Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение судебной системы в 1922—1926 гг.

Поиск

В 1922—1926 гг. была перестроена судебная система, учреж-
дены адвокатура, прокуратура и нотариат, реорганизованы ор-
ганы государственной безопасности и милиции.

В основу судебной реформы были положены идеи об учреж-
дении институтов прокуратуры и адвокатуры, упразднении всех
чрезвычайных судов и создании на демократических принципах
единой системы судебных органов.

Начало преобразования было положено утверждением ВЦИК
в мае 1922 г. Положений о прокуратуре и об адвокатуре. Проект
закона об учреждении прокуратуры встретил при обсуждении
серьезные возражения как сторонников так называемой «ре-
волюционной целесообразности», выступавших вообще против


создания специального органа надзора за законностью, так ино
которыхработников органов власти, требовавших «двойного.,
подчинения прокурорских органов или же исключения общего
надзора из ее функций.

В.И. Ленин в письме «О "двойном" подчинении и закон-
ности» выступил против таких мнений и сформулировал прин-
ципиальные установки организации и деятельности советской
прокуратуры, в соответствии с которыми и было принято Поло-
жение о прокурорском надзоре.

Согласно Положению прокуратура учреждалась «в целях
осуществления надзора за соблюдением законов и в интереса
правильной постановки борьбы с преступностью». Сочетание
в деятельности советской прокуратуры двух функций состави -
ло одно из принципиальных ее отличий от дореволюционной
российской прокуратуры.

В октябре 1922 г. ВЦИК утвердил положение о судоустрой-
стве РСФСР, которое определило, что задачами советских судов
являются:

во-первых, защита завоеваний пролетарской революции,

во-вторых, обеспечение интересов государства, а также прав
трудящихся и их объединений.

Вместо действовавших ранее на территории Советской России
общих судов и революционных трибуналов учреждалась еди-
ная трехзвенная система, состоявшая из районного, областного
(губернского) и Верховного Суда РСФСР. Вместе с тем «вре-
менно» допускались специальные суды (военные и военно-транс-
портные трибуналы, земельные и арбитражные комиссии, особые
трудовые сессии народных судов).

Основным звеном судебной системы стал районный на-
родный суд,
действовавший, как правило, в составе постоянно-
го судьи и двух народных заседателей. Он должен был рассмат-
ривать до 90% всех дел.

Областной (губернский) суд стал первой инстанцией по
наиболее важным уголовным и гражданским делам и второй
(кассационной) инстанцией для районных народных судов. Верховный Суд РСФСР стал первой инстанцией для дел особой государственной важности, кассационной инстанцией — для областных (губернских) судов. Кроме того, Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами республик. С этой целью он мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давать разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.


Предварительное расследование уголовных дел должны были
осуществлять народные следователи, состоявшие при областных
(губернских) судах и Верховном Суде РСФСР. Завершением
преобразований судебных органов являлось учреждение при
ЦИК СССР Верховного Суда СССР, а также должности проку-
рора Верховного Суда СССР.

Сложившаяся система судебных и прокурорских органов,
а также адвокатуры и нотариата была закреплена в Основах су-
доустройства СССР и союзных республик, принятых ЦИК СССР
в октябре 1924 г.

Были приняты некоторые меры по реорганизации советской
военной юстиции. Революционные военные трибуналы являлись
практически ведомственными судами. Прежде всего, было не-
обходимо ликвидировать эту организационную разобщенность.
Положение о судоустройстве СССР от 1922 г. установило, что
все военные судебные учреждения «действуют под общим конт-
ролем и наблюдением Наркомюста и Верховного Суда СССР».
Организация деятельности военных судов и надзор за ними
возлагались на Военную и Военно-транспортную коллегии Вер-
ховного Суда РСФСР. С утверждением Верховного Суда СССР
руководство деятельностью военных трибуналов перешло к его
Военной коллегии. С этого времени военные трибуналы стали
общесоюзными судами. Военные коллегии Верховного Суда
РСФСР были упразднены.

Органы военной прокуратуры были созданы одновременно
с общей прокуратурой в 1922 г. Военные прокуроры учрежда-
лись при всех видах трибуналов. Во главе военной прокуратуры
находился помощник прокурора республики. После образования
СССР органы военной прокуратуры были переданы в подчи-
нение прокуратуре Верховного Суда СССР. С этого времени во-
енная прокуратура стала представлять собой единую центра-
лизованную систему во главе с прокурором Верховного Суда
СССР и его помощником по Военной коллегии Верховного Суда
СССР. В целом в результате судебной реформы в Советской России
были сформированы некоторые демократические начала отправ-
ления правосудия, образованы адвокатура и прокуратура, созда-
на единая система судебных органов. Вместе с тем сначала временно, а с 1926 г. на постоянной основе сохранялись особые судебные органы в виде военных трибуналов. Кроме того, начиная с 1922 г. стали создаваться органы внесудебных репрессий в виде Особой комиссии НКВД РСФСР, Особого совещания ОГПУ СССР.


Реорганизация чрезвычайных органов государственной
власти (ВЧК — ГПУ — ОГПУ) и милиции

Переход к НЭПу, развитие демократических начал Советско-
го государства обусловили необходимость реорганизации ВЧК и»
ее органов на местах.

Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК была преобразо -
вана в Государственное политическое управление (ГПУ) при
НКВД РСФСР. В автономных республиках и областях — при
соответствующих ЦИК и в губерниях — при исполкомах Сове-
тов создавались политические отделы, а в армии и на флоте —
Особые отделы.

На ГПУ и ее органы возлагались следующие задачи:

1) подавление открытых контрреволюционных выступлений;

2) борьба с контрреволюционными преступлениями, шпиона-
жем, бандитизмом;

3) политическая охрана границ Советского государства, борь-
ба с контрабандой, охрана железнодорожных и водных путей со-
общения;

4) выполнение особых поручений Президиума ВЦИК и СНК
по охране революционного порядка.

16 октября 1922 г. ВЦИК наделил ГПУ правом применять
внесудебную репрессию вплоть до расстрела в отношении лиц,
взятых с поличным на месте совершения бандитских налетов
и вооруженных ограблений. Особой комиссии НКВД этот закон
предоставил право высылать и заключать в лагеря принудитель-
ных работ на срок до трех лет деятелей антисоветских по-
литических партий и лиц, дважды судимых, в том числе и за
общеуголовные преступления (кражи, грабежи, разбой, хулиган-
ство и т. д.). В этом случае наказание применялось не за но-
вое преступление, а в порядке профилактики.С образованием СССР органы ГПУ были объединены в об-
щесоюзном масштабе. Конституция СССР 1924 г. закрепила
создание Объединенного государственного политического управ-
ления при СНК СССР, определила его цели и положение в сис-
теме органов государства. В ноябре 1923 г. Президиум ВЦИК
утвердил Положение об ОГПУ и его органах. В непосредственном распоряжении ОГПУ находились специальные воинские формирования. Сотрудники ОГПУ по своему правовому положению были приравнены к военнослужащим. В первой половине 1924 г. права ОГПУ по внесудебным репрессиям были расширены.


29 марта 1924 г. ЦИК СССР утвердил Положение о правах ОГПУ в части административных высылок и заключений в концентрационный лагерь на срок до трех лет. Вынесение постановления о высылке и заключении в концлагерь в отношении лиц, признаваемых социально-опасными, возлагалось на Особое совещание в составе трех членов коллегии ОГПУ с обязательным участием прокурора. 1 апреля 1924 г. Президиум ЦИК СССР предоставил Особому совещанию ОГПУ «право внесудебного разбора дел и расправы с применением высшей меры наказания». Отказ от чрезвычайных мер «военного коммунизма», поиск организационных форм и методов деятельности, соответствующих новым условиям жизни страны, а также режим жесточайшей экономии и сокращение административно-управленческих расходов, определили организационные и функциональные изменения органов внутренних дел РСФСР. 24 мая 1922 г. ВЦИК и СНК утвердили Положение о народ-
ном комиссариате внутренних дел РСФСР, которое определило,
что его основными задачами являются:

• наблюдение за организацией и деятельностью местных ор-
ганов управления в качестве исполнительного аппарата
Президиума ВЦИК;

• наблюдение за исполнением постановлений и распоря-
жений центральной и местной власти административного
характера и понуждение к их выполнению всеми имеющи-
мися в его распоряжении средствами;

• руководство по организации и развитию коммунального
хозяйства.

Наркомат внутренних дел состоял из Организационно-админи-
стративного управления; Главного управления милиции; Главного
управления принудительных работ; Центрального управления по
эвакуации населения; Главного управления коммунального хозяй-
ства. С февраля 1922 по ноябрь 1923 г. в состав НКВД входило
Государственное политическое управление.

На Рабоче-крестьянскую милицию возлагалось:

• поддержание порядка и спокойствия в стране и обеспече-
ние выполнения административных постановлений и рас-
поряжений центральной и местной власти;

• окарауливание (охрана) учреждений и сооружений обще-
государственного и исключительного значения (телеграф,
телефон, почта, водопровод и др.);

• охрана лесов, складов топлива, сырья, сельхозпродуктов;


• охрана лагерей принудительных работ;

• поддержание порядка на всех путях сообщения РСФСР
и сопровождение перевозимых грузов;

• содействие органам всех ведомств при проведении в жизнь
возложенных на них задач.

Во исполнение решения XI съезда РКП(б) от 2 апреля 1922 г.
«О финансовой политике» милиция была переведена на местный
бюджет, а в августе 1923 г. — произведены крупные организа-
ционно-штатные изменения структуры НКВД. Организационно-
административное управление, ГУМ и Центророзыск были объ-
единены в Центральное административное управление (ЦАУ).
На местах (к августу 1924 г.) при соответствующих исполкомах
Советов были сформированы административные отделы, которые
руководили милицией, уголовным розыском, осуществляли ин-
спекцию мест заключения.

Перевод на местный бюджет обусловил жесткую зависимость
милиции от местных органов власти, которые стали широко
практиковать привлечение ее сотрудников к задачам, не отно-
сящимся к охране общественного порядка (посыльные при ис-
полкомах местных Советов, контролеры общественного транс-
порта, курьеры служебной переписки). Характерным явлением того времени являлось привлечение трудящихся (на общественных началах либо в форме повинности) к охране общественного порядка. Предполагалось, что таким образом сократятся расходы на штатный личный состав милиции. С этой целью 27 марта 1924 г. ВЦИК и СНК приняли Декрет о сельских исполнителях, которые учреждались при
сельских Советах для «охраны общественного порядка, личной
и имущественной безопасности граждан». Кроме того, сельские
исполнители должны были осуществлять «законные приказы
о задержании граждан, охранять и конвоировать задержанных
и вообще наблюдать за исполнением порядка, установленного
советскими законами». В результате этих усилий численность личного состава милиции и уголовного розыска к 1927 г. была сокращена более чем на 50% и составляла соответственно 36 тыс. и 5 тыс. человек,
что отрицательно сказалось на деятельности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В целом же к концу рассматриваемого периода роль и место НКВД в государственном механизме советской власти оценивалась низко, чему в немалой степени способствовали субъективные обстоятельства. Так, в 1923 г. А.Г. Белобородов в годы Гражданской войны был председателем Уральского областного


Совета) сменил Ф.Э. Дзержинского на посту наркома внутрен-
них дел. Однако в ноябре 1927 г. был снят с должности «как
активный участник троцкистской оппозиции» и репрессирован.
Новый нарком В.Н. Толмачев также продержался недолго, он был
обвинен в заговоре против И.В. Сталина и в январе 1931 г. также
снят с должности и репрессирован.

Вопрос о ликвидации наркомата все более назревал, тем бо-
лее что на функции милиции претендовало всесильное ОГПУ,
на систему тюрем и лагерей — Наркомюст, а ВСНХ стремился
«прибрать к рукам» коммунхоз и пожарную охрану.

Развитие системы права

В 20-е гг. XX в. была проведена кодификация советского
законодательства. В результате кодификации была создана сис-
тема советского права. Между всеми его отраслями существо-
вала внутренняя согласованность, определявшаяся единством
политического содержания. Кодификационная деятельность про-
водилась во всех союзных республиках. Как правило, соответст-
вующие кодексы РСФСР брались за образец. Отдельные рес-
публики иногда полностью распространяли действие российских
кодексов на свою территорию.

НЭП потребовал разработки и принятия Гражданского кодек-
са (ГК). ГК РСФСР 1922 г. послужил точкой отсчета для дальней-
шего развития советского гражданского права. Основным итогом
его реализации стало практически полное исчезновение к середине
30-х гг. крупной частной собственности, вытеснение «частников»
из промышленного производства и магазинной торговли.
ГК РСФСР 1922 г. явился образцом для принятых в 1923 г. граж-
данских кодексов других союзных республик. Туркменская, Тад-
жикская и Узбекская ССР объявили ГК РСФСР действующим на
своей территории.

К маю 1922 г. был готов проект Уголовного кодекса и после
постатейного обсуждения на четырех заседаниях ВЦИК он был
принят 26 мая 1922 г. и введен в действие с 1 июня 1923 г.

В связи с принятием «Основных начал» республики должны
были привести свои уголовные кодексы в соответствие с обще-
союзным законом. В РСФСР новый УК был принят 22 ноября
1926 г. УК РСФСР 1926 г. не внес серьезных изменений в сло-
жившуюся к тому времени систему уголовного законодатель-
ства. УК РСФСР 1926 г. просуществовал с изменениями и до-
полнениями до 1961 г.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.124.161 (0.012 с.)