.) принял в состав союзного государства Узбекскую и Туркменскую ССР на основании деклараций первых съездов Советов этих вновь обра- зованных республик.
Новое государство нуждалось не только в дипломатическом признании, но и в экономическом сотрудничестве с зарубежны- ми странами для подъема разрушенной экономики. Однако это- му сотрудничеству препятствовал отказ России выплачивать долги прежних правительств. Крупные державы воздерживались от дипломатического признания нового государства, настаивая на соблюдении СССР норм международного права:
• выплате дореволюционных государственных долгов Рос- сии;
• возмещении национализированной собственности ино- странных граждан и компаний на российской территории.
В конце 1921 г. советское правительство направило западным державам ноту, в которой выражало готовность признать царские долги в обмен на экономическою помощь кредитами и предлагало созвать для урегулирования этих проблем конференцию. В 1922 г. по предложению советского правительства в Генуе состоялась международная конференция. Ее участниками стали 34 страны. Советскую делегацию возглавил народный комиссар иностранных дел Г. Чичерин. Однако конференция не принесла желаемых результатов. Чичерин потребовал возмещения ущерба, нанесенного интервенцией, сумма которого превышала долги России.
В период конференции в предместье Генуи Рапалло был под- писан договор с Германией. Согласно Рапалльскому договору Россия и Германия:
• отказывались от взаимных претензий;
• возобновляли дипломатические отношения;
• обменивались консулами;
• предоставляли друг для друга режим наибольшего благо- приятствования в торговле.
Кроме этого Германия получала возможность:
• разместить в советской стране свои центры подготовки во- енных;
• производить на территории России при участии своих спе- циалистов оружие.
1924 г. стал годом дипломатического признания СССР. Были установлены дипломатические отношения более чем с 20 страна- ми мира: Англией, Францией, Италией, Данией, Швецией, Авст- рией, Грецией, Мексикой, Китаем, Японией. Однако не обошлось и без конфликтов: разрыв отношений с Англией в 1927 г. (отно- шения были возобновлены в 1929 г.), с Китаем в 1929 г.
Изменение государственного управления в период отмены НЭПа
XIV съезд РКП(б) (1925 г.) в качестве важнейших задач эко- номики определил следующие:
• обеспечение экономической самостоятельности страны;
• превращение СССР из страны, ввозящей машины и обо- рудование, в страну, производящую их;
• курс на индустриализацию страны.
В 1926 г. на партконференции было принято решение о рез- ком увеличении капиталовложений в промышленность. Это ре- шение совпало с реформой сельхозналога, ставка которого была не только увеличена, но и распределена в зависимости от дохо- да: самые бедные хозяйства от налога освобождались, а на наиболее зажиточные должно было прийтись около 50% всей требуемой суммы. Начался очередной нажим на сельское хозяй- ство с целью выкачивания средств для развития промышлен- ности. Закупочные цены на сельхозпродукты были опять пони- жены.»
Стало очевидным, что план по хлебозаготовкам в 1927 г. не будет выполнен. Вновь начались трудности в снабжении продук- тами городов: в промышленных центрах вводились нормирован- ное распределение продуктов и хлебные карточки. Начавшийся рывок в индустриализации (строительство Днепрогэса, Турк- сиба) оказался под угрозой срыва. Нехватка хлеба не только
заставила сократить его экспорт, но и пойти на закупку продав вольствия за рубежом.
Ситуация усугубилась нарастающей инфляцией. Чтобы снизить цены на промышленные товары, власти предприняли широкую эмиссию, выбросив в оборот необеспеченные товаром денежные купюры.
В 1928 и 1929 гг. политика чрезвычайных мер была продол- жена. Власть, стимулируя недовольство населения городов про- тив «вредителей-кулаков», развернула широкую кампанию рек- визиций хлеба.
Хлебозаготовительный кризис 1927 г. вновь остро поставил наповестку дня вопрос о дальнейшем пути экономического раз- вития страны. И в очередной раз решение этого вопроса оказа- лось обусловлено не столько реалиями экономики, сколько схватками за власть в высшем руководстве страны.
Расправившись с «левой» оппозицией, Сталин переключился на «правую». Отношения между ним и Бухариным постепенно ухудшались. Сталин, поддерживавший экономические взгляды Бухарина в период борьбы с Троцким, начинал тяготиться явной популярностью «любимца партии», как он сам именовал Буха- рина. С его подачи в партии развернулась критика «правого ук- лона». Бухарин был обвинен в поддержке «кулака» и «ревизии ленинизма». В 1929 г. Сталин выступил с обвинением группы «в составе Бухарина, Томского, Рыкова» в «правом уклоне», вы- ступающей «не за ликвидацию капиталистических элементов в деревне, а за их свободное развитие». Бухарин был обвинен также в налаживании контактов с троцкистами против «партии и ЦК». «Правая» оппозиция была разгромлена, Бухарин ли- шился постов редактора «Правды» и председателя Коминтерна, исключен из Политбюро, Рыков был смещен с поста председа- теля Совнаркома. Одержав победу в борьбе за лидерство, И.В. Сталин взял на себя функции единолично определять курс дальнейшего развития государства и общества. В ноябре 1928 г. на заседании ЦК ВКП(б) он заявил, что Россия догнала и перегнала западные государства в области политики, однако для победы социализма необходимо перегнать капиталистические страны в техническом, и экономическом отношениях. В феврале 1931 г. на Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности Сталин усилил акцент на форсированном развитии военно-промышленного комплекса: «История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость... Мы отстали от передовых
стран на 50—100 лет. Мы должны преодолеть это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». С этой целью Сталин единолично завысил основные показатели уже утверж- денного первого пятилетнего плана развития народного хозяй- ства СССР (1929—1933) и одобрил инициативу о выполнении пятилетки в четыре года.
Таким образом, был избран вариант развития страны, рассчи- танный на стремительный рывок, во многом не подкрепленный материальными ресурсами. Индустриализация проходила в тя- желых условиях, прежде всего потому, что не хватало обо- ротных средств. Внутренние свободные ресурсы страны были невелики, хотя потенциал был колоссальным. На зарубежную помощь рассчитывать не приходилось. Однако без поставок за- рубежного оборудования, без привлечения иностранных специа- листов обойтись было нельзя. Поэтому на первый план вышел вопрос получения твердой валюты, которую добывали, в частно- сти, путем распродажи сокровищ музеев, экспортом леса, зерна, сырья. В связи с этим хлебозаготовительный кризис 1927— 1928 гг., когда удалось собрать зерновых только три четверти от уровня 1926 г., поставил под угрозу валютные поступления и послужил непосредственным поводом к отказу от дальнейше- го продолжения НЭПа.
В январе 1928 г. Политбюро ЦК ВКП(б) сочло возможным в виде исключения применить административный нажим в отно- шении крестьян, которые отказывались продавать государству хлеб. В этом случае следовало обвинение по ст. 107 УК РСФСР 1926 г. (спекуляция), предание суду и наказание в виде ли- шения свободы на срок не менее 3 лет с полной или частичной конфискацией имущества. Сталин сделал вывод о необходимо- сти усиления государственного вмешательства в сельское хо- зяйство, смещение акцента с добровольной кооперации на при- нудительную коллективизацию под лозунгом «Борьба за хлеб — борьба за социализм!». Ноябрьский (1929) Пленум ЦК ВКП(б) одобрил этот курс, что означало конец НЭПа. 27 декабря 1929 г. Сталин провозгласил переход от политики ограничения (лишение избирательных прав, повышение налогообложения) так называемых эксплуататорских элементов и «нэпманов» к их ликвидации как класса.
В результате осенью 1929 г. фактически произошел государ- ственный переворот под названием «Великий перелом».
Изменился персональный состав руководства страной. Из выс- ших органов партии и государственной власти были изгнаны
политические оппоненты Сталина, который остался единстве ным членом «команды», пришедшей к власти в октябре 1917 г . во главе с В.И. Лениным.
Произошла резкая смена государственной политики и мет дов ее проведения. НЭП с установкой на хозрасчет, материал- ные стимулы заменялся политикой жесткого администрирова ния. В рамках этой государственной политики важное мест принадлежало революционно-патриотическому энтузиазму тру- дящихся. Однако все более существенную роль среди методов государственного руководства стали играть массовые репрессии.
Партийные резолюции 1928—1929 гг. закрепили сталинские тезисы о необходимости догнать и перегнать капиталистические страны путем ускоренной индустриализации и развития социа- листического сектора в сельском хозяйстве. Началась разра- ботка планов в ВСНХ, в Госплане.
Первый пятилетний план, утвержденный на XVI парткон- ференции (апрель—май 1929 г.) и на V съезде Советов еще базировался на принципах НЭПа: усиление хозрасчета, введение его на уровне каждого предприятия (ранее хозрасчет существо- вал только на уровне трестов), сбалансированность развития сельского хозяйства и промышленности. Однако Сталин настаи- вал на более высоких темпах коллективизации.
Государственное управление в период коллективизации и индустриализации страны
Уже летом 1929 г. в обход только что принятого пятилетнего плана выдвигается лозунг «сплошной коллективизации» целых округов. Показатели темпов коллективизации завышались бук- вально с каждым месяцем.
Цифра коллективизации крестьянских хозяйств выросла с 5 млн с начала 1929 г. до 30 млн к концу этого года.
Массовая коллективизация проводилась ускоренными темпа- ми. Все парторганизации в деревне получили подкрепление из свежих кадров: 25 тыс. рабочих были отправлены в деревни для проведения в жизнь партийных решений. Партийные органи- зации деревни были мобилизованы на выполнение двух задач: 1) заготовительная кампания методом продразверстки. Рыноч- ные отношения были свернуты, продолжалась «чрезвычайщина». Массовый характер подобных мер привел к тому, что уже в 1929 г. путем продразверстки государство получило на 60% больше зерна, чем в прошлом; 2) коллективизация в деревне.
Сельские коммунисты были обязаны вступать в колхозы. Ор- ганы сельхозкооперации, владевшие немногочисленной техни- кой, обязывались предоставлять ее только колхозам. Массовое раскулачивание затрагивало середняков, самые широкие слои крестьянства в целом.
Насильственные методы в деревне вызвали немедленную от- ветную реакцию. Крестьяне начали массовый забой скота; было зарегистрировано более 1 тыс. случаев насилия в отношении «официальных лиц»; только с января по март 1930 г. в стране произошло свыше 2 тыс. антиколхозных восстаний, многие из которых подавлялись частями Красной армии.
Неудачи политики ускоренной коллективизации вынудили руководство страны пойти на определенные уступки: в марте 1930 г. Сталин в статье «Головокружение от успехов» возложил ответственность за «перегибы» в темпах коллективизации на местные органы власти. Было принято постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном дви- жении». Начался массовый выход крестьян из колхозов. Однако в том же 1930 г. политика ускоренной коллективизации продолжилась. Поборы хлеба с колхозов достигали 50 - 60%, а иногда и 70% урожая, но государство таким образом получило в 2 раза больше зерна, чем в последние годы НЭПа. Это стимулировало продолжение политики коллективизации. Отобранное зерно в большей степени предназначалось для вывоза в Германию в обмен на кредиты под покупку промышленного оборудования для индустриализации. Средства, получаемые из сельского хозяйства, перекачивались в промышленность, инвестиции в само сельское хозяйство не осуществлялись. Планы индустриализации в промышленности были рассчитаны на выполнение масштабных задач. Первый пятилетний план предполагал за 5 лет:
• рост промышленной продукции на 136%;
• рост производительности труда на 110%;
• снижение себестоимости промышленной продукции на 35%;
• завершение строительства Днепрогэса и Турксиба к 1930 г.;
• приоритет нужд тяжелой промышленности (она получала 78% всех капиталовложений).
Несмотря на критику плана «правой» оппозицией (оппозицио- неры считали его выполнение нереальным), XVI съезд партии в 1930 г. одобрил ускорение темпов индустриализации, выдви- нув лозунг «Пятилетку в четыре года!».
Однако эти планы не были выполнены из-за нехватки сырья, топлива, рабочей силы и оборудования. К 1930 г. 40% всех капиталовложений в промышленность были «заморожены» в неза- вершенных проектах, что отразилось на других отраслях экономики.
Выход из положения дефицита материальных ресурсов был найден в политике приоритетного их распределения между пред- приятиями. Несколько ударных, хорошо снабжаемых объектов (50—60 строек) ставились в пример всей стране.
Определенным источником выкачивания средств являлось сельское хозяйство, но при его низком уровне эти средства не могли быть столь уж велики. Государство пошло на крупный заем у населения, отнюдь не всегда строившийся на доброволь- ной основе. Принудительные займы при низком прожиточном уровне вызывали недовольство. Другим крупным источником стала эмиссия денег — общая денежная масса увеличивалась в среднем в 2 раза быстрее, чем произведенная промышленно- стью продукция.
За 5 лет общий объем денежной массы увеличился на 180%, розничныецены при этом выросли за тот же период на 250— 300%, а покупательная способность снизилась на 40%. Эмис- сия стимулировала инфляцию, однако позволяла государству накапливать капиталовложения. Большую прибыль во внутрен- ней торговле государство извлекало из торговли водкой, про- изводство которой увеличивалось гигантскими темпами. Крупным источником валюты был экспорт, причем не только зерна. Наибольшие прибыли приносил вывоз нефтепродуктов и леса, вывозились пушнина, лен. Экспорт зерновых не прекращался даже тогда, когда в стране свирепствовал голод. Однако даже эти колоссальные капиталовложения не могли постоянно стимулировать рост темпов развития промышленности. Если в 1928—1929 гг. темп ее развития составлял 23,7%, то уже к 1933 г. этот процент понизился до 5%. Такое падение было следствием исчерпанности перспектив роста экстенсивным путем развития.
Итоги первой пятилетки
Миф о том, что первый пятилетний план был выполнен не только по всем показателями, но еще и досрочно — за 4 года и 3 месяца, поддерживался в официальной печати. Однако властям были отлично известны реальные цифры: ни по одному показателю, ни по одной отрасли утвержденные планы не были достигнуты. Уже в 1931 г. власти стремились стимулировать развитие прибыльности предприятий (с 1930 г. промышленность перестала
быть рентабельной). Для этого вновь вернулись к практике сво- бодной торговли: предприятиям и колхозам была разрешена про- дажа сверхплановой продукции на рынке.
Ставка на интенсивный путь экономического развития сыг- рала положительную роль: производительность труда выросла в 2 раза, что в свою очередь сказалось на общих темпах разви- тия промышленности. Однако и второй пятилетний план не был реализован. Из 46 показателей плана выполненными на повер- ку оказались только 10, выполнение же остальных не превы- шало 70—77% от намеченного. Темп развития легкой промыш- ленности уступал темпу развития тяжелой промышленности.
Однако не следует преуменьшать масштабы произошедшего за несколько лет промышленного скачка. Из страны, ввозящей машины, СССР всего за несколько лет превратился в страну, производящую оборудование. Отставание от западных стран было значительно сокращено.
Индустриализация была направлена в основном на развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса. Остальные отрасли, в особенности легкая промышленность, не получили должного развития, и разрыв между товарами группы «А» и группы «Б» оказался весьма значительным. В стране ска- зывалась нехватка товаров народного потребления.
Реформа военного управления
После окончания Гражданской войны в обстановке жестокой разрухи народного хозяйства, в сложных внешнеполитических условиях перед Советским государством встали неотложные задачи в области военного строительства, которые по своей мно- гоплановости, масштабам и значимости обусловили проведение военной реформы.
Конкретными причинами военной реформы являлись:
экономические — необходимость сокращения расходов на оборону в связи с ограниченными материальными возможностя- ми страны; внешнеполитические — руководствуясь концепцией «СССР во враждебном капиталистическом окружении», требо- валось повысить обороноспособность государства;
военные — следовало, не снижая достигнутого в годы вой- ны уровня боевой мощи Красной армии, осуществить ее пере- вод на мирное положение, сократить численность, определить пути дальнейшего развития в новых условиях.
Комиссия ЦК РКП(б), проверявшая в 1924 г. состояние во руженных сил после их сокращения, пришла к выводу, чт «в настоящем своем виде Красная Армия не боеспособна».
Политбюро ЦК РКП(б) предложило Военной комиссии Ц" совместно с Реввоенсоветом СССР разработать план мероприя- тий по коренному улучшению положения Красной армии, кото- рый был утвержден 6 марта 1924 г. и составил основу военной реформы.
С военной точки зрения наиболее целесообразной являлась бы кадровая армия минимальной численностью 1,5—2 млн человек. Но содержать такую армию Советское государство в 20-е гг. было не в состоянии. Поэтому к лету 1924 г. Красная армия была до- ведена до 562 тыс. человек, т. е., сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г. Она с трудом могла прикрыть мобилизацион- ное развертывание вооруженных сил в случае войны.
В этой ситуации выход был найден в сочетании кадровой ар- мии с милиционной системой. Такая система получила название смешанной. Именно строительство вооруженных сил на сме- шанной основе составило суть, основное содержание военной реформы.
Все это облегчило условия перехода к наиболее целесообраз- ной форме руководства войсками — единоначалию, которое вво- дилось в двух формах. Полное единоначалие устанавливалось, если командир являлся членом РКП(б). При командирах-единоначальниках учреждалась должность помощника по политической части. Неполное единоначалие предполагало сосредоточение в руках командира строевых, административных и хозяйственных функций. За комиссаром сохранялось право контроля и функции руководства партийной и политической работой. К началу 30-х гг. полное единоначалие стало основной формой в Красной армии. Строительство советских вооруженных сил на смеш
|